Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическое консультирование




Консультированием в данной организации занимаются психологи отдела социально-психологического сопровождения. У каждого специалиста своя сфера деятельность в зависимости от имеющегося образования. В штате имеются следующие сотрудники: психологи-консультанты, педагоги-психологи, клинический психолог, семейный психолог, детский и перинатальный психолог. Во время прохождения практики были изучены виды психологического консультирования, также удалось ознакомиться с материалами, используемыми психологами при групповых и индивидуальных консультациях.  Групповые консультации проводятся в рамках тренингов.

Было принято участие в подготовке материала для проведения групповых консультаций, а также помощь в его проведении, а именно осуществление встречи участников, раздача рабочих материалов и осуществление фотосьемки.

По результатам психодиагностического исследования, проведённого психологом, было проведено две консультации.В соответствии с предоставленным организацией планом:

1. Знакомство с клиентом, установление контакта.

2. Сбор общей демографической информации: образование, должность, семейное положение, состав семьи.

3. Прояснение цели психодиагностики.

4. Снятие эмоционального напряжения, уточнение отношения к тестированию, что было сложно, остались ли какие-то вопросы.

5. Сообщение результатов тестированию, обсуждение.

6. Предоставление практических рекомендаций.

7. Уточнение оставшихся вопросов.

8. Сбор информации об актуальном состоянии, регуляция эмоционального состояния.

Первая консультация была посвящена оглашению результатов и рекомендаций по проведенным познавательным методикам (на внимание, память, мышление), а также их обсуждению. При проведении удалось быстро установить контакт с девушкой (студентка 1 курса). Однако в большей степени она проявляла интерес не к проведенному исследованию и его результатам, а скорее была заинтересована в самом процессе общения, ее привлекала возможность поговорить о себе и своих переживаниях, получить внимание, поддержку и сочувствие. Основной вопрос, который интересовал исследуемую был следующим: «Надеюсь, по этим тестам у меня там не полный ужас?»  Рассказывая о полученных результатах, было разъяснено, что включают в себя процессы внимания, памяти и мышления. А также как они влияют на ведущую деятельность - учебу.

Эмоциональные реакции испытуемой на результаты были средней интенсивности и продолжительности. Движения были немногочисленные, больше скованные, поза чаще статичная, зажатая. Испытуемая была общительна, активна в беседе, много и с удовольствием рассказывала о себе. В поведении демонстрировала такие черты, как неуверенность, скромность, застенчивость, инфантильность, хотя в своих суждениях противоречила своему поведению.

В рекомендациях в данном случае не было необходимости, все изученные когнитивные процессы в пределах нормы.

Вторая консультация была также направленна на объявление результатов и рекомендаций по проведенным познавательным методикам (на внимание, память, мышление), а также их обсуждению.При проведении испытуемый (студент 1 курса) неохотно вступает в контакт. Сотрудничество носит при этом формальный характер. Истинной заинтересованности результатами испытуемый не проявил. Ему также были пояснены что именно включает в себя изучаемые процессы, какие характеристики психической деятельности они отражает, и как это отражается на деятельности.

Фон настроения ровный с тенденцией к понижению. Мимические проявления бедные. Движения не многочисленные, скованные. Иногда «застывает» в одной позе, фиксирует взгляд в одной точке. Голос тихий. Речь дисгармоничная, бедный словарный запас. Внешне былбезэмоционален, несколько заторможен. Вопросов не задавал. Рекомендации по отношению к отвлекаемости и касаемо затруднения переключения внимания выслушал также без особого интереса.

Анализируя консультации, можно говорить о том, что на результат очень сильно влияет мотивация клиента. В первом наблюдалось желание простого общения, во втором случае мотивация отсутствовала вообще. Это можно объяснить тем, что испытуемые пришли на консультацию только потому что так велели. Попытки как-то поднять интерес у второго испытуемого были тщетны, в виду недостаточности опыта. Однако удалось проанализировать и отметить внешний компоненты беседы и проанализировать их. Сложности были с преподнесением научных заключение понятным и точным языком для испытуемого. А также из-за волнения в начале каждой консультации убыстрялась речь, в связи с этим были некоторые заминки.

Психологическое просвещение

Во время практики был изучен ход проведения просветительских лекций, выступлений психолога. Были изучены виды, формы, средства, используемые психологами организации при проведении занятий, а также материалы проведённых занятий. Было принято участие в подготовке необходимого материала для проведения выступления, а также в самом проведении занятий. Было проведено три занятия. Первое занятие проходило со студентами 3 курса университета Технологии и Дизайна. Оно проводилось совместно с коллегой по практике – студенткой факультета психологии. Занятие включало в себя теоретическую часть на тему «Эффективная коммуникация» и практическую в виде тренинга на эту же тему, который и проводила коллега. В первую половину занятия участники были поделены на три группы, в которых им было необходимо определить составляющее успешного общения. Далее каждая группа озвучила свой список, а после обсуждения был составлен общий с дополнительными пунктами, которые были не затронуты участниками.Остальная часть занятия была посвящена тренингу.

Второе и третье занятие проводилось в ГБОУ Морской школе Московского района Санкт-Петербурга с педагогами. В первый день проводился семинар на тему «Эффективная коммуникация», во второй тренинг на тему «Конфликт. Стратегии выхода из конфликтных ситуаций». Планы занятий представлены в приложении 2.

Анализируя проведенные занятия и обратную связь, можно говорить о том, что в следствии волнения в самом начале, происходило ускорение речи и жестов, чтение с листа. Из-за чего вначале сложилось впечатление о не достаточном знании преподносимого материала, но в последующем обсуждении оно исчезло. Использование разных методов работы и различных материалов помогло сделать занятия интересными и информативными. В дальнейшем следует заняться отработкой навыка работы с аудиторией. Так же стоит отметить, что удалось заинтересовать и замотивировать участников на работу. В процессе работы, приходилось отходить от первоначального плана, что характерно для выступлений, но затруднений это не вызвало.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги практики, можно сказать о том, что все задания были успешно выполнены, а также по ходу выполнялись задания данные непосредственно руководителем практики от организации. Были свои сложности, связанные с большим количеством студентов практикантов в данной организации, но несмотря на это, удалось познакомится со спецификой работы психолога, изучить необходимую документацию и самим ощутить себя в этой роли. При проведении занятий были отработаны навыки взаимодействия с аудиторией, подбора и подготовки материла для выступления,умение составлять план доклада. Обработка данных и написание заключений помогла освежить знания, полученные на психодиагностике. Ведение консультаций позволило получить новый опыт, оценить все сложности и тонкости данной сферы, а также приобрести знание основных этапов психоконсультирования.

Производственная практика важна и необходима студентам, ведь она позволяет применить полученные знания на практики, понять пробелы в собственных знаниях, лучше узнать самого себя и что у тебя лучше всего получается. А также выявить сферу деятельности психолога, которая наиболее интересна. Еще один ее плюсом является то, что она «снимает розовые очки» о профессии и дает реальное представление о деятельности психолога в организации.

Недостатком практики является то, что некоторые задания в ней опережают учебный план. Именно с этим пришлось столкнутся, проводя консультации, учитывая то, что предмет на эту тему еще предстоит изучить. А также достаточно большое количество документов, и не соблюдение сроков оглашения информации и предоставления документов.


 

Приложение 1

1.В марте 2016 было проведено обследование испытуемой в возрасте 20 лет с помощью методики Матрицы Равена с целью оценки степени развития интеллекта. Анализируя общий результат, можно говорить о том, что показатель IQравен 126, процент правильных ответов составляет 95%, это в свою очередь говорит об особо высокоразвитом интеллекте испытуемого для соответствующей возрастной группы.

Рассматривая отдельные показатели, стоит отметить, что испытуемая легко дифференцирует и анализирует структуры целого, и легко находит взаимосвязи между этими частями, без ошибки находит недостающие части структуры (Шкала А = 100%) В нахождении аналогии между двумя парами фигур и анализе прогрессивных изменений в фигурах также не возникали сложности. (Шкала B и С = 100%). Чуть менее успешны были выполнена серия заданий, направленна на анализ и синтез фигур из отдельных элементов согласно принятому принципу, недостающий элементструктуры было необходимо найти с помощью алгебраических операций c остальными членами структуры (Шакала Е = 92%). Наиболее сложным для испытуемой оказалась перегруппировка фигур (Шкала D = 83%).

В целом можно сделать следующие выводы: 1) испытуемая обладает высоким уровнем интеллекта; 2)обладает хорошим уровнем внимательности и динамической наблюдательности, статистического представления, воображения и уровня визуального различия; 3) обладает достаточно развитой способностью к линейной дифференциации и суждениям на основе линейных взаимосвязей, а также к прослеживанию непрерывных изменений; 4) чуть менее развито в соответствии с другими характеристиками способность схватывать количественные и качественные изменения в составлении фигур согласно закономерности изменений.

2.В марте 2016 было проведено обследование испытуемой в возрасте 19 лет с помощью методики Матрицы Равена с целью оценки степени развития интеллекта. Оценивая общий результат, можно говорить о том, что показатель IQ равен 114, процент правильных ответов составляет 85, это в свою очередь говорит об 2 степени интеллекта, а именно о незаурядности интеллекта для данной возрастной группы.

Анализируя отдельные шкалы, можно сделать вывод о том, что испытуемая без ошибок справляется с заданиями, направленными на дифференциацию и анализ структуры целого и нахождение взаимосвязи между этими частями, на поиск недостающей части структуры. А также легко понимает принцип перегруппировки фигур. (Шкала А и D = 100%) Испытуемая без особых затруднений находит аналогии между двумя парами фигур. (Шкала B = 92%) Менее успешно были выполнены задания, в которых было необходимо проанализировать прогрессивные изменений в фигурах. (Шкала С = 75%) Наибольшее количество ошибок обнаружено в заданиях направленных на анализ и синтез фигур из отдельных элементов согласно принятому принципу, недостающий элемент структуры было необходимо найти с помощью алгебраических операций c остальными членами структуры. (Шкала Е = 58%)

В целом можно сделать следующие выводы: 1) испытуемая обладает уровнем интеллекта выше среднего; 2) обладает хорошо развитым уровнем внимательности, статистического представления, воображения и уровняем визуального различия; 3) способна быстрои верно находить количественные и качественные изменения в упорядочении фигур; 4) обладает хорошей способность к наблюдательности и прослеживании непрерывных изменений; 5) наименее развита способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие рядов.

3. В марте 2016 была обследована испытуемая в возрасте 22 лет с помощью методики Матрицы Равена с целью оценки степени развития интеллекта. Анализируя общий результат, можно говорить о том, что показатель IQ равен 122, процент правильных ответов составляет 95%, это в свою очередь говорит об особо высокоразвитом интеллекте испытуемого для соответствующей возрастной группы.

Рассматривая отдельные показатели, можно говорить о том, что испытуемая легко дифференцирует и анализирует структуры целого, и без особых затруднений находит взаимосвязи между этими частями, без ошибки находит недостающие части структуры. (Шкала А = 100%)В серии заданий на анализ прогрессивных изменений в фигурах также не выявлено ошибок. (Шкала С = 100%) Испытуемая без особых затруднений находит аналогии между двумя парами фигур. (Шкала B = 92%) Наиболее сложным для обследуемой оказался анализ и синтез фигур из отдельных элементов согласно принятому принципу и перегруппировка фигур (Шкала D и Е = 83%).

В целом можно сделать следующие выводы: 1) испытуемая обладает высоким уровнем интеллекта; 2) обладает хорошим уровнем внимательности и динамической наблюдательности, статистического представления, воображения и уровня визуального различия; 3) обладает достаточно развитой способностью к линейной дифференциации и суждениям на основе линейных взаимосвязей, а также к прослеживанию непрерывных изменений; 4) чуть менее развито в соответствии с другими характеристиками способность схватывать количественные и качественные изменения в составлении фигур согласно закономерности изменений.

4.В марте 2016 года была обследована испытуемая в возрасте 21 года с помощью методики Матрицы Равена с целью оценки степени развития интеллекта. Анализируя общий результат, можно говорить о том, что показатель IQ равен 114, процент правильных ответов равен 85%, это в свою очередь говорит об незаурядном интеллекте для данной возрастной группы.

Рассматривая отдельные показатели, стоит отметить, что испытуемая без ошибок дифференцирует и анализирует структуры целого, и легко находит взаимосвязи между этими частями, без ошибки находит недостающие части структуры (Шкала А = 100%) Также легко ей дается находить аналогии между двумя парами фигур и перегруппировка фигур. ( ШкалаВ и D = 92%) У обследуемой возникли небольшие трудности в серии заданий на анализ прогрессивных изменений в фигурах. (Шкала C = 75%) Наименее успешно она справилась с анализом и синтезом фигур из отдельных элементов согласно принятому принципу, где недостающий элемент структуры было необходимо найти с помощью алгебраических операций c остальными членами структуры. (Шкала Е = 67%)

В целом можно сделать следующие выводы: 1) испытуемая обладает уровнем интеллекта выше среднего; 2) обладает хорошо развитым уровнем внимательности, статистического представления, воображения и уровняем визуального различия; 3) обладает достаточно развитой способностью к линейной дифференциации и суждениям на основе линейных взаимосвязей, а также к прослеживанию непрерывных изменений; 4) обладает хорошей способность к наблюдательности и прослеживании непрерывных изменений; 5) наименее развита способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие рядов.

5. В марте 2016 года была обследована испытуемая в возрасте 20 лет с помощью методики Матрицы Равена с целью оценки степени развития интеллекта. Анализируя общий результат, можно говорить о том, что показатель IQ равен 118, процент правильных ответов равен 88%, это в свою очередь говорит об незаурядном интеллекте для данной возрастной группы.

Рассматривая отдельные показатели, можно говорить о том, что испытуемая без труда справляется с заданиями, где необходимо проследить закономерную последовательность фигур и чередование фигур в целостной структуре. (Шкала D = 100%) Она без особого труда дифференцирует и анализирует структуры целого, и без особых затруднений находит взаимосвязи между этими частями, без ошибки находит недостающие части структуры, анализирует прогрессивные изменения в фигурах и находит аналогии между двумя парами фигур. (Шкала А, B и С = 92%) Наименее успешно она справилась с анализом и синтезом фигур из отдельных элементов согласно принятому принципу, где недостающий элемент структуры было необходимо найти с помощью алгебраических операций c остальными членами структуры. (Шкала Е = 67%)

В целом можно сделать следующие выводы: 1) испытуемая обладает уровнем интеллекта выше среднего; 2) обладает хорошо развитым уровнем внимательности, статистического представления, воображения и уровняем визуального различия; 3) способна быстро и верно находить количественные и качественные изменения в упорядочении фигур; 4) обладает хорошей способность к наблюдательности и прослеживании непрерывных изменений; 5) наименее развита способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие рядов.

6. В марте 2016 года была обследована испытуемая в возрасте 20 лет с помощью методики Матрицы Равена с целью оценки степени развития интеллекта. Рассматривая общий результат, можно говорить о том, что показатель IQ равен 92, процент правильных ответов равен 63%, это в свою очередь говорит о среднем интеллекте для данной возрастной группы.

Анализируя отдельные шкалы, можно сделать вывод о том, что наиболее успешно были выполнены задания где было необходимо дифференцировать и анализировать структуры целого, и находит взаимосвязи между этими частями, без ошибки находит недостающие части структуры (Шкала В = 92%) и проводить аналогии между двумя парами фигур (Шкала А = 83%). Испытуемая хуже справилась с перегруппировкой фигур (Шкала D = 67%) и с анализом прогрессивных изменений в фигурах. (Шкала С = 58%). С анализом и синтезом фигур из отдельных элементов согласно принятому принципу, где недостающий элемент структуры было необходимо найти с помощью алгебраических операций c остальными членами структуры, обследуемая не справилась. (Шкала Е = 17%) Возможно сыграл свою роль фактор утомляемости, поскольку это последняя серия заданий и при этом высокого уровня сложности.

В целом можно сделать следующие выводы: 1) испытуемая обладает средним уровнем интеллекта; 2) обладает хорошей способностью к линейной дифференциации и суждениям (умозаключениям) на основе линейных взаимосвязей; 3)обладает достаточным уровнем внимательности, статистического представления, воображения и уровнем визуального различия,владеет способностью схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении фигур; 4) наименее развита способность к динамической наблюдательности и прослеживании непрерывных изменений; 5) плохо развита способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие рядов.

7. В марте 2016 была обследована испытуемая в возрасте 20 лет с помощью методики Матрицы Равена с целью оценки степени развития интеллекта. Анализируя общий результат, можно говорить о том, что показатель IQ равен 126, процент правильных ответов составляет 95%, это в свою очередь говорит об особо высокоразвитом интеллекте испытуемого для соответствующей возрастной группы.

Рассматривая отдельные показатели, стоит отметить то, что испытуемая справилась с большею частью заданий без ошибок. Она без труда дифференцирует и анализирует структуры целого, и легко находит взаимосвязи между этими частями, без ошибки находит недостающие части структуры. В нахождении аналогии между двумя парами фигур и анализе прогрессивных изменений в фигурах также не возникали сложности. Без особых затруднений определяла закономерную последовательность фигур и чередование фигур в целостной структуре (Шкала А, B, С и D = 100%) Наименее успешны были выполнены задания с анализом и синтезом фигур из отдельных элементов согласно принятому принципу, где недостающий элемент структуры было необходимо найти с помощью алгебраических операций c остальными членами структуры. (Шкала Е = 75%)

В целом можно сделать следующие выводы: 1) испытуемая обладает высоким уровнем интеллекта; 2) обладает хорошим уровнем внимательности и динамической наблюдательности, статистического представления, воображения и уровня визуального различия; 3) обладает достаточно развитой способностью к линейной дифференциации и суждениям на основе линейных взаимосвязей, а также к прослеживанию непрерывных изменений; 4) чуть менее развито в соответствии с другими характеристиками способность схватывать количественные и качественные изменения в составлении фигур согласно закономерности изменений.

8. В марте 2016 года была обследована испытуемая в возрасте 18 лет с помощью методики Матрицы Равена с целью оценки степени развития интеллекта. Анализируя общий результат, можно говорить о том, что показатель IQ равен 112, процент правильных ответов равен 83%, это в свою очередь говорит об незаурядном интеллекте для данной возрастной группы.

Рассматривая показатели по отдельным шкалам, можно говорить о том, что наиболее успешно были выполнены задания где было необходимо дифференцировать и анализировать структуры целого, и находит взаимосвязи между этими частями, без ошибки находит недостающие части структуры, проводить аналогии между двумя парами фигур и связанные с перегруппировкой фигур (Шкала А, В и D = 92%). Чуть менее успешно испытуемая справилась с анализом прогрессивных изменений в фигурах. (Шкала С = 75%). И наибольшее затруднение у испытуемой вызвало задания с анализом и синтезом фигур из отдельных элементов согласно принятому принципу, где недостающий элемент структуры было необходимо найти с помощью алгебраических операций c остальными членами структуры. (Шкала Е = 67%)

Обобщая данные можно сделать следующие выводы: 1) испытуемая обладает уровнем интеллекта выше среднего; 2) обладает хорошо развитым уровнем внимательности, статистического представления, воображения и уровняем визуального различия; 3) способна быстро и верно находить количественные и качественные изменения в упорядочении фигур; 4) обладает хорошей способность к наблюдательности и прослеживании непрерывных изменений; 5) наименее развита способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие рядов.

9. В апрель 2016 года с помощью методики многофакторного исследования личности Кэттелла была обследована студентка второго курса в возрасте 19 лет. По результатам можно сделать следующее выводы: 1) высокий показатель по фактору В говорит о сообразительности, о наличии высоких общих умственных способностей, а так же о проницательности; 2) Рассматривая коммуникативные свойства, можно сказать следующее: высокие показатели по факторам Е и L и Q2 говорят о властности, напористости, агрессивности и выраженном упрямстве. Так же о том, что испытуемая легко вступает в конфликты, проявляет враждебность и грубость. Девушке свойственна подозрительность, ревнивость, эгоцентризм. Она не зависима от группы, самостоятельна, находчива, самостоятельно принимает решения; 3) несмотря на выраженную агрессивность по отношению к некоторым людям, испытуемая жизнерадостная, веселая, импульсивная, подвижная и энергичная. Ей не чужды откровенные разговоры, для нее значимы социальные контакты. Об этом свидетельствует высокий показатель по фактору F.

В целом можно говорит о наличии явных лидерский качеств, энтузиазме. Испытуемая склонна окружать себя небольшим кругом людей, где будет чувствовать себя в центре внимания. Она не доверяет авторитетам, не нуждается в поддержке группы. Девушка эмоциональная, искренняя. 

10.В апреле 2016 года помощью опросника Шмишека для выявления акцентуаций личности была обследована студентка второго курса в возрасте 19 лет.

Рассматривая каждую шкалу отдельно, можно сказать следующее:

1) Девушка достаточно общительная, избегает выставлять себя, но и не прячется от людей, если нужно выступить перед большой аудиторией. (Демонстративность = 14)

2) Обиды помнит недолго, оскорбления быстро забывает, адекватно воспринимает критику. (Застревание=16)

3) Весьма аккуратна: старается поддерживать порядок по мере надобности; не любит, но согласна выполнять работу, требующую тщательности. (Педантичность=10)

4) Старается держаться хладнокровно, но иногда выходит из себя; способен адекватно контролировать сильные желания. (Возбудимость=9)

5) Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весела, разговорчива. Очень энергична, самостоятельна, стремится к лидерству, рискам и авантюрам, не реагирует на замечания. (Гипертимность=21)

6) В меру разговорчива, разумный пессимист, настроение ровное. (Дистимность= 9)

7) Чувство страха адекватно ситуации. (Тревожность=15)

8) Средняя эмоциональная восприимчивость, устойчивое ровное настроение. (Экзальтированность=18)

9) Плачет редко, не выражает особых чувств к людям, проявляет сострадание только в случае необходимости. (Эмотивность =9)

10) Отрицает в себе (или блокирует) проявления колебания настроения, изменения активности, описывает свое поведение как устойчивое, стабильное, независимое от внешних обстоятельств. (Циклотимность =6)

В целом высокая гипертимность при низкой циклотимности указывает на внутреннюю убежденность в том, что выбранный путь достижения цели правилен; при этом сочетании в поведении человека может проявляться настойчивость, целеустремленность, но одновременно снижается его способность выйти за рамки ситуации, увидеть и оперативно отреагировать на ее изменения.


 

Приложение 2

Тренинг «Конфликты. Стратегии выхода из конфликта.»

Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. Помочь участникам тренинга непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;

2. Познакомить участников со стратегиями выхода из конфликта и попробовать их на практике.

План.

1. Знакомство.

Знакомство методом «Снежного кома» с высказыванием о своем настроении.

2. Ожидания участников от тренинга и обсуждение основных правил.

-Определение ожиданий от тренинга, выработка правил

- Рисуем на листе/доске «Дерево ожиданий», участники пишут на стикерах свои ожидания, которые развешивают на дереве

3. Разминка - Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 10 минут. Далее идет обсуждение.

Материал для тренера:

Н.В.Клюева предлагает характеристику конфликта:

Конструктивные стороны конфликта:

1. Конфликт вскрывает «слабое звено» (диагностическая функция конфликта).

2. Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

3. Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

4. Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

5. Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.

6. Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:

1. Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

2. Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

3. Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

4. Представление о победителях или побежденных как о врагах.

5. Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

3. Упражнение «Конфликт в транспорте»

Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.

В комнате ставят стулья: два – рядом (имитируя парные сиденья в автобусе), один – впереди. Участников игры трое (два плюс один). Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.

Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы:

1. Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место?

2. Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место?

3. Какие чувства испытывали играющие?

4. Чей способ решения проблемы самый успешный?

5. Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?

4. Теоретическая часть. Основные понятия конфликта.

Разъяснение понятия конфликта, его типов и основных стратегий выхода с разъяснением плюсов, и минусов той или иной стратегии. Раздача таблиц с материалом.

 

5. Ролевая игра: «Позиция»;

Участники делятся на 2 группы, одна из них будет конфликтующими, где каждый берет на себя определённую роль (начальник который задерживает зарплату, подруга которая ждет на морозе другую уже больше часа, покупатель которому продали брак и т.д.)
Участники образуют внутренний и внешний круг, делясь таким образом на пары. У них есть 2 минуты чтобы разрешить ситуацию, или же нет. Далее происходит смена. Когда полный круг пройдет, происходит снятие напряжения. Неконфликтная группа закрывает глаза, остальные переместившись, телесно успокаивают их (объятие, держание за руку, поглаживания по спине), снова происходит перемещение. Группа открывает глаза, и все садятся в общий круг, начинается обсуждение. (Какие были ощущения?Удалось ли разрешить конфликт? Что помогло? Если нет, почему? С каким конфликтогеном было сложней всего? Какую стратегию выхода из конфликтов вы применяли? Какая бы была в данном случае наиболее эффективна?)

6. Подвижная игра «Салат»

7. Упражнение «Ситуации»

Каждому участнику дается ситуация, которую он должен разрешить конфликт, используя определённую стратегию.

7. Обсуждение и обратная связь – каждый участник для себя определяет стратегию, которая наиболее подходит ему, где он бы ее мог применить в жизни.

 

Занятие на тему «Эффективная коммуникация»

Цель: Познакомить участников с основными пунктами эффективного общения.

План

1. Знакомство. Представление себя, краткий рассказ о предстоящей работе.

2.Показ небольшого видео

3. Основная часть:

Разделение участников на группы, задача которых написать необходимые составляющие успешного общения. На роботу отводится 10 минут. Каждой команде присваивается кроссворд, в который по ходу обсуждения списков вносится ключевые слова и обсуждаются компоненты эффективной коммуникации. Оставшиеся ключевые слова группы называют после небольшой теоретической вставки, которая только описывает компонент. Выигрывает та группа, которая первая заполнит весь кроссворд.

                  8         7                    
                  д         я                    
        11 л и ч н о е       с                    
                  в   4     н       9            
              2   е   о     о       у            
        3 к о н к р е т н о с т ь   в            
              е   и   з     т       е            
              п   е   е     ь   12   р            
    5         р       р         о   е       10    
    э         е     6 к о м п е т е н т н о с т ь
    м         д       а         к   н       л    
    п         в       л         р   о       у    
    а         з       и         ы   с       ш    
    т         я       в         т   т       а    
1 г и б к о с т ь     а         о   ь       т    
    я         о       н         с           ь    
              с       и         т                
              т       е         ь                
              ь                                  

 

4.Игра Новая Золушка

Цель: Способность справиться с ситуацией нагнетания напряжения, коммуникабельность, умение расположить к себе, корректное сворачивание контакта, а также выявляются факторы, которые обеспечивают его «схлопывание».

Ход игры

Ведущий: Все мы прекрасно знаем сказку про Золушку. Но послушайте новую историю, которая более подробно рассказывает о событиях, происходящих на сказочном балу. Золушка, получив инструкции от своей крестной феи, прекрасно знала, что должна вернуться в 24 часа. Иначе ее прекрасное платье превратится в лохмотья, карета в тыкву, лошади — в мышей, а кучер — в крысу. Беседуя с принцем, она поглядывала на часы и видела, что до 24 осталось 10 минут. Золушка вежливо попросила принца принести ей мороженое, а сама быстро направилась к выходу, понимая, что времени еще предостаточно…

Но по дороге к выходу ее ожидали непредвиденные обстоятельства. На ее пути возникли:

1. Король

2. Придворный балетмейстер

3. Мачеха

4. Сводная сестра

5. Представитель местной прессы, который освещает придворную жизнь.

При этом задача Золушки — успеть за 10 минут пройти через этих людей, успев к назначенному времени выскочить из дворца.

Ведущий раздает участникам игры карточки с инструкциями для персонажей.

Карточка с инструкцией для Золушки׃

«Золушка — интеллигентная особа, которая не может себе позволить невежливо общаться с окружающими.Она понимает, что возможно ей еще придется вернуться во дворец…»

Карточка с инструкцией для Короля׃

«Король - преклонного возраста ловелас, который увидел на балу прекрасную незнакомку. Он понимает, что такая красивая, интересная, молодая дама украсит королевскую свиту. Ему не терпится познакомиться с ней поближе…»

Карточка с инструкцией для Придворного балетмейстера׃

«Придворный балетмейстер — веселый балагур, массовик-затейник, который хочет с помощью Золушки расшевелить скучную жизнь во дворце…»

Карточка с инструкцией для Мачехи׃

«Мачеха — хитрая интриганка, которая увидела «на горизонте» опасную конкурентку для своей дочки…»

Карточка с инструкцией для Сводной сестры׃

«Сводная сестра — известная модница. Она умирает от зависти, увидев прекрасный наряд Золушки.Ей не терпится разузнать, где все это можно достать…»

Карточка с инструкцией для Представителя местной прессы׃

«Представитель прессы периодически появляется во дворце, на балах для освещения светской жизни. Он понимает, что Золушка может произвести фурор…»

По завершении игры организуется обсуждение поведения Золушки, анализируются стратегии ее поведения в сложных ситуациях и те способы, благодаря которым разрешались (или не разрешались) конфликты в общении.

5. Получение обратной связи, подведение итогов занятия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 153.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...