Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Построение контакта с клиентом при помощи вопросов




Вопросы, которые педагог-психолог задает клиенту, нацелены на решение ряда задач:

- поддержка контакта с клиентом;

- получение информации;

- выявление чувств;

- проверка либо уточнение гипотез.

Навык формулирования вопросов занимает одно из главных мест среди профессионально важных навыков педагога-психолога. Вопросы являются важнейшим элементом беседы и основным средством получения информации от клиента.

Педагог-психолог в ходе консультации задает клиенту различные вопросы, направленные на достижение определенных целей.

Таблица 2.3 – Целевое назначение вопросов

Цель вопроса Вид вопроса Примеры
Получение информации Анализ ситуации и причин ее возникновения; конкретизация; выявление представлений клиента о причинах возникших дисфункций Когда это случилось? Как Вы думаете, почему это происходит? Что, на ваш взгляд, привело к…?
Стимулирование клиента на более подробный рассказ Побуждение клиентов иллюстрировать свой рассказ примерами Вы можете рассказать о какой-нибудь конкретной ситуации?
Проверка терапевтических гипотез Выявление закономерностей в функционировании клиента Правильно ли я поняла, что каждый раз, когда вы входите в учебную аудиторию, уровень вашей тревоги возрастает?
Выявление чувств клиента Получение информации о характере эмоциональных переживаний клиента Что вы чувствовали в этот момент? Вы расстраиваетесь, когда получили низкую оценку?
Выявление ресурсов Выявление сильных сторон клиента, его способностей реорганизовываться Вспомните, был ли кто-то из ваших близких в подобной ситуации? Как он справилась с ней?

Открытые вопросы обычно начинаются со слов «что», «как», «почему», «могли бы», «а если». Они требуют развернутого ответа от клиента, так как на них трудно ответить «да» или «нет». Открытые вопросы дают возможность получить важную информацию о сути затруднений клиента. Например, открытый вопрос: «Не расскажете ли вы, чего ожидаете от консультирования?» дает возможность клиенту сформулировать без ограничений свой ответ.

Педагогу-психологу необходимо сохранять чувство такта и меры при расспрашивании клиента. Вопрос «почему» особенно тревожит и вызывает у клиента желание защититься. Кроме того, этот вопрос активизирует защитный механизм рационализации: обычно человек уже обдумывал данную проблему и выстраивал для себя систему объяснений.

Закрытые вопросыобычно включают в себя частицу «ли». Они содержат в себе формулировку ответа или ее варианты. На них можно ответить «да» или «нет». Закрытые вопросы используются для сбора информации, а также для того, чтобы что-то выяснить, сконцентрировать внимание, сузить область суждений. Закрытый вопрос, как правило, мешает клиенту уклониться от темы разговора. Но при частом использовании закрытые вопросы также могут вызвать тревогу.

При выборе той или иной формулировки вопроса необходимо учитывать определенные ограничения. Например, закрытые вопросы создают опасность существенного сужения круга возможных ответов. Это особенно важно учитывать при работе с легко внушаемыми клиентами. Вместе с тем использование закрытых вопросов иногда может стать полезным приемом, который помогает клиенту выразить социально не одобряемые установки. Когда альтернативные ответы даются рядоположно, сама форма вопроса может внушить клиенту, что они оба являются в равной степени социально приемлемыми.

Не задавая клиенту вопросов, информацию о нем можно получить при помощи таких техник, как минимальное подкрепление, поддержка, пересказ, отражение чувств.

Минимальное подкрепление (минимизация ответов, невмешательство)– микротехника, представляющая собой использование педагогом-психологом тех «минимальных» средств общения, которые позволяют поддерживать диалог с клиентом. Реплики педагога-психолога позволяют клиенту высказываться без принуждения, открыто и свободно. К их числу можно отнести высказывания типа: «Я понимаю», «Продолжайте, это интересно», «Расскажите поподробнее» и др. Эти реплики способствуют развитию и углублению взаимодействия с клиентом. Они снимают у него напряженность, помогают педагогу-психологу выразить заинтересованность, понимание или выразить одобрение.

Повтор (поддержка) – это прямое повторение сказанного клиентом, либо короткие комментарии («ну-ну», «так», «угу», «расскажите еще»). Этот прием облегчает беседу и поддерживает главное ее течение, обеспечивает наименее навязчивое вмешательство педагога-психолога в мир клиента. Повтор или поддержка является прямым способом продемонстрировать клиенту, что психотерапевт их слушает и слышит.

Перефразирование (парафраз)– формулирование мысли клиента другими словами. Перефразирование всегда является определенным риском для педагога-психолога, так как никогда нельзя быть уверенным, что понимаешь другого человека правильно. Целью перефразирования является проверка того, насколько точно психотерапевт понимает клиента. Существуют стандартные высказывания, с которых часто начинается перефразирование: «Как я понял…», «Вы считаете …», «По Вашему мнению…», «Другими словами, вы думаете», «Если я правильно понял, Вы говорите о…» и др.

При перефразировании основное внимание уделяется идеям, мыслям, смыслу сказанного, а не чувствам и эмоциям клиента. Важно, чтобы психотерапевт умел выражать мысли клиента своими словами.

Пересказ– это сжатое изложение основных слов и мыслей клиента. В нем передается объективное содержание речи клиента, переформулированное педагогом-психологом, причем обязательно должны использоваться самые важные слова и обороты. Пересказ помогает свести воедино разные моменты беседы. Техника пересказа часто несет и терапевтический эффект, поскольку клиент может еще раз услышать ключевые мысли и фразы, направленные на прояснение сущности их проблем. Пересказ, по сути, является использованием техники перефразирования для больших объемов информации.

Отражение чувств. Эта техника сходна с пересказом, но пересказ обращается к фактам, а отражение чувств – к эмоциям, связанным с этими фактами. Важно, чтобы педагог-психолог умел отмечать для себя эмоциональные состояния, чувства и переживания членов семьи. Прием отражения чувств можно разбить на части: произнести имя клиента (это персонализирует отражение); сообщить свои предположения о его чувствах: предложения-штампы (Ирина, Вы, кажется, чувствуете стыд). Часто добавляется контекст данного переживания. «Чистое» отражение чувств не включает контекста переживания.

Выяснение (прояснение, уточнение) – микротехника, помогающая сделать сообщение клиента более понятным для педагога-психолога. Психолог обращается к клиенту с вопросом или просьбой уточнить то, что он сказал. Можно использовать следующие ключевые фразы: «Не повторите ли вы еще раз?», «Я не понимаю, что Вы имеете в виду», «Объясните, пожалуйста, еще раз», «Мне не совсем ясно, о чем вы говорите», «Не объясните ли вы это подробнее?» и др.

Для уточнения сообщения можно пользоваться закрытыми вопросами, например: «Вы обиделись?», «Вы бы хотели изменить ситуацию?», «Это все, что Вы хотите сказать?» При этом необходимо помнить об ограничениях, связанных с использованием закрытых вопросов, которые иногда активизируют защиты клиента. Более предпочтительны открытые вопросы либо высказывания типа «Я не совсем вас понял» и др. В этом случае педагог-психолог не вносит своих интерпретаций, сохраняет нейтральность к сообщению и ожидает его более точной передачи.

Осознание значения (смысла)связано с изучением того, что значит эта ситуация для клиента. При осознании смысла анализируются глубокие, подспудные значения слов. Клиент повторно интерпретирует свои переживания. Осознание смысла идет рядом с интерпретациями, которые относятся к микротехникам воздействия. Интерпретация дает клиенту альтернативные построения, при помощи которых тоже можно рассматривать эту проблему. При осознании смысла клиент способен сам найти новую интерпретацию или смысл прежних фактов и ли ситуаций.

Резюме (подведение итогов) позволяет педагогу-психологу подытожить основные мысли и чувства клиента. Резюме – микротехника, позволяющая «соединить» в смысловое единство идеи клиента, факты из его жизни, испытываемые чувства, смысл проблемной ситуации. Педагог-психолог анализирует все сказанное до этого им самим и клиентом, а затем представляет клиенту в законченной форме основные моменты, касающиеся содержания полилога между ними. Резюме дает психологу возможность проверить точность восприятия сообщений клиента. Резюме обычно формулируется педагогом-психологом своими словами, однако при этом могут использоваться стандартные вступительные слова, например: «То, о чем Вы мне рассказали, свидетельствует о …», «Как я понял из Вашего рассказа…», «Главными пунктами Вашей истории являются…».

Резюме полезно использовать в конце сессии, когда нужно кратко подвести итоги всему, о чем говорил клиент.

Фокус-анализ – важная микротехника слушания. При фокус-анализе педагог-психолог отражает главную тему взаимодействия с клиентом.

Возможны следующие направления выбора фокуса:

1. Фокус на клиенте. «Что вы делали?», «Что вы чувствуете?», «Как вы считаете, …» и др.

2. Фокус на проблеме. Основное внимание уделяется проблемной ситуации, условиям ее появления и развития, влиянию на жизнь клиента.

3. Фокусирование на педагоге-психологе. Концентрация внимания на себе полезна как прием самораскрытия или обратной связи, помогает развить у клиентов чувство доверия.

4. Фокусирование на общности: «мы – фокус»: «Чего мы достигли за сегодняшнюю встречу?», «Мне нравится то, как мы сегодня взаимодействуем».

5. Культурно-контекстный фокус: «Это тревожит многих студентов», «Такие затруднения испытывают многие студенты на данном этапе своей жизни».

На основе вышеперечисленных микротехник выделяют несколько видов слушания.

Нерефлексивное слушание (пассивное слушание, принцип молчания) –это самый основной вид слушания. Он состоит в умении педагога-психолога молчать, оставаясь внимательным и не вмешиваясь при этом в рассказ или деятельность клиента. Пассивным этот процесс можно назвать лишь условно, так как он требует огромного внимания от педагога-психолога. Условным понятием также является и «нерефлексивность», так как при этом педагог-психолог остается в контакте с собой, своими чувствами, продолжает выстраивать терапевтические гипотезы либо обдумывать дальнейшую стратегию работы с клиентом.

Существуют различные варианты нерефлексивного слушания. Первый предполагает исключение любых действий со стороны педагога-психолога: кивков головой, «угу-слушания», поддержки. В другом варианте в ходе нерефлексивного слушания педагог-психолог может выражать понимание, одобрение, поддержку, использовать микротехнику минимального подкрепления.

Нерефлексивное слушание является незаменимым инструментом в тех ситуациях, когда:

- психологу необходимо составить представление о клиенте;

- клиент находится в ситуации сильного эмоционального возбуждения;

- клиенту трудно четко сформулировать свои существующие проблемы;

- клиенту необходимо выговориться и они пока не готовы выслушивать комментарии, вопросы и замечания;

- клиент переживают горе или утрату, и испытывают такие чувства, как гнев, разочарование, страх, обиду.

Рефлексивное (активное) слушание используется педагогом-психологом для того, чтобы более точно понимать суть сообщения. Большинство слов нашего языка являются многозначными, многие имеют синонимы. Это создает определенные трудности понимания, так как одно и то же слово может по-разному восприниматься говорящим и слушающим. Таким образом, психологу необходимо «раскодировать», «расшифровать» сообщение клиента.

Педагог-психолог поддерживает клиента в его способности проанализировать, рассмотреть ситуацию с разных сторон и принять подходящее для нее решение, но при этом сам не дает советов и не предлагает, что именно сделать клиенту в этих ситуациях. Цель рефлексивного слушания состоит в как можно более точном осознании того, что говорит тот или иной клиент.

Педагог-психолог использует в основном навыки прояснения, поддержки, перефразирования, отражения чувств, резюме.

Эмпатическое слушаниевключает способность реагировать на другого человека (клиента) возникновением эмпатии. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, понимание и принятие того содержания, которое он пытается постичь и осознать.

Эмпатия характеризуется переживанием особого отношения к другому человеку. Основное правило эмпатического слушания – не сочувствие, а сопереживание, то есть создание эмоционального резонанса переживаниям клиента. Цель эмпатического слушания состоит в как можно более точном понимании чувств другого человека. При этом психолог не диагностирует и не оценивает клиента, так как основная цель эмпатического слушания (по К. Рождерсу) – находиться в мире чувств другого человека, а не навязывать ему собственные чувства. Эмпатическое слушание включает понимание психологом чувств клиента и передача этого понимания клиенту. В эмпатическом слушании применяются те же приемы, что и в рефлексивном: поддержка, вербальное следование, уточнение, перефразирование, резюме.

Помимо микротехник слушания, существуют техники воздействия на клиента.

Техники воздействия – это приемы активного вовлечения педагога-психолога в процесс разрешения актуальных жизненных проблем клиента. Все теории консультирования базируются на том, что психолог выступает как агент изменений и личностного роста клиентов. В том случае, когда педагог-психолог использует специальные приемы воздействия, изменения могут произойти быстрее и эффективнее.

Техники воздействия тесно связаны с техниками слушания. При оказании воздействия на клиента педагог-психолог поддерживает визуальный контакт, использует невербальные сигналы (кивает головой, жестикулирует, изменяет пространственное расположение и др.). Техники воздействия (влияния) обычно подразделяют на серию микротехник коммуникативной практики, таких как директива, конфронтация, интерпретация и самораскрытие (А. Айви с соавт.).

Овладеть техниками воздействия гораздо сложнее, чем техниками выслушивания. Для этого необходимо руководство опытного супервизора. Техники воздействия более эффективны при достаточно редком использовании в разумном сочетании с методами выслушивания.

Интерпретация является основным инструментом психоанализа и широко используется в консультировании. Согласно Р. Гринсону, «интерпретировать означает делать бессознательный феномен сознательным… Путем интерпретации мы выходим за рамки того, что поддается прямому наблюдению, и придаем значение и каузальность психологическому феномену» (Р. Гринсон, 2003, стр. 57.).

Отправной точкой для интерпретации является психологическая теория, на которой базирует свою работу психолог. Интерпретация используется нечасто, так как обычно является вызовом точке зрения клиента на проблему. Говоря об интерпретации, хочется обратиться к ставшей классической фразе Д. Винникотта: «…я делаю интерпретацию, преследуя две цели. Во-первых, чтобы показать пациенту, что я бодрствую. Во-вторых, чтобы показать пациенту, что я могу ошибаться».

О сложности и корректности при использовании интерпретаций писал Р.Меннингер: психологам «не помешало бы напомнить о том, что они должны выступать не в роли оракулов, волшебников, лингвистов, следователей, занимающихся «истолкованием» сновидений, но лишь в роли наблюдателей, слушателей и – иногда – комментаторов» (R. Menninger, 1958).

Директива– самая сильная из техник воздействия. При использовании директивы психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять.

В рамках разных теорий используются разнообразные виды директив, например:

- свободные ассоциации: «Вспомните и расскажите, с какими моментами из вашего детства ассоциируется это чувство…»;

- гештальт-метод работы с пустым стулом: «Представьте, что ваш преподаватель сидит в этом кресле. Скажите ему все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте себе от его имени»;

- фантазирование: «Представьте, что прошло 5 лет... Вы попали в будущее… Перед Вами – молодая женщина… Эта женщина – Вы… Подойдите к ней поближе… Посмотрите, во что она одета, как выглядит… Чем она занимается? Как живет? Вы можете спросить ее о чем-то важном…»

- релаксация: «Закройте глаза… Почувствуйте свое тело… Расслабьте мышцы лица…»

- пожелание: «Я хотел бы, чтобы вы сделали следующее…»

Психолог может давать указания клиентам, предлагая определенные изменения в поведении (тренировка поведенческих навыков), языковые замены («должен» на «хочу» и «не хочу»). Необходимо помнить, что использование директив возможно только после установления контакта психолога с клиентом.

Конфронтация.

Термин «конфронтация» имеет 2 смысла:

1) стоять напротив, смотреть в лицо и

2) враждебно противостоять, быть в оппозиции.

Для психолога основным является первое значение термина, так как конфронтация не является агрессивным вторжением в пространство клиента и не должна вести к поляризации отношений с ним.

При конфронтации педагог-психолог обращает внимание клиента на те факты в его рассказе, которые являются противоречивыми, неадекватными. Важным для понимания конфронтации являются понятия «рассогласования» или «инконгруэнтности». Клиент дает двойные сообщения во время интервью (да…но); демонстрирует противоположные либо противоречащие друг другу чувства и мысли. Психолог указывает клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит клиента перед лицом фактов. Цель консультирования – идентификация и конфронтация главных противоречий клиента.

Заметив противоречия в рассказе клиента, психолог может использовать следующий шаблон: «С одной стороны вы думаете (чувствуете, поступаете) …, но с другой стороны вы думаете (чувствуете, поступаете…)». Психолог также поднимает вопрос о возможном значении данного поведения клиента для его жизни в настоящий момент. Тем самым можно использовать способность клиента смотреть на вещи с иной точки зрения, установить характер связи между разными темами в его рассказе. Важно отмечать реакцию клиента на конфронтацию: способен ли он испытывать эмпатию к психологу, в чем отражается его понимание этой противоречивой ситуации. Конфронтация – метод, требующий такта и терпения.

Конфронтация поддерживает баланс между методами наблюдения и воздействия. Она становится более эффективной, когда преподносится в виде сложного пересказа или рефлексии чувств. Конфронтации можно достичь и с помощью методов наблюдения, и воздействия, но когда она происходит в рамках пересказа или обобщения, еще остается пространство для личностного роста клиента. Требуется тщательный баланс конфронтации с необходимым количеством теплого, положительного отношения и уважения.

Самораскрытие – это техника воздействия, основанная на том, что педагог-психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиента. Она связана с техникой обратной связи и строится на «Я-высказываниях» специалиста.

Различные системы консультирования используют различные микротехники в различных «пропорциях». Квалификация педагога-психолога складывается из понимания общей структурной модели консультирования и компетентности в микротехниках, а также умения применять все это с учетом индивидуальных и культурных особенностей клиента.

В заключение хочется отметить, что успешность психологического консультирования достигается множественностью и жанрово-стилевой неспецифичностью языков консультативного взаимодействия.

Психологическое консультирование - это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия.

Основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.

Психологическое консультирование решает следующие основные задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.

5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).

7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.)

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Прежде всего, выделим так называемое интимно-личностное психологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Каждый из перечисленных видов психологического консультирования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях.

Профессиональная подготовка консультанта-психолога заключается в освоении им комплекса знаний, умений, навыков. Он должен обладать:

- необходимыми теоретическими знаниями в области психологии и других, смежных с ней наук, изучение которых необходимо для проведения психологического консультирования на высоком уровне;

- знаниями, необходимыми для организации успешной работы психологической консультации;

- развитыми умениями в области практического общения с клиентами;

- достаточно большим опытом проведения психологического консультирования по разным вопросам и с разными людьми.

Отличие работы психолога-консультанта от деятельности ученого-психолога и преподавателя психологии заключается в следующем. Психологу-консультанту не обязательно знать все, что накоплено к настоящему времени в науке даже в тех областях, где он проводит психологическое консультирование. Однако ему желательно знать все, что может оказаться полезным в практической работе с людьми в психологической консультации. Психолог-консультант не обязательно должен уметь правильно определять научные термины, организовывать и проводить научные исследования. Но ему важно научиться связывать практические проблемы, с которыми к нему обращаются люди, с научными теоретическими знаниями и эффективно использовать эти знания для решения соответствующих проблем.

Консультант-психолог не обязан уметь на высоком научном и методическом уровне преподавать психологию, но ему важно научиться передавать клиентам полезные им психологические знания и убедительно и в доступной форме излагать их непосвященным людям.

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.

В соответствии с приведенным выше определением результативности психологического консультирования его итоги могут оцениваться по-разному:

– во-первых, по самоощущению клиента, по тому, насколько лучше он стал себя чувствовать после проведения психологического консультирования;

– во-вторых, по результатам психологического тестирования состояний и психологических свойств (особенностей личности) клиента;

– в-третьих, по наблюдениям со стороны за поведением клиента. Оценивать итоги проведенного консультирования можно по каждому из названных критериев в отдельности, а лучше – по всем таким критериям, вместе взятым.

Для того чтобы оценка результатов консультирования была достаточно точной, необходимо заранее, до начала психологического консультирования решить, каким образом будут оцениваться его результаты. Возможные способы оценки желательно обговорить с клиентом, причем это касается как основных результатов, так и процедуры оценивания. Это необходимо сделать для того, чтобы еще до начала консультирования клиент определенно знал о том, каким образом можно будет убедиться в том, что консультирование прошло успешно, что клиент действительно получил от него вполне определенную пользу.

Процедуры, как и критерии оценивания результатов психологического консультирования, могут быть различными. Оценку можно производить, например, в ходе самого консультирования, после его начала, по окончании консультирования. Многократная оценка результатов психологического консультирования позволяет клиенту убедиться в том, что оно проходит успешно.

Итоги психологического консультирования можно оценивать и спустя некоторое время после завершения консультирования, если предполагается, что его позитивные результаты проявятся не сразу и настолько, чтобы их можно было полностью оценить.

Последний вариант процедуры оценивания результатов психологического консультирования чаще всего применяется тогда, когда изменяемые в ходе психологического консультирования свойства и формы поведения клиента являются достаточно инертными, устойчивыми и преобразуются медленно, едва заметно. Это могут быть, например, способности, черты характера, привычки клиента.

14) Индивидуальное и групповое консультирование.
Индивидуальное консультирование - это работа практического психолога, направленная на одного клиента при отсутствии посторонних лиц.

Проблемная ситуация, с которой человек обраща­ется к консультанту, содержит три компонента:

- объективную проблематику,

- отношение к ней клиента,

- неадекватные попытки клиента достичь желаемого.

Консультирование выступает для клиента как возможность доступа к более широкому социаль­ному опыту, информации, идеям, методам и специальным приёмам, пригодным для преобразования ситуации. Оно позволяет обес­печить соответствие между позицией личности-В-ситуации и требованиями ситуации и осуществляется после поступления заказа, в котором клиент выразил потребность в помощи.

В функции консультанта входит:

1) составление портрета индивидуальности (диагностическая функция);

2) определение возможностей и средств психологической помощи (психотерапевтическая функция);

3) направление клиента к нужному специалисту (диспетчерская);

4) сообщение клиенту нужных ей знаний о её проблеме и путях её разрешения (информационная функция).

Навыки индивидуального консультирования включают: 1) навыки слушания; 2) навыки предоставления информации, 3) навыки предложения советов; 4) навыки, позволяющие «разговорить» собеседника; 5) навыки провоцирования; 6) навыки оказания поддержки.

Общий принцип индивидуальной психологической помощи таков: чем больше клиент узнаёт о себе - о том, каков он как личность, чем больше он осознаёт свои роли в системе социальных, в т.ч. гендерных отношений, тем проще ему принимать решения, тем выше его способность использовать во благо себе и людям собственные природные и социальные ресурсы.

Индивидуальное консультирование клиентов осуществляется в соответствии с их запросами о помощи. Следует учитывать также типологию клиентов. Среди них:

1) клиенты, обращающиеся к психологу лишь в ситуации тупика;

2) мнительные клиенты, обращающиеся за психологической помощью по любому пустяковому случаю;

3) клиенты, просящие помочь кому-то другому (это манипулятивный тип запроса, и в этом случае практическому психологу следует проявить твердость и сказать, что он работает только с тем, кто сам к нему обращается).

Групповое консультирование - это такой вид психологической помощи, когда клиент обсуждает свои жизненные трудности не только с глазу на глаз с психологом, но и с другими людьми, и сама группа является основным условием развития его личности и разрешения проблемы.

Групповое консультирование используется для решения проблем межличностных взаимоотношений и проблем социальной и культуральной реадаптации, включая разнообразные тренинги на основе внутригруппового взаимодействия, нередко на основе культурно-независимого подхода.

Консультативные группы в значительной степени отличаются от других видов групп:

- от психотерапевтических групп по своим целям. Психотерапевтические группы характеризуются исследованием того, как можно изменить поведение, переживания и мысли клиентов, а также использованием меж- и внутриличностной оценок, диагнозов и интерпретаций для установления связи между материалом прошлого и событиями будущего;

- от образовательных или темо-центрированных групп, характеризующихся представлением участникам группы и обсуждением в ней знаний и навыков, полученных специалистом где-либо в ходе обучения;

- от групп, ориентированных на решение задач, которые характеризуются применением принципов групповой динамики, а также практиками/процессами совместного решения групповых проблем, построением команды и программы

развития консультирования;

- от групп краткосрочной групповой работы.

- от групп самопомощи или групп поддержки, в рамках которых объединяются люди со схожими жизненными трудностями или проблемами, создавая систему поддержки, которая защищает их от психологического стресса и стимулирует изменять свою жизнь:

Выделяются следующие виды консультативных групп (по критерию возраста):

- консультативные группы для детей;

- консультативные группы для подростков;

- консультативные группы для студентов и молодёжи;

- консультативные группы для взрослых;

- консультативные группы для пожилых людей.

Консультативные группы нацелены на росте и развитии участников группы, на освобождении от всего того, что препятствует этим процессам. Это отличает консультативные группы от групп терапевтических, которые сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности.

Преимущества группового консультирования перед индивидуальным:

- участники группы могут исследовать свой стиль отношений с другими людьми и приобрести более эффективные социальные навыки (например, учатся заботиться о других или не соглашаться с ними), в частности через эксперименты с альтернативными формами поведения;

- члены группы могут обсуждать своё восприятие друг друга и получать обратную связь о том, как их воспринимает группа, и отдельные её участники;

- группа в некоторой мере воссоздаёт привычный для её участников мир - социальный микрокосм, образец социальной реальности, и делает это тем сильнее, чем сильнее участники группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу, типам проблем и др.;

- консультативные группы, как правило, предлагают своим участникам понимание и поддержку, что усиливает готовность членов группы исследовать и

разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу.

В процессе работы с группой консультант может сталкиваться с т.н. «трудными» членами группы, действия которых следует рассматривать как часть группового процесса. Чтобы такие участники не истощали группу и не затрудняли продуктивную работу с остальными, на них полезно обратить внимание группы, показать им, как они выглядят в глазах других, а также обратить внимание остальных участников группы на их собственные реакции на сопротивляющихся членов группы.

Навыки эффективного группового консультанта:

- активное слушание, подразумевающее полное внимание к говорящему и чувствительность к коммуникации на вербальном и невербальном уровнях;

- перефразирование того, что говорит клиент, в частности для того, чтобы смысл сказанного (включающий в себя, в частности чувства мысли, переживания, понимание «проблемы» и отношение к ним) стал понятен ему самому и другим членам группы, а также для предоставления обратной связи участникам группы и сообщению им, что их понимают, а также как-то относятся к тому, что они сообщают;

- разъяснение - фокусирования внимания на ключевой теме, проблеме и отношении к ней, всестороннее её осмысление;

- подведение итогов - сведение воедино важнейших моментов и истории группового взаимодействия, для перехода от одной темы к другой. Особенно важно в конце сессии;

- вопросы;

- интерпретация - выраженное в форме гипотезы предложение возможных объяснений участникам группы чего-либо, в частности их мыслей, чувств, поведения их отношения к ним. Может помогать увидеть новые перспективы и альтернативы. Важно предлагать интерпретацию тогда, когда участник группы готов подумать над ней. Консультанту следует быть готовым, что интерпретация может быть отвержена;

- конфронтация - средство для изменения поведения участников группы. Она строится на несоответствиях, в частности, на несоответствиях между вербальными и невербальными сообщениями, которые наблюдаются в группе;

- отражение чувств - ответ на ключевые моменты того, о чём сообщает клиент;

- поддержка - обеспечение членов группы помощью и подкреплением, когда они раскрывают свою личность, исследуют болезненные чувства или идут

на риск; осуществляется с помощью «психологического присутствия»;

- эмпатия как чувствительность к «внутреннему миру» участников группы;

- фасилитация - практика расширения группового опыта и помощи членам группы в обогащении своих целей;

- инициативность - практика предотвращения нахождения и движения группы вне конкретного направления; сосредоточение внимания членов группы на значимой работе;

- постановка целей - практика помощи участникам группы отобрать, уточнить и согласовать собственные цели;

- оценивание и рефлексия - практика, сопровождающая группу на всех этапах группового процесса, направленная на себя, своё и/или групповое движение/продвижение в ходе группового психологического консультирования;

- обратная связь - сообщение наблюдений и отношения к различного рода проявлениям и действиям членов группы;

- совет, предложение - форма взаимодействия, помогающая участникам группы развивать альтернативные способы мышления и действия;

- защита - умение консультанта предохранять участников группы от излишнего психического или физического риска, связанного с различными

аспектами пребывания в группе, не перерастающая в родительскую позицию;

- самораскрытие - навык и знания консультанта о том, когда, что, как и в какой мере следует открыть о себе, и какой эффект это принесёт группе и её участникам;

- моделирование - практика обучения межличностной коммуникации, в ходе которой участники группы, наблюдая за действиями и проявлениями консультанта, учатся вести себя таким же образом;

- связывание групповой работы - организация взаимодействия между членами группы, в ходе связывания работы, осуществляемой участниками группы, с темами, рождающимися и выделенными в ходе её работы;

- блокирование - вмешательство консультанта в целях прекращения непродуктивного поведения в группе, осуществляемое без нападения на личности, осуществляемое, в частности, если один участник группы вторгается в личный мир другого, задавая и настаивая на ответе на личный вопрос, и т.п.

15) Профессионально важные качества психолога-консультанта.
 1. Высокая степень личной ответственности (глубокая рефлексия, способности и умения самоанализа).

2. «Безоценочное» отношение к людям.

3. Умение и желание общаться с людьми (выраженные коммуникативные склонности и навыки).

4. Склонность к сопереживанию, к эмпатии.

5. Тактичность, деликатность.

6. Воспитанность, культурность.

7. Интуиция.

8. Умение прогнозировать события.

9. Эрудированность.

10. Умение слушать.

11. Вербальные способности: умение говорить четко, ясно, отсутствие нарушений функций речи, хорошая дикция, желателен «доверительный» (грудной) тембр голоса.

12. Творческое начало (креативность).

13. Высокий уровень развития внимания, памяти, логического и образного мышления.

14. Эмоциональная устойчивость.

15. Стрессоустойчивость.

16. Высокая степень самоконтроля.

17. Умение хранить тайну.

18. Стремление к самопознанию, саморазвитию.

Основное содержание профессиональной деятельностипсихолога-консультанта, работающего на ТД, заключается в следующем:

1. Выслушивание клиента.

2. Консультирование клиента в ходе профессионально построенной беседы (профессиональная психологическая помощь).

3. Информирование клиента (выдача справок и нужных клиенту сведений по интересующей его проблеме).

4. Применение профессиональных приёмов клиент-центрированной психотерапии и (при необходимости) индивидуалистической психотерапии.

5. Ведение необходимой служебной документации.

6. Обучение, саморазвитие, повышение профессиональной квалификации.

7. Супервизия (работа в контакте с коллегами).

8. Тренинги (развитие своих личностно-коммуникативных умений).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 419.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...