Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: «ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»
Цель:Изучить общее и особенное в становлении и развитии философского мировоззрения древневосточных стран.
План лекции:
1. Философия Древнего Египта и Вавилона. 2. Философия Древней Индии. 3. Философия Древнего Китая.
1. Философия Древнего Египта и Вавилона. Первые сведения о философии Древнего мира восходят к концу IV - началу III тысячелетия до н.э. к государствам Ближнего Востока -Вавилону и Египту. Зарождение философской мысли в этих государствах протекало неоднородно, под воздействием двух процессов: возникновением первооснов научных знаний в области астрономии, математики, космологии, медицины и космогонической мифологией. Именно древневавилонские и египетские ученые создали лунно-солнечный календарь, установили периодичность затмений. Делаются попытки философского осмысления явлений природы. Основные черты ближневосточной философии: 1. Представления о материалистической первооснове мира. В качестве таковой выступалавода – источник всех живых существ. В египетских памятниках часто упоминался воздух, заполняющий пространство и «пребывающий во всех вещах». 2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта. Большая роль отводилась светилам, планетам и звездам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы. 3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии. Письменные источники: 1. «Книга мертвых» -самая древняя книга мира 2. «Диалог господина и раба о смысле жизни» 3. «Песня арфиста» 4. «Беседа разочарованного со своим духом» И хотя в Древнем Египте и Вавилоне философская мысль не достигла уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран, однако их достижения оказали немалое влияние, в частности, на культуру Эллады. В дальнейшем развитие философской мысли перекочевывает на Восток (Индия, Китай, Центральная Азия, Иран) и на север - в Древнюю Грецию. 2. Философия Древней Индии. В Древней Индии зачатки философского мышления относятся ко II - началу I тыс. до н.э. (2500 – 2000 гг. до н. э.). Это связано с вторжением ариев (скотоводческих племен) с северо-запада, они покорили оседлое население страны, произошло разложение первобытнообщинного строя, формирование государственности и классового общества в рамках жесткого кастового строя. Развитие древнеиндийской философии делится на три этапа. I этап. Ведический (1500 – 600 гг. до н.э.) Веды– обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений за природными циклами, «наивных» представлений о происхождении мира. В ведах зафиксированы такие обобщенные представления и понятия, как бытие, пространство, время, первовещество, причина и т. п., в мифической форме выражена идея бытия как безразличимого единства, заключающего в себе понятие становления, перехода от неразличимой водной бездны к качественному разнообразию мира. II этап. Эпический (600 - 200 гг. до н.э.) В это время создаются два великих эпоса индийской культуры – поэмы «Рамаяна» и«Махабхарата» Появляются философские школы, которые делятся на две группы: 1. Ортодоксальные – признающие авторитет Вед. 1. Санхья (6 в. до н.э.) 2. Вайшешика (5 в. до н.э.) 3. Миманса(5 в. до н.э.) 4. Веданты (4 – 2 вв. до н.э.) 5. Ньяя (3 в. до н.э.) 6. Йога (2 в. до н.э.) Данные школы являются материалистическими с ярко выраженной тенденцией к диалектической трактовке явлений реального мира и широкое распространение идей атомизма. На почве атомистики стояли санкхья, ньяя, вайшешика и др. 2. Неортодоксальные – не признающие авторитет Вед. 1. Буддизм (6 – 5 вв. до н.э.) Основоположник – Сиддхартха Гуатама (Будда) (583-483 гг. до н.э.) Джайнизм (4 в. до н.э.) Чарвака - Локаята (3 – 2 вв. до н.э.) Буддизм и джайнизм - идеалистические системы индийской философии, во многом сходны между собой: 1. признают, что природа совершает непрерывный цикл движения, не имеющий ни начала, ни конца 2. исходят из принципа перерождения души, согласно которому жизнь и смерть - две фазы единого цикла развития 3. признают карму как вечный нравственный закон мира, карма – сумма добрых и злых поступков человека, она предопределяет форму будущего перерождения души 4. высшей целью жизни объявляется освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления и блаженства (Нирваны у буддистов) 5. жизненными принципами являются: аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние, смирение. Школу чарваков (локайятов) принято считать наиболее распространенной из материалистических школ. Больших успехов добилась в разработке вопросов логики, диалектики и гносеологии. Она учит, что первоосновой всего являются четыре элемента: огонь, вода, земля и воздух; сознание связано только с живым телом, со смертью тела умирает и сознание, рассудок целиком зависит от внешних восприятий: он знает только то, что говорят ему глаза и уши. Чарваки подвергали острой критике жрецов, обвиняя их в мошенничестве и стяжательстве. В духовной истории Индии важную роль играл материализм, элементы которого присущи почти всем индийским философским системам. Даже буддизму не чужды материалистические взгляды. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 603. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |