Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внутреннее устройство Российской империи.




ДОКЛАД

по дисциплине Региональные рынки

 

 

ТЕМА

Административно-территориальное деление от Руси до современной России

 

Выполнил студент группы 13-УО

Петри Лиана Леонидовна

Направление 38.03.02 Менеджмент

Профиль: Управление организацией

 Форма обучения: очная

Проверил:

канд.социол.наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ИМИСК; Т.И. Гольман

 

 

Новосибирск 2018

Содержание

Вступление………………………………...............................3

Дробление и консолидация Руси………………...................4

Внутреннее устройство Российской империи……………...5

Внутреннее устройство СССР и РСФСР……………………6

Внутреннее устройство Российской Федерации…………...8

Современное территориальное деление России.....................9

Источники……………………………………………………..11

 

 

                                                        

 

 

При смене общественной формации Российского государства изменялось и его административно-территориальное деление, причем преемственности в решении данного вопроса не было. Напротив, старое полностью отвергалось, а каждый очередной реформатор стремился реализовать свое видение внутреннего устройства страны и в соответствии с ним организовывал управление подведомственными территориями (регионами). И тем не менее при каждой очередной реформе “старое” все-таки проникало в “новое”, на протяжении длительного времени проявлялось в системах расселения, оказывало определенное воздействие на многие стороны жизни общества.

Основные единицы административно-территориального деления страны отвечают мезоэкономическому уровню территориальной организации общества. Например, в царской России основными единицами административно-территориального устройства (мезорегионов) были генерал-губернаторства, губернии, области и самостоятельные округа.

В низовых административно-территориальных единицах (микрорегионах) концентрируются контакты индивидуумов друг с другом, а также с предметами и орудиями труда в рамках суточного цикла жизнедеятельности. В царской России уезды, отделы, городские районы, а в сельской местности — волости; в РСФСР — областные и городские административные районы, сельсоветы. В современной РФ к микрорегионам относятся муниципальные образования (территории), где организуется местное самоуправление: части городов, городские и сельские поселения, совокупность сельских поселений и другие территории. Границы их определяются и изменяются с учетом мнения населения и в соответствии с законодательными актами субъектов РФ.

 Дробление и консолидация Руси

В IX в. важнейшим политическим и экономическим центром формирования государственности Древней Руси была Ладога (с XVIII в. известна как Старая Ладога). Возникновение этого древнейшего русского поселения на Северо-Западе России относится к 750-м гг. Лишь в конце Х в. Ладога теряет свое значение, уступая его Новгороду.

В XI в. возвысилась Киевская Русь. Ее великие князья стремились к сближению с западноевропейскими этносами. Великий князь Владимир окрестил народы Руси. Ярослав Мудрый, раздав землю сыновьям, раздробил страну на уделы: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и т.д. Некоторым особняком стояли Новгородская феодальная республика и г. Псков. Каждое из княжеств, по существу. являлось самостоятельной самоуправляющейся территорией со специфическим укладом государственного управления.

В дроблении Древней Руси на уделы проявлялось желание правителей сделать государственно-территориальное устройство похожим на западноевропейское. Однако подобная западноевропейской феодальная система на Руси формировалась в то время, когда западные правители уже пытались интегрировать экономику как внутри своих стран, так и на межгосударственном уровне. Такая разнонаправленность в решении вопросов национально-государственного образования обусловлена несовпадением этногенетических фаз: этносы Древней Руси только формировались, а этносы Западной Европы находились уже в фазе пассионарного перегрева, т.е. в обстановке конфликтов, борьбы, войн. Эти “возрастные” (в смысле этногенеза) различия этносов, естественно, не могли не сказаться на их взаимоотношениях.

Сближение Руси с западноевропейскими странами сдерживалось не только временным смещением фаз этногенеза и различиями в характере и уровнях экономического развития, но и спецификой геополитического положения, а именно: русские князья для защиты своих земель от угрозы нападений с запада были вынуждены входить в альянс с монголо-татарами со стороны Великой степи. Это “буферное” положение страны сохранялось в течение двух столетий. Оно стало одной из главных причин расхождения исторических путей. Западной и Восточной Европы, формирования для каждой из них качественно разных условий и предпосылок последующего развития.

Период монголо-татарского господства косвенно предопределил образование централизованного Российского государства, вхождение земель (княжеств) в Московское княжество как отдельных административно-территориальных единиц. В рамках этого объединения появилось государство, в котором сперва завершилось формирование русского этноса, а затем, по мере расширения границ и усиления интеграционных тенденций, — и формирования российского суперэтноса.

Внутреннее устройство Российской империи.

Жесткая централизованная модель внутреннего устройства всегда была характерна для России. Она не ослабла и после осуществления Петром I (начиная с 1708 г.) ряда реформ по административно-территориальному делению страны. Сначала страна была разделена на восемь, затем на десять губерний. Каждая губерния разделялась на провинции, а те в свою очередь — на уезды. К каждой губернии были приписаны полки, содержание и комплектование которых было делом созданных для этого территориальных единиц. Кроме функций военного значения административно-территориальное деление при Петре I служило целям упорядочения организации местного управления, упрощало сбор податей и налогов, рассматривалось как инструмент реализации крупномасштабных внутриполитических и хозяйственных задач государства.

Петровские губернии просуществовали почти 70 лет — до 1775 г. После Крестьянской войны 1773-1775 гг. по указу Екатерины II были образованы 40 более мелких по численности населения губерний — от 300 до 400 тыс. душ мужского пола. Каждая губерния делилась на уезды — от 20 до 30 тыс. душ мужского пола. Главная цель реформы Екатерины II — “заведение лучшего порядкам, т.е. усиление административного аппарата на местах.

В последующий период истории Российской империи количество губерний возрастало (в основном за счет приращения территории). Одновременно вносились некоторые изменения в структуру административно-территориального деления. Наиболее значительное изменение произошло в 1861 г. — появились волости как части уездов. Волость стала низовой административной единицей сословного крестьянского управления. По окраинам империи были созданы 14 областей особого военно-полицейского надзора. Крупные административные единицы — генерал-губернаторства — объединяли несколько губерний и областей. К 1913 г. количество губерний возросло до 68 (без Польши и Финляндии). Если из состава бывшей Российской империи вычленить территорию современной Российской Федерации, то в ее пределах насчитывалось 36 губерний, 376 уездов, 10 606 волостей.

В целом система административно-территориального деления Российской империи представляла собой весьма сложную иерархическую конструкцию. В ней пытались максимально возможно отразить специфические черты страны, включая национальные особенности. Так, если при установлении губернских границ ареалы расселения народов не принимались во внимание, то на уровне уездов этот фактор становился практически главным. Особенно пестрой была картина административно-территориального деления в пределах Кавказа, где имели место такие специфические единицы административно-территориального устройства, как наместничество, отделы и округа, а также в Средней Азии (ханство, эмират). После Февральской революции 1917 г. Временное правительстве приступило к работе по изменению административно-территориального устройства страны, назвав этот вопрос первоочередным, требующим безотлагательного решения.Петросовет внес предложение образовать в составе России 13 крупных областей. В основу выделения областей были положены следующие принципы: экономическая специфика территории, национальный состав населения, разграничения функций органов власти Советов. Однако работа, начатая Временным правительством в этом направлении, в силу известных событий осталась не завершенной.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 115.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...