Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Школа телесно – ориентированной терапии учение Райха.
Основные школы телесно-ориентированной психотерапии 1. Характерологический анализ Райха Характер человека: постоянный “набор” защит. Хронические мышечные зажимы блокируют 3 основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Мышечный и психологический панцирь — одно и то же. Хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Полное освобождение от заблокированной эмоции происходит только после ее глубокого переживания. Мышечный панцирь: собой 7 основных защитных сегментов, располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Телесно-ориентированная терапия – одно из направлений современной психологии и психотерапии, рассматривающей тело как основное отражение сущности внутреннего мира человека, состояния его души. Сторонники телесной терапии убеждены, что более 90% всех психических болезней, возникающих у человека, возможно излечить посредством воздействия на его тело, так как многие психосоматические нарушения и заболевания зачастую являются последствиями существующих у человека мышечных зажимов. Использование телесной терапии способствует осознанию взаимосвязи между основными составляющими жизни человека – тела, души и разума. Телесная терапия выполняет следующие задачи: 1. Выявление причин и механизма подавляемых человеком негативных эмоций (страх, обида, раздражение, гнев), являющихся основой мышечных напряжений, оставляющие глубокий отпечаток в подсознании человека и непосредственно влияющие на состояние его психики. Данные мышечные напряжения проявляются в нарушении функций опорно-двигательного аппарата, искривлении осанки, болезненных состояниях. 2. Безопасная разблокировка подавляемых эмоций, искоренение привычных для человека моделей поведения, способствующих развитию мышечных напряжений, формирование сценариев и способов поведения человека, исключающих подобную блокировку эмоций и позволяющих избегать потенциальных стрессовых ситуаций. 3. Достижение более эффективной реализации творческого потенциала человека, увеличение уровня жизненной энергии человека и, как следствие, улучшение результативности его действий, способствующих достижению более высокого качества жизни. Эффективное выполнение задач телесной терапии приводит к ощущению человеком внутренней свободы, избавлению от мышечных зажимов, влияющих на его поведение, достижению жизненной гармонии. Основоположником телесной терапии является Вильгельм Райх, австро-американский психоаналитик, психолог, психиатр и врач, один из учеников Зигмунда Фрейда. В кругах многих коллег Райх навсегда остался “ни то сумасшедшим, ни то гением”, многие из его мыслей до сих пор считаются противоречивыми. Это связано с тем, что в самом конце своей жизни Райх дискредитировал себя: у него появились эмоциональные нарушения, он был арестован за нарушение судебных предписаний, после чего и вовсе стал сторонником мистицизма. Однако наиболее противоречивыми считаются умозаключения Райха относительно понятия сексуальности и его роли в психическом здоровье человека. Что же касается трудов по телесной терапии, следует заметить, что они и на сегодняшний день являются актуальными. Применение метода телесной психотерапии помогло избавится от мышечных зажимов и связанных с ними психических заболеваний тысячам людей во всем мире, а значит весомый вклад автора не поддается сомнениям. Райх одним из первых высказал мнение, что все ощущаемые человеком невыраженные эмоциональные переживания не исчезают бесследно, а имеют конкретный результат в теле человека в виде образовавшихся мышечных блоков. Напряжение в мышцах человека со временем становится хроническим и приводит к образованию “мышечного панциря”, являющегося основой нарушения естественной жизнедеятельности человека и последующего развития невротических заболеваний. Если человек не предпринимает никаких действий для того, чтобы избавиться от своего “мышечного панциря”, то со временем его поведение становится абсолютно скованным и безжизненным. Впоследствии дальнейшего развития мышечного напряжения человек свыкается со своей участью и перестает замечать скованность, мышечный панцирь становится для него естественным. Жизнь человека превращается в безрадостную череду серых будней, человек будто перемещается в виртуальную реальность, где отсутствуют непосредственные жизненные ощущения. В. Райх был глубоко убежден, что человеку по силам снять мышечное напряжение, свой “защитный панцирь” посредством терапевтического воздействия на область мышечного сжатия. Данная убежденность стала мощным стимулом для создания Райхом методик уменьшения мышечного напряжения отдельно для каждой из групп мышц, через воздействие на которые высвобождались соответствующие им скрытые эмоции и чувства. В последующем данные методики послужили началом глубокого анализа межличностных отношений с людьми и возникших как результат этих отношений эмоций и чувств. Райхианская терапия заключается в распускании панциря в каждом отделе, начиная с глаз и оканчивая тазом. Каждый из этих отделов в определенной степени независим, а потому работу над снятием зажимов в них можно проводить как в нескольких отделах одновременно, так и по отдельности. 1. Глаза. Мышечное напряжение в области глаз находит свое проявление в статичном положении лба и не выражающих эмоций глаз, смотрящих, словно из неподвижной маски. Преодоление мышечного зажима в области глаз происходит черезраскрывания пациентами глаз на максимально возможной широте, на которой это только возможно, словно во время испытания чувства страха, для того чтобы заставить веки и лоб принудительно проявить выражение эмоций. Эффективно также упражнение на свободное движение глаз, круговые вращения и перемещение зрачков из одной стороны в другую. 2. Рот. Ротовая область включает в себя мышцы горла, подбородка и затылка. Челюсть человека может принимать две “крайности” – либо быть в слишком сжатом состоянии, либо напротив, быть чересчур расслабленной. Ротовой сегмент проявляет эмоции гнева, покусывания, крика, рыдания, гримасничания. Достижение расслабления мышечного панциря может быть достигнуто посредством изображения человеком покусывания, рыдания, произнесения открытых звуков, в процессе произнесения которых задействуются губы, а также через естественную работу над определенными мышцами. 3. Шея. Данный отдел включает мышцы шеи и язык. Мышечный защитный панцирь удерживает такие проявления эмоций, как крик, плач и гнев. Непосредственное влияние на мышцы в основании шеи не реально, в связи с этим наиболее действенными методами распускания мышечного панциря являются вопли и крики. 4. Грудь. Грудной отдел включает широкие грудные мышцы, плечевые мышцы, мышцы лопаток, грудную клетку, а также руки и кисти рук. Грудной отдел препятствует проявлению эмоций смеха, страсти, грусти. Именно в грудном отделе происходит сдерживание дыхательных процессов, посредством которого подавляется любая человеческая эмоция. Мышечный панцирь может быть убран благодаря постоянной работе над дыхательными процессами, в частности управления полным выдохом. Зажатие в области рук и кистей рук устраняется через резкие хлесткие удары, разрывание или разбиение чего-либо с определенной целью, посредством остальных движений рук и кистей. 5. Диафрагма. Данный отдел включает в себя солнечное сплетение, диафрагму, различные внутренние органы, а также позвоночные мышцы. Основным результатом проявления защитного мышечного панциря является выгнутость позвоночника. В связи с наличием промежутка между нижней частью спины и кроватью пациент ощущает дискомфорт при выдохе. На данном этапе мышечный панцирь в наибольшей степени подавляет чувство гнева. С целью устранения зажимов в области диафрагмы изначально рекомендуется применять разнообразные методы целенаправленной релаксации, массажа и т.п. для устранения мышечной зажатости первых четырех главных сегментов размещения мышечного панциря: глаз, рта, шеи и груди. После эффективного устранения мышечного панциря в перечисленных четырех областях возможна работа над устранением панциря, препятствующего расслаблению мышц диафрагмы. Вышеупомянутые действия осуществляются длительной и тяжелой работой над специально предусмотренными дыхательными упражнениями, а также принудительным вызыванием рвотного рефлекса, так как при наличии мышечного панциря в области диафрагмы естественная рвота затруднена. 6. Живот. Область живота является одной из наиболее распространенных областей образования мышечного панциря. Данный сегмент включает мышцы спины и широкие мышцы живота. Считается, что напряжение мышц поясницы связано со страхом нападения, как непосредственного физического, так и косвенного. Защитный панцирь на мышцах талии ассоциируется с подавлением отвращения, злости, ненависти, а также с подавлением боязни щекотки. Если во всех предыдущих областях работа по устранению мышечного панциря проведена эффективно, то раскрепощение мышц живота не занимает много времени. 7. Таз. К сегменту таза относятся мышцы таза и мышцы нижних конечностей. Характерным проявление зажатости мышц в данной области является наличие у человека выпяченного назад таза, причем степень выпячивания напрямую связана со степенью зажатости мышц. Ягодичные мышцы человека крайне напряжены. Таз человека "мертвый" и несексуальный. Зажатость мышц в области таза служит подавлению гнева, возбуждения и естественного подавления человеком потребности в удовольствии. Мышечный панцирь может быть устранен посредством активизации области таза, неоднократного напряжения мышц таза и последующего их резкого расслабления, а также через резкие движения ногами и ударения областью таза об кушетку. В процессе работы Райх обнаружил, что пациент может отказаться от своего зажима только после того, как находит свое выражение подавляемая человеком эмоция. Со временем психолог начал работать непосредственно с зажатыми мышцами через из разминание при помощи рук с целью высвобождения эмоций. В процессе распускания панциря в телесной терапии используются следующие основные типы средств: 1. Аккумулирование в теле энергии посредством дыхательных процессов. 2. Воздействие на зажатые мышцы через щипание и давление. 3. Сотрудничество с пациентом в процессе выявления эмоциональных сопротивлений, препятствующих эффективному избавлению от мышечной зажатости. Источник: http://telo.by/anatomy/telesnaya_terapiya_vilgelma_rayha/ © Telo.by 2. Структурная интеграция (рольфинг) разработала ИдаРольф. Прямое физическое вмешательство, метод основан на психотерапевтических взглядах Райха. Хорошо функционирующее тело остается прямым и вертикальным с минимумом затрат энергии, несмотря на силу тяготения, но под влиянием стресса оно может приспосабливаться к последнему и искажаться. Наиболее сильные изменения происходят вфасции – соединительной оболочке, покрывающей мышцы. Структурная интеграция – это система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и правильные линии посредством глубоких и часто болезненных вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким воздействием. Цель структурной интеграции – привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела – пор головы, груди, таза и ног, – к более грациозным и эффективным движениям. Процесс терапии основан на глубоком массаже с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень болезненным. Чем сильнее напряжение, тем сильнее боль и тем больше необходимость в подобном манипулировании. Вследствие взаимосвязи фасций всего тела напряжение в одной области оказывает выраженное функциональное компенсаторное влияние на другие области. Определенные виды эмоциональных проблем часто связаны с конкретными областями тела. Массаж соответствующей области тела ослабляет напряжение и ведет к эмоциональной разрядке. Процедура рольфинга зачастую связана с болью и возможностью структурных повреждений тела. Метод особенно эффективен в случаях, когда “мышечная броня” и напряжение достигают значительной степени. 3. Биоэнергетический анализ Лоуэна Ученик Райха. Основное внимание - исследование функций тела в их отношении к психике. Личность и характер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в телесном облике — в строении тела и движениях. Единая энергия, заключенная в теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях; эта энергия и есть биоэнергия. Целью биоэнерготерапии является воссоединение сознания и тела, для чего необходимо избавиться от помех, препятствующих спонтанному освобождению тела от напряжения. Психотерапия - освобождение тела от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения. Закрепощенность тела препятствует свободной циркуляции энергии. Здоровый человек имеет “контакт с почвой” и получает удовольствие от жизни. В больном организме не происходит свободной циркуляции энергии, чему препятствует телесная ригидность, которая проявляется в виде мускульной зажатости и образует зоны напряжения в теле. Терапия обеспечивает снятие напряжения с помощью физических упражнений и определенных поз, направленных на разблокирование этих зон, на расслабление мускульной брони. Важным элементом биоэнергетической терапии является обучение тому, как стать “заземленным” и слиться с природой. Биоэнергетика подчеркивает необходимость “заземления” или укоренения в физических, эмоциональных и интеллектуальных процессах человека. Биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей. 4. Первичная терапия Янова Артур Янов – aмериканский психолог. В основе - травмы, пережитые детстве и вытесненные в процессе взросления, а также ранние неудовлетворенные потребности ведут к неврозам и психозам. Янов называет эти травмы первичными. Они сохраняются у человека в виде напряжения или трансформируются в механизмы психологической защиты. Первичные травмы и неудовлетворенные потребности препятствуют естественному продвижению через все стадии развития, которые проходит каждый человек, не дают стать “настоящим”, пресекают нормальный доступ человека к его чувствам. Напряжение, связанное с первичными травмами, может приводить к психосоматическим заболеваниям. Первичная терапия строится на том, что человек должен заново пережить первичную травму, возвратиться в ситуацию, вызвавшую её, и освободиться от нее при помощи крика. Первичная терапия применяется для лечения клиентов разных возрастов, как подростков, так и взрослых. От клиента зависит, насколько он сумеет соприкоснуться с теми чувствами, которые возникли вследствие первичных страданий. Первичная терапия предполагает следование жёсткому набору инструкций и отказ от приобретенных в результате сдерживаемого напряжения привычек. Во время психотерапевтических занятий вскрываются ранние воспоминания, обиды и раны. Психотерапевт побуждает клиента к тому, чтобы заново “физически” пережить их, вызывая проявление напряжения, психологической защиты и пр. Основная задача на этом этапе заключается в постепенном ослаблении психологической защиты. Групповая психотерапия сочетается с обучением глубокому дыханию, для того чтобы участники избавились от поверхностного, невротического дыхания и приблизились к переживанию первичного страдания. Психотерапевт работает также над изменением манеры речи клиента, которая рассматривается как один из защитных механизмов. Цель этих и многих других приемов – дать человеку возможность соприкоснуться с первичными переживаниями и обрести способность выразить те чувства, которые он осознал. Клиенты, прошедшие курс первичной терапии, сбрасывают бремя прежних страданий и начинают лучше справляться с жизненными ситуациями, не нуждаясь в столь высокой степени признания и принятия их другими людьми. Быть “настоящим”, по мнению Янова, означает быть свободным от тревоги, депрессии, фобий, быть способным жить настоящим, без навязчивого стремления удовлетворять свои потребности. Первичная терапия была одним из первых методов психотерапии, который радикально отошел от психоанализа, придавая большее значение сосредоточению на чувствах и переживанию целостности своего Я. 5. Метод Александера Австралия. Он страдал повторяющейся потерей голоса, для которой не было органических причин. Посредством длительного самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были связаны с давящим движением головы назад и вниз. Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником. Предпосылка свободных естественных движений - наибольшее естественное растяжение позвоночника. Формула метода Александера: “Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расшириться”. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным движениям тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действования и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом. Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнение к так называемой “работе за столом”, когда ученик ложится и в руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной жизни. 6. Метод Фельденкрайза Метод- восстановление естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Техники Фельденкрайза – это работа с паттернами мышечных движений, помогающая человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет. Разработал множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они обычно начинаются с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том чтобы развить легкость и свободу движений в каждой части тела. Фельденкрайз подчеркивает необходимость научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Люди должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому; но пока они находятся под давлением, в напряжении, в спешке – они могут лишь повторять старые паттерны. Упражнения Фельденкрайз обычно разбивают кажущуюся простой деятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн и развивать новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности. Цель - создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает. 7.Чувственное сознавание CША, Ш. Селвер и Ч. Брукс. Техника направлена на изучение целостного органического функционирования в мире, который человек воспринимает, частью которого он являемся. Для терапевта, работающего в этой традиции, представляет интерес “личная экология” человека: как он совершает действия, как относится к людям, ситуациям и объектам. Он стремится найти, что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть продукт эволюционного развития природы человека, а что стало “второй натурой”, которая изолирует его. Чувственное сознавание – это процесс научения возвращаться в соприкосновение с телом и чувствами, со способностями, которыми человек располагал, будучи ребёнком, но утратил во время формального обучения. Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии, научении отличать собственные чувства и ощущения от культурно и социально привитых образов. Многие упражнения в этой системе основаны на повседенвной человеческой деятельности – чтобы открыть отношение к окружающему, развить сознательную осведомлённость о том, что человек делает. Большинство упражнений системы имеет внутреннюю, медитативную ориентацию. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 366. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |