Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проходимость автомобиля. Параметры влияющие на проходимость. Колесная формула.




Проходи́мость — способность транспортного средства передвигаться по дорогам низкого качества и вне дорожной сети, а также — преодолевать искусственные и естественные препятствия без привлечения вспомогательных средств[1]. Проходимость является одной из составных характеристик подвижности транспортного средства, как правило — она задаётся при проектировании техники исходя из её предполагаемого назначения с учётом экономической целесообразности[1][2]. По своей проходимости транспортная техника подразделяется на машины обычной, повышенной и высокой проходимости:

· машины обычной проходимости — автомобили общего назначения с обычными шинами и неблокирующимся дифференциалом, предназначенные для движения по шоссейным и грунтовым дорогам[1],

· машины повышенной проходимости, к которым относится преимущественно военная автотехника с колёсной формулой 4×4, 6×4, 6×6, 8×8, широкопрофильными шинами, системой регулировки давления в шинах, частично или полностью блокирующимися дифференциалами, основным назначением которой является работа на дорогах и на местности без дорог[1],

· машины высокой проходимости (вездеходы) — гусеничная техника и полноприводная автотехника, которая в дополнение к вышеперечисленному оснащена шинами сверхнизкого давления, пневмокатками, арочными шинами или нетрадиционными видами движителей.

5 факторов, влияющих на проходимость автомобиля в первую очередь.

1.Шины. Даже обычный переднеприводный автомобиль на подходящей для конкретных условий внедорожной резине может оказаться более проходимым по сравнению с полноценным внедорожником, но на обычных дорожных покрышках. Вообще что касается внедорожной резины, то тут много специфических моментов и тонкостей. Например, для неглубокой грязи лучше подойдут узкие шины с развитыми грунтозацепами, а для движения по слабонесущим грунтам предпочтительнее окажутся более широкие покрышки, рассчитанные на более низкое давление. Т.е. подходящая для конкретных условий внедорожная резина — это важнейший залог проходимости. Шины АИ-168У «Снежинка» — бюджетная резина для грязи.

2.Привод. Сюда мы отнесем собственно тип привода (неполный, полный постоянный, жестко подключаемый и т.д.), а также наличие и тип блокировок (межосевые и межколесные, принудительный блокировки и самоблоки). При прочих равных условиях лучшей проходимостью будет обладать автомобиль с жестко подключаемым полным приводом или постоянным, но с заблокированным межосевым дифференциалом. А также с принудительными блокировками в мостах, или вообще с заваренными дифференциалами. Смысл в том, чтобы каждое колесо вращалось как бы синхронно с остальными и не пробуксовывало при недостаточном сцеплении с поверхностью. Как мы помним из школьного курса физики максимальная сила трения покоя больше силы трения скольжения, поэтому важно не допускать пробуксовку колес при движении в сложных условиях. И поэтому же жесткие блокировки всегда эффективнее всяких вискомуфт, самоблоков и имитаций блокировок. Но это уже отдельная тема для разговора.

Полный привод с блокировками — лучшее решение

3.Клиренс. И в целом геометрия подвески. Тут все несколько проще. Чем больше дорожный просвет, меньше передний и задний свесы, а также колесная база, тем в подавляющем большинстве случаев лучше. Хотя, например, при значительных боковых наклонах, больший клиренс, а точнее выше расположенный центр тяжести автомобиля повышает риск опрокидывания. Тут необходима золотая середина между приличным дорожным просветом и сравнительно невысоким центром тяжести.

Установка «военных» мостов на УАЗ заметно увеличивает просвет

4.Подвеска. А точнее ее тип (зависимая или независимая), ходы и жесткость. Далеко не всегда независимая подвеска будет лучше зависимой и наоборот. Каждый вид обладает своими плюсами и минусами. Например, зависимая подвеска проще и надежней с меньшим риском вывешивания колеса, зато независимая меньше склонна к кренам и обладает меньшей неподрессоренной массой. То же самое касается ходов и жесткости, где то лучше с небольшими ходами и высокой жесткостью, в других ситуациях наоборот. Обычно, чем сложнее бездорожье, тем большие хода подвески требуются, но опять же все зависит от конкретной ситуации.

Зависимая подвеска чаще используется на внедорожниках

5.Двигатель. На бездорожье важна не столько мощность, сколько крутящий момент. Именно поэтому на внедорожниках нередко используют дизельные двигатели, которые на низах гораздо более тяговитые, нежели бензиновые. К тому же они в большинстве случаев немного крепче и надежнее бензиновых, а также лучше переносят преодоление бродов и прочие водные процедуры.

Вывод

Конечно, сложно учесть все аспекты такого понятия, как проходимость автомобиля. Помимо вышеперечисленных факторов, влияющих на проходимость, сюда можно отнести общую массу автомобиля, удельное давление на грунт и многое другое, включая наличие дополнительного оборудования: лебедки, шноркеля, силового бампера, хайджека и прочего. И конечно же, проходимость любого транспортного средства зависит в первую очередь от человека, сидящего за рулем.

Колёсная формула — условное обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами[1]:

[общее число колёс] × [число ведущих колёс],

при этом спаренные колёса на одной полуоси учитываются как одно колесо. Например, колёсная формула 6 × 4 означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие (например, ЗИС-6). Автомобиль, обладающий полным приводом, имеет колёсную формулу, где оба числа одинаковы (4 × 4, 6 × 6, 8 × 8, 10 × 10 и т. д.). Для многоосных автомобилей в колёсной формуле иногда указывают количество управляемых колёс, способных к повороту (например, 16 × 16 / 12). В этом случае третья цифра отделяется косой чертой.

В том случае, если третья цифра 2 или 1 и отделена от второй цифры точкой, то она указывает на тип ошиновки ведущей оси. Если используется цифра 2, значит ведущая задняя ось (оси, тележка) имеет двухскатную ошиновку, а цифра 1 указывает, что все колеса односкатные, таким образом, для двухосных грузовых автомобилей и автобусов применяются формулы 4х2.1 (например, автомобиль ГАЗ-3307, автобус ЛиАЗ-677), 4х2.1, 4х4.2 (автобус ПАЗ-3206), 4х4.1 (УАЗ-2206, ГАЗ-66-11). Для трехосных автомобилей применяются формулы 6х4.2 (например, МАЗ-64226), 6х4.1, 6х6.2 (лесовоз КрАЗ-643701), 6х6.1 (КамАЗ-43101), 6х2.2 (тягач «Мерседес-Бенц-2235»). Для четырехосных - 8х4.2, 8х4.1, 8х8.2, 8х8.1 (МАЗ-537).[3]

Для сочлененных автобусов в формулу введена четвёртая цифра 1 или 2, отделенная от третьей цифры точкой. Цифра 1 указывает на то, что ось прицепной части автобуса имеет односкатную ошиновку, а цифра 2 – имеет место двухскатная ошиновка. Таким образом, для сочлененных автобусов применяются формулы 6х2.2.1 (“Икарус-280.64”) и 6х2.2.2 (“Икарус-283.00”).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...