Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В.Гоголя «Шинель».




«Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — сказал В.Г.Белинский. Эта повесть считается краеугольным камнем критического реализма – такого направления в искусстве, которое стремится к правдивому, исторически-конкретному изображению жизни.

Гоголь за основу сюжета любого произведения берёт парадоксальный случай, то есть то, чего не должно быть. «Шинель» не исключение. Идея подсказано анекдотом о бедном чиновнике, копившем деньги на дорогое ружьё, потерянное им во время первой охоты на уток. Он заснул в лодке… Сослуживцы собрали деньги на новое ружьё и спасли человека от самоубийства.

Акакий Акакиевич (герой «Шинели») не таков. Он назван в честь отца именем Акакия Синайского и несёт черты праведничества и подвижничества. Вся его жизнь – антижитие. Образ маленького человека (созданный Пушкиным тип героя) воплощён в бедном чиновнике, которому уже за 50, жалование мизерное, условия жилья нищенские, о семье он и мечтать не смеет. Новая шинель для суровой питерской зимы – вот предел его мечтаний, возможно, мелких. По иронии судьбы он теряет тяжело доставшуюся вещь в первый же день – его грабят на пустыре, когда Башмачкин возвращается «из гостей». Он ищет помощи и защиты и в поисках истины доходит до приёмной значительного лица.

Эпизод их встречи играет в повести роль кульминации – точки перелома действия. Когда несчастный вошёл в кабинет, значительное лицо беседовал с бывшим однокашником и решил продемонстрировать ему свою власть над людьми. И без того робкий А.А. так напугался, что потерял способность двигаться и был вынесен из кабинета, после чего вскоре умер в своей каморке.

На смерти героя повесть не заканчивается. Фантастический финал готовит вторую встречу Башмачкина со знач. лицом. Первый в облике привидения отнимет шинель у второго и пробудит задремавшую совесть: чиновник не поедет к любовнице, а вернётся к жене. «Я брат твой» — главная мысль этой повести. Повести о любви. Христианской. Каждого человека к себе подобному.

В чём смысл названия рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека»?

Рассказ Шолохова «Судьба человека», опубликованный вскоре после знаменитого закрытого ХХ съезда партии с разоблачением культа личности Сталина в 1957 году, был настоящим переворотом в советской военной прозе. Русский солдат- победитель впервые был показан как лицо трагическое, пострадавшее. Многие обвинили Шолохова в излишней правдивости, другие, наоборот, в полуправде, ведь такие, как герой рассказа А.Соколов, побывавшие в немецком плену, в действительности по возвращении отправлялись в лагеря. Об этом рассказ А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Но этот рассказ опубликуют только в 1962 году.

Сюжет рассказа был подсказан писателю одним шофёром-фронтовиком, отшагавшим всю Великую Отечественную войну 1941-1945 года «от Бреста до Берлина». Он принял Шолохова за своего брата шофёра и во время ожидания парома поведал историю своей страшной жизни. Именно это стало основой рассказа. А трагический пафос произведения дополняет любимое стихотворение писателя, написанное ранее,– Михаил Исаковский «Враги сожгли родную хату».

Своему герою Шолохов даёт простое имя Андрей, что в переводе с греческого означает «человек, мужчина». Фамилия Соколов тоже типично русская. Таким образом, всё случившееся с героем, могло произойти или произошло почти с каждым. «И за что, жизнь, ты меня так изломала, за что так покалечила»? Ропщет на судьбу, подобно библейскому Иове, уроженец Воронежской губернии Андрей Соколов.

Это поистине могучий русский человек с несгибаемой волей Герой-стоик. Только такой мог вынести все испытания, выпавшие на его долю, и не сломиться, а искать всё новый смысл в жизни. А испытаний было немало: война, плен, побег из плена, известие о гибели любимой жены Ирины и двух дочерей, а в Берлине перед самой победой – известие о смерти сына Анатолия накануне встречи с отцом.

Но Соколов живёт. Он работает шофёром в Урюпинске, усыновляет мальчика-сироту Ванюшу. Но, несмотря на благостный финал, рассказчик не сдерживает слёз, расставаясь с «отцом» и «сыном», ведь Андрей каждую ночь видит во сне дорогих покойников, боится, что умрёт в любой момент из-за больного сердца. Финал безнадёжен. Слово «судьба» в названии приобретает значение тяжёлого и неизбежного рока. Тем величественнее становится образ простого русского солдата. Особое уважение вызывает Андрей Соколов в эпизоде с немцем Мюллером в немецком концлагере, когда Андрей отказывается пить за победу немецкой армии. Эта честность поразила фашиста и спасла Соколову жизнь.

БИЛЕТ № 3

Тема маленького человека в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Тип маленького человека в литературе открывает Пушкин в образе Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель». Так обозначают героя, занимающего низшее место в социальной иерархии. Основные черты личности мал. человека: приниженность, уязвлённая гордость или её отсутствие, болезненное ощущение несправедливости.

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых произведений русского сентиментализма XVIII века. Сентиментализм – направление в искусстве, воспевающее чувства человека как главную добродетель, ибо в переводе с французского «сентиментальный» значит чувствительный. Это направление демократично, т.к. утверждает равенство сословий в нежных чувствах. «И крестьянки любить умеют», — пишет Карамзин про мать Лизы. Данная фраза шокировала современников и возвеличила автора.

Главным героем повести является рассказчик, бесконечно сочувствующий своей героине. Лиза – дочь состоятельного крестьянина, который умер, когда дочери было всего лишь 15 лет. Мать ослепла от слёз, и дочери пришлось взять на себя все заботы по хозяйству. Героиня повести – чрезвычайно добродетельная девушка. Её обидчик – молодой человек Эраст — тоже не выглядит классическим злодеем. Сердце у него доброе от природы, но слабое. Эраст богат и испорчен воспитанием, московским светом, в котором он живёт. Отказ от Лизы не является обманом, приведшим девушку к самоубийству (Лиза утопилась в озере). Молодой человек действительно был в армии, но война закончилась, он проигрался в карты и вынужден был жениться на богатой старухе. История заканчивается примиряющим аккордом: Эраст вскоре умер, узнав о смерти Лизы, т.к. винил во всём себя. «Теперь они, наверное, примирились», — надеется автор.

Великий русский историк Ник. Мих. Карамзин, сам того не подозревая, открыл в литературе новый тип героя, которого позже Белинский назовёт «маленьким человеком, и он же открыл традицию сочувственного отношения к таким людям.

Идеи сочувствия, сопереживания оказались очень созвучными времени, когда литература отходила от гражданской тематики эпохи Просвещения, исчерпавшей себя. Тема личной жизни человека и его души станет надолго в русской лит-ре главенствующей, начиная с повести Карамзина.

«Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 676.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...