Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Российская юридическая наука в период развитого социализма.




В период развитого социализма культурная периода развитого революция поднимается, на новый этап, социализма. Главная задача этого процесса — формирование нового человека, всесторонне развитого, сознательного строителя коммунизма.

Коммунистическая партия, Советское правительство уделяют постоянное внимание развитию народного образования. Из года в год растет сеть школ, техникумов, профессионально-технических училищ.

Пройдет немного времени, и в нашей стране не будет ни единого человека, не имеющего среднего образования. Общество будет состоять из высокообразованных, культурных людей, сознающих до конца свой высокий долг строителей коммунизма. Какой разительный скачок от почти сплошной неграмотности, бывшей уделом трудящегося населения царской России, ко всеобщему высшему и среднему образованию, осуществляемому в стране развитого социализма! Уже сегодня больше 60% рабочих промышленности и больше половины работников сельского хозяйства имеют высшее и среднее образование. К концу 1980 г. численность населения с высшим и средним (полным и неполным) образованием составила 146 млн. человек. Такое образование имели 83% занятого населения. Это огромная победа нашего общества.

Высшая школа растет с каждым годом. Научно-техническая революция, происходящая в наше время, требует ускоренного развития науки, увеличения эффективности научных знаний, все более тесной их связи с практикой, производством. Ведь темпы роста экономики в значительной степени зависят от темпов научных исследований. И советская наука, верно, служит задачам коммунистического строительства, она все больше становится продуктивной силой общества. Ни одна страна мира не имеет такого количества ученых, как СССР.

Однако дело не только и не столько в количественных показателях. Советская наука завоевала огромный международный авторитет своими выдающимися достижениями. Значительны ее успехи в применении атомной энергии для мирных целей.

Много нового в мировую науку внесли советские ученые, работающие в области лазерной техники, математики, электроники, металлургии, ракетной техники, самолетостроения и в других областях науки и техники. Можно без преувеличения утверждать: ни одна из них не развивается без плодотворного участия советской науки.

Настоящим триумфом советской науки и техники являются свершения в области освоения космоса. Именно советские ученые, инженеры, конструкторы, рабочие открыли миру утро космической эры.

Выдающихся успехов в период развитого социализма достигла культура нашей страны. Художественная творческая интеллигенция — писатели, художники, деятели кино, театра стремятся к правдивому и глубокому воспроизводству средствами искусства современности, созданию ярких образов героев нашего времени — передовых советских людей, с присущими им чертами коммунистического будущего.

Одной из характерных черт развития многонациональной культуры и искусства в период развитого социалистического общества является взаимообогащение и сближение культур народов СССР. В нашей стране сформировалась передовая советская культура, являющаяся великой ценностью всех социалистических наций и народностей страны. Идет процесс интернационализации, охватывающий все стороны культурной жизни народов, создается новая культура коммунизма, впитывающая в себя высшие достижения культуры и искусства народов нашей страны, всех народов мира.

Огромную роль в этом плодотворном процессе играет повсеместное распространение русского языка, языка межнационального общения, языка, при помощи которого народы нашей страны широко знакомятся с достижениями мировой культуры.

Таким образом, расцвет советской культуры и искусства, их народность, сближение и взаимообогащение национальных культур — закономерность развития общества, строящего коммунизм.

Методология сравнительных правовых исследований

Разновидностью эмпирических исследований в правовой науке выступают сравнительные правовые исследования, которые проводятся в целях выявления общего и особенного, присущего системам права двух государств иболее либо системам права субъектов федеративного государства. Их предметом выступают общие и специфические черты, признаки отдельных норм права, правовых институтов, отраслей права, входящих в систему двух государств и более. Это могут быть принципы права, конкретные нормативные предписания, закрепляющие какие-либо права и обязанности субъектов права, порядок их реализации, либо предоставляющие дополнительные социальные льготы, либо конституирующие новые органы государственной власти и т. д. Словом, в качестве предмета сравнительных правовых исследований может выступать любой элемент правовогорегулирования, закрепленный в нормативных правовых актах. Однако все, что не входит в источники права, находится в сфере реальной жизни, предметом данных исследований выступать не может.

В зависимости от широты предмета сравнительные правовые исследования подразделяют на четыре уровня: 1) исследования микроуровня, ограниченные сравнением отдельных норм права; 2) институциональный уровень, ориентированный на изучение отдельных правовых институтов; 3) отраслевой уровень, имеющий своим предметом сравнительное изучение отдельных отраслей права; 4) макросравнения, проводимые на уровне правовых систем в целом. Существует еще один уровень сравнительного изучения правовых систем — глобальный, предметом которого выступают все ныне действующие системы права.

Объект сравнительных правовых исследований образуют письменные источники права, закрепляющие предмет этих исследований: законы,нормативные правовые акты государственных органов исполнительной властии органов местного самоуправления, а также локальные нормативныеправовые акты.

 

Сравнительные правовые исследования проводятся в целях: 1) познания общих устойчивых черт, компонентов правового регулирования, присущих системам права нескольких или всех современных государств; 2) противопоставления системы права одного государства правовым системам других государств; 3) выявления передового правотворческого опыта правового регулирования и его заимствования другими странами.

Идею о целесообразности проведения сравнительных исследований специалистами разных стран еще в 1974 г. высказывал Ж. Сталев, мотивируя это тем, что «при коллективном сравнении каждый специалист не только сообщает решения, принятые в соответствующей системе, но при помощи вопросов, направленных другим членам группы, и ответов на них способствует уяснению национальных решений и тем самым содействует успешности сравнения. Широкому использованию коллективного сравнения,

несмотря на его очевидные преимущества, препятствует то, что оно требует значительных денежных затрат, организационных усилий и времени». Однако реализации этой идеи препятствовали не столько денежные затраты, сколько идеологические различия между исследователями социалистических и капиталистических государств. В современных условиях, когда сняты идеологические препоны между названными странами, научное сотрудничество российских правоведов с коллегами из зарубежных стран выглядит вполне реальной и заслуживающей внимания мерой.

Собственно сравнительный правовой анализ состоит из четырех процедур: 1) разработки критериев (оснований) сходства и различия сравниваемых правовых норм; 2) сравнительного анализа; 3) объяснения и оценки полученных результатов сравнения; 4) изложения и публикования результатов исследования.

Для того чтобы признать исследуемые правовые нормы, институты или отрасли права двух государств и более сходными или различными, необходимо предварительно установить, какие конкретно свойства исследуемых правовых явлений позволяют достоверно судить об их сходстве или различии. В теории сравнительного правоведения свойства, на основании которых делается вывод о сходстве или различии сравниваемых правовых явлений, называются критериями, или основаниями, сравнения.

Используется два вида критериев сравнения: нормативные и функциональные. Нормативные критерии — это признаки, свойства, присущие непосредственно сравниваемым нормам права, институтам или отраслям права. Они берутся непосредственно из самих сравниваемых законодательных фрагментов. Функциональные критерии лежат за пределами сравниваемых фрагментов. Чаще всего в этом качестве выступают социальные проблемы, для решения которых используются соответствующие нормы права, правовые институты или отрасли права.

В зависимости от целей исследования нормативными критериями могут выступать, во-первых, приемы законодательной техники, использованные при подготовке сравниваемых правовых фрагментов, в том числе структура актов, стиль, логичность, четкость, ясность, доступность, полнота и последовательность изложения данных решений; во-вторых, использованные правовые понятия и термины; в-третьих, конкретные нормативные решения законодательных и иных правотворческих органов.

Перед сравнительными правовыми исследованиями можно ставить целираскрытия закономерностей функционирования и развития исследуемыхфрагментов. Сравнительное правовое исследование завершается описанием выявленныхфактов сходства и различия. Основной акцент делается на раскрытиивыявленных фактов сходства и различия.

БИЛЕТ №8










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 535.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...