Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внутреннее устройство Российской Федерации




В период ослабления государственности на рубеже 1980—1990-х гг. началось фактически стихийное преобразование государственно-территориального устройства СССР, а после его распада — России, т.е. той части, которая входила в состав СССР под названием РСФСР. Бывшие автономии, никогда ранее не обладавшие признаками государственности, стали переводить себя на более высокий уровень административно-территориального устройства. Так, бывшая Татарская АССР объявила себя Союзной республикой Татарстан (в составе СССР), Чечено-Ингушская АССР первоначально распалась на две республики — Чеченскую и Ингушскую (в составе РСФСР, затем РФ), а вскоре одна из них (Чечня — Ичкерия) объявила о своем полном суверенитете.

В постперестроечный период все автономные образования стали преобразовывать себя в суверенные государства с президентами, парламентом и прочей атрибутикой, и символикой. При этом процесс преобразований шел так быстро, что отдельные территории за короткое время шагнули на несколько ступеней вверх по административно-территориальной “лестнице”. Так, бывшая Горно-Алтайская автономная область, где численность населения в 1,5-2 раза меньше, чем, например, в любом из 13 административных районов Санкт-Петербурга, сперва стала Горно-Алтайской АССР, потом — Горно-Алтайской ССР, затем — Республикой Горный Алтай и, наконец, Республикой Алтай, одним из субъектов Федерации.

Поправкой к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 г. Россия отказалась от термина “АССР” и заменила его другим — “республика в составе РСФСР”. Позднее такой же статус приобрели и бывшие автономные области (кроме одной — Еврейской АО), входившие до того в состав краев, а теперь “надевшие” на свои “узкие плечи” суверенный “мундир”. Таким образом, если Российская империя, на базе которой образовался Советский Союз, была единым централизованным государством, сформировавшимся в процессе активной экономической, военной и политической деятельности России на протяжении длительного исторического периода, то теперь усилиями недальновидных “реформаторов” вслед за СССР рушится оставшаяся часть бывшей великой страны.

Казалось бы, субъекты Федерации должны обладать равными правами (в этом суть федеративного устройства), однако на самом деле в РФ далеко не так. Политическое неравноправие субъектов Федерации закреплено в конституциях суверенных республик, а также в договорах о разграничении ведения между центром и регионами. В соответствии с ними в отдельных республиках (например, в Татарстане, не говоря уже о Чечне) созданы такие властные структуры, которые, по существу, не имеют отношения к органам власти России. Так, вопреки Конституции РФ в их исключительном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природ­ными ресурсами.

Современное территориальное деление России.

Административно-территориальное деление Российской Федерации — важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений. Существующее административно–территориальное устройство России обусловлено обширностью территории нашей страны, разнообразием экономических, географических, демографических, природных и национальных условий каждого субъекта федерации.

Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В. Путина № 849 от 13 мая 2000 года «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». В момент их учреждения в 2000 году было создано 7 федеральных округов.

Указом президента Д. А. Медведева от 19 января 2010 года из состава Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ и увеличено количество федеральных округов до восьми.

Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 21 марта 2014 года создан Крымский федеральный округ и включен в состав Российской Федерации. Он стал девятым федеральным округом России.

Федеральный округ России не является субъектом федерации или какой-либо конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе не обладает никакими конституционными полномочиями — он является представителем Президента и сотрудником администрации Президента.

Современное федеративное устройство Российской Федерации закреплено в Конституции Российской Федерации. Субъектами федерации являются:

-республики

-края

-области

-города федерального значения

-автономная область

-автономные округа.

Каждый из типов субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России.

В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

 

 

Источники:

http://textarchive.ru/c-1286729.html

http://megabook.ru/article/Административно-территориальное+деление+России

https://studfiles.net/preview/1003451/page:21/










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 130.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...