Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Встреча со своим детским «Я»




Когда известен момент психотравмы, которая произошла в детстве, можно попробовать применить данный способ снятия травмирующего воспоминания.

Проведите индукцию и углубление транса, погрузите, как обычно, пациента в приятные воспоминания, позвольте ему искупаться в приятных эмоциях. После этого приступайте к приведенным ниже внушениям.

«Вы можете продолжать представлять себе, что перелистываете страницы семейного фотоальбома. И вот вы уже рассматриваете свои детские фотографии… И рассматривая свои детские фотографии, вы можете все глубже погружаться в воспоминания, воспоминания из детства, представляя, что вы видите себя, маленькую девочку, занимающуюся какой-то любимой игрой… И вы можете наблюдать за жизнью этой девочки, наблюдать за тем, как она ходит, смеется, играет, а вечером ложится спать… И вы можете видеть себя в детском возрасте, наблюдая за своей детской жизнью со стороны, с высоты своего взрослого положения, своего жизненного опыта… И возможно, в какой-то момент, наблюдая со стороны за своей детской жизнью, вы дойдете до того случая, который, как вы мне рассказывали, оказал на вас очень сильное впечатление… И как только вы увидите себя в этой ситуации со стороны, вы подадите мне знак: ваш, указательный палец на правой руке самопроизвольно поднимется, вы же просто отстраненно можете наблюдать за этим. (Дожидаетесь реакции пациента. Если процесс затягивается, можно продолжать уместные внушения, направленные на вызывание такого травмирующего воспоминания. Предположим, что палец пациента уже поднялся, что означает «да».) Хорошо. Вот вы уже видите себя в этой ситуации, видите, как этот ребенок переживает, какие эмоции он испытывает… вы можете обратить внимание на какие-то детали этой сцены: на выражение ваших глаз или их цвет, на завитки волос, на свой голос… Может быть, вам покажется очень важным отметить какой-то запах, с которым связано это воспоминание… Или какие-то звуки, какие-то люди… вы продолжаете наблюдать за этой сценой со стороны. Как только сцена завершится, вы подадите мне знак известным вам способом: ваш, указательный палец на правой руке поднимется… (Палец поднялся.) Хорошо. Теперь вы могли бы представить, что видите себя непосредственно после этих событий: видите выражение своего лица, слезы, видите, как этот ребенок переживает произошедшее… Видите, как остро эта девочка ощущает свое одиночество, душевную боль и обиду. И сейчас вы можете представить себе, что вы подходите к этой девочке ближе и начинаете успокаивать ее.

Ведь с высоты своего возраста, своего жизненного опыта вы, можете очень многому ее научить, поддержать ее, просто успокоить, что-то объяснить. Очень часто взрослые люди, успокаивая плачущих детей, обнимают их, целуют, говорят какие-то утешающие слова… И гладят их по голове, по волосам… ощущая запах этих волос и детского тела… вытирая рукой слезы… И это очень важно для ребенка: ощутить, что его горе может быть разделено с близким человеком, что его принимают и понимают безоговорочно. И дети в объятиях взрослого постепенно успокаиваются, всхлипывания становятся все реже, постепенно девочка успокаивается, расслабляется, расслабляется все больше, испытывая настоящее облегчение. И очень важно, когда взрослые, успокаивая ребенка в такой ситуации, объясняют, что ребенок не виноват в том, что попал в трудную ситуацию, что трудности в жизни случаются, случаются даже трагедии, но жизнь продолжает свое течение, все идет своим чередом. И эмоции становятся со временем все слабее, бледнее, а воспоминания становятся все более блеклыми… Потому что это свойство человеческого мозга: способность забывать. Мы забываем не только незначительные, а иногда даже и значительные события или с трудом можем оживить эмоции, которые испытывали когда-то в прошлом… Вы продолжаете успокаивать девочку, продолжаете успокаивать себя-ребенка, и девочка уже спокойна, расслаблена, возможно, что она испытывает сонливость, ведь в детстве часто так бывает, что, наплакавшись, пережив какие-то очень значимые для себя эмоции, ребенок засыпает… Возможно, вы. видите, что девочка заснула. Теперь вы могли бы погладить на прощанье ее по голове, очень легко, чтобы не разбудить, убрав волосы со лба и поцеловать на прощание. И зная, что она уже крепко и сладко спит, витая где-то далеко, в своих детских снах, и не слышит вас, вы можете сказать ей какие-то важные для вас слова. Может быть, вы хотели бы услышать эти слова, будучи ребенком, вы хотели бы, чтобы их вам сказали… вы бы могли рассказать очень многое. И говоря что-то безмятежно спящей девочке, вы не могли бы отделаться от впечатления, что она и слышит, и не слышит вас, и чему-то сладко улыбается во сне… Может быть, она улыбается вашим словам, или ей что-то снится… А теперь вы можете тихонько удалиться, стараясь не разбудить ее. Пусть она выспится, а когда проснется, то будет чувствовать себя спокойно, по-детски счастливо и радостно. И вы можете вспомнить, как в детстве чувствовали себя счастливо и радостно, ведь очень часто самые радостные и счастливые, безмятежные воспоминания - это воспоминания из детства. И в каждом из нас жив этот ребенок, который умеет радоваться и быть счастливым. Возьмите эти эмоции с собой, искупайтесь в этих эмоциях, постепенно начиная выходить из транса… Взяв себе столько времени, сколько потребуется. Очень спокойно и не очень быстро… И выйдя из транса, почувствуйте себя бодрой, с хорошим настроением и самочувствием».

Ожирение

Причиной лишнего веса могут самые разнообразные факторы. Различают алиментарно-конституциональное, гипоталамическое и эндокринное ожирение. Алиментарно-конституциональное ожирение развивается при систематическом переедании, отсутствии адекватной физической нагрузки, нарушении режима питания. Причиной такого ожирения могут быть и специфические вкусовые пристрастия. Гипоталамическое ожирение возникает в результате нарушения гипоталамических функций. Эндокринное ожирение является одним из симптомов первичной патологии эндокринных желез: гиперкортицизма, гипотиреоза, гипогонадизма. Лечение ожирения должно быть комплексным, включать в себя психотерапию, диетотерапию и рациональную физическую нагрузку. В ряде случаев может быть назначена медикаментозная терапия (препараты, уменьшающие усвоение жиров, а также уменьшающие аппетит). Гипнотерапия может быть полезна при любой форме ожирения, но наиболее эффективна при алиментарно-конституциональной. Действительно, если причиной ожирения является ошибочное пищевое поведение, то есть человек просто слишком много ест, причем ест высококалорийные продукты и мало двигается, то методами психотерапии, гипноза можно исправить эти ошибки поведения. Если же причиной ожирения является, например, серьезное эндокринное заболевание, то рассчитывать только на гипнотерапию было бы неправильно. Попытка снизить в таком случае вес только при помощи гипнотерапии будет безуспешной. Хотя и в этом случае гипноз может быть полезен: поможет повысить самооценку, улучшить настроение, снизить аппетит, усилить желание что-то предпринять для снижения веса, решить сопутствующие психологические проблемы. Но при эндокринном ожирении проводится лечение основного заболевания, это самое главное.

При ожирении четвертой степени (масса тела превышает расчетную идеальную на 100 % и более) терапией выбора являются хирургические методы лечения.

Пищевой инстинкт трудно преодолеть. Бесполезно бороться с инстинктами, все равно не удастся оставить вредную привычку питаться. Но если в далекие первобытные времена пищу добыть было весьма затруднительно, на это тратилось много времени, физических и душевных сил, то в современном мире человек находится в идеальных условиях для набора лишнего веса. Ведь для того, чтобы «убить и съесть мамонта», условно говоря, достаточно сделать несколько шагов до холодильника. Появились пищевые продукты, содержащие огромное количество калорий: майонез, сливочное масло, пицца и так далее. Хорошо, если благосостояние не позволяет иметь собственный автомобиль, по крайней мере, придется идти до метро или автобусной (троллейбусной) остановки - хоть какое-то количество калорий при этом потратится.

Жизнь современного человека протекает в гораздо более быстром темпе, чем это предполагалось природой. Изобилие стрессов, рост числа неврозов, депрессий - расплата за повышение производительности труда, за технический прогресс, урбанизацию. Поскольку утоление голода - удовольствие, запрограммированное природой в целях обеспечения выживания, то удовольствие от еды может служить способом борьбы со стрессом. «Заедание стресса» - наиболее распространенная ошибка, приводящая к алиментарному ожирению. В поисках состояния расслабленности, покоя и легкой эйфории вместо тревоги и стресса люди определенного склада личности и характера могут усвоить такой способ снятия стресса: просто «заесть» его. При этом чем интенсивнее ощущения, возникающие от переполненного желудка, тем выше «антистрессовый» эффект приема пищи. При этом формируется порочный круг: вследствие переедания растет масса тела, а соответственно, растет и недовольство своим внешним видом, порождающее пониженное настроение (если не депрессию), чувство вины. Заниженная самооценка, соответствующий стиль общения и поведения могут привести к неудачам в карьерном росте, во взаимоотношениях с противоположным полом - все это только усугубляет психологические проблемы. Такой комплекс отрицательных эмоций приводит к привычному способу достижения расслабления и душевного комфорта: к приему пищи. Зачастую пища принимается не столько с целью утолить голод, а «от нечего делать», от скуки, для снятия стресса, из-за плохого настроения. Характерен также способ психологической защиты у некоторых страдающих ожирением: создается так называемая «субкультура толстяков». Создаются сообщества, клубы, музыкальные группы.

Существуют два подхода к психотерапии ожирения: директивный и недирективный. Цель лечения - снизить количество потребляемых калорий и увеличить их затраты, другими словами, помочь пациенту меньше есть и больше двигаться. При помощи гипноза можно повысить мотивацию человека к достижению своей цели и снизить аппетит. Возможно, в ряде случаев будет разумным применение препаратов, снижающих аппетит или всасываемость жиров в кишечнике. Лечение должно проводиться совместно с диетологом. При отсутствии противопоказаний оптимальное количество потребляемых калорий в сутки должно составлять не более 1000-1500. При этом один раз в неделю следует устраивать разгрузочный день: один литр кефира или сока (вода - по потребности) или иной вариант, после консультации с диетологом. Пациентов нацеливают не на быстрый и недолговременный результат, а на формирование иного образа жизни и питания, на постепенные и долговременные результаты. Считается необходимым провести 5-6 сеансов гипноза, с периодичностью один или два раза в неделю.

Директивный подход

Возможно, что у некоторой части пациентов обнаружатся особые пристрастия к определенным блюдам, продуктам. Скорее всего, это наиболее благоприятный вариант для лечения, так как, если выяснится, что ожирение вызвано неумеренным потреблением шоколада, или сладостей, или воз-

душной кукурузы, то достаточно внушить равнодушие или отвращение к этим продуктам. В сущности, нужно провести так называемое «кодирование» от употребления ключевых продуктов. Определенная часть пациентов при таком подходе может достичь успеха. Но чаще всего имеет место просто переедание, без каких-либо особых пристрастий.

Многие специалисты используют групповой метод гипнотерапии ожирения. В целом установку пациентов, предпочитающих директивные методики, можно сформулировать как «похудейте меня». Во время консультации проводятся пробы на внушаемость: внушенная каталепсия (тесты падения назад, «сцепленных рук», «Пальцы, как гвозди»). Если внушения каталепсии оказываются удачными, в присутствии группы демонстрируется «номер» с невозможностью поднести ко рту бутерброд. Делается это так: внушается каталепсия руки, а затем в руку вкладывается бутерброд. Далее даются внушения: «У вас в руке бутерброд. Рука онемевшая, одеревеневшая, вы не можете поднести бутерброд корту… Чем больше вы стараетесь, чем больше прилагаете усилий, тем напряженнее рука. Пробуйте, у вас ничего не получается!» Пациент будет пытаться поднести бутерброд ко рту, но каталепсия не позволит это сделать. Затем можно использовать следующий текст: «Точно так же, как я внушил вам сейчас невозможность поднести ко рту руку с бутербродом, я внушу вам на лечебном сеансе снижение аппетита, улучшу ваше настроение и усилю волю к победе над лишним весом. Под воздействием моих внушений аппетит снизится до минимального уровня, что позволит вам спокойно терять в весе каждый день, неуклонно, неделя за неделей, месяц за месяцем». После того как пробы на внушаемость будут проведены со всеми присутствующими, можно приступать к лечебному сеансу. Несмотря на то что многими авторами, как я уже упоминал, предпочитается групповая гипнотерапия ожирения, возможна и индивидуальная работа. План сеанса зависит от пищевых предпочтений пациента, поэтому в предварительной беседе нужно подробно выяснить, какие продукты он предпочитает, каков режим питания и так далее. В случае пристрастия к какому-то продукту проводится аверсивное внушение. Предположим, что у пациента пристрастие к шоколаду. Тогда, после индукции и углубления транса можно внушить отвращение к нему:

«Представьте, что перед вами на столе лежит шоколад. Вы можете представить, какая у него обертка, как вы разворачиваете его… Вот вы отламываете кусочек шоколада. Кладете его в рот и ощущаете характерный горьковатый вкус… Сосредоточьтесь на этом вкусе. Горечь постепенно усиливается. Очень постепенно горечь во рту становится сильнее и сильнее. Во рту становится очень горько! Горечь становится очень сильной. К этому еще примешивается привкус (далее следует индивидуальное внушение вкуса чего-то самого неприятного, что может представить себе пациент. Какой вкус пациент считает самым неприятным, противным, выясняется в предварительной беседе. Можно внушить, что разжевывая шоколад, пациент обнаруживает, что в шоколаде есть куриный помет, и он разжевывает его, ощущая тошноту и омерзение) тмина, очень сильный, очень интенсивный привкус горечи и тмина во рту, в то время как вы разжевываете шоколад! Каждый раз, когда вы увидите шоколад или вспомните о нем, вы очень ярко вспомните эти ощущения, вкус горечи и тмина во рту…»

Не хотелось бы, чтобы описание директивного, «кодирующего» подхода к лечению ожирения ввело в заблуждение вас, уважаемый читатель. Гипноз при лечении ожирения - не панацея, не стоит переоценивать значение этого метода. Как я уже писал, директивный подход с внушением равнодушия или отвращения к какому-либо продукту может привести к снижению веса, если пациент злоупотреблял этим видом пищи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...