Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критерии оценки и самооценки выполнения задания.




Принципы обучения детей дошкольного возраста. Технологии развивающего и проблемного обучения в ДОУ.

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы обучения детей в педагогическом процессе детского сада.

2. Характеристика принципов, определяющих особенности организации процесса обучения детей дошкольного возраста.

3. Характеристика принципов, определяющих особенности содержания обучения детей дошкольного возраста.

4. Развивающий характер обучения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Теория поэтапногоформирования умственных действий у детей.

5. В чем сущность концепции развивающего обучения?

Задания:

1. Пользуясь педагогическими словарями, выпишите определения «Индивидуализация» и «дифференциация» обучения. Раскройте возможности их осуществления в процессе обучения дошкольников. Приведите примеры.

2. Разработайте и представьте проект развивающей среды одной из групп детского сада, направленный на развитие самостоятельной деятельности детей по теме «Скоро в школу».

3. Разработайте и представьте проект развивающей среды одной из групп детского сада по развитию исследовательской деятельности детей «Маленький исследователь».

4. Представьте развернутый конспект одной из форм организованной образовательной деятельности детей, реализуемой в рамках тематического дня в детском саду по одной из тем (по выбору): «День космических путешествий», «День Земли», «Большие и маленькие».   

 

Практическое занятие 3.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте содержание понятия «метод обучения».

2. По каким основаниям классифицируют методы обучения? Какие классификации методов могут быть использованы в дошкольной педагогике?

3. Как выбрать методы обучения?

Контрольное задание.

 (Выполняется рабочей подгруппой студентов).

 Используя одну из классификаций методов обучения, составьте аннотированную библиографию, которая поможет проиллюстрировать применение методов обучения в педагогическом процессе детского сада.

Классификации методов:

o По типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин): информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический метод, исследовательский метод.

o По целостному подходу к процессу обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за учебно-познавательной деятельностью ( Ю.К.Бабанский).

o По источнику знаний (по характеру используемых средств обучения): наглядные, словесные, практические (Е.Я.Голант, Н.М.Верзилин).

Последовательность выполнения задания:

1. ознакомьтесь с одной из классификаций методов обучения,

2.  найдите в литературных источниках примеры использования данной классификации методов в обучении детей дошкольного возраста,

3. докажите целесообразность применения методов с точки зрениярешаемых задач обучения,

4. оформите библиографическую карточку.

Схема составления библиографической карточки.

Фамилия, имя, отчество автора (желательно, полностью).

 Название статьи или книги.

Название книги или журнала (если указывается статья).

 Выходные данные: место издания, название издательства, год, номер журнала (если аннотируется журнальная статья).

Аннотация:

o наименование классификации методов

o  название метода

o краткое описание метода (по учебникам педагогики)

o описание использования метода в аннотируемом источнике

o вывод о целесообразности применения метода в зависимости от задач

обучения.

        Каждый библиографический источник оформляется на отдельной карточке.

Критерии оценки и самооценки выполнения задания.

o Содержательность аннотации, соответствие методов выбранной классификации.

o Использование при составлении аннотации рекомендуемой литературы,| источников периодической печати, а так же источников, найденных самостоятельно.

o Объем аннотированной библиографии - не менее 20 источниковна подгруппу.

o Культура оформления аннотированной библиографии.

o Культура презентации аннотированной библиографии на занятии.

o Активность и инициативность всех участников рабочей подгруппы в процессе составления библиографии.

 

Практическое занятие 4.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопросы для обсуждения.

1. В чем особенности занятия (организованной образовательной деятельности) как формы обучения детей дошкольного возраста?

2. Как связано обучение на занятиях с разными видами детской деятельности?

3. Вариативность и многообразие форм организации занятий (НОД).

4. Образовательная ситуация как форма обучения детей в повседневной деятельности.

5. Как организуются образовательные ситуации в повседневной деятельности детей?

6. Возможности использования аудиовизуальных средств в обучении дошкольников. Гигиенические и педагогические требования к их применению в детском саду.

 

Задание1.

Выполняется рабочей подгруппой студентов.

Разработайте сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста по одной из следующих тем: «Смешныеистории из жизни детского сада», «Подробности праздника елки в детском саду», «Любимые места отдыха горожан», «Наши любимые животные».

       Примерная структура образовательной ситуации.

o Образовательные цели (как ожидаемые результаты обучения).

o Материал, необходимый для организации ситуации.

o  Ход образовательной ситуации: мотивация участия детей, постановка задачи деятельности, организация деятельности детей по ходу ситуации.

o  Подведение итога образовательной ситуации.

       Подготовьтесь к презентации образовательной ситуации на практическом занятии.

Критерии оценки и самооценки выполнения задания.

o Адекватность представленного материала содержанию задания.

o Содержательность и аргументированность выполнения задания.

o  Взаимосвязь теоретических и практических положений.

o  Возможность практической реализации материала.

o  Оригинальность, творчество, презентабельность устного и письменного оформления.

o Взаимодействие участников рабочей группы в процессе подготовки и представления задания.

o Время представления ситуации - до 10 мин.

Контрольное задание.

       Проанализируйте один из конспектов занятий с детьми (из рекомендованной литературы или других источников).

Вопросы для анализа конспекта занятия:

o Имеют ли задачи обучения развивающий характер? Каковы ожидаемые результаты их решения?

o Сколько частей в конспекте занятия, каковы их цели?

o Какие методы и приемы используются для реализации программного содержания?

o Соответствуют ли методы и приемы программному содержанию и возрастным возможностям детей?

o Обеспечивают ли методы и приёмы освоение ребёнком позиции субъекта деятельности на занятии, самостоятельность и творчество дошкольников?

o Какие умения учебной деятельности развиваются у детей?

o  Каковы возможности индивидуализации обучения на занятии?

o Как связано обучение на занятии с повседневной детской длительностью?

Критерии оценки и самооценки выполнения задания.

o Аргументированность выступления (доказательность суждений с точки зрения изученной литературы).

o Активность и инициативность в ходе проблемного обсуждения.

o Участие в обсуждении всех вопросов.

o Культура ведения диалога.

 

Литература к практическим занятиям:

1. Учебные пособия по педагогике (общей).

2. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: уч.-метод.пособие (в схемах и таблицах) / Н.А.Виноградова. – М.: МГПИ, 2004. -170 с.

3. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева; под общ.ред. Н.В.Микляевой. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 510 с.

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. 464 с.

5. Дошкольная педагогика// Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М Просвещение, 1988, часть 2. «Дидактика».

6. Козлова С.А.Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с.

7. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.

8. Бабаева, Т.И., Солнцева, О.В. и др. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие/ Под ред. О.В.Солнцевой. – СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

 

 Дополнительная  литература.

1. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает/ Р.С.Буре. – СПб., 2002.

2. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Под ред. Т.И. Бабаевой - СПб.: Детство-Пресс, 2000.

3. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. - М.: Мозаика- Синтез, 2000.

4.  Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. - СПб.:Детство-Пресс, 2007.

5.  Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир: педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

7. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

8. Методические советы к программе «Детство» / Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А..Михайловой. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.

9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л.П. Прохоровой. - М.: АРКТИ,2003.

10. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999.

11.  Педагогика детства: Петербургская научная школа. - СПб., 2005.

12.  Развитие и воспитание дошкольника: Межвузовский сб. науч. тр./ Под ред. В. И. Логиновой. - СПб.: Образование, 1993.

13.  Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1996.

14.  Умственное воспитание детей в детском саду./Под ред. В.И. Логиновой. - Л, 1981.

15.  Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А. Сохина. - М., 1984.

16.  Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.

Статьи из журналов«Дошкольное воспитание»; «Дошкольная педагогика»; «Обруч».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...