Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическая система общества: понятие,структура,функции.




Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима. Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности.

Любая система имеет следующие характеристики:

• состоит из многих частей

• части составляют единое целое

• система имеет границы

Системный подход в политологии впервые был применен Д. Истоном. Он разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы (требование и поддержка) и «исходящие», связанные с первой путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования – всего лишь «исходный материал», из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Другой вид входящих импульсов – поддержка. Она выступает в разных формах: материальной, воинской службе, соблюдении законов и директив государственной власти, уважении к государственной символике.

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем.

Институциональная подсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации. Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.

Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).

Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.

Прежде всего политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества.

Понятие власти – это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное – это понятие собственности.

Основными функциями политической системы являются следующие:

1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны.

2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач.

3. Укрепление единства общества.

4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека.

5. Урегулирование конфликтов.

Кроме того, политические системы выполняют два базовых набора функций – функции «ввода» и функции «вывода». К функциям «ввода» относятся:

1. Политическая социализация и привлечение к участию

2. Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена между гражданами и государством

3. Агрегирование интересов, т.е. превращение требований в альтернативы государственной политики

4. Политическая коммуникация

Функции «вывода»:

1. Разработка норм-законов

2. Применение норм

3. Контроль за соблюдением норм

 

Законодательная власть. Развитие парламентаризма в Республике Беларусь.

«Национальное собрание Республики Беларусь». Является органом представительной и законодательной власти Республики Беларусь. Парламентаризм – система организации и функционирования верховной государственной власти при наличии выборного законодательного органа – парламента, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной функций. Конституционная реформа Республики Беларусь 1996 г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. В учреждении двухпалатного Парламента – Национального собрания Республики Беларусь (Палаты представителей и Совета Республики). В повышении роли Правительства – Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности. Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она законодательствует по кругу вопросов, перечисленному в статье 97 Конституции. Состоит из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы нового состава Палаты представителей назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва. Внеочередные выборы Палаты представителей проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения ее полномочий. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам Республики Беларусь. Депутатом Палаты представителей вправе быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Согласно Конституции Республики Беларусь Палата представителей: – рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; – рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров и многие другие; – назначает выборы Президента Республики Беларусь; – дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; – заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; – рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; – по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; – принимает отставку Президента; – выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; – отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей. Палата представителей может принимать решения по другим во-просам, если это предусмотрено Конституцией. Выборы депутатов Палаты представителей являются свободными – избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах, за кого голосовать на выборах. Право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, каждый избиратель имеет один голос. Депутаты избираются гражданами непосредственно тайным голосованием. Контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...