Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Измерение отрезков. Измерение углов




Социально-образовательная практика по геометрии (из опыта организации и проведения мониторинга предметных результатов обучения)

Social-Educational Practice in Geometry (the organising and conducting experience of subject learning results monitoring)

 

Бушуев Глеб Сергеевич

Учитель математики, МАОУ «СОШ «Мастерград» г. Перми, matik77@ya.ru, Пермь, Россия.

Никитюк Ольга Сергеевна

Учитель математики, МАОУ «СОШ «Мастерград» г. Перми, nikitiuk_os@rambler.ru, Пермь, Россия.

Руденко Наталия Сергеевна

Учитель математики, МАОУ «СОШ «Мастерград» г. Перми, nataliarudenko@yandex.ru, Пермь, Россия.

The Teachers of Mathematics, Perm Secondary Comprehensive School «Mastergrad»

Mr.Gleb S.Bushuev

Mrs. Olga S. Nikityuk

Mrs. Natalia S.Rudenko

 

Аннотация. В статье представлен опыт проведения контрольного мероприятия по геометрии для учащихся 7 классов. Предложен нестандартный формат. В событии принимали участие не только семиклассники и учителя, но и старшеклассники, которые получили опыт социальной деятельности по оцениванию. Представлены вопросы по геометрии для зачета в 7 классе за первое полугодие, рассматривается процесс проведения мероприятия, сформулированы критерии оценивания результатов обучения.

 

Summary: The article introduces the conducting experience of the 7 year students’ Exit Credit. The nonstandard format of taking the credit was offered. The participants of the event were the 7th formers, the teachers of mathematics and also the senior students who could gain social activity experience of the subject results assessment. The article represents the tasks for the 7 year First Semester Exit Credit, the procedure of taking the Credit is regarded, the assessment of educational results criteria are submitted.

 

Ключевые слова: геометрия, зачет, социальная практика, 7 класс, формат проведения.

Keywords: Geometry, Credit, Social practice, 7year students, the format of conducting.

 

Проведение оценки уровня сформированности результатов обучения не теряет своей актуальности. Так, профессиональный стандарт педагога [1] требует от современного учителя развитых умений осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе. Для учителя математики данный вид работы важен и в связи с обязательной государственной итоговой аттестацией учащихся.

Как известно, при изучении курса геометрии учащиеся системно решают задачи. Особенностями этого вида работы является необходимость использовать теоретические сведения. Практика показывает, что на начальном этапе обучения геометрии в 7 классе следует уделять особое внимание формированию и отработке следующих умений: правильно строить чертеж, считывать данные с чертежа для решения задачи, использовать математический язык для написания требуемых рассуждений, использовать знания основных теорем, свойств и признаков рассматриваемых в задании объектов, выстраивать логические связи. Становление перечисленных умений невозможно без прочной системы теоретических знаний (теорем, признаков, свойств).

В МАОУ «СОШ «Мастерград» г. Перми выстраивается целостный мониторинг предметных результатов по геометрии, начиная с 7 класса. Рассмотрим в качестве примера организацию и проведение контрольного мероприятия для семиклассников в первом полугодии. Содержание имело привычную форму зачета по вопросам. Образовательная цель контрольного мероприятия состояла в оценке качества теоретических знаний учащихся. В связи с этим было принято решение отказаться от включения практических задач в зачет, в пользу того, чтобы учащиеся ответили на все предлагаемые вопросы. Однако к процессу формирования перечня вопросов и проведения педагоги подошли нестандартно.

В школе организовано поточно-групповое обучение по математике, основанное на уровне сложности предмета. Учащиеся совместно с родителями после консультации с учителями в начале учебного года выбирали группу, в которой будут изучать алгебру и геометрию. В связи с этим появилась возможность организовать подготовку к данному зачету в классах повышенного уровня и базового уровня по-разному. Так, учащимся «сильной» группы, более мотивированным на изучение математики, было предложено сформировать перечень вопросов самостоятельно. Школьники «средней» группы получили возможность подготовить ответы на данные вопросы в виде конспекта. Учащимся группы базового уровня (менее мотивированным и не мотивированным) педагоги сами подготовили ответы в электронном варианте, их подготовка к зачету заключалась только в том, чтобы разобрать ответы на вопросы и их выучить. Отметим, что при ответе на вопросы зачета  обязательно требовалось построение чертежей.

Для проведения зачета были привлечены старшеклассники, для которых данное мероприятие явилось социальной практикой по оцениванию. Всего было привлечено 6 человек. Их участие заключалось в следующей работе: каждый старшеклассник принимал только один из десяти вопросов, остальные 4 вопроса принимали учителя.

Процесс принятия зачета был организован в формате «вертушки». В кабинете присутствовали 4 учителя и 6 старшеклассников. Соответственно на каждый вопрос семиклассник отвечал по очереди, обходя всех взрослых. До проведения зачета учащихся распределили по группам в 10 человек. Каждая группа приходила на зачет в заранее назначенное время. После подготовки в течение некоторого времени, необходимого учащимся для построения требуемых чертежей для ответа на вопросы, ребята подходили к учителю или старшекласснику и отвечали устно на соответствующий вопрос. Оценка за каждый вопрос ставилась в маршрутный лист учащегося и в сводную ведомость класса. После этого, учащемуся было необходимо перейти к следующему учителю или старшекласснику, чтобы ответить на очередной вопрос. Ниже приведен фрагмент таблицы маршрутного листа.

     

Отрезки и углы

 

Треугольники

 

Признаки равенства треугольников

 
ФИ класс 1 2 3 4 итог 5 6 7 итог 8 9 10 итог
                               

 

Заметим, что время было строго регламентировано во избежание задержек с принятием зачета.

Зачет для «средней» и «базовой» групп представлял собой перечень из 10 вопросов, каждый из которых оценивается по пятибалльной системе оценивания. При ответе на каждый вопрос требовалось:

1) сформулировать требуемые в вопросе определения, свойства, признаки и теоремы;

2) выполнить чертеж (при помощи чертежных инструментов);

3) уметь пользоваться символикой;

4) отвечать на дополнительные вопросы по данной теме.

Ниже приведены критерии оценивания ответа на вопрос:

 

Оценка Критерии оценивания
«5» - правильно сформулировал требуемые в вопросе теоретические сведения (определения, свойства, признаки и теоремы); - правильно выполнил чертеж; указал требуемые обозначения; - владеет требуемой в вопросе символикой; - правильно ответил на дополнительные вопросы по данной теме.
«4» - правильно сформулировал требуемые в вопросе определения, свойства, признаки и теоремы; - правильно выполнил чертеж; указал требуемые обозначения; - владеет требуемой в вопросе символикой; - при ответе на заданный вопрос содержались неточности.
«3» - правильно сформулировал требуемые в вопросе определения, свойства, признаки и теоремы; - правильно выполнил чертеж; указал требуемые обозначения; - владеет требуемой в вопросе символикой; - при ответе требовались наводящие вопросы учителя, ответы содержали неточности.
«2» - ответы не соответствуют ни одному из вышеперечисленных критериев.

 

Итоговое количество оценок за зачет – 3. Каждая оценка соответствует определенному разделу:

1) Отрезки и углы (1-4);

2) Треугольники (5-7);

3) Признаки равенства треугольников (8-10).

Оценка за раздел ставится как средняя арифметическая оценок, полученных за конкретные вопросы, входящие в данный раздел.

Ниже приведен перечень вопросов «средней» и «базовой» групп.

Точки. Прямые. Отрезки

Определение отрезка. Середина отрезка. Взаимное расположение точки и прямой на плоскости. Взаимное расположение двух прямых на плоскости. Количество прямых, проведенных через одну точку, через две точки.

Луч и угол

Определение понятия «Луч». Определения понятия «Угол». Виды углов (острый, тупой, развернутый, прямой), их определения. Определение биссектрисы угла.

Измерение отрезков. Измерение углов

Единицы измерения отрезков. Чем измеряют углы. Единицы измерения углов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...