Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этические аспекты и принципы психологического консультирования.




Принципы психологического консультирования – это определенные правила работы, принятые в данной области психологической практики, а также обязательства, которые имеет каждый консультант перед клиентами и профессиональным сообществом.

Одним из ведущих принципов консультативной деятельности является принцип ответственности: психолог-консультант ответственен перед своим клиентом, перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой он работает, перед своим профессиональным сообществом и перед обществом в целом. Консультант несет полную ответственность за правильность проведения консультативного процесса, адекватность используемых методов и техник. Принцип ответственности предполагает осознание консультантом границ собственной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. Если консультант чувствует, что он недостаточно компетентен для того, чтобы работать над проблемой клиента, он обязан обратиться к более опытным коллегам за супервизией, либо перенаправить клиента к другому консультанту, специализирующемуся в области, соответствующей проблематике клиента. В противном случае может быть нарушен следующий принцип консультирования – принцип ненанесения ущерба, который подразумевает недопустимость сознательного или случайного нанесения вреда клиенту.

Принцип беспристрастного отношения психолога к клиенту не допускает предвзятого отношения к человеку, обратившему за консультативной помощью даже в том случае, если те или иные его качества или аспекты поведения вызывают у консультанта неприязнь или, если жизненная позиция клиента резко отличается от позиции консультанта.

Этот принцип дополняется принципом ориентации на нормы и ценности клиента, который подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Оказание эффективной психологической помощи клиенту становится возможным только в том случае, если консультант в работе опирается на систему ценностей самого клиента, а не свою собственную. Критическое отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, что существенно осложнит течение консультативного процесса. Так, например, консультант-атеист должен с пониманием относиться к клиенту, являющемуся верующим человеком, и в своей работе, придерживаться ценностей и ограничений, значимых для клиента. Другой пример: консультант, считающий недопустимой супружескую измену, не имеет права критиковать и осуждать клиента, имеющего внебрачные отношения.

Одним из основополагающих принципов психологического консультирования является принцип конфиденциальности. Р. Кочюнас справедливо называет этот принцип основным источником этических дилемм в консультировании, так как существуют ситуации и обстоятельства, при которых профессиональная тайна не соблюдается. К ним относятся:

1. Ситуации повышенного риска для жизни клиента или других людей (наличие у клиента выраженных суицидных или гомицидных намерений).

2. Сообщение клиента о совершенных им преступных действиях (насилии, развращении, инцесте, распространении наркотиков и др.), равно как и сообщение о том, что подобные действия были совершены над ним (в том случае, если клиент – несовершеннолетний).

Консультант, обеспечивая секретность, на первой же консультативной встрече должен ознакомить клиента с данными ограничениями принципа конфиденциальности. Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы и проинформировать об опасности ее саму, родителей близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.

В остальных случаях принцип сохранения профессиональной тайны, неразглашения информации о клиенте должен строго соблюдаться. Так, недопустимо использование аудио и видеозаписи, а также наблюдение за консультацией третьим лицом без предварительного согласия клиента. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиентов и т.п.) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

Другой важный этический принцип, заслуживающий особого внимания – принцип запрета на «двойные» отношения. Нецелесообразно и неэтично консультирование своих родственников, друзей, сотрудников, студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Консультирование друзей и близких опасно тем, что может нарушить эмоциональные связи, привести к конфликтам или отдалению людей друг от друга. Консультирование своих подчиненных или студентов ставит последних в ситуацию зависимости от консультанта, тогда как консультант получает возможность манипулировать такими клиентами или эксплуатировать их. Существование любого рода близких отношений между консультантом и клиентом многократно усиливает и без того сложные для проработки феномены переноса и контрпереноса.

Наконец, последний из основных принципов психологического консультирования – принцип острожного отношения к советам. Ряд консультантов придерживаются крайнего варианта этого принципа – запрета на советы клиенту в процессе консультирования. В первую очередь, это аргументируется тем, что, советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности; у клиента формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. Другие консультанты полагают, что в определенных случаях совет в психологическом консультировании приемлем и оправдан. Например, допускается советовать на начальных этапах консультирования, так как совет может выступать здесь в роли поддержки, сочувствия клиенту. Кроме того, совет профессионального психолога может быть необходим клиенту, который находится в кризисной, опасной для его жизни ситуации и в данный момент не способен принимать решения.

Соблюдение принципов и этических норм в практической деятельности психолога-консультанта предполагает наличие у него определенных личностных черт.

18) Деформация «Образа Я» как предпосылка для обращения к психологу-консультанту.                                                                                                                Психологические особенности в поведении и общении человека отражаются не только в характеристиках, которые дают ему другие люди, но и в его собственных. Центральным звеном, аккумулирующим знания человека о самом себе, является образ Я. У каждого человека есть свой образ Я, который складывается в процессе деятельности и общения, обеспечивая человеку единство и тождественность самого себя в калейдоскопе меняющихся событий. Сложить о самом себе единое непротиворечивое представление сложно. Человек получает информацию о себе из разных источников: это и мнения окружающих, которые, конечно же, пристрастны, и свое собственное представление как результат опыта, успешного или неудачного, и сравнение себя с другими людьми.

Следует иметь в виду два основных источника расхождения в образе Я представлений о себе:

1) человек существует в нескольких группах, имеет различные роли, по-разному себя проявляет. Чем больше социальных ролей у человека, чем больше групп, к которым он принадлежит, и чем сильнее они отличаются друг от друга, тем больше расхождение во мнениях о данном человеке и тем труднее человеку составить мнение о самом себе;

2) человек использует различные основания при описании своих и чужих качеств: свои — ориентация на ситуацию («А что я мог сделать в этой ситуации?!»), чужие — на характеристику всей личности («В этой ситуации он проявил свое истинное лицо!»).

Образ Я включает в себя Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное. Как психологический феномен он имеет структуру (каркас), в которой каждый элемент занимает определенное место. Психологи сначала выделяют структуру, а затем как бы нанизывают на нее содержание качеств, признаков в различных сферах проявления человеческого Я.

Структура образа Я включает:

I — описание устойчивых качеств и меняющихся признаков, относящихся к трем взаимосвязанным сферам:

• познавательной (например, умен, внимателен);

• эмоционально-волевой (например, уравновешенный, ответственный);

• поведенческой (например, решительный, общительный);

II — самооценку (отдельных качеств и личности в целом);

III — самоопределение: взгляд человека на свои возможности и перспективы;

IV — реальное поведение как практическое отношение к себе и другим.

Познание самого себя — глубокий рациональный процесс. Казалось бы, для успешной деятельности и жизни в целом человек заинтересован в объективном знании самого себя, своих качеств и собственных перспектив. Но, выявляя и прорисовывая свои качества, он невольно оценивает их, неизбежно затрагивая свое самолюбие, самоуважение и еще целую гамму чувств, т.е. при этом включается эмоциональная сфера. Этот процесс довольно болезненный. Физическую боль врачи научились блокировать. Но душевная боль бывает столь же нестерпима. Человек владеет различными способами закрытия своего Я от любого посягательства, будь то изнутри или извне, причем эти механизмы срабатывают независимо от его желания.

Образ Я — это также и поведение человека, практическое отношение к себе и другим. Человек может воспринимать себя как далеко не робкого и благородного до тех пор, пока не произошло какое-то событие, показавшее, что все не так просто. Но и тут человек находит лазейку для сохранения своего положительного образа. Образ Я подразумевает еще и оценку своих качеств, признаков, а следовательно, перспектив и возможностей. К какой сфере — познавательной, эмоциональной или поведенческой — относится самооценка? К любой. Эта часть Я порой оказывается неадекватной и служит средством не столько оценки, сколько психологической защиты. Желание иметь положительный образ Я нередко побуждает человека преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты.

Развитие личности предполагает создание более или менее достоверного образа Я. Известно, что с возрастом адекватность самооценки повышается. У зрелых людей она более реалистична и объективна, меняются и ее критерии. Сказываются жизненный опыт, умственное развитие и уточнение уровня притязаний, приведение его в соответствие с реальностью. Но тенденция не является линейной и обязательной. Знать о себе все невозможно, как нельзя построить образ Я раз и навсегда. Человек постоянно меняется, отказывается от чего-то отжившего, устоявшегося и приобретает новое, более перспективное. Поэтому и образ Я, чтобы соответствовать, должен пересматриваться и меняться.

19) Основные этапы процесса психологического консультирования.
Основные этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1.Подготовительный этап.На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2.Настроечный этап.На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3.Диагностический этап.На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до6–8ч.

4.Рекомендательный этап.Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап.На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение20–30мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3до10–12ч.

20) Типичные ошибки психолога в процессе психологического консультирования.
Классификация ошибок психологов-консультантов по Р.С. Немову

Р.С. Немов предлагает следующую классификацию ошибок и способов их устранения.

1. Неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы клиента. Это тот случай, при котором психолог-консультант или не видит реальной проблемы у клиента (хотя на самом деле такая проблема существует), или приписывает клиенту проблему, которой у него в действительности нет.

а) Ошибки, совершаемые психологом-консультантом в силу недостаточно точной информации, получаемой им от клиента в процессе проведения консультантрования, особенно на стадии диагностики и исповеди.

В данном случае бывает так, что, полностью доверяя клиенту, психолог-консультант (а клиент может ошибаться в фактах, сообщаемых им психологу, по разным причинам, в том числе из-за неточности их припоминания) вынужден делать выводы о сути проблемы клиента или способах ее практического решения на основе неверной информации, которой его снабдил клиент.

б) Ошибки, допускаемые по причине неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от клиента.

Это довольно часто встречающаяся ошибка, так как любой клиент может невольно что-то существенное забыть в своей исповеди, а психолог-консультант -- даже не подозревать о том, что клиент сообщил ему неполную информацию о себе и о своей проблеме.

Данную ошибку в силу непроизвольности забывания также невозможно полностью исключить из практики психологического консультирования. Однако можно постараться свести эту ошибку к минимуму с помощью следующего, например, технического приема: время от времени в ходе исповеди спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли чего-нибудь существенного.

в) Ошибки, допускаемые психологом-консультантом по причине его собственной склонности делать преждевременные выводы до того, как будет собрана вся необходимая для этого информация о клиенте и от клиента.

г) Ошибки, допускаемые в силу неправильной интерпретации психологом-консультантом тех фактов, которые ему были сообщены клиентом.

Основная причина этих ошибок -- недостаточность практического опыта проведения консультирования у психолога-консультанта, а также его невнимание или непонимание того, что ему говорил клиент во время исповеди. Выработка психологом-консультантом у себя привычки внимательно слушать клиента, не упуская ни одной сообщенной им детали, - единственный способ предупредить возникновение подобной ошибки.

2. Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту. В данном случае психолог-консультант может, в общем, правильно воспринимать и оценивать проблему клиента, но предлагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению -- такие, реализация которых в действительности ничего или почти ничего полезного клиенту не даст.

а) Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Для того чтобы избежать этой ошибки, психологу-консультанту рекомендуется некоторое время поработать, особенно в начальный период его самостоятельной практики, в условиях так называемого супервизорства, а также время от времени приглашать к сотрудничеству и работать вместе с другими психологами-консультантами, проверяя по их заключениям правильность своих собственных выводов и рекомендаций.

б) Односторонние рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Эта ошибка может произойти по одной из следующих причин:

* в силу неполноты информации, полученной психологом-консультантом от клиента;

* по причине невнимания психолога-консультанта к деталям того, о чем ему говорит клиент;

* вследствие поспешности психолога-консультанта в выводах относительно проблемы клиента;

* из-за недостаточной теоретической подготовки и односторонней теоретической ориентации психолога-консультанта в интерпретации исповеди клиента.

Исключить полностью эту ошибку из практики психологического консультирования можно только в том случае, если своевременно будут устранены все ее возможные причины, указанные выше. Игнорирование любой из них грозит повторением данной ошибки.

в) В целом правильные, но практически полностью не выполнимые или же вовсе не исполнимые рекомендации психолога-консультанта клиенту.

Причина совершения данной ошибки чаще всего состоит в том, что, предлагая клиенту рекомендации, психолог-консультант не учитывает индивидуальные особенности клиента или не принимает в расчет такие условия его жизни, которые могут стать серьезным препятствием на пути практической реализации полученных от консультанта рекомендаций.

Для того чтобы избежать этой ошибки, необходимо, прежде чем давать практические рекомендации клиенту, узнать его как личность и выяснить условия его жизни.

3. Неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Это тот тип ошибок в консультировании, который обычно возникает в том случае, когда клиент, чья проблема в процессе проведения психологического консультирования была определена правильно и, которому были даны верные рекомендации по ее решению, приступая к практическому решению своей проблемы, допускает неточности. В результате этого клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы.

а) Неправильные действия клиента, порождаемые его непониманием или недопониманием того, что ему советует психолог-консультант.

Причина данной ошибки состоит в том, что, предлагая практические рекомендации клиенту по решению его проблемы, консультант недостаточно учитывает индивидуальные особенности клиента, в частности общий уровень его культуры и интеллектуального развития, или не заботится о том, чтобы прежде, чем расстаться с клиентом, убедиться в том, что клиент все правильно понял из того, что советует ему психолог-консультант.

Устранить эту ошибку можно следующим способом: работая с клиентом, на каждом этапе психологического консультирования проверять правильность понимания клиентом того, что ему говорит психолог-консультант. Этого, в частности, можно добиться за счет постановки перед клиентом продуманных и правильно сформулированных вопросов.

б) Неправильные действия клиента, порожденные его нежеланием поступать именно так, как ему рекомендует поступать психолог-консультант.

Эту ошибку можно предупредить следующим способом. Внимательно наблюдая за клиентом в тот момент, когда он получает практические рекомендации по решению его проблемы, по результатам наблюдения установить, как клиент на самом деле к этим рекомендациям относится. Если отношение клиента отрицательно, то лучше отказаться от этих рекомендаций выяснить, почему клиент их не принимает, и в конечном счете предложить ему что-то иное, более подходящее для него.

в) Неправильные действия клиента, вызванные объективной возможностью вести себя так, как ему советует вести себя психолог-консультант, в силу, например, изменившихся условий или каких-либо других объективных жизненных обстоятельств.

Данная ошибка может быть исключена из практики психологического консультирования, если консультант, прежде чем давать рекомендации клиенту, поинтересуется его условиями жизни и личным мнением о том, насколько эти условия позволяют выполнять полученные рекомендации.

Каждый из перечисленных типов ошибок способен существенно снизить эффективность консультирования, поэтому их следует всячески избегать.

Заметим, что каждый из названных выше основных типов ошибок может встречаться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом. Поэтому, практически анализируя неудачи, возникающие в психологическом консультировании, следует искать все возможные типы ошибок, не довольствуясь несколькими найденными. Это предупредит психолога-консультанта от возникновения подобных и других ошибок в его деятельности.

21) Особенности взаимодействия консультанта и клиента при индивидуальном консультировании.
Особенности индивидуального психологического консультирования:

1) кратковременность и эпизодичность личных контактов клиента со специалистом;

2) практическая завершенность каждой встречи клиента с психологом;

3) активность клиента в процессе консультирования, самостоятельные действия клиента, направленные на разрешение своей проблемы после консультации.

Содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию психологом понятий нормы психического развития и позиции взаимодействия с клиентом. Знание нормы позволяет психологу дифференцировать социальные, этические, нравственные и психологические задачи взаимодействия с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с ним. Здесь и далее понятие клиента объединяет разные возрастные категории, с которыми работает психолог в образовательном учреждении (дети и родители, учащиеся и педагоги).

22) Цели и задачи начального этапа процесса психологического консультирования. Техники установления и поддержания контакта.
Психологическое консультирование - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем. Основная цель консультирования – предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем. Цели психологического консультирования: 1. Облегчение изменения поведения. 2. Совершенствование способностей клиента устанавливать и поддерживать взаимоотношения. 3. Увеличение продуктивности клиента и его способности к преодолению трудностей. 4. Помощь в процессе принятия решений. 5. Способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей клиента. Разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими, осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленные цели. Жить в гармонии с собой и окружающим миром. Психологическое консультирование решает следующие основные задачи: 1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент. 2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.) 3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой. 4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему. 5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы. 6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики). 7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.) 8. Изменение мешающих способов поведения 9. Развитие навыков преодоления трудностей 10. Формирование способностей принимать эффективные жизненно важные решения. 11. Углубление самопонимания, самосознания 12. Повышение личностного потенциала 13. Стимулирование процесса самоактуализации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 757.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...