Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Меры специального предупреждения организованной преступности.




Предупреждение организованной преступности предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер.

Общесоциальные меры, будучи направленными на социально-экономическое развитие общества и тем самым на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части. К их числу в первую очередь относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, в правоохранительной деятельности. Реализация этой задачи как на федеральном, так и на уровне отдельных регионов, на межведомственной и ведомственной основе, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия организованной преступности.

Специально-криминологические меры предполагают осуществление правоохранительными органами непосредственной работы, направленной на устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, влияющих на рост организованной преступности. Однако победить эту преступность с помощью указанных мер в ближайшее время — задача нереальная. Ее решение зависит в большей степени не от реализации преимущественно репрессивных, «силовых» мер, а от успешного проведения общесоциальных мер, создания цивилизованного правового государства и гражданского общества, здоровой рыночной экономики.

В основном же предупреждение организованной преступности правоохранительными органами достигается в результате работы по ликвидации преступных формирований, привлечению их участников к уголовной ответственности. При этом осуществляются следующие предупредительные меры:

1)выявление и постановка на оперативный учет организованных преступных формирований и их участников;

2)создание условий, затрудняющих или исключающих совершение ими преступлений;

3)предотвращение замышляемых преступлений;

4)пресечение подготавливаемых и совершаемых организованными формированиями преступлений;

5)целенаправленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников и разобщения преступного формирования;

6)реализация целевых комплексных программ борьбы с организованной преступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе группами сотрудников правоохранительных и контролирующих ведомств на федеральном и региональном уровнях.

Оперативно-розыскные меры по борьбе с организованной преступностью.

1. опрос;.

2. наведение справок;.

3. сбор образцов для сравнительного исследования;.

4. проверочная закупка;.

5. исследование предметов и документов;.

6. наблюдение предметов и документов;.

7. отождествление личности;.

8. обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;.

9. контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;.

10. прослушивание телефонных переговоров;.

11. снятие информации с технических каналов связи;.

12. оперативное внедрение;.

13. контролируемая поставка;.

14. оперативный эксперимент.

Все перечисленные мероприятия могут быть активно использованы в борьбе с организованной преступностью. Но в то же время, их значение и эффективность в борьбе с организованной преступностью не равнозначны, и целесообразность применения отдельных оперативно-розыскных мероприятий во многом диктуется характером задач, возникшим в процессе отслеживания противоправной деятельности конкретного криминального формирования. В зависимости от характера решаемых в процессе борьбы с организованной преступностью задач, оперативно-розыскные мероприятия целесообразно разделить на следующие группы:

1. мероприятия, направленные на сбор информации общего ориентирующего характера об уголовной сфере и деятельности организованного преступного формирования;

2. мероприятия по выявлению и фиксированию противоправной деятельности участников организованных криминальных формирований, осуществлению сбора материалов, имеющих доказательственное значение для изобличения виновных лиц;

3. мероприятия, позволяющие активно влиять на поведение участников организованных преступных сообществ в целях совершения ими ошибок, позволяющих их изобличать в совершении конкретных преступлений и пресекать криминальную деятельность.

Сразу следует отметить, что подобная классификация носит во многом условный характер, поскольку (при осуществлении любого из указанных мероприятий) может не только добываться информация общего характера, но и раскрываться конкретные факты преступления.

К мероприятиям, направленным, преимущественно, на сбор информации общего, ориентирующего характера об уголовной сфере в целом деятельности отдельных организованных преступных формирований и их активных участников, следует отнести:

1. проведение опросов;

2. наведение справок в различных учреждениях и ведомствах;

3. негласный сбор образов предметов, документов и иных объектов, которые предположительно имеют отношения к противоправной деятельности;

4. проводимое конспективно исследования предметов и документов в целях обнаружения и фиксации информации, имеющей значение для борьбы с организованной преступностью;

5. отождествление личности участников организованных преступных формирований, изменявших внешность, документы либо принявших иные меры для сокрытия от правоохранительных органов;

6. обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, осуществление визуального наблюдения за поведением подозрительных лиц.

В то же время на практике нередко имеют место случаи, когда в процессе проведения указанных мероприятий добываются не только необходимые оперативным работникам сведения, но и выявляются и фиксируются предметы и документы, являющиеся доказательствами, изобличающими участников организованных преступных групп в конкретных фактах преступлений. Так, например, при проведении слежки за конкретным лицом, оперативные сотрудники могут стать непосредственными очевидцами совершаемого преступления и задержать виновное лицо с поличным.

Многое здесь зависит от нацеленности оперативных сотрудников на получение и фиксацию данных, имеющих значение для борьбы с организованной преступностью. В качестве характерного примера можно привести планирование и проведение разведывательных опросов активных участников преступных формирований и лидеров уголовного мира. Использование оперативным сотрудником в процессе этого мероприятия личных качеств уголовного авторитета, компромата или наличия отношений с членами других преступных сообществ, позволяет конфидициально получить сведения о совершенных конкурентами или врагами опрашиваемого преступлениях и изобличающих их доказательствах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...