Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Действие оперативно–розыскного закона во времени.




Основное правило действия оперативно-розыскного закона во времени следующее: характер и содержание проводимых в России оперативно-розыскных мероприятий определяются нормами оперативно-розыскного закона, действующего во время совершения конкретных оперативно-розыскных мероприятий и принятия соответствующих решений субъектами оперативно-розыскной деятельности.

Наряду с этим следует руководствоваться следующим общим правилом:

 


  • во-первых, нормы оперативно-розыскного закона, предписания которых сужают область осуществления ОРД, имеют обратную силу;

  • во-вторых, нормы оперативно-розыскного закона, расширяющие сферу оперативно-розыскной деятельности (например, увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым она может осуществляться), обратной силы не имеют.


^ Действие оперативно–розыскного закона в пространстве.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД общим условием проведения оперативно-розыскных мероприятий выступает возможность их осуществления на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом, т.е. принцип территориальности. Нормы Федерального Закона об ОРД полностью применяются на всей территории России, которая согласно Конституции Российской Федерации включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство на ним (ст. 67).

В соответствии со ст. 1 и ст. 5 Закона о Государственной границе территорией России являются находящиеся в пределах ее государственных границ суша, вода, недра и воздушное пространство. Согласно Федеральному Закону от 31 июля 1998 года № 155 – ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” внутренние морские воды являются составной частью территории России (ст.1), а на территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет России с признанием права мирового прохода иностранных судов через территориальное море (ч. 4 ст. 2).

Территорией России считаются гражданские суда в открытом море и гражданские самолеты (летательные аппараты) под флагом или с опознавательным знаком России, не находящиеся на территории другого суверенного государства или же не пролетающие над этой территорией. Военные корабли, плавающие под российским флагом, а также военные летательные аппараты (воздушные суда) являются территорией России вне зависимости от того, где они находятся. Однако следует помнить, что территории посольств и консульств России в иностранных государствах (включая бывшие союзные республики Советского Союза) территорией России, как правило, не являются.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в пределах территориальных вод и воздушного пространства России (согласно ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ), признаются совершенными на территории России. Следовательно, для реализации целей оперативно–розыскной деятельности нормы Федерального Закона об ОРД применяются и в указанных средах. Исключения из действия оперативно-розыскного закона в пространстве:

 


  1. В ст. 12 УК РФ содержится предписание о действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления вне пределов России. Предполагаем, что создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевается вероятность совершения ОРД за рубежом.

  2. Исходит из предписаний Закона о международных договорах. Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена возможность осуществления ОРМ за пределами России.

  3. С учетом того, что в исключительных случаях уголовная юрисдикция России осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море (ст. 17 Федерального Закона “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”), оперативно-розыскная деятельность возможна для обеспечения производства расследования на борту иностранного судна во время его прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на территорию России; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренные международными договорами России, и др.

  4. Федеральный закон применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа России.

  5. Непосредственно в Федеральном Законе об ОРД установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно ч. 5 ст. 13 ОРМ в следственных изоляторах “чужие” оперативники вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России. Таким образом, этим предписанием Федерального Закона об ОРД установлено ограничение на действие территориального принципа осуществления оперативно-розыскной деятельности.


^ Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц.

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения ОРМ, если иное не предусмотрено федеральным законом. В этом предписании Федерального Закона об ОРД конкретизирован закрепленный в ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом и судом. Тем самым в отношении каждого может проводится ОРД с целью защиты охраняемых объектов от преступных посягательств.

Единственным исключением из правил равенства каждого перед законом служат специальные упоминания в соответствующих федеральных законах.

Так, в соответствии с Конституцией РФ неприкосновенны Президент РФ, депутаты палат Федерального Собрания РФ и судьи, согласно Федеральному конституционному закону “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” - Уполномоченный, а Федерального закона о прокуратуре – прокуроры и следователи органов прокуратуры (поэтому в ходе ОРД нельзя осуществлять соответствующую проверку полученных сообщений – например, по делу оперативного учета.).










Прокурор и оперативно-разыскная деятельность.

Деятельность.

Прокурорский надзор за ОРД это вид деятельности, осуществляемый уполномоченными работниками прокуратуры в пределах компетенции, посредством использования ими определенных законом методов проверки и средств расследования в целях обеспечения выполнения на территории РФ законов всеми оперативно-розыскными органами (оперативные подразделения органов внутренних дел, органов госнаркоконтроля, см закон «об оперативно-розыскной деятельности» в части «S-ты ОРД»).

Задачи

-охрана прав и защита прав и свобод личности;

-обеспечение верховенства закона при выполнении оперативно-розыскных мероприятий;

-обеспечение мер по раскрытию преступлению и привлечение виновных к ответственности;

-предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих ОРД.

Предмет

(ст.29 закона «О прокуратуре»)

-соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

-соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

-законность решений, принимаемых органами, осуществляющих ОРД.

Указанные направления детализируются в нормах оперативно-розыскного законодательства.

В связи с этим, в предмет прокурорского надзора также входит принятие решений:

-о заведении и прекращении конкретных дел оперативного учета (ст.10 закона «об оперативно-розыскной деятельности»)

-о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий (ст.8,ст.15 закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)

-предоставление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (ст.11)

-о рассекречивании сведений, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст.11)

-правовая защита лиц оперативно-розыскных органов и лиц, их сочувствующим (ст. 12(?) закона «об оперативно-розыскной деятельности»).

Перечень объектов данного надзора закреплен в ч.3 ст.13 закона «об оперативно-розыскной деятельности» является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом.

Пределы надзора

Определяется содержанием закона «об оперативно-розыскной деятельности», приказами и указаниями Генпрокурора РФ.

В предмет прокурорского надзора не входят:

-сведения об организации, тактике, методах и средств осуществления ОРД;

-проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов, об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий – ст.9 закона «об ОРД» (к числу таких мероприятий относятся: прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи, негласное обследование жилища)

-сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе представляются соответствующим прокурором только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечение к уголовной ответственности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 388.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...