Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вступление и заключение не всегда бывают в рассказе.




Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.

Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.
Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.


Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе «Два солдата» (поэма «Василий Теркин»)?

Глава не случайно названа «Два солдата». В самом заголовке подчёркивается преемственная связь разных поколений русских воинов-патриотов.

Как изображен Теркин в главе «Два солдата»? Почему она так названа? Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил ста­рого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьян­ской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятель­ствами, мастеровой, знающий и крестьян­скую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часов­щик-профессионал. Зная хорошо быт де­ревни, Теркин уверен, что у старухи при­пасено сало: «Не был немец — значит есть!» Очень интересны наблюдения поэ­та, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это чер­та трудового русского человека, умеюще­го и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден. Он вздохнул у самой двери И сказал: - Побьем, отец… Глава названа «Два солдата» не случай­но. Диалог деда и Теркина свидетельству­ет о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Можно ли считать, как утверждает автор, Теркина и старика солдатами-братьями? Можно. Оба вынесли на войне много суровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легко­стью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним: И сидят они по-братски За столом, плечо в плечо. Разговор ведут солдатский, Дружно спорят, горячо. Рассуждения молодого солдата нравят­ся старику, и он признает его право на ра­венство: | Рассуждать со мной достоин. Ты — солдат, хотя и млад, А солдат солдату — брат.

Какое отношение проявляют друг к другу старик и Теркин? Как это выражено в их словах, поступках, жестах, манере обращения? Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперничающее — такими словами можно охарактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколений давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной деталью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и «солдату самому». «Брат» и «солдат» — наибо­лее частые обращения старика к Теркину. В свою очередь, молодой боец назы­вает старика «дед», «хозяин», «отец», уважительными в народе словами. Какие сказочные, обрядовые и народно-пе­сенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены? Народно-песенные традиции проявля­ются в ритмике стиха, интонациях, свой­ственном песне хореическом размере. Са­ма ситуация, принятая в сказках, «Жили-были дед и баба» и оказывающий им помощь «добрый молодец», использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформле­нии применительно к войне. Народно-поэтические выражения «то-то ладно, то и складно», «дунул, плюнул, — что ты думаешь, пошли» и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...