Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность структурно-функционального подхода к политике. Модель социальной системы Т.Парсонса. (Свито)




Структурно-функциональный подход один из наиболее развитых и детально разработанных подходов в социогуманитарном знаний, задающий принципы исследования социокультурных явлений и процессов как системно-организованной структурной целостности , в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение (функцию внутри этой целостности).

Парсонс видит главную задачу социологии в анализе институционализации образцов ценностных ориентации в социальной системе. Когда ценности институционализированы и сообразно им структурировано поведение, возникает стабильная система — состояние «социального равновесия». Существуют два пути достижения этого состояния: 1) социализация, посредством которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому (важнейшие институты, выполняющие эту функцию, — семья, образовательная система); 2) создание разнообразных механизмов социального контроля.

Парсонс, рассматривая общество как систему, считает, что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям:

* адаптация (adaptation) — касается отношений между системой и се средой: чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой. Для общества особое значение имеет экономическая среда, которая должна обеспечить людям необходимый минимум материальных благ;

* целедостижение (goalattainment) — выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направлена социальная активность;

* интеграция (integration) — относится к координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. Посредством правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта.

* удержание образца (latency) — предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества.

Консенсус и стабильность системы не означает, что она не способна к изменениям. Напротив, на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие». Так, если изменится взаимоотношение общества со своей средой, то это приведет к переменам в социальной системе в целом.

 

№27 Модели политической системы К. Дойча, Д. Истона, Г. Алмонда

1.Системная модель Д. ИстонаИстон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе осуществляется распределение ценностей и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Главная идея состоит не только в том, политическая система распределяет ценности в обществе, но и убеждает своих граждан принять это распределение как обязательное. Основные работы Д.Истона: “Политическая система” (1953), “Концептуальная структура для политического анализа” (1965), “Системный анализ политической жизни” (1965). Рассматривая любую политическую систему с точки зрения функционирования, он Изучает главным образом, связь структуры и функций, синтез структур, обеспечивающих необходимое использование или поведение, постольку в них по существу исследуются проблемы целесообразного изменения систем, т.е. проблемы управления. Основу подхода к исследованию политических систем составляет положение, в соответствии с которым системы представляют интерес исключительно как объекты или субъекты управления, т.е. являются системами управления. Согласно Д. Истону, взаимодействие политической системы со средой осуществляется путем "входа" - "выхода". "Вход" совершается либо в форме требований, либо в форме поддержки. В первом случае - это обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. Поддержка обеспечивает относительную стабильность властных органов, которые преобразуют требования среды в соответствующие решения, а также создает необходимые условия для применения средств и методов, при помощи которых осуществляется подобное преобразование, т. е. для нормального функционирования политического режима. В результате "входа" в политической системе совершается процесс воздействия на нее среды, следствием которого является реакция "выход", понимаемый как авторитетные решения по распределению ценностей. Политический процесс, согласно Истону, представляет собой процесс преобразования информации, перевода ее с "входа" на "выход". Требования, поддержка, законодательство, управление, осуществляемое исполнительной властью, правосудие выступают у Истона необходимыми факторами, сопровождающими деятельность системы на уровне "входа" и "выхода". Причем, как уже отмечалось, подобный цикл отнюдь не является гармоничным, а может сопровождаться напряжениями, конфликтами, изменениями в политической системе. Поэтому подразумевается, что достижение стабильности и равновесия, перевод возникающих в ней изменений в бесконфликтное, эволюционное русло являются задачей эффективного политического управления и государственного регулирования. Реагируя на вызовы среды, политическая система, согласно Истону, одновременно поддерживает в обществе изменение и стабильность. Сохранение системы через изменение - основная идея Д. Истона. Для построения своей модели Д. Истон использует четыре базовые категории: 1) «политическая система»; 2) «среда»; 3) «реакция» системы на воздействие среды; 4) «обратная связь» или воздействие системы на среду. Исходя из этой модели, механизм функционирования политической системы включает четыре фазы. Д. Истон заложил основу анализа политической системы любой страны. Согласно его модели, политическая система является «открытой» системой, получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основной целью является преобразование поступающих требований и поддержки в адекватные решения и действия. При этом политический процесс оказывается процессом преобразования информации, перевода ее с «входа» на «выход» Главная задача политической системы состоит в выживании и сохранении устойчивости путем приспособления к среде при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции. Реагируя на сигналы окружающей среды, политическая система осуществляет в обществе изменения и, одновременно, поддерживает в нем стабильность. Если система не предприняла никаких мер по предотвращению пагубного для ее нормального функционирования "разрушительного" влияния окружающей среды и если это влияние настолько велико, что власти не смогут выполнять свои решения, политическая система может быть разрушена. 2. Функциональная модель Г. Алмонда Структурно-функциональный, подход к интерпретации политических систем предложен ГэбриелемАлмондом в работах «Политика развивающихся регионов» (1966), «Сравнительная политика: концепция развития» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988). Он исходил из того, что способность политической системы осуществлять преобразования в обществе и одновременно поддерживать стабильность зависит от специализации ролей и функций политических институтов, выступающих как совокупность взаимозависимых элементов. Каждый элемент (государство, партии, группы давления, элиты, право и т.д.) выполняет жизненно важную для всей системы функцию. Г. Алмонд, сравнивая различные политические системы, попытался выделить основные функции, которые необходимы для эффективного социально-политического развития. Функции процесса в схеме Альмонда - это различные формы активности, необходимые для выработки и осуществления политического курса в политической системе любого типа: артикуляция интересов, агрегация интересов, выработка политического курса, осуществление политического курса и вынесение судебных решений. Функции процесса играют прямую и необходимую роль формулировании политического курса. Прежде чем такой курс может быть определен, какие-то индивиды и группы в правительстве или обществе должны решить, что они хотят и надеются получить от политики. Политический процесс начинается, когда указанные интересы получают выражение, или артикулируются. Но для дальнейшего продвижения интересы граждан должны быть агрегированы (объединены) в политические альтернативы. Затем происходит обсуждение альтернативных политических курсов. Политический курс должен соблюдаться и предваряться в жизнь. Описываемые функции процесса выполняются политическими структурами: партии, законодательные органы, политические исполнительные органы, чиновничество и суды. Три функции, как системные функции: социализация, рекрутирование и политическая коммуникация – прямо не связаны с осуществлением и реализацией государственной политики, но они крайне важны для политической системы, поскольку они определяют, сохранится ли система или изменится. Политическая социализация (ее агенты: семья, школа, СМИ, церковь, референтные группы и т.п.) – это выработка, закрепление и трансформация политически значимых установки в обществе.Политическоерекрутирование – отбор людей для политической деятельности и государственных постов. Подбор кандидатов для политического рекрутирования может осуществляться по различным критериям: происхождению (этническому или социальному); принадлежности к определенному роду, племени; вероисповеданию; приверженности к определенной идеологии; по виду и уровню образования; способности к выполнению той или иной функции. Политические коммуникации – движение информации в обществе и внутри различных структур, образующих политическую систему. Функции политического курса (управления) или следующий этап функционирования политической системы — выработка политики. Здесь функции политической системы начинает выполнять ее центральный элемент — государство. Функции политического курса – это воздействие на общество, экономику и культуру. К ним относятся всевозможные виды регулирования поведения, извлечение и распределение благ и услуг между различными группами населения ресурсов в форме налогов. Результат осуществления функций политического курса в свою очередь порождают новые сигналы входа, новые требования в области законодательной и исполнительной власти. Успешность реализации политического курса усиливает или снижает поддержку политической системы и находящихся у власти должностных лиц. Рассмотренные функциональные понятия описывают формы активности, осуществляемые в любом обществе вне зависимости от тог, как организована его политическая система и какого рода политические курсы оно производит. Используя эти функциональные категории, можем установить, какие комбинации институтов участвуют в выработке и осуществлении различных видов государственной политики в различных странах. Г. Алмонд определил политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам. Вслед за Д. Истоном, Г. Алмонд также выделил функции «входа» и «выхода», однако, в отличие от Д. Истона, он закрепил за каждым политическим институтом его специфическую роль. Если на «входе» функцию политической социализации и вовлечения граждан в политику осуществляют в той или иной мере все элементы политической системы, то другие функции «входа» распределяются между различными институтами. Функция интеграции интересов осуществляется политическими партиями. Заинтересованные группы выполняют функцию выражения интересов. Средства массовой информации обеспечивают взаимосвязь населения и институтов власти. На «выходе» каждая ветвь государственной власти выполняет определенные функции. Политическая система предстает как совокупность способов реагирования на политические ситуации с учетом разнообразных интересов в обществе. 3.Модель политической системы К. Дойча Появление коммуникативной модели К. Дойча связано с развитием информационных технологий, их проникновением во все сферы жизни общества. В работе «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1963). По мнению Дойча, правительство (как субъект государственного управления) мобилизует политическую систему путем регулирования информационных потоков и коммуникативных взаимодействий между системой и средой, а также отдельными блоками внутри самой системы. К. Дойчем разрабатывается в «Нервах управления» очень сложная модель функционирования политической системы как совокупности информационных потоков, построенная на принципе обратной связи. В сильно упрощенном варианте (отражающем лишь ее принципиальное устройство) она выглядит следующим образом В его модели политической системы выделяются четыре блока, связанные с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков: 1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений, и наконец, 4) осуществление решений с обратной связью. Во-первых, политическая система принимает информацию через так называемые «рецептор» (внешнеполитические и внутриполитические), к которым относят информационные службы (правительственные и частные), центры изучения общественного мнения (правительственные приемные, агентурная сеть и т. д.). Здесь происходит селекция, систематизация и первичный анализ поступивших данных. Во-вторых, на следующей фазе отселектированная новая информация подлежит обработке в рамках блока 'памяти и ценностей', где она, с одной стороны, сравнивается с уже имеющейся, старой информацией, а с другой, проходит оценивание сквозь призму ценностей, норм и стереотипов. В-третьих, после получения итоговой оценки степени соответствия политической ситуации своим приоритетам и целям правительство (как центр принятия решений) принимает соответствующее решение по регулированию текущего состояния системы. И наконец, так называемые «эффекторы» (исполнительные органы и др.) на последней фазе реализуют решения, а затем их результаты служат новой информацией через «обратную связь» для «рецепторов», выводящих систему на новый цикл функционирования. К. Дойч выделяет при этом три основных типа коммуникаций в политической системе: 1) личные, неформальные коммуникации (face-to-face), как, к примеру, персональный контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринужденной обстановке; 2) коммуникации через организации, когда контакт с правительством осуществляется посредством партий, групп давления и др., и 3) коммуникации через СМИ, печатные юга электронные, роль которых в постиндустриальном обществе постоянно возрастает.

 

№28 Политический процесс: понятие, виды, структура.

Политический процесс — это функциональная характеристика политической системы, отражающая совокупность ее внутренних изменений, последовательность политических событий и целенаправленное взаимодействие реальных субъектов политики. Политический процесс развертывается в рамках политической системы общества, в региональных и глобальных масштабах. В нем взаимодействуют различные факторы, в результате чего и происходят изменения в политической сфере. Основными компонентами политического процесса являются субъекты политики (социальные и институциональные), динамика политических отношений, политическое поведение и политическая деятельность (политическое участие). С содержательной точки зрения в него входят: институциализация политических интересов; выработка и принятие политических решений; реализация принятых программ и установок. Современному политическому процессу присущ ряд общих задач, которые по-разному решаются в различных исторических условиях и странах, а также на тех или иных стадиях деятельности его субъектов. Политическому процессу имманентны переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал, сознательных действий масс, восходящих и нисходящих тенденций развития. Виды политических процессов В зависимости от объекта применения политической воли политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества: политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами. Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом,общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Одновременно внешнеполитический процесс обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов. С точки зрения участвующих в нем субъектов выделяют политические процессы с интенсивным и самостоятельным выключением граждан из отношений с политической властью, предполагающие их свободное политическое участие в отношениях с государством и другими институтами власти; инициированные с помощью принудительных, мобилизационных форм политического воздействия на население, т.е. антидемократические, тоталитарные процессы, где преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия управленческих решений. К разновидностям политических процессов можно отнести, к примеру, формы политического участия и принятия решений, обусловленные правлением военных элит, авторитарных лидеров и монархов или единственной в стране партии. С точки зрения устойчивости основных взаимосвязей политических и социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных политических процессах. Стабильный процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как появление необходимости изменения политической обстановки.

№29 Либеральная теория демократии.

Либера́льнаядемокра́тия является правовым государством, построенным на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти права либеральной демократией закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав[1]. Характерным элементом либеральной демократии является «открытое общество», характеризуемое терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс приобрести власть. На практике экстремистские или маргинальные точки зрения крайне редко играют значительную роль в либерально-демократическом процессе. В либеральной демократии политическая группа, находящаяся у власти, — правящая партия — не обязана разделять все аспекты идеологии либерализма (например, она может выступать за демократический социализм). Однако она обязана подчиняться упомянутому выше принципу господства права. Термин либеральный в данном случае понимается так же, как в эпоху буржуазных революций конца XVIII века: обеспечивающий каждому человеку защиту от произвола со стороны власти и органов правопорядка.

 

30. Коллективистская теория демократии

Коллективистская демократия - это модель народовластия, отражающая автономность личности, являющейся составной частью целостного организма (народа, нации, класса). Коллективистская модель демократии признает первичность однородного по своему составу народа (по отношению к личности) в осуществлении власти и неограниченность, абсолютность власти большинства (отождествляемого с народом) над меньшинством, в том числе над отдельной личностью. Важнейшие принципы данного типа демократии обосновал Жан-Жак Руссо. Как было сказано выше, теория демократии Руссо исходит из принадлежности всей власти народу, образованному путем добровольного слияния изолированных, атомизированных индивидов в единое целое и передачи индивидуальных прав и свобод общине - коллективному целому. С этого момента личность утрачивает свои права. Они становятся ей не нужны, так как государство заботится о своих членах, которые, в свою очередь, обязаны думать о благе государства. Руссо исходил из предпосылки, что народ неделим. Он обладает единой, общей волей и неотчуждаемым суверенитетом. Внутри него не существует ни большинства, ни меньшинства, а потому и нет необходимости в защите последнего.

В целом для коллективистских теорий демократии характерно:

ü отрицание автономии личности, рассмотрение ее как колесика, винтика единого народного организма;

ü первичность народа на выражение общей воли (народ хочет, народ требует и т.д.);

ü гомогенность, однородность народа по своему составу, что устраняет почву для конфликтов;

ü неограниченность, абсолютность власти большинства над меньшинством, в том числе и отдельным человеком;

ü устранение самой проблемы прав человека, поскольку отсутствуют конфликты, а целое государство заботится о правах всех и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 404.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...