Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основное назначение и типы установок для перегонки нефтиСтр 1 из 10Следующая ⇒
Введение Первичная перегонка нефти является головным процессом в нефтепереработке. От нее зависит эффективность последующих вторичных процессов – каталитических процессов, работа маслоблока и других. Единой схемы перегонки нефти не существует. Она зависит от состава нефти, потребности в ассортименте нефтепродуктов в каждом конкретном регионе. На установках первичной перегонки нефти сосредоточено большое количество оборудования: колонны, печи, различные теплообменники и емкости, аппараты воздушного охлаждения, насосы и прочее. Работа установок оценивается двумя показателями: отбором фракций от потенциального содержания их в нефти (глубина извлечения) и качеством получаемых нефтепродуктов. Эти показатели зависят от технологического режима и эффективности работы оборудования. При модернизации устаревшего оборудования, не отвечающего современным требованиям, стремятся повысить эти два показателя, усовершенствовать технологию процесса с заменой оснащения отдельных ее узлов. В данной работе рассмотрены рекомендации по усовершенствованию работы установок первичной перегонки нефти по данным технической литературы и патентов. В ряде химических, нефтяных, пищевых и других отраслях производства в результате различных технологических процессов получают смеси жидкостей, которые необходимо разделить на составные части. Для разделения смесей жидкостей и газовых смесей в промышленности применяют способ простой перегонки (дистилляции), перегонки под вакуумом и с водяным паром, молекулярной перегонки и ректификации. Ректификацию широко используют в промышленности для полного разделения смесей летучих жидкостей, частично или целиком растворимых одна в другой. Ректификацией называется процесс разделения жидкой смеси на компоненты, при этом происходит массообмен, т.е. переход вещества из жидкой фазы в паровую и наоборот. Процесс ректификации осуществляется в ректификационной установке, включающей ректификационную колонну, состоящую из нижней части, в которой происходит удаление легко-летучего компонента, из стекающей вниз жидкости, и верхней (укрепляющей) части, в которой происходит удаление легко-летучего компонента, его насыщение, дефлегматор (обычно представляет собой кожухотрубчатый теплообменник). В ряде случаев в дефлегматоре происходит конденсация всех паров, вышедших из колонны. В концевом холодильнике дистиллят охлаждается до заданной температуры. Иногда в дефлегматоре конденсируется лишь часть паров для получения флегмы, а полная конденсация и охлаждение происходит в холодильнике. Перегонка нефти на НПЗ История развития нефтепереработки
Нефть – это вторая, после воды, наиболее распространенная жидкость на земле, известная человеку уже несколько тысяч лет. Латинское название нефти – petroleum – означает буквально «масло камня». В действительности нефть представляет собой сложную смесь углеводородов с содержанием небольшого количества других химических веществ, таких как соединения серы, азота и кислорода. Для того чтобы можно было использовать различные компоненты этой смеси, их необходимо отделить друг от друга. Данный процесс разделения называется нефтеперегонкой. Существуют данные, что люди использовали природные углеводороды и их производные на протяжении всей своей истории. Нефть, которая просачивалась на поверхность земли, образовывала при испарении битумы – смолообразные компоненты смеси углеводородов, входящих в состав нефти. Уже тысячи лет они используются как водонепроницаемые материалы при сооружении водопроводов, в судостроении, строительстве. Есть ссылки на то, что битумы применялись для пропитки корзины, в которой был найден Моисей, и что Ноев ковчег изнутри и снаружи был просмолен ими. Американские индейцы собирали нефть для лекарственных целей. Первопоселенцы Америки обнаружили следы нефти, загрязнявшие источники воды, но научились собирать ее и использовать как горючее для светильников. Значительным источником энергии нефть стала в девятнадцатом веке. Китобойная промышленность не могла обеспечить все страны мира нужным количеством китового жира, применявшегося тогда для освещения, был необходим новый источник энергии. Первая нефтяная скважина, пробуренная в августе 1859 года Эдвином Дрейком (EdwinDrake) в Пенсильвании, ознаменовала новую эру в истории человечества. Диапазон способов использования нефти возрастал по мере обнаружения все новых ее запасов [1]. Первый нефтеперегонный завод в России был построен в 1745 году на реке Ухта архангельским купцом Ф.С. Прядуновым. Позже перегонные заводы возникли в Башкирии возле города Сергиевск, но производство прекратилось со смертью создателей Урзаметовых. В 1823 году нефтеперегонный промысел возник на Северном Кавказе возле города Моздок. Основателями были братья Дубинины. Их производство просуществовало около четверти века, после чего нефтеперегонное дело в России вновь было заброшено на некоторое время [2]. На этих примитивных заводах из нефти отгоняли осветительный керосин, бензин, а мазут сжигали, так как он не находил применения. Первоначально нефть перегоняли в кубах периодического действия, затем, начиная с середины 80-х годов XIX века – на кубовых батареях непрерывного действия [2], и они господствовали до 20-х годов двадцатого столетия на всех нефтезаводах мира. Затем они, в свою очередь, были вытеснены трубчатыми перегонными установками. Первую трубчатую установку непрерывного действия разработали в 1890 году В.Г. Шухов и С.П. Гаврилов. Значительно позже появились американские трубчатые установки. Они состояли из огненного змеевикового нагревателя, испарителя, ректификационной колонны и теплообменной аппаратуры [3]. Чуть раньше, в 1876 году, В.Г. Шухов изобрел форсунку, которая быстро вытеснила устройства для сжигания жидкого топлива. Мазут стали применять как ценное топливо в промышленности и судоходстве. В том же году Д.И. Менделеев показал возможность получения из мазута минеральных смазочных масел перегонкой в вакууме. Нефтяные масла стали вытеснять животные [3]. Изобретение в последней четверти XIX века двигателя внутреннего сгорания способствовало новому скачку развития нефтяной промышленности. В дальнейшем появляется двигатель внутреннего сгорания «от сжатия» (дизель), появилась необходимость в дизельном топливе, занимающем промежуточное положение между керосином и мазутом. Увеличение скорости самолетов и необходимость преодоления звукового барьера выявили потребность в реактивном двигателе. Для него требовалось новое топливо – реактивный, или авиационный, керосин с повышенной химической стабильностью [4]. За последнее время изменилось отношение к процессам перегонки нефти. Если в начале основное внимание было нацелено на повышение производительности, то на сегодня главными задачами стали принципиальные вопросы технологии – определение оптимальных схем переработки, обеспечивающих повышение глубины отбора целевых компонентов, улучшение качества продуктов и снижение энергетических затрат на разделение [5]. Основное назначение и типы установок для перегонки нефти
Как уже отмечалось выше, нефть представляет собой сложную смесь парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов, различных по молекулярному весу и температуре кипения [3]. Существуют первичные и вторичные методы переработки Нефть разделяют на фракции, различающиеся температурными пределами выкипания. Это разделение проводят с применением подогрева, дистилляции, ректификации, конденсации и охлаждения. Прямую перегонку осуществляют при атмосферном или несколько повышенном давлении, а остатков – под вакуумом. Атмосферные и вакуумные трубчатые установки (АТ и ВТ) строят отдельно друг от друга или комбинируют в составе одной установки (АВТ) [7], в этом есть ряд преимуществ: - уменьшается число индивидуальных установок; - уменьшается протяженность трубопроводов; - уменьшается число промежуточных резервуаров; - уменьшается расход электроэнергии, пара, воды на охлаждение; - уменьшается расход металла; - уменьшается нагрев и перекачка промежуточных продуктов; - уменьшаются капитальные затраты. Наиболее часто встречаемые комбинации – ЭЛОУ-АВТ, АВТ-вторичная перегонка бензинов, ЭЛОУ-АВТ-вторичная перегонка бензинов. Комбинирование объясняется близостью технологий проведения процессов [8].
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |