Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные положения учения Перлза: фигура – фон, цикл контакта.




Фигура и фон. Эти термины также заимствованы из гештальтпсихологии. Фигура - это средоточие интереса, объект, узор и пр.; фон - контекст или ситуация, в которых появляется элемент. Любое поле восприятия структурировано как вступающее во взаимодействие, оказывающее влияние на другое. Так, лиловый цвет выглядит голубоватым на красном фоне и красноватым -на голубом. Отношения между фигурой и фоном динамичны: в одной и той же ситуации на передний план выдвигаются различные фигуры. Фигура, состоящая из деталей, сама может стать фоном, а ее деталь превратится в фигуру.

Человек воспринимает реальность, окружающую его как всеобъемлющее единство значения, реагируя на окружающие предметы, доступные восприятию. Это окружение представляет собой стимулы, на которые направлено внимание субъекта, и стимулы, которые находятся вне поля его внимания. Сфокусированное внимание организует окружающие предметы в созерцаемое единство, причем гештальт, выступающий в роли фигуры, доминирует в созданной картине восприятия.

Вся информация (визуальная, тактильная, словесная, эмоциональная и т.п.) воспринимается через соотнесение фигуры с фоном. Опыт индивида представляет собой постоянно изменяющееся соотношение фигуры и фона. Отношения «фигура-фон» возникают в опыте индивида спонтанно, но иногда откладываются, оставаясь незаконченными. Они уходят из центра внимания, уступая место другим проблемам. При этом они остаются в фоне как относительно постоянные конструкции: убеждения или отношение к чему-либо.

Взаимодействие фигуры и фона является центральным для теории гештальттерапии: внимание, интерес, забота, красота означают здоровое формирование фигуры-фона, в то время как скука, тревожность, амнезия, смущение указывают, что формирование фигуры-фона затруднено.

Для здоровой психики отношение между фигурой и фоном - это процесс постоянного, но значимого появления и исчезновения. Человек реагирует на то, что является существенным в соотношении «фигура-фон». Именно это существенное выделяется и сохраняется в опыте индивида. При неврозе или психозе нарушается гибкость формирования фигуры-фона, обусловливающая либо фиксацию, либо отсутствие образования фигуры, что мешает привычному завершению адекватного гештальта.

Классическое представление о цикле опыта (контакта), принадлежащее П. Гудману и Ф. Перлзу, предполагает последовательность следующих друг за другом этапов – преконтакта, контактирования, финального контакта, постконтакта [1, 2, 3, 4]. Сами авторы концепции пишут: «Мы наметили следующую последовательность фонов и фигур в процессе творческого приспособления:

1) Преконтакт. На этом этапе тело является фоном, а телесные влечения и средовые стимулы – «фигурой»; это «данности», или ид опыта.

2) Контактирование. Принимая данности и используя их энергию, самость приближается, оценивает, манипулирует и т.д. набором объективных возможностей. Это активная и произвольная деятельность по отношению как к телу, так и к среде – использование ego-функции.

3) Финальный контакт. Спонтанное, бескорыстное, среднего залога отношение с достигнутой фигурой.

4) Постконтакт. Уменьшенная самость» [1; С. 318].

Нетрудно обнаружить логику разделения цикла контакта на несколько основных этапов, в основе которой лежит своеобразие психологической динамики на каждом из них. Причем описание соответствующей динамики опосредовано привлечением положений теории self и концепции прегнантности.

На протяжении нескольких десятилетий развития теории и практики гештальт-терапии концепция контакта П. Гудмана и Ф. Перлза постоянно уточнялась и дополнялась. Однако основные принципиальные ее положения оставались неизменными. В настоящее время в теории гештальт-терапии существует множество представлений о цикле контакта. Классической моделью воспользовались, внеся в нее изменения, многие теоретики и практики гештальт-терапии: Дж. Зинкер, М. Катцев, И. Польстер, М. Польстер, Н. Салате, С. Гингер, Т. Берли и т.д. Так, М. Катцев выделяет семь фаз в цикле контакта: ощущение, осознание, энергетизация, действие, контакт, реализация, отступление. С. Гингер описывает пять основных этапов цикла формирования опыта: фор-контакт, вступление в контакт, контакт, выход из контакта, ассимиляция опыта [11].

Однако, и читатель, наверное, уже обратил на это внимание, совершенствование гудменовско-перлзовской концепции цикла контакта носило, по большей части, формальный характер, ограничиваясь, разделением процесса контактирования на большее или меньшее количество этапов. Сущность же модели сохраняла завидное постоянство.

Более решительной попыткой развития традиционной концепции цикла контакта, основанной на феноменологии (что само по себе довольно радикально в смысле классической концепции), явилось создание Т. Берли модели, предполагающей процесс развития гештальта как движение от недифференцированного поля – кдифференцированному и обратно [79]. Так, автор модели в описании структуры феноменологии выделяет семь основных этапов: недифференцированное поле – образование фигуры – фокусировка фигуры – self/среда сканирование – разрешение – (намерение, ассимиляция, планирование, проверка) – недифференцированное поле. Однако, как видим, фундаментальная идея классической модели контакта, основанная на разделении организма и среды и заключающаяся в манипуляциях этого организма в среде по поводу удовлетворения «фигурной» потребности, остается неизменной.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 717.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...