Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальные действия и социальные отношения.




Социальная дифференциация.

Люди различаются между собой по многим признакам. В латыни понятие «различие» заменяется термином «дифференциация».

Итак, есть естественная дифференциация (различия обусловлены физиологическими и психическими особенностями: пол, раса, возраст, темперамент) и социальная дифференциация (различия, которые влияют на положение человека в обществе).

У социальной дифференциации есть свои стороны.

Экономическая сторона выражается в различии доходов и уровня жизни, т.е. в существовании богатых, бедных и средних слоёв населения.

Политическая сторона связана с делением общества на властьимущих и людей, участие которых в управлении государством незначительно.

Также социальная дифференциация проявляется в различиях между людьми по роду занятий, квалификации, образу жизни, образованности.

Социологи выделяют различные дифференцирующие признаки.

К примеру, по мнению П.Сорокина, социальное неравенство связано с 4 группами факторов:1) права и привилегии; 2) обязанности и ответственность; 3) социальное богатство и нужда; 4) власть и влияние.

Т.Парсонс выделил 3 группы дифференцирующих признаков:

1) характеристики «от рождения»: пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные способности;

2) признаки, связанные с различными видами профессионально-трудовой деятельности;

3) элементы обладания – собственность, привилегии, материальные и духовные ценности.

Почему же в обществе наблюдается социальная дифференциация?

К.Маркс связывает социальную дифференциацию с существованием частной собственности и эксплуатации человека человеком. Марксисты полагают, что достижение социального равенства возможно через установление общественной собственности на средства производства, планового ведения хозяйства, справедливого распределения материальных благ.

Возможно, социальная дифференциация обусловлена происхождением людей, их способностями, энергичностью. Поскольку эти различия неустранимы, то и социальное неравенство – закономерность.

Существует также предположение, что неравенство между людьми порождено разделением труда и неодинаковой значимостью для того или иного общества тех или иных видов деятельности (где-то больше ценится и оплачивается умственный труд, а где-то – физический).

 

Социальные группы.

Социальная группа– это общность людей с устойчивыми взаимосвязями, схожими интересами, определёнными правилами поведения и взаимоотношений.

Социальные группы могут быть малыми, средними и большими.

Семья, школьный класс, рабочая бригада, футбольная команда, устойчивое объединение людей по интересам – это примеры малых групп. Люди, входящие в малые группы, непосредственно общаются друг с другом, их объединяют общие воспоминания, чувства, даже особый язык.

Малые группы обычно входят в состав средних групп. Это более многочисленные группы, но они, как и малые группы, имеют общую цель и их деятельность упорядочена. Примеры – коллектив крупной школы, производственного предприятия. Отдельные люди здесь могут только изредка встречаться.

К большим группам относятся классы и социальные слои, нации, религиозные, демографические и другие общности. Из истории мы знаем о таких больших группах, как сословия и касты.

Большие группы существуют в масштабах всего общества, всей страны. Отдельные люди не только не взаимодействуют друг с другом, но и порой не осознают свою принадлежность к той или иной общности (к примеру, к классу). Вместе с тем эти группы существуют, что особенно заметно в ходе социальных конфликтов – революций, национальных распрей.

Классы.

В.И.Ленин, исходя из теории марксизма, дал следующее определение классам:“Классы – это большие группы людей, занимающие определённое место в системе производства, отличающиеся между собой по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и по размерам доли общественного богатства”. Как видно, марксистская теория видит классовые различия в их экономическом положении.

Каждой социально-экономической формации характерны свои классы: рабовладельческой – рабы и рабовладельцы, феодальной – феодалы и крестьяне, капиталистической – буржуазия и пролетариат.

Есть другой подход к делению общества на классы. Его разработал французский социолог П.Бурдьё.

Автор наряду с экономическим капиталом выделял ещё три вида общественного капитала: социальный, культурный и символический.

Социальный капиталП.Бурдьё рассматривает как характеристику влияния человека на общество. Культурный капитал отражает уровень образованности, общей культуры. Символический капитал основывается на приобретённой репутации и выражается в общественном признании (почётные степени и звания). Все данные виды капитала связаны между собой и характеризуют положение человека в обществе, его принадлежность к тому или иному классу.

Современные социологи выделяют три основных класса:

- высший класс (небольшая группа влиятельных и богатых людей, оказывающих решающее влияние на экономику и политику, контролирующих большую часть капитала);

- средний класс (врачи, учёные, юристы, инженеры, чиновники, высококвалифицированные рабочие) – это значительная часть населения стран, они выражают и формируют общественное мнение, активно влияют на все сферы жизни общества, являются гарантом стабильности общества;

- низший класс (работники физического труда невысокой квалификации, грузчики, уборщики, кухонные работники) – их влияние на общественную жизнь крайне низкое, они получают дополнительные социальные гарантии от государства.

 

Социальные слои.

Более детально, чем через классы структуру общества можно показать через социальные слои.

Социальный слой – это совокупность людей, выделяемая на основании близости определённых социальных параметров и связанного с этим сходства образа жизни.

Чаще вместо понятия социальный слой употребляют термин «страта». Это понятие и дало название теории социальной стратификации. Само понятие “стратификация” для описания неравенства в обществеввелП.Сорокин.

Сегодня можно выделить разные страты: по этническим, демографическим, профессиональным, территориальным, возрастным характеристикам, по религиозной принадлежности, образу и стилю жизни, стандартам поведения.

В таком случае общество можно воспринимать как состоящее из страт, расположенных иерархично: с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее – у основания. В этом случае главными измерениями стратификации являются доход, власть, образование и престиж.

То место, которое человек занимает в структуре общества – это социальный статус. Оценка людьми того или иного статуса, закреплённая в общественном мнении, называется престижем.

 

Социальные действия и социальные отношения.

Не каждое действие называют социальным. Если человек совершает действие, интересное ему одному и никак не связанное с другими людьми, то к социальным его отнести нельзя.

М.Вебер выделил следующие признаки социального действия:

- оно всегда совершается осознанно и имеет субъективный смысл, т.е. человек понимает, зачем он это делает;

- оно характеризуется ориентацией на других, на определённую реакцию окружающих.

Человек, совершая социальное действие, действует, как минимум осознанно и понятно для окружающих, он учитывает существующую ситуацию, оценивает её не только со своей точки зрения, но и с точки зрения окружающих его людей.

Социальные действия одного человека обычно вызывают ответную реакцию со строны других людей. Происходит обмен действиями, т.е. социальное взаимодействие. Если контакты между людьми становятся устойчивыми, они приобретают статус социальных отношений (к примеру, отношения в семье, производственные отношения).

Итак, социальными отношениями называются устойчивые отношения между людьми, а также общностями людей, которые являются осознанными, понятными их участникам. 

Благодаря социальным отношения формируется социальное пространство.

П.Сорокин полагал, что социальное пространство – это Вселенная, состоящая из народонаселения Земли. Где нет людей или живёт один человек – там нет социального пространства, поскольку одна особь не может иметь никакого отношения к другим.

Иногда социальные отношения приобретают статус конфликтов. Основная причина социальных конфликтов – социальное неравенство в обществе.

По поводу социальных конфликтов любопытным является мнение Р.Дарендорфа. Автор в своём труде «Элементы теории социального конфликта» утверждал, что конфликты в обществе неизбежны. Необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться только их регулированием. Нужно отказаться от бесполезных попыток устранять причины конфликта.

 

Социальные институты.  

«Институт» в переводе с латыни – учреждение. Из этого следует, что институты не возникают сами по себе, это результат участия людей.

В социальной сфере действуют институты семьи, медицины, социального обеспечения (вопросы воспроизводства человеческого рода, сохранения здоровья, помощь больным и престарелым).

Институты духовной сферы – образование, наука, искусство, церковь (создание, хранение и передача новым поколениям ценностей культуры, социализация подрастающих поколений).

В экономической сфере действуют институты собственности, финансов, производства (обеспечение условий, способствующих  производству, распределению, обмену и потреблению жизненных благ).

Институты политико-правовой сферы – это законодательные и административные органы, армия, правоохранительные и контролирующие органы, политические партии. Их общая задача – поддержание порядка, осуществление власти, упрочение целостности общества, пресечение действий, враждебных общественному строю.

Отдельно остановимся на подходе к понятию “социальный институтР.Миллса. Исследователь полагал, что социальный институт – общественная форма определенной совокупности социальных ролей, аобщество – это конфигурация институтов. В современном обществе автор выделял 5 институциональных порядков:

- экономический (организуют хозяйственную деятельность),

- политический (институты власти),

- семейный (регулируют половую жизнь и социализацию детей),

- военный (организуют законное наследие),

- религиозный (организуют коллективное почитание богов).

Чем же вызвано возникновение социальных институтов?

- они созданы для наиболее результативной и удобной организации общественной жизни (рынок обеспечивает наиболее тесный контакт между продавцом и покупателем);

- они вырабатывают и закрепляют социальные нормы, следят за их выполнением (в процессе судебного заседания устанавливается тяжесть вины подсудимого);

- они сплачивают людей, приобщают их к значимым для общества ценностям (нормы морали интегрируют и гумагизируют общество);

- они обеспечивают накопление и передачу социального опыта новым поколениям (школьное образование содействует успешной социализации личности);

- они содействуют удовлетворению определенных потребностей общества (семья содействует удовлетворению потребностей в любви и дружбе).

Таким образом, социальный институт – это система связей между людьми и система социальных норм, правил взаимоотношений и деятельности людей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...