Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Медицинские осмотры работников




В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, а также обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров или в случае медицинских противопоказаний.

Цель предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу:

Определение соответствия состояния здоровья работников поручаемой им работе.

Раннее выявление и профилактика заболеваний.

Цель периодических медицинских осмотров работников:

Динамичес­кое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей.

Профилактика и своевре­менное установление начальных признаков профессиональных заболеваний: выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производст­венными факторами, своевременное проведение реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановле­ние трудоспособности работников.

Своевременное выявление и пре­дупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Предупреждение несчастных случаев на производстве.

Общие вопросы организации медицинских осмотров работников

Общие вопросы организации медицинских осмотров работников регламентируются ст. 213 Трудового кодекса РФ:

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры с целью определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся лечебно-профилактическими учреждениями (ор­ганизациями) с любой формой собственности, имеющими соответст­вующую лицензию и сертификат. Осмотр психиатром проводится в психоневрологическом диспансере (отделении, кабинете) по месту постоянной прописки обследуемого.

Работники, занятые непосредственным управлением различными видами транспортных средств (автомобильными, городскими, элект­рическими, воздушными, речными, морскими, железнодорожными), проходят предварительные и периодические медицинские осмотры по спискам профессий, утвержденных Министерством транспорта РФ и Министерством путей сообщения РФ и согласованных с Минздравом РФ.

Работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение 5 пяти и более лет, периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профессиональной пригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.

По желанию и на средства работодателя предварительные и пери­одические медицинские осмотры могут проводиться по расширенной программе по договору с лечебно-профилактическим учреждением (организацией).

Сведения о результатах проведенных обязательных медицинских осмотрах работодатель обязан ежегодно представлять в Фонд социального страхования РФ.

3 Виды вентиляции их и назначение

Вентиляция – это совокупность устройств и мероприятий для обеспечения нормального воздухообмена в помещениях. Системы вентиляции поддерживают допустимые метеорологические параметры в помещениях различного назначения.

Вентиляционные системы делят на несколько типов:

по способу циркуляции воздуха: естественные и принудительные (механические);

по назначению: приточные и вытяжные;

по зоне обслуживания: общеобменные и местные;

по конструкции: канальные и бесканальные.

Местная вентиляция

При местной вентиляции воздух подается на определенные места (местная приточная система), а удаляется только от мест образования вредных выделений (местная вытяжная система).

Местной вентиляцией называется такая, при которой воздух подают на определенные места (местная приточная) и загрязненный воздух удаляют только от мест образования вредных выделений (местная вытяжная).

Местная приточная вентиляция

Системы местного притока делятся на воздушные души и воздушные оазисы. Задача воздушного душа – подавать чистый воздух к рабочим местам, а также снижать температуру воздуха в зоне притока. Воздушные оазисы – это участки помещений, изолированные перегородками, куда подается воздух с пониженной температурой.

В качестве местной приточной вентиляции также используются воздушные завесы, которые создают как бы воздушные перегородки или изменяют направление потоков воздуха.

Местная вентиляция требует значительно меньше затрат, чем общеобменная. В производственных помещениях часто применяют смешанный тип вентиляции – общеобменную для устранения вредных выделений во всем помещении, и местную вентиляционную систему для обслуживания рабочих мест.

Местная вентиляция требует меньших затрат, чем общеобменная. В производственных помещениях при выделении вредностей (газов, влаги, теплоты и т. п.) обычно применяют смешанную систему воздухообмена - общую для устранения вредностей во всем объеме помещения и местную (местные отсосы и приток) для обслуживания рабочих мест.

Местная вытяжная вентиляция

Вентиляционные системы данного типа применяются для удаления вредных выделений из локальных зон помещения, когда их распространения по всей площади можно избежать. В производственных помещениях местная вытяжная вентиляция обеспечивает улавливание и отвод вредных веществ (газов, пыли, дыма и т.д.) с помощью отсосов (укрытий в виде шкафов, зонтов, бортовых отсосов, завес).

 

Местную вытяжную вентиляцию применяют, когда места выделений вредностей в помещении локализованы и можно не допустить их распространение по всему помещению.

Местная вытяжная система в производственных помещениях обеспечивает улавливание и отвод вредных выделений: газов, дыма, пыли и частично выделяющегося от оборудования тепла. Для удаления вредностей применяют местные отсосы (укрытия в виде шкафов, зонты, бортовые отсосы, завесы, укрытия в виде кожухов у станков и др.).

Местные вытяжные системы вентиляции весьма эффективны, так как позволяют удалять вредные вещества непосредственно с места образования, не допуская их распространения по всему помещению.

Однако и они не могут решить всех задач – например, удаления выделений, рассредоточенных на значительной площади или в объеме. В таком случае используют общеобменные типы вентиляционных систем.

4 При выполнении погрузочно-разгрузочных работ необходимо принимать все меры для обеспечения полной безопасности работающих.

Погрузка и разгрузка рулонов бумаги, бочек и других круглых грузов по наклонным плоскостям разрешается только перекатыванием при помощи канатов. Должны быть приняты меры, чтобы грузы не раскатывались, а рабочие не находились в зоне перемещения груза. Для скатывания и закатывания грузов пользуются только исправными слегами со скобами или другими ограничителями.

Постоянный перенос тяжестей может явиться причиной профессиональных заболеваний (боли в пояснице, расширение вен, плоскостопие, грыжа, сердечно-сосудистые заболевания), если их масса превышает предельно допустимые нормы.

Законодательством о труде предусмотрены:

для взрослых мужчин подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до двух раз в час) - до 30 кг;

предельно допустимая масса поднимаемой и перемещаемой вручную тяжести для женщин при чередовании с другой работой не более двух раз в час не должна превышать 10 кг, а подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены - 7 кг. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

Масса грузов составляет 80-500 кг - обязательно используются средства малой механизации (тачки, катальные доски, тележки и другие приспособления). Если масса груза превышает 500 кг, его перемещение производится при помощи специальных механических приспособлений (лебедки, блоки, домкраты, краны, тельферы и т.д.).

5 Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) регламентируют режимы рабочего времени и времени отдыха всех категорий занятых в организации сотрудников.

Разработанные в организации Правила внутреннего трудового распорядка в соответствии с положениями статьи 190 ТК РФ утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Утвержденные в указанном порядке Правила прилагаются к коллективному договору организации.

 

Правила могут быть оформлены в качестве отдельного локального нормативного акта организации или же в качестве приложения к единому коллективному договору.

В любом случае Правила должны быть рассмотрены представительным органом работников организации (профсоюзным комитетом, советом трудового коллектива, общим собранием работников организации или др.). Для этого перед их утверждением проект Правил внутреннего трудового распорядка направляется для рассмотрения действующему в организации представительному органу работников, представляющий интересы всех или большинства работников организации.

Не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта Правил, представительный орган работников должен оформить и представить на рассмотрение работодателя мотивированное заключение по проекту Правил в письменной форме.

Если представительный орган работников не согласен с проектом Правил или какими-либо отдельными его положениями, работодатель вправе внести в текст проекта предложенные изменения (дополнения) и утвердить Правила, или же в течение трех дней после получения заключения должен организовать и провести дополнительные консультации о рассмотрении предложенных изменений и дополнений.

В случае, если стороны не достигнут соглашения о каких-либо положениях проекта ПВТР, оформляется протокол разногласий, в котором приводятся варианты «спорных» пунктов Правил каждой из сторон. Вне зависимости от того, будут ли согласованы все разногласия сторон трудовых отношений или нет, работодатель вправе утвердить Правила внутреннего трудового распорядка.

В свою очередь представительный орган работников вправе обжаловать текст утвержденных работодателем Правил внутреннего трудового распорядка в соответствующую государственную инспекцию труда или в судебные органы. Параллельно с этим может быть начата процедура коллективного трудового спора в соответствии с порядком, установленным главой 61 ТК РФ.

В обязанности работника согласно статье 21 ТК РФ входит соблюдение правила внутреннего трудового распорядка организации. Для достижения этого каждый из принимаемых на работу сотрудников ознакамливается с действующими в организации Правилами. При этом указанное ознакомление рекомендуется подтверждать письменной росписью работника в специальном журнале.

В свою очередь работодатель вправе требовать от всех работников надлежащего исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации.

Действующее законодательство допускает формировать в обособленных подразделениях организации (филиалах, представительствах, др.) при необходимости свои правила внутреннего трудового распорядка, учитывающие специфику деятельности обособленного подразделения.

При этом особенности труда и обучения в подразделении дополнительно регулируются положением о соответствующем подразделении, иными положениями, должностными инструкциями, графиками, или приказами (распоряжениями) руководителей головных организаций, изданными в пределах предоставленных им прав.

В соответствии со статьей 189 ТК РФ, ПВТР представляют собой локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с нормами трудового законодательства порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

 

Билет 20

1.    Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда – это деятельность специальных государственных органов и их должностных лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений работодателями требований охраны труда, осуществляемая посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений и привлечения виновных к ответственности.

 В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе и об охране труда, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

 Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов – государственных инспекций труда.

 Государственный инспектор труда – должностное лицо федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях, наряду с Федеральной инспекцией труда, осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

 К числу таких специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, относится Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

 Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Общим надзорным государственным органом является Прокуратура РФ, осуществляющая надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Прокуратура РФ не является специализированным органом по надзору и контролю в сфере труда. Но поскольку трудовое законодательство входит в общую систему законодательства, прокуратура уполномочена осуществлять надзор также и в этой сфере.

2 Система управления охраной труда (далее – СУОТ) представляет собой совокупность процедур и документов, которые регламентируют политику и цели охраны труда на предприятии, в том числе, должностные (функциональные) обязанности всех руководителей и специалистов. Работодатели должны создавать и обеспечивать функционирование СУОТ независимо от размера организации (ст. 212 ТК РФ).

СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом. Она позволяет:

контролировать опасные производственные факторы;

управлять производственными рисками;

предотвращать инциденты, аварии, нештатные ситуации;

минимизировать ущерб предприятия от неправильной работы;

создать интегрированную систему менеджмента.

Система управления охраной труда состоит из основных элементов:

политики;

организации;

планирования и применения;

оценки;

действий по совершенствованию.

Политика по охране труда должна быть изложена в письменном документе, согласованном с работниками и их представителями. Участие сотрудников является важнейшим элементом СУОТ на предприятии. Общая ответственность за охрану труда ложится на работодателя, распределяющего ее между руководителями среднего звена. Руководители, в свою очередь, должны обладать определенной компетенцией в вопросах охраны и безопасности труда, чтобы выполнять порученные им обязанности.

3 Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – это часть общей системы менеджмента организации, которая управляет рисками в области охраны здоровья и безопасности труда

Все работодатели независимо от численности работников организации должны создавать и обеспечивать функционирование системы управления охраной труда (ст. 212 ТК РФ).

Требования к СУОТ установлены ГОСТ 12.0.230-2007 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» и ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007».

В организациях обязательно разрабатывают Положение о СУОТ. Типовое положение утвердил Минтруд России приказом от 19 августа 2016 г. № 438н.

СУОТ помогает снизить или исключить риск несчастных случаев и аварий, которые приводят к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом.

Система позволяет:

управлять производственными рисками;

предотвращать инциденты, аварии, внештатные ситуации;

снижать ущерб предприятия;

создавать интегрированную систему менеджмента.

Перед созданием СУОТ проводят предварительную оценку состояния охраны труда. Ее организуют специалисты предприятия (главный инженер, специалист по охране труда, уполномоченный по охране труда, руководитель структурного подразделения).

Во время предварительной оценки проверяют:

информацию о квалификации работников, прохождении ими обучения и проверки знаний по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;

результаты проведения специальной оценки условий труда;

результаты производственного контроля;

результаты оценки профессиональных рисков, включая оценку безопасности и исправности применяемых машин, механизмов, оборудования, инструментов и приспособлений;

результаты анализа производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

результаты мониторинга состояния охраны труда, в том числе обеспеченность работников СИЗ, молоком и лечебно-профилактическим питанием, режимы труда и отдыха.

Политика по охране труда показывает намерения и обязательства руководства обеспечить соответствие условий труда требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда. Ее оформляют локальным нормативным актом, доводят до сведения работников и вывешивают в доступном месте.

При планировании системы управления охраной труда разрабатывают программу по улучшению условий труда. В этот документ включают мероприятия по внедрению средств коллективной защиты, приобретению спецодежды и СИЗ, организации обучения по охране труда, проведению медосмотров, контролю вредных и опасных производственных факторов и другие.

Планирует систему управления охраной труда руководитель организации.

Руководитель должен определить и сформировать политику в области охраны труда, которая включает в себя следующие вопросы:

как обеспечить безопасность работников при осуществлении трудовой деятельности;

как не допустить случаи производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

как соблюсти меры безопасности.

Чтобы составить локальный акт – политику по охране труда, выполните следующее:

определить перечень работ по организации функционирования СУОТ и ресурсы (финансовые и людские), необходимые для ее реализации;

составить план мероприятий по охране труда, который должен содержать:

ожидаемый результат по каждому разработанному мероприятию;

сроки реализации мероприятий;

ответственных лиц за реализацию мероприятий на каждом уровне управления;

источник финансирования мероприятий (с указанием мероприятий, финансируемых за счет возвратных средств ФСС России).

План мероприятий пересматривают в зависимости от изменений:

в технологических процессах и оборудовании;

в оказываемых услугах;

в нормативных документах.

На каждом уровне управления назначают ответственных за охрану труда.

Такими уровнями могут быть:

уровень производственной бригады;

уровень производственного участка;

уровень производственного цеха;

уровень филиала;

уровень службы;

уровень организации.

Обязанности по охране труда на всех уровнях распределяют с помощью локальных актов, например должностных инструкций.

Эффективность СУОТ оценивают с помощью внутренних проверок. Руководитель разрабатывает их план, утверждает форму отчетности и приказом назначает ответственных сотрудников. Существует несколько видов контроля: постоянный, периодический, реагирующий, внутренний аудит.

Постоянный контроль использует в следующих случаях:

для оценки состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов;

для выполнения работ в рамках технологических процессов и операций;

для идентификации опасностей;

для мониторинга показателей выполнения процедур по охране труда;

для реализации иных регулярных мероприятий по охране труда.

Периодический контроль направлен на регулярно повторяющиеся события.

К ним относятся:

оценка условий труда работников, оценка профессиональных рисков;

обучение сотрудников, руководителей и специалистов по вопросам охраны труда;

проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и т. п.

Реагирующий контроль предполагает отслеживание меняющихся условий, например:

учет и анализ инцидентов, аварий, несчастных случаев, профзаболеваний;

изменения государственных нормативных требований охраны труда.

Внутренний аудит применяет для контроля эффективности всех процессов СУОТ.

Проверять выполнение процедур по охране труда на каждом уровне рекомендуется с помощью ступенчатой формы административно-производственного контроля.

К контролю рекомендуется привлекать уполномоченных лиц по охране труда и представителей профсоюзов. Чтобы обеспечить независимость и объективность проверок, можно пригласить независимую от руководителя организацию в области охраны труда.

Результаты контроля СУОТ оформляют документально, как правило, в виде акта. Хороший эффект приносит их обсуждение на совещаниях. По итогам таких встреч издают приказы с указанием перечня мероприятий по устранению выявленных недостатков, сроков исполнения и ответственных лиц.

Чтобы сделать СУОТ действительно эффективной, нужно наладить диалог между работодателем и сотрудниками, например, с помощью комитетов по охране труда или коллективного договора. У работников должна быть возможность полноценно участвовать в управлении охраной труда.

Для этого нужно:

информировать работников о принципах СУОТ;

привлекать сотрудников к мероприятиям по охране труда;

актуализировать инструкции по охране труда с учетом изменений внутри организации и т. д.

Требования к оценке эффективности СУОТ установлены ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования».

Как правило, организации используют два способа оценки эффективности СУОТ:

периодический. Он проводится ежегодно во время планирования бюджета на СУОТ;

внеочередной. Он проводится по инициативе работодателя в связи с изменениями в законодательстве, структуре управления, введением новых технологий, необходимостью исправить крупные недостатки в функционировании СУОТ и т. д.

Оценить эффективность системы руководителю можно с помощью следующих вопросов:

достигнуты ли цели в области охраны труда;

эффективны ли действия, намеченные по результатам предыдущих анализов эффективности функционирования СУОТ;

нужно ли вносить изменения в систему;

нужно ли менять критерии оценки эффективности СУОТ.

Проанализировать эффективность СУОТ помогут следующие данные:

результаты внутренних аудитов и оценки соответствия законодательным и иным требованиям;

показатели деятельности руководителя в области охраны труда;

результаты предыдущих анализов эффективности;

результаты расследования инцидентов, несчастных случаев, профзаболеваний;

рекомендации по улучшению;

сообщения от внешних сторон (надзора и контроля) и внутренних сторон (жалобы);

изменяющиеся обстоятельства в трудовом законодательстве.

Результаты анализа эффективности СУОТ лучше оформить в виде организационно-распорядительного документа. В нем же можно запланировать мероприятия по улучшению системы.

Мероприятия по улучшению функционирования СУОТ необходимо регулярно пересматривать с учетом:

анализа передового опыта других работодателей;

предложений работников;

изменений в деятельности организации, в трудовом законодательстве и нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...