Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация работы уполномоченных лиц по охране труда




Организация работы уполномоченных (доверенных) лиц по охранеосуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года   № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” для оказания практической помощи работникам, их представительным органам и администрации организаций в осуществлении общественного контроля за охраной труда. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или иного уполномоченного работниками представительного органа (в дальнейшем - уполномоченные) могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других государственных нормативных правовых актов по охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.

При осуществлении общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного управления, надзора и контроля, технических инспекций труда профсоюзов.

Институт уполномоченных создается для осуществления общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и профсоюзов или иного представительного органа работников.

Администрация совместно с профсоюзами или иными уполномоченными работниками представительными органами, трудовых коллективов организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях организации.

Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее трех лет.

Численность уполномоченных устанавливается совместным решением работодателя, профсоюзного комитета или иного представительного органа работников в зависимости от конкретных условий производства и необходимости обеспечения контроля за состоянием условий и охраны труда в каждом структурном подразделении.      

При наличии в организации нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих в данной организации (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в организации.

Уполномоченные могут входить в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами и иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора и контроля за охраной труда и технической инспекцией труда профсоюзов.

Уполномоченные в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором, соглашением по охране труда и другой нормативно-технической документацией.

Уполномоченные периодически отчитываются на собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Уполномоченные один раз в три года обучаются в учебных центрах, имеющих разрешение на обучение и проверку знаний по охране труда, и должны иметь удостоверение о проверке знаний по охране труда установленного образца.

Разрабатывается Положение об уполномоченном по охране труда, учитывающее специфику их деятельности.

Основными задачами уполномоченных являются:

• содействие созданию в организации (в подразделении) здоровых и безопасных условий труда, отвечающих требованиям норм, правил и инструкций по охране труда;

• осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;

• представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;

• консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

В соответствии с задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции:

• осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других государственных нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть:

- соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

- правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанию их в частоте и порядке);

• участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

• участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

• осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

• участие в организации первой (доврачебной) помощи пострадавшему от несчастного случая на производстве;

• по поручению профсоюзного или иного представительного органа трудового коллектива участие в расследовании несчастных случаев на производстве с целью защиты законных прав и интересов застрахованных в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

• информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при ведении работ, состояний условий и охраны труда в организации (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

• контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других государственных нормативных правовых актов по охране труда;

• проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда;

• получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

• предъявлять требования к должностным лицам о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

• выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных или иных государственных нормативных правовых актов по охране труда;

• ообращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении государственных нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

• ппринимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;

• защищать интересы пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при рассмотрении дел у страховщика, в суде и других государственных органа;

• принимать участие в составлении планов улучшения условий и охраны труда организации, в переговорах по заключению коллективных договоров и соглашений по охране труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

Для выполнения возложенных на них функций уполномоченным рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и профсоюзов или иных представительных органов работников.

Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовать обучение по специальной программе на курсах обучения и проверки знаний по охране труда.

Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение о проверке знаний по охране труда.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" уполномоченному профсоюзного комитета по охране труда установлены следующие социальные гарантии:

- уполномоченный по охране труда, не освобожденный от основной работы, не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, переведен на другую работу по инициативе работодателя и не может быть уволен без предварительного согласия профсоюзного комитета;

- не может быть уволен в течение двух лет после его переизбрания.

За активную добросовестную работу по улучшению условий труда уполномоченный по охране труда может быть материально и морально поощрен из средств организации или профсоюзного комитета.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...