Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 11. НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СИБИРИ В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (XIII СЕРЕДИНА XV в.)




 

Золотая Орда в XIII—XIV вв. После монгольского нашествия на территории Восточной Европы утвердилось господство Золотой Орды или, по терминологии восточных источников, «улуса Джучи» — владения потомков Джучи, старшего сына Чингисхана. Границы этого огромного государства простирались на западе и юго-западе до Дуная и границ Венгерского королевства, на востоке в его состав входила западная часть Сибири и северные районы Казахстана и Средней Азии (Хорезм). Как и организация монгольского войска, «улус Джучи» делился на левое и правое крыло. Правое крыло — улус потомков Бату (Батыя) занимал восточноевропейские степи, лежавшие к западу от Яика (Урала), земли левого крыла составляли улус потомков брата Бату — Орду. Правители правого крыла занимали главное место в «улусе Джучи», и правители левого крыла были от них в вассальной зависимости.

В первые десятилетия своего существования Золотая Орда была частью огромной Монгольской империи, первоначально делившейся на четыре улуса: великого хана, улус Хулагу, Чагатаев улус и улус Джучи. Входившие в состав улуса Джучи земли с оседлым населением первоначально находились в зависимости от главы Монгольской империи — великого хана, сидевшего в Каракоруме (Монголия). Приезжавшие от великого хана чиновники вели перепись сидевшего на этих землях населения и облагали его данью, которая затем распределялась великим ханом между правителями отдельных «улусов» Монгольской империи. По-видимому, благодаря их усилиям это население было поделено на сотни, пятидесятки и десятки, и на глав этих групп была возложена ответственность за сбор дани.

На ряде территорий сбор дани был возложен на сохранившуюся местную верхушку. Под прямой властью правителей улуса Джучи находилось в первые десятилетия лишь кочевое население восточноевропейских, казахстанских и сибирских степей.

Монгольское завоевание внесло большие перемены в жизнь большей части обитателей восточноевропейских степей — половцев-кипчаков. Традиционные объединения половцев на этой территории были разбиты, местная знать истреблена или увезена в Монголию. Основная масса оставшихся была подчинена власти монгольской аристократии, выделявшей места для кочевания и определявшей их маршруты, не считаясь с прежними порядками. Разбита была и традиционная родовая структура половецкого общества, и части разных родов и племен включались в состав одних и тех же единиц создававшейся правителями Золотой Орды военно-административной организации кочевого населения, делившейся на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч (тумены). Такое разделение населения, противоречившее традиционным родовым связям, закреплялось строгим запретом перехода из одного подразделения в другое. Так как половцы-кипчаки составляли подавляющую часть обитателей «улуса Бату», то постепенно стоявшая во главе его монгольская аристократия и ее окружение усвоили их язык и обычаи.

Кочевники восточноевропейских степей должны были присматривать за стадами, принадлежавшими этой аристократии, давать ей подношения скотом и продуктами скотоводческого хозяйства, но размер этих подношений был разительно ниже дани, взимавшейся с оседлого населения. Так, если дань с оседлого населения могла достигать 1/10 имущества, то кочевник должен был отдавать хану одну из ста голов своего скота. Поэтому для правителей улуса Джучи имело особое значение то, что с ослаблением связей между отдельными частями Монгольской империи, а затем ее распадом им удалось установить свою прямую, непосредственную власть над территориями с оседлым населением, и дань с них стала поступать не в Каракорум, а в их собственную казну. На этих землях находился и ряд городских центров, сохранившихся от прежнего времени (как, например, г. Болгар). Видя в таких центрах важный источник доходов, правители Золотой Орды прилагали усилия для их развития, переселяя туда ремесленников и торговцев с покоренных территорий. Благодаря их политике образовались и новые богатые города в районе зимних кочевий ханской ставки в нижнем течении Волги. Главными среди них, своеобразными «столицами» Орды, были расположенные в этом районе Сарай (около Астрахани) и Новый Сарай (на рукаве Волги, Ахтубе, недалеко от Волгограда). Ханы принимали суровые меры для обеспечения безопасности торговых путей. С начала XIV в. на территории улуса Джучи получила хождение единообразная серебряная монета. Многие представители господствующей верхушки стали селиться в городах, и расходы на их содержание обогащали городское население. Здесь образовалась богатая верхушка, которая стала одной из опор власти хана. В городах находилось уже достаточно многочисленное чиновничество во главе с везиром, в руках которого концентрировался сбор доходов в ханскую казну с оседлого земледельческого населения и городов. К сбору доходов не имели отношения правители отдельных «улусов» с кочевым населением, которые могли рассчитывать лишь на приношения со стороны их кочевых жителей. Между правителями улусов и населением не было прочной связи. Улусы периодически перераспределялись между представителями знати, перекраивалась неоднократно и их территория и состав населения. Правители улусов разного ранга не пользовались административно-судебными или податными привилегиями.

Все это способствовало укреплению власти хана. Если первоначально Ордынское государство рассматривалось как общее достояние всего ханского рода и важные решения принимались на курултаях — собраниях родичей, то теперь глава государства — хан принимал решения, советуясь только с везиром и верховными военачальниками. Престол стал переходить теперь от отца к сыну.

Уже во второй половине XIII в. некоторые ханы и многие представители знати приняли ислам. Как господствующая религия ислам утвердился в Золотой Орде во втором десятилетии XIV в. Мусульманское духовенство стало получать владения, свободные от уплаты налогов. Суд начали вершить мусульманские судьи — кадии по законам мусульманского права — шариата. Ислам приняло прежде всего население городов и аристократия, в среде рядовых кочевников ислам распространялся медленно.

Временем наивысшей силы и могущества Золотой Орды была первая половина XIV в. — время правления ханов Узбека (1312—1342) и Джанибека (1342—1357). В эти годы правители Золотой Орды вели активную внешнюю политику на юге, стремясь укрепить свое влияние на Кавказе и, в частности, овладеть богатым Азербайджаном, который удалось захватить к середине XIV в. В условиях обильного притока ресурсов и ремесленников из покоренных стран под опекой ханской власти наступил расцвет главных центров Ордынского государства. Столица государства — Новый Сарай — превратилась в огромный город. В нем обитали не только купцы и ремесленники из земель, подчинявшихся верховной власти хана, но и купцы из Ирана, Сирии и Египта. В городе было 13 только соборных мечетей.

Распад Золотой Орды. Уже в эти времена наивысшего могущества Орды были заложены предпосылки для будущего ' кризиса. Стабилизация положения в стране привела к стабилизации положения в улусах, в ряде которых появились свои наследственные династии правителей, стабилизировались грани; цы улусов и маршруты перекочевок. Появились такие понятия, как «суюргал» — наследственное ленное владение и «тархан» — владение, свободное от уплаты налогов. Аристократия стала добиваться не только закрепления за собой территорий с кочевым населением и их освобождения от налогов, но и доступа к доходам с территорий с оседлым населением и к управлению ими. При отсутствии прочных хозяйственных связей между отдельными частями огромного государства такое положение должно было привести правителей улусов в отдельных регионах к борьбе с центром и между собой. Начавшиеся в 60-х гт. XIV в. смуты сопровождались попытками многих представителей ордынской аристократии подчинить своей власти население на земледельческих окраинах Ордынского государства. Стали возникать крупные владения, включавшие в свой состав и кочевое и земледельческое население и освобожденные от налогов и повинностей в пользу хана.

Одним из первых результатов смут стало сокращение аферы влияния Орды: от нее отпали Хорезм (1361) и придунайские земли (60-е гг. XIV в.). Другим результатом стал начавшийся с этого времени упадок золотоордынских городов Нижнего Поволжья, так как особые условия, обеспечившие их процветание в предшествующие десятилетия, перестали действовать. Вокруг них стали срочно возводить укрепления. Одним из зримых проявлений начавшегося распада единой державы стало прекращение чеканки единого для всей страны дирхема и появление монеты, чеканившейся в разных городах по разным весовым нормам.

Новые процессы нашли свое полное выражение в западной части улуса Джучи и слабо затронули восточную. Ханы левого крыла, некогда вассалы ханов правого крыла — улуса Бату, сохранили гораздо больший объем власти над подвластным населением (в частности, такой тип пожалования, как «суюргал», во второй половине XIV в. здесь еще не был известен). Поэтому во время смут именно ханы левого крыла стали предпринимать попытки подчинить своей власти всю территорию Ордынского государства. Один из них, Тохтамыш, опираясь на союз с Тимуром, сумел этого добиться в начале 80-х гг. XIV в.

Тохтамыш в новых условиях старался продолжать политику ордынских правителей первой половины XIV в. Подчинив города своей власти, он, чтобы оживить городскую жизнь, предпринял попытку восстановить обращение единообразной монеты на всей территории государства. Одновременно Тохтамыш стал вымогать тяжелые поборы с подчиненных Ордынской державе земель. Наконец, он обновил великодержавную политику Узбека и Джанибека, снова выступив с притязаниями на Азербайджан. Однако его власть зиждилась на непрочной основе: желая обеспечить себе поддержку местной знати, он продолжал раздавать ей ленные пожалования с освобождением от повинностей и налогов, а притязания на Азербайджан привели его к конфликту с его союзником и покровителем Тимуром. В этом конфликте Тохтамыш к середине 90-х гг. XIV в. потерпел полное поражение. Вторгшиеся на земли Золотой Орды войска Тимура разгромили золотоордынские города в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе. В некоторых из них, к примеру, в столице Орды Новом Сарае, жизнь после этого вообще не возобновилась. Тем самым с исторической сцены сошла значительная часть сил, которые были объективно заинтересованы в сохранении единства Ордынского государства.

После поражения в борьбе с Тимуром Тохтамыш потерял авторитет, и его отстранил могущественный «делатель ханов» эмир Едигей, также опиравшийся на поддержку знати левого крыла. В 1398 г. Тохтамыш был вынужден бежать в Литву. Едигей добился значительных успехов, он сумел собрать под своей властью большую часть улусов, но прочно подчинить своей власти всю территорию Ордынского государства ему не удалось. Кризис и на этом этапе осложнился вмешательством внешних сил — сыновья Тохтамыша нашли поддержку у великого князя литовского Витовта. В 1412 г. власть в Орде захватил сын Тохтамыша Джелаль-ад-дин. Со второго десятилетия XV в. на территории Орды начался долгий период непрерывных смут, когда лишь на сравнительно короткое время то одному, то другому из претендентов удавалось овладеть главными центрами Ордынского государства. К середине XV в. Золотая Орда окончательно распалась на ряд враждебных друг другу политических образований-ханств во главе с ханами — потомками Джучи; между Волгой и Яиком, как особое целое, сложилась Ногайская орда во главе с потомками Едигея.

Большая часть этих образований представляла собой объединения кочевников, в которых возрождались формы патриархальных отношений, характерные для более ранней стадии развития: главная единица военно-административного деления, улус, превратился в них в родовое владение, во главе которого становился старший в роде.

Существование Ордынского государства наложило глубокий отпечаток на историю не только русского, но и многих других народов Восточной Европы.

Народы севера Западной Сибири. Иностранные путешественники, посещавшие Орду в XIII в., сообщают, что в своих походах на север ордынские войска доходили до «самоеди» — ненцев, живущих в приполярной тундре. Вряд ли, однако, такие походы привели к включению этих территории в состав Ордынского государства. Ненцы-оленеводы, которые в суровых природных условиях вели тяжелую борьбу за существование, не были подходящим объектом для эксплуатаций да и проживали слишком далеко от ордынских кочевий.

Дело обстояло иначе с племенами хантов и манси, заселявшими бассейн нижнего течения Оби и ее притоков. Существование у ряда племен манси в XV—XVI вв. деления на сотни, во главе которых стояли наследственные сотники из местной верхушки, говорит за то, что эти племена были когда-то подчинены Орде, установившей здесь сотенную организацию для сбора дани, а сотниками стали представители местной верхушки, на которых была возложена ответственность за сбор дани. Наиболее тесными были связи с Сибирским улусом Орды той части манси, которая жила на реке Тавде, впадавшей в Тобол. Здесь не только существовала сотенная организация, но и «лучшие люди» назывались мурзами и носили тюркские имена.

Ханты и манси жили в более благоприятных природных условиях, чем те, которые были в приполярной тундре. На Оби и других реках главным занятием населения было рыболовство, дававшее местному населению не только пищу, но и одежду из рыбьей кожи. В лесных районах главными занятиями населения были охота и бортничество. Повсеместным занятием была охота на пушных зверей, шкурками которых выплачивалась дань — ясак, кроме того, на них можно было выменять железные изделия.

Получавшегося в этих условиях прибавочного продукта оказалось достаточно уже в домонгольский период для выделения из состава населения господствующей верхушки. «Югорский князь» упоминается в Новгородской I летописи под 1193 г. О характере социальной дифференциации в этом обществе можно судить по источникам более позднего времени, что вполне правомерно, учитывая его крайне медленное развитие. В отдельных племенах господствующее положение занимал княжеский род, опиравшийся на группу «служилых» соплеменников, которые при участии в военных походах получали от князя оружие и собак и должны были за это отдавать ему большую часть военной добычи. Основная масса соплеменников должна была ходить в походы по приказу князя и давать ему добровольные приношения — «поминки» — шкурками пушных зверей. В племени были также и обедневшие члены, которые не были в состоянии давать «поминки» и работавшие на князя. В племени были и рабы из числа проданных в рабство родителями. Подавляющая часть рабов принадлежала князю и членам его семьи. Имевшийся в их распоряжении достаточно ограниченный прибавочный продукт князья стремились увеличить, предпринимая нападения на соседние племена и на поселения ненцев. Довольно рано объектом набегов со стороны племен манси стали и земли коми. Не случайно в их языке манси назывались вогулами («вогул» — дикий). Первые известия о таких нападениях в русских источниках относятся к концу XIV в. Особой активностью в нападениях отличались правители Пелымского княжества. В 1455 г. во время набега пелымского князя Асыки был убит пермский епископ Питирим.

Земли коми. Земли, заселенные племенами коми, в русских источниках носили общее название «Пермь» — «задняя земля» («перя маа»), так называли землю коми их южные соседи — вепсы (летописная «весь»). На землях коми природные условия позволили к XII в. перейти от подсечного земледелия с ручной обработкой земли к пашенному с использованием тягловой силы скота (о чем говорят, в частности, находки металлических сошников и наральников), однако при существующих природных условиях — долгих холодных зимах и бедности почв — земледелие не смогло стать ведущей отраслью хозяйства. Главными занятиями населения продолжали оставаться рыболовство и охота, в особенности охота на пушного зверя, на шкурки которого можно было многое выменять. Не случайно местный «волхв» Пан, убеждая жителей сохранить верность старым богам, говорил, что именно они приносили успех на охоте. Переход к пашенному земледелию способствовал социальной дифференциации общества, появлению укрепленных городищ и могил, более богатых инвентарем. Как наиболее влиятельные представители местной верхушки в земле коми выступали старейшины, носившие название «сотников». Очевидно, их появление следует также связывать с подчинением земель коми власти Орды, создавшей здесь сотенную организацию для сбора дани и возложившей ответственность за сбор на представителей местной верхушки.

Ко второй половине XIV в., когда сведения о землях коми появляются в русских источниках, сбор дани с них находился уже в руках московских великих князей. Из Москвы приходили «дани тяжкие и насилства, и тивуни, и доводщици, и приставници».

Важным событием в истории земель коми в конце XIV — первой половине XV в. стало принятие их населением христианства. В 80-х гг. XIV в. присланный из Москвы миссионер Стефан обратил в христианство жителей «Перми» — коми-зырян в бассейне рек Вычегды и Выми. Стефан создал для них особую азбуку и перевел на язык зырян богослужебные тексты. Зимой 1383/1384 г. он был поставлен епископом — первым главой новой, созданной специально для земель коми Пермской епархии. Резиденцией пермских епископов стал владычный городок на Усть-Выми (при впадении реки Выми в Вычегду). Часть зырян не приняла новой веры и вместе с вогуличами предпринимала нападения на новообращенных. Христианизация Пермского края все же постепенно продолжалась. В 40-х гг. XV в. приняли христианство пермяне удорские на реке Вашке, в 50 — начале 60-х гг. XV в. христианство приняла «Великая Пермь» — коми-пермяки, заселявшие верховья Камы. Пермский епископ стал играть важную роль в жизни земель коми, в частности препятствуя насилиям московских сборщиков дани. В «плаче» пермских людей в житии их первого епископа Стефана читаем: «...был нам заступник тепл, избавляя ны от насильа и работы, и тивунскиа продажа и тяжкыя дани облегчая ны».

Земледельческие народы Среднего Поволжья. По сравнению с племенами коми в гораздо более благоприятных природных условиях жили их южные соседи — народы Среднего Поволжья: мордва, марийцы, удмурты, чуваши. Эти условия давали им возможность развивать многоотраслевое хозяйство, в котором важную роль играли и пашенное земледелие, и мясо-молочное животноводство; в лесных районах, где обитала большая часть населения, не меньшее значение имели охота, дававшая мясо и меха, и бортничество. Уже в домонгольский период здесь имело место отделение ремесла от сельского хозяйства, появление ремесленных поселений — центров железоделательного производства. Тогда же наметился и процесс выделения местной правящей верхушки, который в домонгольский период наиболее далеко зашел у мордвы.

Монголо-татарское нашествие жестоко разорило мордовские земли. Ордынские войска «взяша... Мордовскую землю» зимой 1239/1240 г., затем ордынцы снова разорили их после возвращения из похода на Запад. Перед лицом завоевателей местная верхушка раскололась. Если один из мордовских князей «с немногими людьми направился в весьма укрепленное место, чтобы защищаться, если хватит сил», то другой, один из правителей племени мокша, подчинился их власти и принял участие в походе на Запад. Поэтому часть мордовских земель осталась под властью местных князей, которые должны были выплачивать дань в Орду и участвовать в военных походах, а другая была прямо включена в состав Ордынского государства. Центром ордынской власти на мордовских землях стал город Мухши (летописный «Наручадь» у г. Наровчат Пензенской области). Здесь чеканилась монета, сохранились остатки бань и кирпичных мавзолеев с захоронениями ордынской знати. По-видимому, как и другие территории с оседлым населением, мордовские земли подчинялись непосредственной власти хана и уплачивали дань в его казну.

Положение изменилось во время смут 60-х гг., когда ордынская знать стала захватывать земледельческие земли на окраинах. Ордынский «князь» Тагай захватил город Мухши и даже чеканил там свою монету. Другой ордынский вельможа Секиз-бий захватил земли, прилегающие к реке Пьяне, и поставил там себе крепость. По-видимому, в эти же годы смут подчинил себе земли с мордовским и татарским населением в районе будущего города Темникова еще один представитель ордынской знати — Бежан (возможно, «темник» — предводитель отряда из 10 тыс. воинов). Все эти захваты производились вопреки воле ханов, верховную власть которых захватчики не признавали. Тем самым у правителей соседних русских княжеств появилась возможность, не вступая в конфликт с Ордой, распространить свою власть на эти земли.

Одним из правителей, сумевших включить в состав своего княжества достаточно обширные мордовские земли, был нижегородский князь Дмитрий Константинович. Еще в 60-х гг. XIV в. земли на притоке Волги реке Сундовить, сравнительно недалеко от Нижнего Новгорода, были владением мордовского князя Муранчика, но затем перешли к нижегородским князьям, а к концу XIV в. в состав Нижегородского княжества вошли земли мордвы-эрзи по рекам Кудьме, Пьяне, Теше. Вместе с Нижним Новгородом в 90-х гг. XIV в. эти мордовские земли вошли в состав Великого княжества Московского. Тогда же вместе с городом Муромом вошла в его состав муромская мордва. Сумел добиться определенных успехов и рязанский князь Олег Иванович, который в 1365 г. нанес поражение Тагаю, напавшему на Переяславль Рязанский. Вероятно, именно в это время, во второй половине XIV в. в состав Рязанского княжества вошли земли другого мордовского племени — эрзи по реке Уне. В более поздних договорах рязанских князей эта мордва фигурирует как бортники, уплачивающие князьям медовый оброк. Еще одна большая территория с мордовским и татарским населением — Мещера — вошла в состав Великого княжества Московского как «купля» Дмитрия Донского. Документы XV в. упоминают на этой территории вассалов великого князя московского — «мещерских князей».

Это продвижение границ русских княжеств на мордовские земли встретилось с враждебной реакцией сидевших на землях верхнего течения Суры мордовских князей. В 1377 г. они навели «в таю» рать из Мамаевой Орды на русское войско на реке Пьяне, нападали на нижегородские земли. В ответ нижегородская и московская рати ходили на Мордовскую землю и разорили «села их и погосты их и зимници». Позднее «мордва» вместе с «болгарской силой» участвовала в 1408 г. в походе на Нижний Новгород, а в 1410 г. болгарские и мордовские князья участвовали в битве с московской ратью нижегородских князей Даниила и Ивана Борисовичей. Позднее вместе с болгарскими землями эта часть мордовских земель вошла в состав Казанского ханства.

По сравнению с мордвой о таких соседних с ней народах, как марийцы или удмурты, в письменных источниках этого периода сведений почти не сохранилось. Трудности создает и этническая терминология главных источников — русских летописей, где разные народы Среднего Поволжья обозначаются одним общим названием «черемиса». Лишь специальные исследования позволили выяснить, что в этих источниках название «горная черемиса» относится к чувашскому населению на землях к югу от Волги, а название «луговая черемиса» обозначает живущих на север от Волги марийцев. Сохранившиеся в более поздних источниках упоминания «сотенных князей» «луговой черемисы» говорят о том, что при включении марийских племен в состав Ордынского государства здесь также было введено деление населения на сотни и десятки, на глав которых была возложена ответственность за сбор дани — «ясака». Как и в ряде других случаев, эти люди, несмотря на их «княжеский» титул, были по существу представителями племенной верхушки. Их положение на лестнице социальной иерархии ордынского общества было весьма невысоким. Они стояли ниже не только князей и мурз, но и обычных воинов ордынского войска. С распадом Золотой Орды земли, заселенные марийцами, вошли в состав Казанского ханства.

Более сложными были в этот период исторические судьбы другого народа Среднего Поволжья — удмуртов. Наиболее раннее упоминание о землях южных удмуртов — «ару» — содержится в записках арабского путешественника XII в. Абу Хамида ал Гарнати. Он упоминает страну «ару», откуда приходят в Болгар самые лучшие меха. Подобно другим народам, связанным в своем историческом развитии с Волжской Болгарией, южные удмурты оказались под властью Орды. Уже в

XIII в. центром ордынской власти на этой территории был Арский городок. Позднее Арская земля образовала особый округ в составе Казанского ханства.

Иной оказалась судьба северных удмуртов — «ватка», земли которых вошли в состав Вятской земли, политического новообразования, возникшего к концу XIV в. на окраинах Новгородского государства. Образование Вятской земли было одним из результатов древнерусской колонизации края, начавшейся в конце домонгольского периода. На территории Вятской земли стали складываться разнообразные связи между ее удмуртским и русским крестьянским населением.

Племена башкир. В отличие от этих народов Среднего Поволжья обитатели южного Урала — башкиры вели кочевой образ жизни. Они были подчинены власти Орды вместе с другими народами севера Восточной Европы после возвращения войск Бату из похода на запад. В рамках Ордынского государства земли, занятые башкирами, оказались поделены между двумя улусами: в улус потомков Бату вошли земли к западу от Уральского хребта, в улус потомков Шибана —земли к востоку. Образование Ордынского государства оказало важное влияние на образ жизни башкир. В более раннее время они откочевывали на зиму в долину реки Яик (Урал) и южнее, в прикаспийские и приаральские степи. После образования Золотой Орды они вынуждены были перейти к постоянным зимовкам в лесных и горно-лесных районах Урала. Хотя их хозяйство продолжало оставаться скотоводческим (главные отрасли — коневодство и овцеводство), в новых условиях заметно возросла роль охоты и промыслов, и тем самым образ жизни башкир приблизился к образу жизни других народов лесной зоны. В составе «ясака» — дани — видное место занимали мед и шкурки пушных зверей.

Главной социальной ячейкой у башкир был род, в совместном владении его членов находились родовые земли. Роды объединялись в племена и союзы, в целом ряде случаев состоявшие из родов, не связанных единством происхождения. Высший слой в башкирском обществе образовьгоали родовые вожди — «бии» и «батыры» — удачливые военные предводители. Во время вхождения башкирских племен в состав Ордынского государства в их среде, хотя достаточно медленно и постепенно, стал распространяться ислам.

Судьбы населения Волжской Болгарии. Особенно сложными оказались во время ордынского господства судьбы населения Волжской Болгарии. После страшного разорения в ходе монгольского нашествия в середине — второй половине XIII в. здесь произошли важные перемены. Стремясь пополнить свою казну, ханы прилагали усилия к развитию городской жизни на территории Среднего Поволжья. Отстроенный после разорения Болгар стал во второй половине XIII в. одним из главных центров Ордынского государства, именно здесь ханы начали чеканить свою монету. XIV в. был временем расцвета города. Он стал важным центром ремесленного производства и международной торговли, здесь строились каменные бани, мечети, минареты. Видными центрами городской жизни стали в XIII-—XV вв. разрушенный ранее монголами Джукетау, Кременчук, Старая Казань. Как и города Нижнего Поволжья, эти города стали местом пребывания ордынского чиновничества и ордынской знати, здесь должны были возникнуть контакты между этими группами ордынского общества и местной верхушкой, с помощью которой Орда управляла городами и их земледельческой округой. Углублению этих контактов, несомненно, содействовало принятие язычниками-кипчаками ислама в первой половине XIV в. Облегчались контакты и языковой близостью тюркских языков жителей Волжской Болгарии и кипчаков. Контакты ордынского чиновничества и местной верхушки вели к их смешению и усвоению языка завоевателей. Процесс этот достаточно определенно прослеживается по языку надписей на надгробиях представителей местной верхушки, захороненных в городе Болгар и других центрах на территории Волжской Болгарии. Если в XIII—XIV вв. язык этих надписей отражает тюркский язык населения Волжской Болгарии, то.надписи более позднего времени выполнены уже на кипчакском языке.

Процесс смешения населения происходил и на иных уровнях в связи с поселением на этой территории подданных Золотой Орды — кипчаков, переходивших в природных условиях этого района к ведению земледельческого хозяйства. Процесс этот должен был усилиться с началом смут 60-х гг. XIV в., когда представители ордынской знати со своими улусами стали перемещаться на северные окраины Ордынского государства. В результате смешения пришельцев — кипчаков и местного населения — волжских болгар постепенно здесь сформировалась новая народность — казанские татары.

Происшедшие перемены затронули~ лишь часть населения Волжской Болгарии. Другая, также достаточно многочисленная, оставившая после падения Болгарского государства ислам, сохранила верность своему языку и языческим обычаям, положив начало современному чувашскому народу. Основная территория, занимаемая предками чувашей, находилась на запад от Волги на так называемой Горной стороне, где чуваши ассимилировали большую часть ранее проживавших на этой земле марийцев. Положение этого населения не отличалось от положения других земледельческих народов в составе Ордынского государства. Здесь также завоевателями была создана сотенная организация. Так называемые сотные и десятные князья были представителями местной верхушки, на которых была возложена ответственность за сбор дани. Они же должны были в случае необходимости выводить на войну отряды в соответствующем количестве. Центром ордынской власти на этой территории было, вероятно, поселение на месте современных Чебоксар.

Во время начавшихся в 60-х гг. XIV в. смут представители ордынской аристократии стали захватывать города и земли с оседлым населением и на территории Среднего Поволжья. «Князь ордынский» Булат Темир захватил г. Болгар и поставил под свой контроль Волжский путь. Эту территорию он удерживал под своей властью до 1367 г. и даже чеканил там свою монету. В 1370 г. там сидел какой-то «князь» Хасан. После объединения земель Ордынского государства под властью Тохтамыша в состав его вошли и земли Среднего Поволжья вместе с Болгаром. Однако с началом на рубеже XIV—XV вв. новых смут самостоятельность правителей, сидевших в городах Среднего Поволжья, заметно возросла. В 1409—1410 гг. «князи», сидевшие в Болгаре и в Джукетау, самостоятельно воевали с новгородскими ушкуйниками, а затем поддерживали нижегородских князей в борьбе с великим князем московским Василием Дмитриевичем. Вероятно, уже в эти годы было положено начало формированию здесь земельных владений и ордынской знати, и местной верхушки, которые слились в единую господствующую социальную группу на землях Среднего Поволжья. С конца XIV в. в жизни региона все большую роль начинает играть Казань, которая оттесняет на второй план приходящий в упадок Болгар. Постепенное обособление, отделение земель Среднего Поволжья от Ордынского государства получило свое завершение, когда на эти земли ушел в середине 40-х гг. со своим улусом потерпевший поражение в борьбе за власть над Золотой Ордой хан Улу-Мухаммед. С этого времени здесь образовалось особое государство — Казанское ханство, в котором правили его потомки. Приход на север с этим ханом большого количества кипчаков закрепил начавшиеся уже ранее перемены в этническом составе населения региона. Образование Казанского ханства положило начало новому этапу в историческом развитии Среднего Поволжья и населяющих его народов.

Народы Северного Кавказа. Установление ордынского господства означало большие перемены и в жизни народов Северного Кавказа. В первую очередь речь должна идти об аланах. Правда, еще до прихода монголов Аланское государство вступило в стадию упадка, но монголо-татарское вторжение привело к его окончательному распаду. Многие города и поселения были разрушены, и жизнь в них не возобновилась. Остатки населения были вынуждены оставить предкавказские степи и отойти в горы. Попытки ордынских войск проникнуть в горы привели к большим потерям. Между ушедшими в горы аланами и Ордынским государством шла война: правители Орды были вынуждены ставить караулы у горных ущелий, чтобы помешать аланам нападать ночью на пасущиеся в равнинах стада. Еще в конце 70-х гг. XIII в. русские князья по приказу хана Менгу-Тимура ходили походом на алан. Подчинить алан власти Золотой Орды не удалось, но в замкнутых горных районах с трудными условиями хозяйства, при напряженной конфронтации с внешним миром произошел возврат алан от развитого феодального строя к отношениям, характерным для родоплеменного общества, и от православной религии к язычеству. Не подчинились власти монголов лезгины, в горных районах Дагестана сохранялись княжества, сформировавшиеся еще до монгольского нашествия, — шамхальство на землях кумыков, нусальство в Аварии, владения уцмия кайтагского. Адыгские племена («черкесы») упоминаются в числе народов, покоренных Ордой, но зависимость эта не была прочной, и с началом смут в Орде прекратилась.

Если овладеть горными районами Северного Кавказа правителям Орды не удалось, то на предкавказских степях их власть утвердилась прочно. Золотоордынские ханы неоднократно находились там, подготавливая походы в Азербайджан. Во второй половине XIV в. в долине Кубани располагались кочевья мангитов, которых их глава Едигей в конце XIV в. увел за Яик (Урал). Центрами ордынской власти в Предкавказье были города Верхний Джулат на берегу Терека, Нижний Джулат (летописный город Дедяков, отобранный у алан в конце XIII в.), Маджар на р. Куме, где чеканилась монета. Эти города, как и власть Орды в Предкавказье, пришли в упадок после вторжения на земли региона войск Тимура в 1395 г. На покинутых ордынцами землях стали расселяться адыгские племена.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...