Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы дидактической СРО Занкова




Основу системы обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:
1. Принцип обучения на высоком уровне трудности.
Реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений. Содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.
Согласно этому принципу, отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Он был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников. Экспериментальные исследования в области педагогической психологии показали ведущую роль теоретических знаний уже на начальном этапе обучения (Г.С. Костюк, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.). Содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия.
3. Принцип осознания школьниками процесса учения.
Это принцип обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Л.В. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), а также признавал необходимость позитивного отношения школьников к учебному труду. Все это, по мнению ученого, необходимо, но недостаточно для успешного обучения. Процесс овладения знаниями и навыками должен стать объектом осознания ученика.
4. Принцип работы над развитием всех учащихся.
Согласно этому принципу, должны быть учтены все индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо "развитие есть следствие развития" (Л.В. Занков). Содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного принципа.
При традиционной методике обучения на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных упражнений, необходимых для преодоления их неуспеваемости. Опыт Л.В. Занкова показал обратное: перегрузка неуспевающих тренировочными заданиями не способствует их развитию, а лишь увеличивает отставание. Неуспевающие не менее, а более других учеников, нуждаются в систематическом обучении. Эксперименты показали, что такая работа приводит к сдвигам в развитии слабых учеников и к лучшим результатам в усвоении знаний и навыков.
5. Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом.
Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного. При этом самое важное - непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями. Однако нельзя путать быстрый темп обучения с поспешностью в учебной работе, также не следует стремиться к большому количеству заданий, выполняемых школьниками.
Вышеперечисленные принципы были сформулированы в результате научного исследования проблемы обучения и развития и имеют тесную взаимосвязь, вне которой существовать не могут. Тем не менее при раскрытии сути этих принципов целесообразно сопоставить каждый из них с ранее сформулированными в дидактике и лежащими в основе традиционного построения обучения в начальных классах: доступности, наглядности, прочности, сознательности, индивидуального подхода. Сопоставление принципов выявляет существенную разницу между их соответствующими парами (Развитие…, 1963) (см. анимацию).
Рассмотренные принципы были конкретизированы в программах и методиках обучения грамматике, чтению, математике, истории, природоведению и другим предметам. Сравнительное исследование общего психического развития младших школьников в экспериментальных и обычных классах проводилось путем индивидуального обследования.

 














Некоторые особенности внедрения СРО Занкова в практику

Судьба практических результатов исследования Л.В. Занкова более сложная. Значимость педагогических положений (выводов, рекомендаций), вытекающих из его эксперимента, признавалась многими учеными и руководителями народного образования. Результаты исследования послужили основанием для реформы начального образования в 1970-х гг., но фактически идеи Л.В. Занкова в массовой практике использованы не были. Изменения в школе выразились в уплотнении учебных программ и сокращении сроков начального обучения, дидактические же его характеристики остались прежними.
Но совершенно очевидно, что идеи Л.В. Занкова о том, каким должно быть обучение детей в школе, живут и используются в прогрессивных направлениях современной модернизации школы. Ведь особенности дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова обусловливают иной тип обучения по сравнению с применяемым в массовой практике. Он строится на основе учета внутренних закономерностей развития ребенка и внимания к его внутреннему миру, индивидуальности, которые в каждый момент времени проявляются как результат сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов. Такой тип обучения назван системой, направленной на общее развитие ребенка, и создан на основе изменения всех составляющих его дидактических компонентов (Обучаем…, 1994; см. аннотацию).
Ориентация школы в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. на личностно-развивающее обучение привела к возрождению этой дидактической системы. Но, как показывает практика, предложенные Л.В. Занковым дидактические принципы используются не в полной мере.
(http://www.zankov.ru/center; см. сайт Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова).

*******

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развитие обучения, по Л.С. Выготскому.





Тема 9. Резюме

  • Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
  • Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развития обучения.
  • Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику.
    • Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
    • Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
    • Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
  • В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением.
    • Содержание и методы обучения в начальной школе преимущественно ориентированы на формирование у школьников основ эмпирического мышления, с точки зрения развития детей они не эффективны. Обучение должно формировать у школьников теоретическое мышление, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
    • В.В. Давыдов выделил шесть основных различий эмпирического и теоретического знания.
    • Развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями (В.В. Давыдов). Соответственно В.В. Давыдов сформулировал основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформулированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности.
  • С конца 1950-х гг. XX в. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего психического развития учащихся.
    • Основу системы обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы: принцип обучения на высоком уровне трудности; принцип ведущей роли теоретических знаний; принцип осознания школьниками процесса учения; принцип работы над развитием всех учащихся; принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом.

 

Словарь терминов

1. Знание теоретическое

2. Знание эмпирическое

3. Зона ближайшего развития

4. Мышление теоретическое

5. Мышление эмпирическое

6. Обучение

7. Принцип

8. Принцип обучения

9. Психологическое новообразование

10. Развитие

11. Развивающее обучение

12. Учение

 

Вопросы для самопроверки

1. Как трактуется понятие "развивающее обучение" в психолого-педагогической литературе?

2. Назовите основные показатели развивающего обучения.

3. В чем суть проблемы соотношения обучения и развития?

4. Какие две основные черты выделил Л.С. Выготский в третьей теории соотношения обучения и развития?

5. Назовите основные характеристики развивающего обучения.

6. Какие закономерности учитывает и использует развивающее обучение?

7. Что означает следующая фраза: "Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности"?

8. На что направлено развивающее обучение?

9. Как связано развивающее обучение с зоной ближайшего развития ребенка?

10. Назовите основные предпосылки создания СРО Эльконина - Давыдова.

11. Какие психологические новообразования характерны для младшего школьного возраста?

12. Что лежит в основе психического развития младших школьников, по мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова?

13. Чем отличается эмпирическое мышление от теоретического?

14. Какие основные различия эмпирического и теоретического знания приводит В.В. Давыдов?

15. Назовите некоторые особенности СРО Эльконина - Давыдова.

16. В чем суть общедидактических принципов по В.В. Давыдову?

17. Назовите предпосылки создания дидактический СРО Л.В. Занкова.

18. Какие исследования были осуществлены под руководством Л.В. Занкова?

19. Дайте характеристику основных принципов дидактической СРО Занкова.

20. Чем отличается принцип осознания школьниками процесса учения от принципа сознательности?

21. Назовите некоторые особенности внедрения СРО Занкова в практику.

 

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

2. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. М., 1977.

3. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

6. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.

7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

8. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского; вступ. ст. А.И. Подольского. М.; Воронеж, 1998.

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.

10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

11. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.

12. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.

13. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

14. Кабанова-Меллер Е.Н. О переносе в процессе учения // Советская педагогика. 1965. № 11.

15. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.

16. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М., 1988.

17. Коффка К. Собрание сочинений. Т.1. М., 1992.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

19. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.; Воронеж, 1999.

20. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

21. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.

22. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.

23. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 3 кл.: Кн. для учителя / И.И. Аргинская и др. М., 1994.

24. Развитие учащихся в процессе обучения (I-II классы) / Под ред. Л.В. Занкова. М., 1963.

25. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.

26. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.

27. Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. Уфа, 1985.

28. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). М., 1994.

29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

30. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.

31. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 373.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...