Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На фактическую производственную себестоимость отгруженной и реализованной продукции




Д-т сч. 90/4 К-т сч. 43

2) На стоимость продукции по отпускным ценам реализации с НДС

Д-т сч. 62 К-т сч. 90/1

Учет выполненных работ, оказанных услуг ведется аналогично, но списание их фактической себестоимости производится непосредственно со счетов 20, 23.

 

 

Тема 16. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Промышленные организации постоянно ведут расчеты с финансовыми органами по платежам в бюджет.

К ним относятся:

– налоги, включаемые в себестоимость (земельный налог, экологический налог; налог на недвижимость);

- налоги, уплачиваемые из выручки (НДС, акцизы);

– налоги, уплачиваемые из себестоимости (налог на прибыль);

- прочие (подоходный налог и др.)

Для учета расчетов с бюджетом используется счет 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и платежам».

Таблица 1 - Корреспонденция счетов по учету расчетов с бюджетом

Содержание операции Дебет Кредит
1. Начислены налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) 20, 23, 25, 26, 29, 44/1 68/1
2. Начислены налоги, уплачиваемые из выручки 90/2, 90/8, 91/2 68/2
3. Начислены налоги, уплачиваемые из прибыли 99 68/3
4. Начислен подоходный налог 70 68/4
5. Начислены штрафы, пени, неустойки по налогам 90/8 68/5
6. Перечислена задолженность по налогам платежам в бюджет 68 51
7. Возвращены на расчетный счет излишне перечисленные суммы налогов в бюджет 51 68

Аналитический учет по счет 68 ведется в журнале-ордере № 8и ведомости № 7 по каждому налогу.

 

Тема 17. «Синтетич и аналит-й учет расчетов с персоналом по оплате труда»

       Для учета расчётов с персоналом по оплате труда испол сч.70. Данный счет используется для б/у расчетов организации по оплате труда работников списочного и несписоч. состава по всем видам з/п компенсационным и стимулирующим выплатам. сч 70 имеет Кр-т С-до на к.м. характ-е зад-ть организации перед работником по оплате труда.

  Дебет Кредит
Начисл з/п работникам ОП 20 70
Начисл з/а работ ВП 23 70
Начисл. з/п цеховым раб-м и содерж маш и оборуд 25 70
Начислена з/п аппарату управления 26 70
Начисл з/п за исправление брака 28 70
Начисл з/п работникам обслуж пр-в и хоз-в 29 70
Начисл з/п работникам отдела сбыта и мар-га 44 70
Начисл з/п работникам за погрузку разгрузку материалов 15/16 70
Начисл з/п работникам за создание объектов долгосроч активов 08 70
Начисл пособие по врем. нетрудоспос и др. соц.выплаты 69 70
Начислены страховые выплаты в связи с произошедшим несчастным случаем на пр-ве или проф забол-ем 76/2 70
Начисл з/п работникам стимулир хар-ра и выплата в связи с реорганизацией пр-тия 90/10 70
Начислены отпускные приход. на дни след отчетного периода 97 70
     

 Из з/п работника производятся удержания кот отраж по Д-ту сч 70.

Удержан подоходный налог из з/п (13%) 70 68
Удержаны отчисл в ФСЗН (1%) 70 69
Удержан профсоюзный взнос (1%) 70 76
Удержаны из з/п алименты и суммы по исполнит. листам 70 76
Удержана из з/п недостача ТМЦ 70 73/2
Удержаны из з/п неучтенные подотчетные суммы 70 71
Перечислена з/п на счета работ-в 70 51

 

Аналит-й учет расчетов по оплате труда ведут по каждому работнику. Данная инф-ция содержится в лицевых счетах. В лицевом счете отраж инф-ция по начислениям в р-зе видов начислений по удержаниям из з/п по видам удержаний и сумма к выдаче или долга за работником.

 

Тема 18. Состав и методика удержаний из заработной платы, отчислений от фонда оплаты труда

 Организации промышленности в соответствии с действующим законодательством от фактического фонда заработной платы ежемесячно производят отчисления в фонд социальной защиты, БГУСП «Белгосстрах».

Организации промышленности начисляют взносы по социальному страхованию по ставке 34 % от всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых признаются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности. Взносы по социальному страхованию (по профессиональному пенсионному страхованию и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) не начисляются по выплатам, включенным в Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию.

Плательщики обязаны уплачивать страховые взносы в сумме, не менее исчисленной из суммы минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяцах осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода.

При занятости работников неполное рабочее время и (или) неполный месяц обязательные страховые взносы, подлежащие уплате за истекший месяц, должны быть не менее суммы названных взносов, исчисленной из суммы размера минимальной заработной платы (с учетом индексации) пропорционально времени, отработанному в соответствующем месяце.

Для учета расчетов с Фондом социальной защиты населения предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

На сумму произведённых отчислений в Фонд социальной защиты населения будут сделаны записи:

Д-т счетов 20,23,25,26,28 К-т 69 -на размере 34%.

Произведены удержания из заработной платы в Фонд социальной защиты населения

Д-т счета 70 К-т счета 69 в размере 1 %

Средства фонда частично используются самими предприятиями для выплаты пособий по уходу за ребенком, повременной нетрудоспособности, беременности и родам и др.

Д-т счета 69 к-т счета 70.

Перечислено с расчетного счета задолженность Фонду социальной защиты населения отражается

Д-ту счета 69 к-т счета 51.

Отчисления по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются обязательными для всех организаций. Они рассчитываются по установленному тарифу и уплачиваются БРСУП «Белгосстрах». Сумма страховых взносов исчисляется от всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых признаются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности. Обязательные страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются по видам выплат, включенных в Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

Среднеотраслевой тариф составляет 0,6% по отраслям деятельности в зависимости от класса профессионального риска. Страховщик может применять скидки или надбавки в зависимости от уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости у страхователя и устанавливает ему конкретный тариф. При наступлении несчастного случая на производстве и профессионального заболевания после оформления соответствующих документов за счет страховых взносов страхователь и (или) страховщик производят соответствующие страховые выплаты физическому лицу.

Расчеты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве отражаются на счете 76/2.

Начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве отражают следующей проводкой:

Д-т счетов 20,23,25,26 к-т счета 76/2.

Использованы средства для выплаты работнику по возмещению причиненному его здоровью вреда

Д-т счета 76/2 к-т счета 70.

 

5. Из заработной платы работников производятся удержания. Согласно действующему законодательству из заработной платы рабочих и служащих производятся различные удержания и вычеты: подоходный налог, погашение задолженности по ранее выданному авансу, отчисления в Фонд социальной защиты населения (1%), возмещение материального ущерба, удержания по исполнительным листам судов, удержания за товары, купленные в кредит, за брак продукции и другие.

Удержания заработной платы подразделяются на две группы: обязательные и прочие.

Обязательные удержания носят постоянный характер. К обязательным удержаниям из заработной платы относятся:

1. удержание подоходного налога;

2. страховые взносы в фонд социальной защиты;

3. по исполнительным документам.

Ставка подоходного налога составляет 13%. Регулируется исчисление налога Особенной частью Налогового кодекса. Основанием для льгот по подоходному налогу служат предоставленные копии документов, квитанции и т. д.

Обязательный страховой взнос в фонд социальной защиты населения удерживают из начисленной заработной платы в размере 1%.

Удержания по исполнительным листам проводят:

- по полученным на работников исполнительным документам, которые регистрируются и хранятся в бухгалтерии организации до их увольнения;

- на основании отметки (записи) органам внутренних дел в паспортах лиц об уплате алиментов в соответствии с решениями суда;

- на основании письменного заявления лица, изъявившего желание добровольно платить алименты.

В трехдневный срок, установленный для выплаты заработной платы суммы удержанных алиментов должны быть выплачены получателю из кассы или переведены по почте за счет взыскателя.

Прочие удержания из заработной платы рабочих и служащих связаны с расчетными взаимоотношениями работников по обязательствам перед нанимателем или третьими лицами. Осуществляют их только на основании письменного заявления работников и документов, подтверждающих эти обязательства либо по приказу (распоряжению) руководителя организации.

К прочим удержаниям относятся:

1. профсоюзные взносы (удерживаются в размере 1% от начисленной зарплаты);

2. удержания за товары, проданные в кредит;

3. возмещение причиненного материального ущерба;

4. очередные платежи по страхованию граждан на основе страховых полисов;

5. административные штрафы и т. д.

Корреспонденция по учету удержаний из зарплаты приведена в таблице 4.1.

Таблица 4.1- Корреспонденция по учету удержаний из зарплаты

Содержание операции Дебет Кредит
1.Произведены удержания подоходного налога 70 68
2.Произведены удержания в фонд социальной защиты населения 70 69
3.Произведены удержания по исполнительным листам 70 76/1
4.Произведены удержания административного штрафа 70 68
5.Произведены удержания непогашенных остатков подотчетных сумм 70 71
6.Произведены удержания за товары, проданные в кредит 70 76
7.Произведены удержания по ссудам, полученным работникам 70 73/1
8.Произведены удержания непогашенного ущерба 70 73/2
9.Произведены удержания платежей по страхованию 70 76/2

 

Аналитический учет удержаний из заработной платы при полной журнально-ордерной форме ведется в ведомости № 7, а синтетический – в журнале-ордере № 8.

 

Тема 19. Учет денежных средств на расчетных счетах

Денежные средства организаций подлежат обязательному хранению на счетах в банке, за исключением наличных денежных средств, расходование которых разрешено в установленном порядке банком в соответствии с законодательными и нормативными актами.

Расчетный счет является основным счетом промышленной организации, через который проводятся все денежные операции безналичным путем. Предприятия вправе открывать расчетный счет в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Для открытия расчетного счета организация представляет в банк следующие документы:

заявление на открытие счета;

копию документа о государственной регистрации, удостоверенной нотариально или регистрирующим органом;

два экземпляра копий учредительных документов (на одном из них п или регистрирующим органом проставлен штамп регистрирующего органа; второй – удостоверен нотариально);

карточку с образцами подписей и оттиска печати владельца счета, удостоверенной нотариально.

Между банком и организацией заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором оговариваются: права и обязанности сторон: доходы клиента и оплата услуг банка; ответственность сторон.

На расчетный счет зачисляют выручку от реализации продукции (работ, услуг), материальных ценностей, нематериальных активов, кредиты банков и другие поступления денежных средств. С расчетного счета банк оплачивает счета поставщиков за приобретенные материалы и другое имущество, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда, текущие хозяйственные расходы и на другие цели.

Операции по зачислению денежных средств на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, платежных поручений и др.) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключение составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению хозяйственных, налоговых и финансовых органов.

Операции по расчетному счету производятся на основании платежных документов (денежных чеков, платежных требований, платежных поручений, платежных требований-поручений, расчетных чеков, объявлений на взнос наличными и др.).

Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению, предприятие получает от банка выписку из расчетного счета, т. Е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке прилагаются копии документов, на основании которых зачислены или списаны денежные средства. Бухгалтерия организации проверяет правильность каждой выписки и соответствие поступивших и списанных сумм по приложенным к ней документам. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы отражаются на счете 76 субсчете 3. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.

При обработке выписок банка надо иметь в виду, что для организации расчетный счет является активным, а для учреждения банка – пассивным. Поэтому поступление средств банк отражает в выписке по кредиту счета, а их списание – по дебету.

Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 «Расчетный счет» Проверка и и обработка выписок должна производится в день их поступления.

Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на счете 51 «Расчетный счет».

Таблица 1- Корреспонденция счетов по учету денежных средств на расчетном счете

Содержание операции Дебет Кредит
1. Из кассы поступили денежные средства на расчетный счет 51 50
2. Зачислены на расчетный счет неиспользованные остатки денежных средств по аккредитивам и чековым книжкам 51 55
3. Возвращены на расчетный счет займы, предоставленные юридическим и физическим лицам (кроме работников организации) 51 58
4. Поступили денежные средства на расчетный счет от покупателей 51 62
5. Поступили денежные средства на расчетный счет от погашения дебиторской задолженности подотчетными лицами 51 71
6. Поступили денежные средства на расчетный счет от погашения дебиторской задолженности подотчетными учредителями (участниками) 51 75
7. Поступили денежные средства на расчетный счет от погашения дебиторской задолженности 51 76
8. Поступили денежные средства на расчетный счет от от погашения дебиторской задолженности структурными подразделениями организации 51 79
9. Возвращены на расчетный счет излишне перечисленные суммы налогов в бюджет 51 68
10. Зачислены на расчетный счет предоставленные кредиты и займы 51 66, 67
12. С расчетного счета получены денежные средства в кассу 50 51
13. Оплачены с расчетного счета поставщиков за полученные ТМЦ и оказанные услуги 60 51
14. Погашены с расчетного счета долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы 66, 67 51
16. Перечислены с расчетного счета налоги и платежи в бюджет 68 51
17. Перечислены с расчетного счета задолженность по отчислениям в ФСЗН 69 51
18. Перечислены с расчетного счета задолженность по оплате труда работников организации 55 70 51 55
19. Перечислены с расчетного счета кредиторская задолженность 76 51
20. Перечислены с расчетного счета денежные средства структурным подразделениям 79 51
21. Перечислены с расчетного счета сумма доходов учредителям 75 51
22. Отражается сумма излишне списанных с расчетного счета средств 76/3 51
23. Отражается сумма излишне зачисленных на расчетный счет средств 51 76/3

Аналитический учет по счет 51 ведется в журнале-ордере № 2 и ведомости №2.

 

Тема 20. Учет денежных средств в кассе.

Каждая организация для осуществления расчетов наличными деньгами и хранения денежных документов должна иметь кассу. Касса представляет собой специально оборудованное изолированное помещение, снабженное сигнализацией, сейфами для хранения денег и ценных бумаг.

Ведение кассовых операций осуществляет кассир, который в соответствии с законодательством несет ответственность за сохранность всех принятых им наличных денег и других ценностей. При приеме кассира на работу руководитель обязан под роспись ознакомить его с правилами ведения кассовых операций и заключить письменный договор о полной материальной ответственности. Исполнять обязанности кассира запрещается бухгалтерам и другим работникам предприятия, которые подписывают кассовые документы, за исключением, когда в штате нет другого лица, на которого можно возложить ведение кассовых операций.

Правила приема и выдачи наличных денег, расчетов денежными наличными средствами, оформления кассовых документов, порядок оприходования в кассу наличных денег, использование выручки, ведения кассовой книги и др. вопросы регламентируются Правилами ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь.

Наличные деньги предприятий подлежат обязательному зачислению и хранению на соответствующих счетах в банках. Денежные средства кассиры получают в учреждениях банка по денежным чекам. Наличные деньги должны расходоваться на те цели, на которые они получены.

В кассу предприятия деньги поступают и из других источников( от работников за спецодежду, материалы, оказанные услуги, погашение недостачи; от квартиросьемщиков за квартплату; от подотчетных лиц – неиспользованные авансы и т. д.

Промышленные организация могут иметь в своих кассах наличные деньги на конец рабочего дня. Всю денежную наличность организации обязаны сдавать в обслуживающие учреждения банков на расчетный счет в сроки, согласованные с учреждениями банков. Срок сдачи наличных денег считается ежедневным.

Наличные деньги могут быть сданы:

1. в дневные и вечерние кассы учреждений банка;

2. инкассаторам для последующей сдачи в учреждения банка;

3. предприятиям связи для перечисления на счета в учреждения банков.

Промышленные организации и имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимита остатка кассы только на оплату труда, выплату пособий, дивидендов на срок не выше 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке либо день наступления установленного срока их выплаты.

После этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в банк как депонированные суммы.

Основными первичными документами по учету поступления денег в кассу и их выдачи из кассы являются приходные и расходные кассовые ордера. Кроме того, выдача денег может производится также по платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег с наложением на них специального штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Прием наличных денег в кассу производится по приходному кассовому ордеру. Он состоит из двух частей: самого приходного ордера (левая часть бланка) и квитанции к нему (правая часть). Последняя выдается на руки лицу, сдавшему в кассу деньги, за подписями главного бухгалтера или лица, уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Приходный кассовый ордер выписывается бухгалтерией и подписывается главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.. Приходные кассовые ордера в обязательном порядке регистрируются в налоговой инспекции по месту регистрации организации.

При поступлении наличных денег в кассу с расчетного счета или других счетов в банке также составляется приходный кассовый ордер и заполняется квитанция к нему. Квитанция должна прикладываться к выписке банка для списания денег с расчетного счета.

Деньги выдают по расходным кассовым ордерам формы № КО-2, подписанным руководителем и главным бухгалтером. Если на прилагаемых к расходным ордерам документам имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, его подпись на расходных кассовых ордерах не обязательна. На общую сумму выданных наличных денег по нескольким платежным ведомостям допускается составление одного расходного кассового ордера, дата и номер которого проставляется на каждой платежной ведомости. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и берет расписку получателя. Если наличные деньги получают по доверенности, в тексте расходного кассового ордера после фамилии, имени и отчества получателя бухгалтером делается запись»по доверенности, указывается ФИО лица, которому поручено получение наличных денег. К расходному кассовому ордеру или платежной ведомости прилагается доверенность.

Выплата заработной платы, пособий и других кассовых выплат обычно производится по платежным ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. Выдав деньги кассир подписывает расходный кассовый ордер, а прилагаемые к нему документы погашает штампом «оплачено» с указанием даты совершения хозяйственной операции.

При поступлении в кассу иностранной валюты е поступление оформляется приходным кассовым ордером, выписываемом в эквиваленте по курсу Национального Банка РБ. В нем указывается код валюты, сумма иностранной валюты, курс Нацбанка РБ и код целевого ее назначения.

Выдача иностранной валюты из кассы производится по расходным кассовым ордерам формы КО-2в, выписываемых в рублевом эквиваленте. В них указывается номер и дата составления документа, корреспондирующий счет и субсчет, код, сумма иностранной валюты, курс Национального банка РБ, сумма рублевого эквивалента и код целевого использования.

Деньги по приходному и расходному кассовому ордеру принимаются и выдаются только в день их составления. Приходные и расходные кассовые документы должны быть заполнены четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на компьютере. Никаких подчисток, помарок и исправлений, в том числе оговоренных, в них не допускается.

В кассе должны также хранится денежные документы. К ним относятся почтовые марки, марки государственной пошлины, оплаченные путевки и т. п. Денежные документы учитываются по номинальной стоимости.

До передачи в кассу приходные и расходные кассовые ордера и заменяющие их документы регистрируются в бухгалтерии в «Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Все кассовые операции на основании приходных и расходных документов заносятся в кассовую книгу. Записи в ней ведут в хронологическом порядке отдельно по каждому документу в двух экземплярах через копирку. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия. В конце рабочего дня или раз в несколько дней подсчитываются обороты по приходу и расходу кассовой книги и выводят остаток на следующее число. Второй (отрывной) экземпляр кассовой книги вместе с приходными и расходными кассовыми документами под расписку передается в бухгалтерию. Отдельно ведется книга по операциям с иностранной валютой.

В кассовой книге по валютным операциям кассиром указывается остаток иностранной валюты на начало дня, отражается ее поступление и выбытие за день и определяется остаток на конец дня. Котировка иностранной валюты в обязанности кассира не входит. Кассовая книга может вестись с помощью компьютера. При этом листы кассовой книги формируются виде выходной формы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируется выходная форма «Отчет кассира». Обе названные выходные формы должны составляться на конец рабочего дня и иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов кассовой книги в этих выходных формах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года. В последней выходной форме «Вкладной лист кассовой книги» за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за год – общее количество листов кассовой книги за год. Кассир после получения выходных форм обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми ордерами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги. Выходные формы в течнии года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании года брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера, и кассовая книга опечатывается.

После проверки всех записей в кассовом отчете и приложенных к нему приходных и расходных документов произведенные кассовые операции отражаются на счетах бухгалтерского учета.

Учет наличных денежных средств в кассе ведут на счете 50 «Касса».

 

Таблица 1- Корреспонденция счетов по учету денежных средств в кассе

Содержание операции Дебет Кредит
1. Из кассы поступили денежные средства на расчетный счет 51 50
2. В кассу поступила арендная плата 50 98
4. Поступили в кассу денежные средства с расчетного счета в банке 50 51
5. Поступила в кассу валюта с валютного счета 50 52
6. Поступили в кассу денежные средства со специального счета в банке 50 55
7. Поступили в кассу денежные средства ранее числящие как переводы в пути 50 57
8. Возвращены в кассу излишне полученные суммы по зарплате 50 70
9. Возвращены в кассу неиспользованные подотчетные суммы 50 71
10. Возвращены в кассу займы, предоставленные работникам 50 73/1
11. Погашены в кассу суммы недостач 50 73/2
12. Поступила в кассу дебиторская задолженность 50 76
13. Поступление денежных средств от структурных подразделений предприятия 50 75
14. Внесены денежные средства как взнос участников (учредителей) 50 75
15. Оприходованы излишки денежных средств, выявленные при инвентаризации кассы 50 90/7
16. Поступили в кассу денежные средства от работников за частичную оплату путевок 50 70
17. Поступили в кассу займы 50 66, 67
18. Возвращена неиспользованная кассовая наличность на счета банка 51 50
19. Приобретены за наличный расчет денежные документы 50 50
20. Сдана выручка через инкассаторов, почтовые отделения для зачисления на расчетный счет предприятия 57 50
21. Выплачены из кассы зарплата, пособия, доходы от участия в предприятии 70 50
22. Выданы деньги подотчет из кассы 70 50
23. Выплачены доходы (дивиденды) учредителям (участникам) 75 50
24. Выплачена из кассы депонированная зарплата 76 50
25. Передана из кассы наличность структурным подразделениям 79 50
26. Отражается недостача денежных средств, выявленная в кассе 94 50
27. Оплата из кассы арендаторам арендной платы 26 50
28. Погашена кредиторская задолженность из кассы 76 50
29. Погашены из кассы кредиты и займы 66,67 50

Аналитический учет по счет 50 ведется в журнале-ордере № 1 и ведомости №1.

 

 

Тема 21. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Расчеты между субъектами предпринимательской деятельности в большинстве случаев осуществляется безналичным путем. Они должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить своевременное получение денежных средств по поставленные материалы, выполненные работы и оказанные услуги. Рациональная организация расчетов имеет огромное значение для укрепления договорной дисциплины, выполнения обязательства по поставкам материалов в заданном ассортименте и качестве, повышения ответственности предприятий за соблюдение платежной дисциплины, сокращения дебиторской задолженности, оптимизации кредиторской задолженности, ускорения расчетов.

Банки регламентируют формы и правила безналичных расчетов с поставщиками и подрядчиками в соответствии со статьей 237 Банковского Кодекса Республики Беларусь и Инструкцией о банковском переводе, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь № 66 от 29.03.2001 г.

Расчеты могут производиться после отгрузки продукции, товаров, работ, услуг, а могут осуществляться в виде предварительной оплаты в счет будущих поставок. Безналичные расчеты могут производиться как за счет имеющихся средств на счетах предприятия, так и за счет полученных кредитов банка.

Платежи осуществляются с согласия плательщика или по его поручению, за исключением случаев, установленных законодательством или правилами расчетов. Плательщик имеет право отказаться от акцепта полностью или частично на законных основаниях.

Списание средств со счетов плательщика производится на основании первого экземпляра платежной инструкции (платежного поручения и др.), на котором стоят подписи руководителя предприятия, главного бухгалтера и печать предприятия.

В Республике Беларусь организации используют следующие способы расчетов:

1) Банковский перевод (дебетовый и кредитовый).

Банковский перевод – это последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара).

Кредитовый перевод – это банковский перевод, инициатором которого является плательщик. Кредитовый перевод осуществляется на основании представляемых в банк-отправитель платежных инструкций, которые оформляются расчетными документами (платежное поручение, платежное требование-поручение).

Дебетовый период – это банковский перевод, инициатором которого является бенефициар. При осуществлении дебетового перевода платежные инструкции оформляются расчетными документами (платежное требование) или чеком.

Статья 237 Банковского Кодекса Республики Беларусь устанавливает, что безналичные расчеты проводятся посредством:

– платежных поручений;

– платежных требований;

– платежных требований-поручений;

–– чеков;

– банковских пластиковых карточек.

 Учет расчетов с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности (включая расчеты за электроэнергию, газ, пар, воду и т. п.), а также по доставке или переработке материальных ценностей, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

На этом счете также учитываются расчеты генеральных подрядных организаций со своими субподрядными организациями при выполнении ими строительно-монтажных, научно-исследовательских и опытно- конструкторских и технологических работ и полученные услуги по перевозкам, а также за все виды услуг связи и другие.

На счете 60 учитываются авансы под поставку материальных ценностей либо выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчиков по частичной готовности.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

 

Таблица 1 - Корреспонденция счетов по учету расчетов поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Содержание операции Дебет Кредит
1. Акцептованы счета поставщиков материалов по покупным ценам без НДС   15   60
2. Опроходованы материалы по учетным ценам 10 60
3. Отражается НДС по поступающим материалам 18 60
4. Оприходованы объекты основных средств, нематериальных активов   08 60
5. Отражается НДС по поступающим объектам основных средств, нематериальных активов 18 60
6. Оприходовано оборудование, требующее монтажа 07 60
7. Начислено за услуги, оказанные по перевозке ТМЦ по тарифу без НДС 15, 16 60
8. Отражается отклонение в стоимости поступивших материалов 16 60
9.Начислен НДС по услугам 18 60
10. Начислено сторонним организациям за услуги по отоплению, освещению, водоснабжению, связь, по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам 08, 20, 23, 25, 26, 29 60
11. Начислен НДС по оказанным услугам 18 60
12. Списана убытки дебиторская задолженность поставщиков, по которой истек срок исковой давности 90/10 60
13. Отражается претензия, предъявляемая поставщикам с НДС 76/3 60
14. Оплачены счета поставщиков с расчетного счета 60 51
15. Оплачены счета поставщиков с валютного счета 60 52
17. Переведен платеж покупателя в погашение задолженности поставщика 60 62
18. Списана на доходы невостребованная кредиторская задолженность поставщиков и подрядчиков 60 90/7
14. Оплачены счета поставщиков за счет кредитов и ссуд 60 66, 67
15. Отражается дебиторская задолженность покупателей за реализованную продукцию по отпускным ценам с НДС 62 90/1
16. Отражается дебиторская задолженность заказчиков за выполненные работы и оказанные услуги по договорным ценам с НДС 62 90/1
17. Поступила дебиторская задолженность покупателей (заказчиков) на расчетный счет 51 62
12. Списана убытки дебиторская задолженность покупателей, по которой истек срок исковой давности 90/10 62

 

 

Тема 22. Учет доходов и расходов по текущей деятельности.

К счету 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» организацией открываются субсчета:

90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;

90-2 «Налог на добавленную стоимость»;

90-3 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;

90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг»;

90-5 «Управленческие расходы»:

90-6 «Расходы на реализацию (издержки обращения)»;

90-7 «Прочие доходы но текущей деятельности»;

90-8 «Налог на добавленную стоимость по прочим текущим операциям»;

90-9 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;

 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»;

90-11 «Прибыль (убыток) от текущей деятельности».

Данный счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах по текущим видам деятельности и выявления по ним финансового результата - прибыли (убытка). Бухгалтерский учет доходов и расходов на данном счете организуется но экономическим элементам основных и прочих доходов и расходов по текущей деятельности с целью получения сводной информации для её раскрытия в бухгалтерской отчетности.

Для организации учета финансового результата по отдельным отраслям хозяйства рекомендуется открывать субсчета для учета доходов, расходов и прибыли (убытка) по каждому виду текущей деятельности. Например, субсчет 1.1 «Выручка от реализации в оптовой торговле», 1.2 «Выручка от реализации в розничной торговле» и т.д. по каждому виду деятельности; субсчет 2.1 «Налог на добавленную стоимость в оптовой торговле», 2.2 «Налог на добавленную стоимость в розничной торговле» и т.д. по каждому виду деятельности по всем субсчетам.

Субсчет 1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» предназначен для учета выручки по видам экономической деятельности от реализации продукции, товаров, работ и услуг. С целью формирования налоговой базы по налогу на добавленную стоимость учет выручки ведется по установленным ставкам налога на добавленную стоимость, кроме выручки от реализации товаров. В объектах розничной торговли и общественного питания, применяющих расчетную ставку по налогу на добавленную стоимость.

Субсчет 2 «Налог на добавленную стоимость» предназначен для учета налога на добавленную стоимость по видам экономической деятельности, исчисленного из выручки от реализации продукции, товаров, работ и услуг

Субсчет 3 «Прочие реализации продукции, тиарой, работ и услуг (без деления по ставкам налога) налоги и сборы, исчисляемые ИЗ выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» предназначен для учета акциза по видам экономической деятельности, исчисленного ИЗ выручки от реализации подакцизных товаров и продукции.

Субсчет 4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг» предназначен для учета себестоимости реализованных продукции, товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности. В течение месяца в дебет данного субсчета с кредита счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» списывается стоимость реализованной продукции (товаров) по учетным ценам. Учетной ценой может быть отпускная цена продукции без налога на добавленную стоимость; покупная цена товаров без налога на добавленную стоимость; розничная цена товаров. В конце месяца учетная стоимость реализованных продукции и товаров доводится до фактической их себестоимости. На основании составленных расчетов методом «красное сторно» (методом дополнительной проводки) списываются - отклонение фактической себестоимости от учетной стоимости реализованной готовой продукции; торговые надбавки (скидки, наценки) и налог на добавленную стоимость, приходящиеся на реализованные товары.

Субсчет 5 «Управленческие расходы» предназначен для учета управленческих расходов по видам экономической деятельности, списанных по расчету их распределения с кредита счета 26 «Общехозяйственные затраты» и счета 44 «Расходы на реализацию».

Субсчет 6 «Расходы на реализацию (издержки обращения)» предназначен для учета затрат на реализацию по видам экономической деятельности, которые в течение месяца учитываются на счете 44 «Расходы на реализацию», а в конце месяца списываются с этого счета.

Субсчет 7 «Прочие доходы по текущей деятельности» предназначен для учета прочих доходов по текущей деятельности по их видам, которые группируются по видам экономической деятельности. К прочим доходам по текущей деятельности относятся:

доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов; дооценка запасов;

излишки денежных средств, запасов, выявленные по результатам инвентаризации;

доходы по операциям с тарой;

стоимость денежных средств, запасов, работ и услуг, полученных безвозмездно;

суммы восстанавливаемых неиспользованных резервов;

штрафы, пени и неустойки за нарушение условий договоров полученные или признанные к получению;

поступления в возмещение причиненных организации убытков;

иные доходы по текущей деятельности, которые по классификации нельзя отнести к доходам по инвестиционной, финансовой деятельности или к экстраординарным доходам.

Субсчет 10 «Прочие расходы по текущей деятельности» предназначен для учета прочих расходов по текущей деятельности по их видам, которые группируются по видам экономической деятельности.

К прочим расходам по текущей деятельности относятся:

расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов, а также денежных средств;

потери от уценки запасов;

стоимость денежных средств, запасов, работ, услуг, переданных безвозмездно;

списанные недостачи и потери (при отсутствии виновных лиц);

отчисления на создание текущих резервов;

расходы, связанные с аннулированием производственных заказов, а также производств, не давших продукции;

расходы обслуживающих хозяйств;

потери от простоев;

выплаты работникам организации, увольняемым в связи с реорганизацией и сокращением численности;

штрафы, пени и неустойки за нарушение договоров, уплаченные или признанные к уплате;

штрафы и пени за неуплату налогов, сборов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды;

начисляемые вознаграждения по итогам работы за год, материальная помощи иные виды стимулирования;

возмещение причиненных организацией убытков;

иные расходы по текущей деятельности.

На данном субсчете отражается также налог на добавленную стоимость, начисленный и установленном порядке из сумм прочих доходов по текущим видам деятельности;

Субсчет 11 «Прибыль (убыток) от текущей деятельности» предназначен для учета развернутого финансового результата (прибыли и убытки) по видам экономической деятельности.

По субсчетам 1-10 аналитический учет ведется в разрезе видов экономической деятельности и других аналитических признаков, информация обобщается в целом по организации за месяц и с начала года.

Выявление финансового результата по видам текущей деятельности производится сопоставлением доходов и расходов по ним путем вычитания из кредитового оборота субсчета 1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» и 7 «Прочие доходы по текущей деятельности» дебетовых оборотов по субсчетам 2-6 и 9-10 по этим видам деятельности Выявленный финансовый результат по каждому виду деятельности (прибыль или убыток) накапливается (сальдируется) с начала года на субсчете 11 «Прибыль (убыток) от текущей деятельности». В результате обобщения финансового результата по всем видам текущей деятельности формируется финансовый результат от текщей деятельности в целом по организации.

На субсчетах счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» может производиться детализация информации аналитического учета по другим признакам (по структурным подразделениям, по торговым объектам и т.п.), что определяется в учетной политике организации.

Для целей налогового учета обеспечивает группировка доходов и расходов по текущим видам деятельности, учитываемые и не учитываемых при формировании налогооблагаемой прибыли.

При формировании методики бухгалтерского учета походов и расходов по текущей деятельности бухгалтеры руководствуются инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102.

Поступление и учет выручки, учет полученных прочих доходов по текущей деятельности отражается по кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и дебету счетов:

50 «Касса», 57 «Денежные средства в пути» и другие денежные счета – учтена выручка от реализации товаров, работ и услуг кассовым методом по факту сдачи наличной выручки (факт учета выручки и факт отпуска товаров покупателям совпадают); учтены полученные проценты за товары, проданные в кредит;

10 «Материалы», 41 «Товары», 50 «Касса» и другие счета для учета оборотных активов - учтены прочие доходы по текущей деятельности, образовавшиеся в результате выявления излишков оборотных активов;

51 «Расчетные счета» - зачислены на увеличение прочих доходов по текущей деятельности платежи, полученные от должников в погашение долгов, ранее списанных как безнадежных к взысканию;

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - учтена выручка от реализации товаров, работ и услуг по методу начисления, в том числе продажа товаров населению в кредит, учтены доходы по таре и прочие доходы по обычным видам деятельности;

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 3 «Расчеты по претензиям и кражам»; 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 5 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью недостающих активов» - на прочие доходы по текущей деятельности зачислена разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью недостающих активов, в том числе по крупным недостачам и кражам;.

98 «Доходы будущих периодов» - учтены в составе прочих доходов по текущей деятельности:

фактическая себестоимость запасов, приобретённых за счет государственной финансовой помощи и безвозмездной (спонсорской) помощи, и использованных, на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

стоимость выполненных работ и оказанных услуг, возмещаемых за счет финансовой помощи и безвозмездной (спонсорской) помощи; стоимость безвозмездно полученных оборотных активов;

99 «Прибыли и убытки» - списание прибыли от реализации продукции, товаров, работ и услуг; другие счета.

Налоги из выручки и прочих доходов, расходы по видам текущей деятельности отражаются по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредиту счетов:

10 «Материалы», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 29 «Обслуживающие хозяйства» - списаны на прочие расходы по текущей деятельности реализованные материалы, полуфабрикаты собственного производства и другие оборотные активы, а также не покрытые выручкой затраты обслуживающих хозяйств;

26 «Общехозяйственные затраты» - списаны управленческие расходы;

41  «Товары» - списана стоимость реализованных товаров по учетным ценам списана сумма уценки товаров по покупным ценам без налога на добавленную стоимость;

42  «Торговая наценка» - списаны методом «красное сторно» реализованные торговые надбавки (скидки, наценки), налог на добавленную стоимость реализованных товаров, учитываемых по розничным ценам;

43 «Готовая продукция» - списана стоимость реализованной продукции по учетным ценам; списано отклонение фактической производственной себестоимости от учетной цены реализованной готовой продукции (сумма отрицательного отклонения списывается методом «красное сторно»);

44 «Расходы на реализацию» - списаны издержки обращения на реализованные товары и коммерческие расходы на реализованную продукцию;

68 «Расчеты по налогам и сбора» - начислены налоги из выручки и прочих доходов по текущей деятельности; штрафы и пени по хозяйственным договорам, причитающиеся к уплате за нарушение законодательства;

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - начислены штрафы и пени, предъявленные организации и причитающиеся к уплате за несвоевременную и неполную уплаты отчислении на социальное страхование;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - учтены в составе прочих расходов по текущей деятельности начисленные работникам стимулирующие, компенсирующие и социальные выплаты, не включаемые в затраты по производству продукции, работ, услуг и издержки обращении (заработная плата за дополнительный отпуск, вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь и другие);

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - начислено комиссионное вознаграждение от реализации услуг по реализации товаров по договорам комиссии (консигнации);

99 «Прибыли и убытки» - списание убытка от реализации продукции, товаров, работ и услуг; другие счета.

В состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности также включаются:

прибыль (убыток) прошлых лет, выявленная в отчетном году; расходы, связанные с рассмотрением дел в судах; потери и расходы в связи с чрезвычайными ситуациями;

выплата денежных средств и передача иных активов, выполнение работ, оказание услуг, снизанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных, оздоровительных мероприятий, отдыха, развлечений мероприятий культурно-просветительского характера, оказание шефской и социальной помощи и расходы на иные аналогичные мероприятия;

иные расходы, не относящиеся, к текущей инвестиционной и финансовой деятельности.

Указанные доходы отражаются по кредиту счета 90 и по дебету разных счетов:

02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» - учтена в составе прочих доходов излишне начисленная амортизация основных средств и нематериальных активов за прошлые годы;

другие счета при отражении исправительных записей по выявленным ошибкам за прошлые годы.

Указанные расходы, относящихся к прочей текущей деятельности организации, отражаются по дебету счета 90 и по кредиту счетов:

01 «Основные средства», 41 «Товары», 51 «Расчетные счета » и другие счета для учета активов - перечисление денежные средств (взносов), передача активов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с благотворительной деятельностью.

41 «Товары», 43 «Готовая продукция», счета для учета других активов -списание расходов и потерь в связи с чрезвычайными обстоятельствами (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация, конфискация и т.п.);

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и другие счета для учета расчетов - списание произведенных расходов на осуществление спортивных, оздоровительных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера, оказание шефской и социальной помощи сторонними организациями; другие счета.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» закрываются внутренними записями на 90-11 «Прибыль (убыток) от текущей деятельности».

 

Тема 23. Учет доходов и расходов по инвестиционной деятельности.

Для целей составления бухгалтерской отчётности прочие доходы и расходы группируются по трем признакам: доходы (расходы) по инвестиционной деятельности; доходы (расходы) по финансовой деятельности.

В состав доходов и расходов по инвестиционной деятельности включаются:

доходы и расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием долгосрочных активов;

излишки долгосрочных активов, выявленные при инвентаризации;

доходы и расходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций и проведением операций по договорам совместной деятельности;

суммы дооценки (уценки) долгосрочных активов, кроме сумм относимых в установленном порядке на счет 83 «Добавочный капитал»;

стоимость долгосрочных активов полученных или переданных безвозмездно;

финансовая помощь на приобретение долгосрочных активов;

иные походы и расходы, связанные с инвестиционной деятельностью.

Доходы по инвестиционной деятельности организации отражаются по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» и по дебету разных счетов:

01 «Основные средства», 07 «Оборудование к установке и строительные материалы», 08 «Вложения в долгосрочные активы» и другие счета – учтены излишки при оприходовании неучтенных объектов основных средств и других объектов долгосрочных активов (по установленным учетным ценам); учтена сумма дооценки долгосрочных активов;

03 «Доходные вложения и материальные ценности» учтена положительная разница между справедливой и одиночной стоимостью объекта операционной поднижи мости мри ого переводе и инвестиционную недвижимость;

76 «Расчеты разными дебиторами и кредиторами» - учтены доходы на сумму обязательств выбывающей группе, предназначенной для реализации;

98 «Доходы будущих периодов»- учтены доходы от инвестиционном деятельности в сумме начисленной амортизации основных средств, нематериальных активов, приобретенных за счет финансовой помощи и безвозмездной (спонсорской) помощи на протяжении срока их полезного использования; а также по безвозмездно полученным объектам основных средств и другим долгосрочным активам; другие счета.

Расходы по инвестиционной деятельности организации отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и по кредиту разных счетов;

01 «Основные средства»,- списана на расходы остаточная стоимость ликвидированного, переданного в качестве вклада и уставный фонд другой организации объекта основных средств (за вычетом начисленной Индексации стоимости объекта при переоценке); списана отрицательная разница между справедливой и остаточном стоимостью объекта операционной недвижимости при его переводе в инвестиционную недвижимость;

02 «Амортизация основных средств» - начислена амортизация объектов основных средств, преданных за плату во временное пользование (временное владение и пользование) (когда это не является предметом деятельности организации);

03 «Доходные вложения в материальные ценности» - списана отрицательная разница между справедливой и остаточной стоимостью объекта операционной недвижимости при его переводе в инвестиционную недвижимость;

47 «Долгосрочные активы, предназначенные для реализации» - списана остаточная стоимость реализованных долгосрочных активов; списана инвестиционная стоимость объекта (без учета сумм переоценки) по прекращенному строительству;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и другие счета - учтены расходы, связанные с ликвидацией и реализацией объектов основных средств; другие счета.

В состав доходов и расходов по финансовой деятельности включаются:

проценты, полученные или подлежащие получению за предоставление в пользование денежных средств;

проценты, уплачиваемые или подлежащие уплате за пользование кредитами и займами, за исключением процентов относимых на стоимость активов или включаемых в издержки обращения;

доходы и расходы по операциям с ценными бумагами (кроме профессиональных участников рынка ценных бумаг);

отчисления в резервы под обесценение краткосрочных финансовых вложений;

курсовые разницы, возникающие при пересчете стоимости активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте;

другие расходы и доходы, связанные с финансовой деятельности.

Доходы по финансовой деятельности организации отражаются по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» и по дебету разных счетов:

50 «Касса», 52 «Валютные счета», 57 «Денежные средства в пути»,60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - учтена курсовая разница, возникающая при пересчете стоимости активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте;

51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» - зачислены проценты, денежные средства в погашение долгосрочных и краткосрочных ценных бумаг; а также проценты за использование- банком денежных средств, находящихся на счетах организации;

58 «Краткосрочные финансовые вложения» - учтена разница между номинальной и рыночной стоимостью ценных бумаг при доведении их стоимости до номинальной стоимости;

59 «Резервы под обесценение краткосрочных финансовых вложений» - списание (восстановление) суммы резерва при выбытии краткосрочных финансовых вложений; другие счета.

Расходы по финансовой деятельности организации отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и по кредиту разных счетов:

06 «Долгосрочные финансовые вложения» - списана стоимость ценных бумаг при их реализации (погашении):

50 «Касса», 52 «Валютные счета», 57 «Денежные средства в пути», 60 «Расчеты I поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» учтена курсовая разница, возникающая при пересчете стоимости активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте;

58 «Краткосрочные финансовые вложения» - списание разницы между рыночной и номинальной стоимостью ценных бумаг; списание номинальной стоимости ценных бумаг при их реализации (погашении), когда это не является предметом деятельности организации;

59 «Резервы под обесценение краткосрочных финансовых вложений» - начислен резерв под обесценение краткосрочных финансовых вложений;

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» начислены проценты по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость активов в соответствии с законодательством или на издержки обращения торговых организаций); другие счета.

Закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы» производится аналогично закрытию счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

При определении состава прочих доходов и расходов и разработки методики их отражения на счетах бухгалтерского учета руководствуются Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной - постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102.

 

 

Тема 24. Учет уставного, добавочного и резервного капитала.

Уставный капитал представляет собой сумму средств, первоначально вложенных учредителями (участниками) для обеспечения уставной деятельности организации. Он отражает сумму имущества организации, гарантирующую интересы ее кредиторов.

Характерными признаками уставного капитала являются:

- обособленность имущества, внесенного учредителями (участниками) право собственности, на которое переходит к организации как самостоятельному участнику гражданского оборота;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 145.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...