Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право на жизнь: содержание и гарантии.




Ст 20 Конституции РФ закрепляет право на жизнь.

 

· Во-первых, оно выражается в праве на физическое существование. Человек приходит в этот мир именно для того, чтобы жить — дышать, чувствовать, исполнять свои природные функции

· Во-вторых, право на жизнь связано и с правом не быть произвольно лишенным жизни. Самая главная ценность нашей цивилизации — жизнь человека. Общество считает трагедией, если для кого-то жизнь потеряла смысл и человек решил уйти из нее, хотя можно признать, что человек сам вправе определить свою судьбу. Тем более общество не может позволить, чтобы кто-то бездумно или корыстно распоряжался чужой жизнью.

· В-третьих, право на жизнь охраняется государством. Посредством государственных законов и действий государственных органов обеспечивается охрана жизни человека. Меры эти разнообразны — охрана жизни от уголовных преступлений, ответственность за правонарушения, которыми создаются опасные для жизни условия труда, хранения и перевозки материалов, испытания и эксперименты, обеспечение медицинской помощи и т. д

· В-четвертых, лишение жизни человека как наказание за его преступление если и возможно, то лишь как крайняя мера. Конституция РФ разрешает ее как исключительную меру наказания, применяемую за определенные виды преступлений и в специальном судебном порядке.

 

И тут любимое постановление и определение КС:

Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан"

Инициатор: Московский городской суд, а также граждане В.Ю.Гризак, О.В.Филатов и Н.А.Ковалев.
Позиция инициатора: Рассмотрение судом без участия присяжных заседателей дела о преступлении, за которое возможно назначение наказания в виде смертной казни, нарушает права, предусмотренные статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, а также противоречит ее статьям 6 и 19, гарантирующим равенство прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации. Поэтому постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года, допускающее в регионах, где отсутствуют суды присяжных, рассмотрение таких дел судом в составе судьи и двух народных заседателей, является, по мнению заявителя, дискриминационным.

 

Позиция Кс: Отсутствие в настоящее время закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации реализацию гарантированного статьей 20 (часть 2)Конституции Российской Федерации права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, не может служить препятствием к рассмотрению дел указанной категории иным составом суда. Однако при этом на территориях девяти субъектов Российской Федерации, где созданы суды присяжных, обвиняемые в преступлениях, за совершение которых установлена смертная казнь, при определении меры наказания не должны ставиться в неравноправное положение по сравнению с обвиняемыми в таких же преступлениях на территориях, где суд присяжных не функционирует. В такой ситуации впредь применение исключительной меры наказания судом с участием присяжных заседателей исказило бы предназначение и существо права, гарантированного ст 20 ч2 Конституции Российской Федерации и, кроме того, явилось бы существенным нарушением принципа равенства, закрепленного ее статьей 19.

В этой связи по смыслу статьи 20 (часть 2)в ее взаимосвязи со статьями 19, 46и 120Конституции Российской Федерации с момента вступления в силу настоящего Постановления Конституционного Суда Российской Федерации и до введения в действие федерального закона, реально обеспечивающего на всей территории Российской Федерации в любой из возможных форм организации судопроизводства каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом установлено наказание в виде смертной казни, права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, эта исключительная мера наказания назначаться не может, независимо от того, каким составом суда рассматривается дело - судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.

Итог:

Смертная казнь применяться не может, пока во всех субъектах не будет суда присяжных.

9 ноября 2009 года состоялось слушание дела по ходатайству Верховного Суда РФ об официальном разъяснении отдельных положений Постановления КС РФ от 02.02.99 № 3-П. Рассматриваемые нормы касаются вопроса о том, может ли в России с 1 января 2010 года назначаться в качестве наказания смертная казнь. В пункте 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» указано, что до введения в действие возможности рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может. При этом в силу федерального законодательства на территории Чеченской Республики (единственного региона Российской Федерации, где в настоящее время институт присяжных заседателей не функционирует) суд присяжные вводится в действие с 1 января 2010 года. То есть формальные препятствия для назначения смертной казни отпадают. Однако Российская Федерация подписала Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. Данный Протокол до настоящего времени Российской Федерацией не ратифицирован, однако от участия в нем она не отказалась. Кроме того, с момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года № 3-П, т.е. уже более 10 лет, на территории Российской Федерации смертная казнь не назначается и в исполнение не приводится. В соответствии с частью 2 статьи 20 Конституции России смертная казнь применяется впредь до ее отмены, то есть указывается на ее временный характер. Это породило у юристов неоднозначное мнение о возможности назначения после 1 января 2010 года смертной казни. И у судов общей юрисдикции Российской Федерации могут возникнуть сомнения относительно того, возможно ли после введения судов с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации назначение наказания в виде смертной казни.

Гарантии:

Прежде всего отказ государства от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, проведение миролюбивой внешней политики; целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия, террористическими акциями и обеспечение всеми его (государства) возможностями безопасной среды существования личности; общегосударственные мероприятия в сфере здравоохранения, надлежащее медицинское обслуживание, борьба с наркоманией, предупреждение и профилактика дорожно-транспортных происшествий, обеспечение пожарной безопасности и др. Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека, охраной животного мира, атмосферного воздуха, иных природных объектов, обеспечением комплекса мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.

Эфтаназия- практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания.

Эфтаназия:

Разрешена в Нидераландах, Бельгии, Канаде, некоторых штатах США

Официально не запрещена, но допускается: Япония, Колумбия

Запрещена: Россия, Азейбарджан










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 523.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...