Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль учителя в реализации интегрированного обучения детей с разными образовательными потребностями.




 

 

Реализация интегрированного обучения в образовательном учреждении требует особого внимания к подготовке педагогического коллектива к общению с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для учителя очень важно знать, «чему учить» и «как учить результативно» любого ребенка в его классе, в противном случае интегрированное обучение будет носить формальный характер и может дискредитировать саму эту идею.

 

Поскольку реализация интегрированного обучения – относительно новая задача для педагогов общеобразовательных учреждений, то и отношение к совместному обучению детей с различными образовательными потребностями у учителей различное. Одни учителя признают право за любым ребенком получать образование в общеобразовательной школе, осознают возможность и необходимость организации интегрированного обучения уже сегодня. Они полагают, что для этого следует решить ряд вопросов, связанных с созданием специальных условий обучения (оборудование, учебно-методическоеи дидактическое обеспечение), с финансированием, с нежеланием администрации образовательных учреждений брать на себя ряд дополнительных обязанностей. Другие педагоги считают, что интеграция не принесет хороших результатов для детей с ОВЗ, особенно в их дальнейшей жизни, так как они лишаются того микросоциума, который им необходим (общение и обучение с детьми, имеющими подобные проблемы). По их мнению, педагогам сложно усваивать основы коррекционного обучения для реализации специальных программ и учитывать индивидуальные особенности учащихся с отклонениями в развитии.

 

Каждый учитель, работающий в классе коррекционной поддержки, выстраивает свою систему сотрудничества с учениками. Выделяется несколько в а р и а н т о в отношения учителя к ученику с психофизическими нарушениями в ходе обучения.Первый – обращение внимания на ученика с психофизическими нарушениями время от времени на уроке, объясняя это тем, что основной учебный материал ученику просто не доступениз-заограниченности познавательных способностей.Второй вариант отношения – это выстраивание обучения по принципу «смотри на меня, делай как я». В этом случае учитель на уроке обращает особое внимание на ребенка с психофизическими нарушениями и наравне со всеми пытается его обучить.Третий вариант отношений – личностно ориентированный, в основе которого лежит принятие учителем ребенка таким, каков он есть, и уверенность в возможности достижения им максимальных результатов в развитии и обучении, что требует от педагога особого терпения, спокойствия, тактичности.

 

Учитель, осуществляющий интегрированное обучение, должен в ходе учебно-воспи-тательного процесса (как на уроках, так и во внеклассной работе) создавать ученикам с отклонениями в психофизическом развитии ситуацию успеха, обеспечивать их деятельностную активность. От учителя в общеобразовательном классе зависит установление добрых и хороших отношений между учениками с разным уровнем развития. Это требует от педагога изучения и знания интеллектуального потенциала и личностного своеобразия каждого ученика, проектирования на уроках и во внеклассное время таких видов деятельности, которые бы позволяли детям активно приложить свои силы, раскрыть потенциальные возможности, показать свою личностную привлекательность каждому члену классного коллектива. Учащиеся с психофизическими нарушениями не способны равняться в учебных успехах со своими сверстниками, но в классе могут оценить их трудолюбие, отзывчивость, дружелюбие, правдивость, доброту – те качества личности, которые свидетельствуют о человеческом достоинстве и добропорядочности.

Учителю общеобразовательного класса, участвующему в социально-образовательнойинтеграции, важно знать специальные приемы и методики обучения учеников с задержкой психического развития, нарушением интеллекта, сенсомоторными нарушениями, использовать на уроках наглядный и раздаточный материал, проводить пропедевтическую работу с учениками с целью качественного усвоения ими образовательной программы. Результативность интегрированного обучения зависит от того, насколько реальны требования учителя к навыкам и умениям ребенка, насколько глубоко он знает его психологические особенности испособен к самовоспитанию и самообразованию.

Врешении этих вопросов педагогам помогают специалисты ПМПк. В целях повышения профессиональной компетентности педагогов для учителей проводятся семинары, на которых они приобретают теоретические знания и практические навыки оказания коррек- ционно-педагогическойпомощи детям с психофизическими нарушениями; к участию в этих семинарах привлекаются преподаватели высшей школы и педагоги, имеющие опыт работы с такими детьми. Педагоги школы регулярно знакомятся с результатами диагностической и коррекционной работы специалистов службы сопровождения и вместе с ними апробируют индивидуальные коррекционные программы, в которых отражается специфика организациипсихолого-педагогическогосопровождения детей с разным уровнем развития. Особо заинтересованы в реализации индивидуальныхкоррекционно-образова-тельныхпрограмм учителя начального звена. Все они привлекаются к работе методических объединений. План работы методобъединения должен быть сверстан на год и утвержден директором школы. Для учителей начальных классов проводятся психологические тренинги, организуемые специалистами службы сопровождения. Это и тренинги коммуникативных навыков, и тренинги новаторской педагогической деятельности, и тренинги личностного роста.

 

Доказано, что педагог, занимающийся с проблемными детьми, интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников, должен особое внимание уделять постоянной работе над собой. Не просто преодолеть внутреннее сопротивление к контактам с нетипичными детьми. На начальных этапах молодые педагоги даже боятся взять их за руку, а ведь им придется утешать детей, стимулировать и поощрять, а в некоторых случаях ухаживать за ними, прикасаться к лицу (при постановке звуков). И при этом не избежать телесных контактов. Работа над своим профессиональным ростом и личностными качествами – непременное условие для педагога, участвующего в интеграции. Большую помощь молодым педагогам могут оказатьпедагоги-наставники.Они знают, как на практике решить многие проблемы, связанные с развитием, воспитанием и обучением школьников с разным уровнем развития. Их мнение, советы и поддержка просто необходимы молодым учителям, только начинающим свой профессиональный путь. Существенно помочь могут специалисты службы пси-холого-педагогическогосопровождения. Они присутствуют на уроках, уточняют психологические особенности учеников с отклонениями в развитии, дают рекомендации учителю по выстраиванию отношений с классным коллективом, таким образом постепенно вовлекая педагога в интегрированное обучение, «поворачивая» его лицом к ученикам с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция без учителей высокой профессиональной подготовки просто невозможна.

 

Отдельным вопросом в работе педагогического коллектива стоит проблема комплектования классов в системе интегрированного обучения. Чтобы разрешить ее, необходимо налаживать тесное сотрудничество с педагогами и воспитателями близлежащих детских садов, с членами районной (окружной) и городской (областной) ПМПК. Учителя школы должны интересоваться, какие дошкольники придут в первый класс, каков уровень их интеллектуального потенциала, чтобы уяснить в каком направлении выстраивать систему

 

тельного образования и комплексного психолого-медико-педагогическогосопровождения. Педагогические коллективы детских садов комбинированного и компенсирующего видов, как правило, обеспокоены тем, как их выпускники адаптируются к новым условиям школьного обучения, кто продолжит начатые в дошкольном образовательном учреждении мероприятия по развитию и воспитанию подрастающего поколения. Такой взаимный интерес к дальнейшему образованию и воспитанию выпускников детских садов обозначил ряд общих моментов взаимовыгодного сотрудничества в вопросах планированиякоррекционно-педа-гогических мероприятий, консультирования родителей и воспитателей групп по организации комплексногопсихолого-медико-педагогическогосопровождения.

 

Для самостоятельного существования в современном социуме важно воспитать культурную, зрелую личность, способную прожить свою жизнь ярко и разнообразно. А для этого ребенка необходимо научить жить в обществе разных людей, умению достойно проживать разные жизненные ситуации. В специальной (коррекционной) школе, классе или группе даже самые лучшие учителя не могут в одиночку создать условия, обеспечивающие подлинную социализацию детей. Только в смешанном коллективе, состоящем из разных по личностным, характерологическим, поведенческим признакам детей и взрослых, ребенок с психофизическими нарушениями усваивает разнообразное ролевое поведение, участвует в различных социальных контактах, приобретает навыки автономии и самостоятельности, необходимые ему в последующей жизни. От слаженности работы всего педагогического коллектива в решении вопросов обучения, воспитания и сопровождения в конечном итоге зависит эффективность развития и обучения каждого ребенка, интегрированного в общеобразовательную среду.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1419.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...