Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ФИЛОСОФИИ»




Курс лекций «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ».

Тема: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»

 

Цель:Определить этимологию, происхождение философии, изучить предмет, методы и законы мышления в философии.

 

План лекции:

 

Этимология термина «философия».

Мировоззрение, его исторические типы.

Предмет и метод философии.

Законы мышления в философии.

 

1. Этимология термина «философия».

Философия появилась как результат осознания человеком самого себя. «Желаешь познать себя – философствуй» - это утверждение справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.

Термин «философия» был предложен греческим математиком и философом Пифагором. В переводе на русский язык означает любовь (филео) к мудрости (софия), любомудрие, под которым понимается особое состояние человеческого духа, его особая направленность как на мир, так и на человека.

Философия зарождается как особый тип мировоззрения около 2,5 тыс. лет назад в кон. 1-й пол. I тыс.до н.э. (6 в.до н.э.) примерно параллельно и одновременно в государствах Древнего Востока (Египте, Вавилоне, Индии, Китае) и Древнего Запада (государствах античного мира) - Греции и Риме.

2. Мировоззрение, его исторические типы.

Мировоззрение – это система взглядов и ценностей человека, оно присуще всем людям, независимо от воспитания, образования, условий и образа жизни. Мировоззрение отдельных людей отличается, т.к. каждый человек - индивидуальность, но в нем всегда присутствует та или иная степень общности, определяемая идентичностью человеческой культуры, образования, принадлежностью к определенной социальной группе, профессии, коллективу. В процессе исторического развития мышление человека прошло ряд стадий, прежде чем научилось зрело проникать в сущность познаваемых вещей. Согласно этому, мировоззрение человека, прежде чем подняться до зрелых философских форм, прошло ряд других, выразившихся в мифологии и религии.

Мифология - наиболее ранняя форма мировоззрения, образное мышление, возникает в период первобытнообщинного строя в качестве первой формы духовной культуры человечества, для которой характерно нерасчлененное образное восприятие действительности, в процессе которого вырабатывались зачаточные представления о природе и обществе, о нормах отношений людей, о человеческих ценностях. Ведущую роль в жизни людей играл опыт, который фиксируется в мифах - представлениях о характере, структуре и свойствах действительности. Особенностью мифологического мировоззрения является общинный, а не индивидуальный характер человеческого сознания.

Религия - новая форма мировоззрения, образное мышление, часто воспринимается сродни мифологии. Религия дала возможность новой формы освоения действительности, она заключается в объяснении устройства мира и составляющих его вещей путем удвоения действительности на мир видимый, земной и мир потусторонний, который составляют бестелесные души. Для религии характерна большая абстрактность мышления по сравнению с мифологией, большая сложность построения отвлеченных систем, объясняющих устройство мира.

Философское мировоззрение – это, прежде всего, замена общественных взглядов и отношений, основанных на тысячелетних устоях, нормах, вере, выработанных опытом поколений, на знание о подлинной сущности вещей и процессов, протекающих в мире. Процесс, приведший к возникновению философского мировоззрения и мышления,- это распад древних родоплеменных отношений и складывание государственности в странах Востока и Запада. Носителем философского мировоззрения является не коллектив, а отдельный человек, стремящийся осмыслить реальность. Оно стремится проникнуть в сущность вещей и процессов, отразить не внешние, а их внутренние стороны. Философия явилась первой теоретической формой мышления и мировоззрения. Теоретическое мышление, в отличие от образного, основывается на понятиях. Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и сущностные связи между ними через фиксацию общих и специфических признаков.

Философия стала предшественницей различных наук и явилась обобщенным взглядом на мир в целом и место человека в нем; это учение об общих принципах бытия и сознания; это наука об общих законах развития природы, общества и мышления.

3. Предмет и метод философии.

Первая попытка выделения философии, как особой области знаний, была сделана античным мыслителем Аристотелем.

Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов. Но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних индийцев и китайцев. Именно древнегреческая философия стала самостоятельным культурным образованием, наряду с искусством и религией. Именно в Греции появились философы-профессионалы. Философия стала систематическим рациональным мышлением на основе идей.

Объектом философии является мир, в целом, и человек, в частности.

Предметом философии является отношение человека к миру. Предмет философии исторически менялся в процессе развития человеческой цивилизации и самого человека, его знаний, интересов и значения самой философии в системе общего знания. Например, в древности философия воспринималась как «наука всех наук», в эпоху Средневековья - как «служанка богословия», в Новое время - как «царица наук», в современности - как специфическая сфера человеческой деятельности, призванная вместе с другими науками разрешить проблемы современного развития человека, природы и общества.

В связи с этим, современная интерпретация предмета философии отличается от той, которая существовала в прошлые века, большим многообразием, впитав в себя опыт прошлых и нынешних поколений. В качестве предмета философии выступают:

- природа, глобальные проблемы;

- сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль и др.;

- отношение мышления к бытию;

- вопросы общественной жизни людей, правового, политического устройства общества и пр.

Специфичен по своему содержанию и метод философии. Под ним понимается способ теоретического мышления, который включает следующие операции:

- теоретическую классификацию и систематизацию;

- логический вывод и доказательство;

- обобщение;

- сопоставление различных феноменов и т.д.

4. Законы мышления в философии:

1. Закон тождества (всякая сущность совпадает сама с собой);

2. Закон противоречия (никакое суждение не может одновременно быть истинным и ложным);

3. Закон исключенного третьего (для высказывания либо оно само, либо его отрицание истинно);

4. Закон достаточного основания (всякое суждение должно быть надлежащим образом обосновано).

Вопросы к лекции №1:

1. Что такое «философия»?

2. Кто предложил термин «философия»?

3. Где впервые появляется философское мировоззрение?

4. В чем основное отличие мифологии от религии?

5. Что представляет собой философское мировоззрение?

6. Каковы исторические типы мировоззрения?

7. Как изменялся предмет философии в разные исторические периоды?

8. Какими методами пользуется философия?

 

 

Лекция №2

 

Тема: «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ФИЛОСОФИИ»

 

Цель:Изучить основные понятия, категории и вопросы философии.

 

План лекции:

 

1. Вечные (главные) философские вопросы.

2. Основные понятия и категории философии.

3. Исторические типы философии. Этапы ее развития.

 

1. Вечные (главные) философские вопросы.

Философия внедряется в человеческое сознание невольно, независимо от желания человека. Каждому приходится в процессе любой деятельности что-то сравнивать, сопоставлять, подводить итоги, делать выводы, обобщать полученный материал. На этом пути люди и приходят к выводам философского порядка, хотя и не подозревают об этом. Человек философствует, а сам об этом еще не знает.

Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, пытается заглянуть за горизонт известного. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического (опытного) мира, мира простых фактов.

Философия основывается на сознательном теоретическом, рациональном отношении к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании субъектом самого себя как активного деятеля. Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления, т.е. стремится осознать некую основу для всех сфер реальности, порождающую все многообразие мира, но сохраняющую устойчивость во всех изменениях.

Философия имеет дело с главными вопросами бытия человека, заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к миру вести поиск и находить ответы на них. Впервые немецкий философ И.Кант предложил несколько основных философских вопросов:

1. Что я могу знать?

2. На что я могу надеяться?

3. Что я должен делать?

4. Что такое человек?

Причем четвертый вопрос Кант считал итоговым, вбирающим в себя содержание всех предшествующих. Для Канта, человек- это существо способное к познанию, вере в Бога и нравственному поведению.

Существует и другая система философских вопросов, имеющая широкое распространение. Базовый вопрос - «Как соотносится мышление и материя?»- разделяется на два относительно самостоятельных: «Что первично - мышление или сознание?» и «Как соотносится познающее мышление к миру вне нас?» Принято считать, что эти философские вопросы выражают важнейшие для человека проблемы: «Как соотносится душа и тело?», «Есть ли жизнь после смерти» и «Возможно ли совпадение целей и результатов человеческой деятельности?»

К кругу философских относится и шекспировское «Быть или не быть?» и «Что делать?» Н.Г. Чернышевского.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1123.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...