Условия реализации программы дисциплины
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14 Основы профессиональной психологии
(вариативная часть)
Для специальности
Операционная деятельность в логистике
Базовая подготовка
Тюмень
2016
Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Организация-разработчик: ГАПОУ ТО «ТКТТС».
Разработчик:
Федякова Е.Г., педагог-психолог высшей квалификационной категории ГАПОУ ТО «ТКТТС».
Рекомендована предметно-цикловой комиссией преподавателей профессионального цикла ГАПОУ ТО «ТКТТС»
Протокол № 6 от « 15 » июня 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| 2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5
| 3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
| 11
| 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12
|
Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14 Основы профессиональной психологии
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, входящей в состав укрупненной группы профессий, специальностей, направлений подготовки среднего профессионального образования: 38.00.00 экономика и управление.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплина (вариативная часть)
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать собственную пригодность к выбранной профессиональной деятельности;
- определять индивидуальные особенности памяти, внимания восприятия и мышления, использовать различные приемы для их развития;
- прогнозировать ситуацию межличностного восприятия;
- организовывать продуктивное взаимодействие;
- анализировать собственные возможности и ресурсы профессионального становления;
- применять способы управления эмоциями;
- применять эффективные способы управления временем;
- проходить собеседование с реальными работодателями;
- реализовывать планы собственного профессионального становления по выбранной специальности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- профессиограмму будущей профессии;
- понятие мотива и ценности в профессиональной деятельности;
- закономерности в развитии деятельности;
- содержание параметров профессии (ее материальные и идеальные объекты, предметы, их свойства, явления, процессы и условия деятельности, профессиональной среды и способы взаимодействия в ней);
- характеристику познавательной деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- навыки личной эффективности;
- эмоционально-волевые качества личности;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- принципы профессионального лидерства и эффективного самоуправления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа,
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 48
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 32
| в том числе:
|
| практические занятия
| 16
| Самостоятельная работа обучающегося
в том числе:
исследования по теме
подготовка сообщений, рефератов, докладов, бесед
составление глоссария
подготовка тематических обзоров
подбор упражнений
разработка проекта
| 16
2
4
2
2
2
4
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
Тематический план и содержание учебной дисциплины«Основы профессиональной психологии»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.
Ориентировочная основа овладения профессией
|
| 9
|
| Тема 1.1.Общая ориентировка в профессии в условиях и средствах ее овладения
| Понятие о профессии. Выбор профессии, выбор жизненного пути. Этапы профессионального самоопределения. Интерес как побудительная сила при выборе профессии. Виды интересов. Познавательный и профессиональный интерес.
| 1
| 2
| Тема 1.2. Стандартная профессиограмма
| Понятия «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии, «модель специалиста», «формула профессий»
| 1
| 2
| Практические занятия
| 1
|
| №1 Составление профессиограммы будущей профессии с привлечением параметров психограммы и требований квалификационного справочника.
| Тема 1.3. Особенности и классификация систем «человек-машина» (СЧМ)
| Классификация систем «человек-машина» (СЧМ). Показатели качества СЧМ. Профессиональные действия и профессиональные задачи в труде оператора, психологические особенности системы «человек-машина»
| 1
| 1
| Практические занятия
| 2
|
| №2 Работа с активизирующим опросником «за и против» автор Н.С. Пряжников
| Тема 1.4.Уровни профессионализма. Мотивационная сфера профессионализма
| Понятие о различных видах профессионализма. Профессиональная мотивация. Функции профессиональной мотивации. Понятие о ценностях в профессии.
| 1
| 1
| Самостоятельная работа
Подготовка сообщений по теме «Профессиональные ценности»
| 2
|
| Раздел 2.
Учебно-профессиональная деятельность
|
| 6
|
| Тема 2.1.Понятие о деятельности. Структура деятельности
| Понятие о деятельности. Участие в деятельности – основа взаимодействия человека с социальной средой. Социально-психологическая структура деятельности. Основные виды деятельности. Закономерности развития деятельности.
| 1
| 1
| Самостоятельная работа
Реферат на тему «Деятельность», «Структура деятельности», «Виды деятельности» (на выбор обучающегося)
| 2
|
| Тема 2.2.Профессиональная деятельность и ее особенности
| Особенности и виды профессиональной деятельности. Стороны труда. Объект труда. Модель специалиста. Модель деятельности и модель личности. Компоненты модели специалиста.
| 1
| 2
| Самостоятельная работа
Подготовка докладов на тему «Профессиональная деятельность и её особенности»
| 2
|
| Раздел 3
Познавательная деятельность
|
| 14
|
| Тема 3.1.Сенсорно – перцептивные процессы: ощущение и восприятие
| Понятие об ощущении и восприятии. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Качества восприятия. Активность восприятия при обучении. Влияние объема и структуры информации на адекватное восприятие.
| 1
| 1
| Практические занятия
| 1
|
| №3 Знакомство с основными психофизиологическими требованиями к качествам специалиста
| Самостоятельная работа
Подготовка тематических обзоров по теме «Ощущение и восприятие»
| 2
|
| Тема 3.2. Внимание
| Общая характеристика внимания. Физиологические механизмы внимания. Качества внимания. Виды внимания и их характеристика. Причины невнимания обучащихся и способы формирования внимания. Развитие внимания.
| 1
| 1
| Практические занятия
| 2
|
| №4 Работа в программе «Эффектон-студио»
| Самостоятельная работа
Побор упражнений для развития внимания
| 2
|
| Тема 3.3.Мнемические процессы (память)
| Понятие о представлении, памяти и их физиологических основах. Виды и формы памяти. Общая характеристика процессов памяти. Управление процессом запоминания.
| 1
| 1
| Практические занятия
| 2
|
| № 5 Отработка необходимых профессионально важных качеств на красно-черной таблице Шульте-Платонова
| Тема 3.4. Интеллектуальные процессы (мышление)
| Общая характеристика мышления. Мышление и речь. Формы, виды и операции мышления. Способы активизации мышления. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности и качества мышления.
| 1
| 1
| Практические занятия
| 1
|
| №6 Решение логических задач
| Раздел 4.
Психологические особенности труда в организации
|
| 11
|
| Тема 4.1.Представление об организации. Понятие «Организационная культура»
| Представление об организации. Понятие «Организационная культура». Типы ресурсов. Понятие: личная эффективность.
| 1
| 2
| Тема 4.2. Психология производственного коллектива
| Проблемы руководства и лидерства в организации. Основы кадрового менеджмента.
| 1
| 2
| Самостоятельная работа
Реферат «Проблемы руководства и лидерства в организации»
| 2
|
| Тема 4.3.Общение – как важное условие овладения профессией
| Общая структура общения, ее особенности, значение, составляющие. Функции общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная. Механизмы и феномены восприятия человека человеком. Особенности вербального и невербального общения. Характеристика компонентов общения, связанная с взаимодействием людей.
| 1
| 2
| Практические занятия
| 1
|
| №7 Типы социальных ролей (решение задач). Определение стиля взаимодействия
| Самостоятельная работа
Проведение исследования «Особенности общения в современном мире»
| 2
|
| Тема 4.4 Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности
| Общее представление о функциональных состояниях работника. Проблема стресса и дистресса в труде. Сущность и структура производственного конфликта. Типы конфликтных личностей.
| 1
|
| Практические занятия
|
|
| №8 Психологический тренинг «"Стресс и способы регуляции эмоционального состояния"
| 2
|
| Раздел 5.Моделирование профессиональной карьеры
|
| 8
|
| Тема 5.1. Профессиональная карьера.
| Понятие «профессиональная карьера». Типы карьерных процессов. Виды карьер. Принципы и критерии построения карьеры. Понятия «обучение», «повышение квалификации». Обучение и повышение квалификации как необходимое условие профессионального роста.
| 1
| 2
| Практические занятия
| 2
|
| №9 Проектирование собственного профессионального будущего. Определение задач самореализации в профессии
| Самостоятельная работа
Разработка проекта «Моя модель профессиональной карьеры»
| 2
|
| Тема 5.2.Технологии поиска работы
| Возможные варианты трудоустройства по выбранной профессии. Алгоритм принятия решения в ситуации предстоящего трудоустройства. Сбор информации о предприятии. Этапы поиска работы. Эффективные способы поиска работы. Каналы распространения сведений о себе.
| 1
| 2
| Практические занятия
| 2
|
| № 10 Анализ готовых резюме. Составление собственного резюме с учетом специфики работодателя. Обсуждение полученных результатов.
| Всего:
| 48
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
условия реализации программы дисциплины
|