Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой. Особенности ее подготовки и ее назначения.




На разрешение почерковедческой экспертизы обычно выносятся следующие вопросы: 

1) кем выполнена подпись от имени конкретного лица: им самим или другим человеком;

2) одним или разными лицами выполнены тексты (подписи) в разных документах либо части текста в одном документе;

3) кем из числа подозреваемых лиц выполнены в представленных документах тексты, цифровые или буквенные записи;

4) не дописаны ли слова или цифры в данном тексте другим человеком;

5) кем выполнен текст — мужчиной или женщиной, к какой возрастной группе относится это лицо;

6) не имеется ли в представленном тексте признаков намеренного искажения почерка, исполнения текста в непривычных условиях или необычном состоянии.

Для производства почерковедческой экспертизы необходимы свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы почерка подозреваемого лица, с которыми эксперт будет сравнивать интересующий следствие рукописный документ. К первым относятся рукописи, выполненные рукой заподозренного лица до возбуждения против него уголовного преследования и не в связи с ним. Это: заявления о приеме на работу, о предоставлении материальной помощи либо отпуска, дневниковые записи, служебные записки, рапорта, объяснительные и т.п. Условно-свободные образцы — это рукописи, выполненные подозреваемым уже после возбуждения дела, а потому могущие содержать элементы маскировки и изменения почерка. Экспериментальные образцы — рукописи, выполненные подозреваемым под диктовку следователя и содержащие те же слова и обороты речи, что исследуемый документ. Документом — объектом почерковедческого исследования могут быть как рукописи (письма, дневники), так и краткие записи, подписи, цифровые или символические знаки, в которых проявились устойчивые частные признаки письма и почерка.

Почерковедческое исследование включает:

1) подготовку к производству экспертизы;

2) раздельное исследование интересующей следствие рукописи и образцов;

3) сравнительное исследование названных объектов;

4) оценку выявленных совпадений и различий, формулирование вывода.

Готовясь к исследованию, эксперт проверяет достаточность представленных материалов, данных об обстоятельствах исполнения рукописи, личности предполагаемого исполнителя, возможном изменении им почерка. На стадии раздельного исследования эксперт выявляет и анализирует присущие исполнителю рукописи особенности письменного навыка. Он выделяет общие, а затем и частные признаки почерка, а также учитывает признаки письменной речи. Задача эксперта — установить особенность письменного навыка путем анализа вариативности признаков и условий их проявления. Установив по спорной рукописи конкретные особенности письменного навыка, эксперт (на стадии сравнительного исследования) сопоставляет их с аналогичными особенностями навыка ее предполагаемого исполнителя. Выявленные в ходе сравнительного исследования совпадения и различия общих и частных признаков эксперт подвергает итоговой оценке, на основе которой и формулирует выводы. Совокупность совпадающих признаков должна приводить к положительному выводу о тождестве лишь тогда, когда она индивидуальна, т.е. не повторяется в письме других лиц. Выявленные различия в своей совокупности могут стать основой вывода об отсутствии тождества только тогда, когда они представляют собой устойчивые особенности навыка, а не естественные вариации или следствие умышленного изменения почерка.

 



Вопросы, разрешаемые автороведческой экспертизой. Особенности ее подготовки и ее назначения.

           На разрешение судебной автороведческой экспертизы могут быть вынесены такие вопросы:

1) является ли подозреваемый автором спорного документа;

2) не подозреваемым ли составлены тексты № 1, 2, 3, представленные на исследование;

3) каков образовательный уровень автора представленного документа;

4) является ли для него родным русский или какой-либо другой язык; какой именно;

5) носителем какого наречия (диалекта, говора) является автор исследуемого документа; 6) не составлен ли данный документ с намеренным искажением признаков письменной речи или человеком, находившимся в определенном психофизиологическом состоянии (стресс, опьянение).

Криминалистическая автороведческая экспертиза исследует тексты анонимных документов, имеющие объем не менее 800 слов. Меньший объем весьма затрудняет получение данных об уровне образования автора, его эмоциональном состоянии, системе взглядов на жизнь, возрасте, профессии и других личностных качествах. В распоряжение эксперта-автороведа необходимо представить свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы письменной речи подозреваемого лица, которые должны соответствовать исследуемому тексту по языку изложения, периоду составления, стилю, состоянию автора, адресату и характеру речевого общения. Автороведческая экспертиза состоит из таких стадий, как подготовительная; раздельное и сравнительное исследование; подведение итогов и формулирование вывода. Вначале эксперт-авторовед, ознакомившись с постановлением следователя и приложенными к нему материалами, оценивает их в аспекте качества, количества и достаточности. На стадии раздельного исследования эксперт определяет стиль письменной речи, уровень развития лексико-фразеологических, стилистических и синтаксических навыков, а также их особенности. В ходе сравнительного исследования выявляются совпадения и различия общих и частных признаков языковых навыков: использование при описании однотипных ситуаций одинаковых лексико-синтаксических средств, а для выражения сходных мыслей — однотипных языковых структур, шаблонная композиция фрагментов изложения, употребление стереотипных вводных оборотов, придаточных предложений и т.п.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 338.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...