Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тестовые задания по теме: БИОСФЕРА




ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

 

по учебной дисциплине

Б1.В.ОД.9 «Экология»

 

 

Направление подготовки / специальности

Садоводство»

 

Направленность (профиль) программы

«Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн, овощеводство»

 

Екатеринбург, 2015


 


ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ С УКАЗАНИЕМ ЭТАПОВ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Индекс

компетенции

Формулировка

Разделы дисциплины

1 2 3 4 5 6
ОПК - 2 способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования + + + + + +

ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ, ОПИСАНИЕ ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ

2.1. Текущий контроль

Индекс

Планируемые результаты

Раздел

дисциплины

Содержание

требования в разрезе разделов дисциплины

Технология формирования

Форма оценочного средства

№ задания

Пороговый уровень Базовый уровень Повышенный уровень

ОПК-2

Знание 1.

Основные понятия и ключевые законы экологии

1 Учение о биосфере. Этапы развития биосферы. Компоненты биосферы как совокупности живых организмов и элементов неорганической природы. Живое вещество и энергетические потоки в биосфере. Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа Тест От 29 до 34 правильных ответов От 35 до 42 правильных ответов От 43 до 47 правильных ответов
2 Распространение организмов в физической среде — географическое, локальное.Основные законы экологии: внутреннего динамического равновесия, естественно-исторического равновесия, минимума, периодической географической зональности Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа Тест От 32 до 39 правильных ответов От 40 до 48 правильных ответов От 49 до 53 правильных ответов
3 Структура и динамика популяций. Отношения сообщества. Пищевые цепи, пищевые сети и трофические уровни. Экологические пирамиды.Экосистема — как открытая термодинамическая система Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа Тест От 19 до 23 правильных ответов От 24 до 29 правильных ответов От 30 до 32 правильных ответов

Знание 2

Рациональное природопользование, охрана окружающей среды

4 Глобальные экологические проблемы: «парниковый эффект», образование озоновых дыр, «кислотные дожди», загрязнение атмосферы, исчезновение видов организмов, перенаселение, дефицит пресной воды, уничтожение лесов, опустынивание. Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа Реферат +* + +
5 Природные ресурсы. Охрана природы. Принципы и правила. Охраняемые территории: заповедники, заказники, памятники природы, национальные (природные парки, резерваты). Местные проблемы охраны природы. Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа Участие в интерактивных занятиях + + +
6 Основные источники экологического права и ответственность. Мониторинг окружающей среды. Экологический контроль и экологическая экспертиза. Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа Конспекты + + +
Умение 1 Пользоваться методами экологических исследований 5 Определение качественных характеристик воды Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа. Участие в интерактивных занятиях + + +
Умение 2 Давать экономическую оценку последствий экологических неблагополучий 6 Методика экологических расчетов и эффективность природоохранных затрат Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа. Конспекты + + +
Владение 1. Навыками использования биотестов 5 Оценка состояния почвенно-биотического комплекса. Определение токсичности почвы (метод биотестирования) Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа. Участие в интерактивных занятиях + + +
Владение 2. Нормативно-правовой экологической документацией 6 Методика экологических расчетов и эффективность природоохранных затрат Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа. Конспекты + + +

Примечание: « +» - наличие у студента конспекта или его участие в работе группы на интерактивном занятии.

 

2.2. Критерии оценки тестов

Ступени уровней освоения  компетенций Отличительные признаки Показатели оценки сформированности компетенций
Пороговый уровень Студент способен воспроизвести основные термины и понятия Количество правильных ответов от 61 до 73 %
Базовый уровень Студент устанавливает взаимосвязь, классифицирует, упорядочивает, интерпретирует, применяет законы Количество правильных ответов от 74 до 90 %
Повышенный уровень Студент анализирует, оценивает, прогнозирует Количество правильных ответов от 91 до 100 %

 

2.3.Промежуточная аттестация (экзамен)

Индекс

Планируемые

результаты

Технология формирования

Форма

оценочного

средства

(контроля)

№ задания

Пороговый уровень Базовый уровень Повышенный уровень

ОПК-2

Знание 1. Основные понятия и ключевые законы экологии Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа Тесты Вопросы на воспроизведение Вопросы на понимание Вопросы на применение
Знание 2 Рациональное природопользование, охрана окружающей среды Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа Реферат Участие в интерактивных занятиях Конспекты Вопросы на воспроизведение Вопросы на понимание Вопросы на применение
Умение 1 Пользоваться методами экологических исследований Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа Участие в интерактивных занятиях Вопросы на воспроизведение Вопросы на понимание Вопросы на применение
Умение 2 Давать экономическую оценку последствий экологических неблагополучий Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа Конспекты Вопросы на воспроизведение Вопросы на понимание Вопросы на применение
Владение 1. Навыками использования биотестов Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа Участие в интерактивных занятиях Вопросы на воспроизведение Вопросы на понимание Вопросы на применение
Владение 2. Нормативно-правовой экологической документацией Лекция. Лабораторные занятия. Самостоятельная работа Конспекты Вопросы на воспроизведение Вопросы на понимание Вопросы на применение

 

2.4. Критерии оценки на экзамене

Результат экзамена Критерии
5 «отлично» Студент демонстрирует высокий уровень знаний и умений; способность разрабатывать самостоятельный подход к решению поставленной задачи. Владеет навыками и приемами на высоком уровне. Студент способен дать собственную оценку изучаемого материала. Блестящие результаты с незначительными недочётами.
4 «хорошо» Успешная демонстрация знаний и умений, но содержащая отдельные пробелы владения базовыми навыками и приемами. В целом серьёзная работа, но с рядом замечаний.
3 «удовлетв.» Неплохо, однако, имеются серьёзные недочёты. Частичное, фрагментарное владение навыками и приемами работы без грубых ошибок.
2 «не удовлетв.» Демонстрирует частичные, фрагментарные, очень поверхностные знания и умения, низкий уровень владения материалом, допускает грубые ошибки.

 

ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КЛЮЧИ (ОТВЕТЫ) К КОНТРОЛЬНЫМ ЗАДАНИЯМ, МАТЕРИАЛАМ, НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

 

МОДУЛЬ 1. БИОСФЕРА

 

Тестовые задания по теме: БИОСФЕРА

 

1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Термин «биосфера» был предложен в 1875 г.:

а)Ж.-Б. Ламарком;

б)Э. Зюссом;

в) В.И. Вернадским;

г) П. Тейером де Шарденом.

 

2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Учение о биосфере было создано:

а)Ж.-Б. Ламарком;

б) Э. Зюссом;

в) В.И. Вернадским;

г) П. Тейером де Шарденом.

 

3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Биосфера — это:

а) оболочка Земли, в которой существуют и взаимодействуют с окружающей средой живые существа;

6) оболочка Земли, включающая часть литосферы, гидросферы и атмосферы;

в) оболочка Земли, в которой существует человечество;

г) оболочка, включающая часть природы Земли, не тронутую деятельностью человека.

 

4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов

В биосфере на сегодня обнаружено и описано:

а) более 1 млн видов живых существ;

б)более 2 млн видов живых существ;

в)более 5 млн видов живых существ;

г) более 10 млн видов живых существ.

 

5.Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Известный нам на сегодняшний день мир живых существ более чем на 70% состоит:

а)из животных;

б) из растений;

в) из грибов;

г) из микроскопических организмов.

 

6. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Создание социально-экономической концепции биосферы связано с именем:

а) Э. Зюсса;

б) В.В. Докучаева;

в)В.И. Вернадского;

г) Э. Леруа.

 

7. Выберите номера правильных суждений.

1) Учение о биосфере является крупным открытием естествознания.

2) Самой существенной особенностью биосферы является биогенная миграция атомов, вызываемая энергией Солнца.

3) Биосфера является термодинамической оболочкой с температурой от +100 до-100°С.

4) Верхняя граница биосферы проходит на высоте свыше 22 км над уровнем моря.

 

 

8. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

В литосфере распространение жизни ограничивают:

а)высокая температура;

б) низкая температура;

в) отсутствие света;

г) излучения;

д) высокое давление.

 

9. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

В океанах нижняя граница жизни достигает глубины:

а) 2 км;

6) 5 км;

в)8 км;

г) 11 км.

 

10. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Верхняя граница биосферы проходит на высоте:

а)1-2 км;

б) 10-12 км;

в) 16-20 км;

г) 100-120 км.

 

11. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Граница биосферы в литосфере находится на глубине:

а) 2 км;

6)3 км;

в)10 км;

г) 22 км.

 

12. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

В атмосфере факторами, ограничивающими жизнь, являются:

а)высокая температура;

б) низкая температура;

в) отсутствие света;

г) интенсивный поток ультрафиолетовых лучей;

д) дефицит кислорода.

 

13. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

Слоями атмосферы являются:

а)стратосфера;

б) тропосфера;

в) термосфера;

г) ионосфера;

д) экзосфера.

 

14.Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Биохимическая концепция биосферы заключается:

а) в изучении принципов организации и регулирования живой природы;

б)в сложных преобразованиях веществ в живых организмах за счет химической энергии;

в)в извлечении человеком из природы средств для своего существования;

г)в делении биосферы на биогеоценозы.

 

 

15.Выберите номера правильных суждений.

1). Элементарной структурной единицей биосферы является биоценоз;

2). Человек своей деятельностью преобразует биосферу в ноосферу;

3). Преобразования веществ в живых организмах идут за счет энергии, запасенной в ходе фотосинтеза;

4). Живое вещество биосферы может быть охарактеризовано суммарной массой.

 

16.Выберите правильные ответы из предложенных вариантов. В состав биосферы согласно учению В.И. Вернадского входят:

а)биогенное вещество;

б) косное вещество;

в) косногенное вещество;

г) биокосное вещество;

д) живое вещество.

 

17. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Масса живого вещества на суше Земли оценивается в 2,42 1012 т. Основную часть биомассы суши составляют:

а) животные;

б) растения;

в) грибы;

г) бактерии.

 

18.Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Биомасса наземных растений составляет от биомассы биосферы:

а) 25%;

б) 50%;

в) 75%;

г) 90%.

 

19. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Масса живого вещества суши превышает биомассу океана:

а) в 1 000 раз;

б) в 900 раз;

в) в 800 раз;

г)в 700 раз.

 

20.Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Примером биогенного вещества биосферы является:

а) битум;

б) почва;

в) базальт;

г) кора выветривания.

 

21.Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Примером биокосного вещества биосферы является:

а) нефть;

б) почва;

в) гранит;

г)природный газ.

 

22. Выберите номера правильных суждений.

1. Биогенное вещество биосферы создается одновременно живыми организмами и косными процессами.

2. После образования биогенного вещества живые организмы продолжают проявлять в нем свою активность.

3. Биокосное вещество биосферы это нефть, газ, уголь.

4. К биокосному веществу биосферы относятся все воды гидросферы.

 

23*. Какие полезные ископаемые являются продуктами жизнедеятельности организмов в прошлом? Приведите как можно больше примеров.

 

24. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

К специфическим свойствам и особенностям живого вещества биосферы следует отнести:

а) относительно низкую скорость протекания химических реакций в живом веществе;

б) химические соединения, слагающие живое вещество, отличаются большой устойчивостью в абиотической среде;

в) большое морфологическое и химическое разнообразие органических форм;

г) саморегулируемое произвольное движение живых существ;

д) наличие в живом веществе большого запаса энергии.

 

25. Выберите правильные ответы) из предложенных вариантов.

Основными биогеохимическими функциями живого вещества биосферы являются следующие функции:

а) газовая;

б) концентрационная;

в)транспортная;

г)деструкционная;

д)энергетическая.

 

26.  Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Окислительно-восстановительная функция живого вещества биосферы заключается:

а)в миграции и превращении газов;

б)в химическом превращении веществ;

в)в преобразовании физико-химических параметров системы;

г)в разложении организмов после их гибели.

 

27. Выберите правильные ответы) из предложенных вариантов.

Газовая функция живого вещества биосферы состоит:

а) в выделении кислорода растениями;

б) в накоплении в организмах химических элементов;

в) в выделении углекислого газа при дыхании;

г) в выделении углекислого газа при горении;

д) в выделении кислорода сине-зелеными водорослями.

 

28. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Если прекратится энергетическая функция живого вещества в биосфере, то:

а)остальные функции будут утрачены;

б)прекратится концентрационная функция;

в)прекратится средообразующая функция;

г)усилятся все остальные функции.

 

29. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

Преимущественно биогенное происхождение имеют следующие газы атмосферы Земли:

а)кислород;

б)водород;

в)азот;

г)углекислый газ;

д)сернистый газ.

 

30. Выберите номера правильных суждений.

1. Атмосферный азот появился в основном в результате вулканической деятельности.

2. Ядерная энергия это энергия Солнца, связанная растениями прошлых геологических эпох.

3. Почва появилась при выходе организмов на сушу.

4. Живые существа способны менять климат Земли.

 

31. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Энергетическая функция живого вещества биосферы заключается:

а)в химическом превращении веществ;

б) в аккумулировании продуцентами солнечной энергии;

в)в переносе веществ против силы тяжести и в горизонтальном направлении;

г)в извлечении и накоплении живыми организмами биогенных элементов биосферы.

 

32. Выберите номера правильных суждений.

1. В живом веществе преобладают тяжелые атомы водорода, углерода, кислорода и азота.

2. На поверхности Земли преобладают биогенные процессы окисления и восстановления.

3. Вследствие деструкционной функции живого вещества биосферы, происходит минерализация органического вещества.

4. Химический состав биосферы отличается однородностью.

 

33. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

Энергия Солнца на Земле не расходуется:

а)на нагревание и испарение водных масс;

б)передвижение автомобилей;

в)перемещение воздушных масс;

г)преодоление силы тяжести при взлете современного космического корабля;

д)движение камней с гор вниз.

 

34. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Углерод в биосфере Земли представлен чаще всего:

а)СО;

б)С02;

в)С6Н12О6;

г) (С6Н1005)n.

 

35. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов

В водоемах миграция углерода осуществляется:

а) через захоронение органических веществ в литосфере;

б)через разложение органических веществ до углекислого газа;

в)через разложение карбонатов до Са2+ и СО32-;

г) через создание карбонатных систем.

 

36. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

Малые круговороты углерода в биосфере могут осуществляться следующим путем:

а) углекислый газ выделяется в атмосферу в процессе фотосинтеза в дневное время, а в ночное время его часть поглощается растениями из среды;

б)углекислый газ поглощается из атмосферы в процессе фотосинтеза в дневное время, а в ночное время его часть выделяется растениями в среду;

в)углекислый газ атмосферы поглощается в процессе фотосинтеза с образованием органических веществ, а с гибелью растений и животных происходит окисление органических веществ с выделением углекислого газа;

г)углекислый газ атмосферы поглощается в процессе фотосинтеза, а при дыхании выделяется в атмосферу;

д) углекислый газ атмосферы поглощается в процессе фотосинтеза, а при сжигании органических веществ выделяется в атмосферу.

 

37. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов

В формировании карбонатных осадочных пород участвуют:

а)диатомовые водоросли;

б)морские рыбы;

в)фораминиферы;

г)двустворчатые моллюски;

д)водные цветковые растения.

 

38. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

В формировании кремнистых осадочных пород принимают участие:

а)диатомовые водоросли;

б)морские рыбы;

в)фораминиферы;

г) головоногие моллюски;

д)водные цветковые растения.

 

39. Выберите номера правильных суждений.

1. Кислород является наименее активным газом атмосферы.

2. По элементарному составу живых организмов кислород занимает второе место после азота.

3. Свободный кислород современной атмосферы является продуктом фотолиза воды.

4. В биосфере количество выделяемого кислорода примерно равно количеству поглощаемого.

 

40. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

В почвах происходит процесс нитрификации, который заключается:

а) в окислении иона аммония (NH4+) до нитрита (NO2) или нитрита до нитрата (N03);

б) в восстановлении иона аммония (NH4+) до нитрита (NO2-) или нитрита до нитрата (N03-);

в) в окислении нитритов и нитратов до газообразных соединений азота;

г)в восстановлении нитритов и нитратов до газообразных соединений азота.

 

41. Выберите номера правильных суждений (от Одо 4).

1. Круговорот азота в биосфере носит замедленный характер.

2. Атмосферный азот способны поглощать денитрифицирующие бактерии.

3. Клубеньковые бактерии синтезируют нитраты.

4. В процессе грозовых разрядов способны образовываться оксиды азота.

 

42.* К какому типу биогеохимического круговорота относятся круговороты азота, углерода, фосфора, серы?

 

43. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Ноогенез связан:

а) с прогрессивным увеличением концентрации кислорода в атмосфере Земли;

б) с прогрессивным увеличением концентрации углекислого газа в атмосфере Земли;

в)с действием факторов биологической эволюции;

г)с преобразованием биосферы под влиянием человеческой деятельности.

 

44. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

Основными предпосылками перехода биосферы в ноосферу являются:

а) высокий уровень развития науки, всесторонняя обоснованность любой человеческой деятельности;

б) высокое качество жизни людей в самых различных частях планеты;

в)развитость средств массовой информации и коммуникаций;

г) наличие альтернативных технологий, источников энергии, особенно эффективных способов утилизации энергии Солнца;

д) социальное равенство людей на Земле, исключающее национализм, расизм, нищету и эксплуатацию.

 

45.  Выберите номера правильных суждений.

1. Биосфера была сформирована под влиянием научной мысли и человеческого труда.

2. В эпоху ноосферы развитие цивилизации должно идти с учетом природных основ и гуманистических ценностей.

3. Развитие ноосферы должно быть основано на научно познании.

4. В эпоху ноосферы биосфера и общество должны развиваться гармонично.

 

46. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

К признакам превращения биосферы в техносферу следует отнести:

а)накопление энергии в биосфере;

б)рост разработок месторождений полезных ископаемых;

в)массовое потребление продуктов фотосинтеза прошлых геологических эпох;

г) абиогенную металлизацию биосферы;

д)освоение ядерной энергии.

 

47. Назовите понятия, исходя из следующих определений:

1. Область Земли, в которой существует или когда-либо существовала жизнь и которая постоянно подвергается или подвергалась воздействию живых организмов, — ...

2. Вся совокупность организмов на планете — ...

3. Стадия эволюции биосферы, при которой проявляется как мощная, все растущая геологическая сила роль человеческого разума и направленного им человеческого труда, — ...

4. Циркуляция веществ в биосфере по более или менее замкнутым путям, осуществляемая с участием живых организмов, — ...

5. Восстановительные смены, идущие на месте ранее сформированных, но нарушенных биоценозов — ...

 

МОДУЛЬ 2. ОРГАНИЗМ И СРЕДА










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 657.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...