Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль Организации Объединённых Наций в урегулировании конфликта       




Этот территориальный спор остается неразрешенным уже более полувека, ввиду того, что, во-первых, этот конфликт относится к категории межэтнических. Во-вторых, большинство развитых государств, имеющих большой политический вес в современных международных отношениях, таких как, США, Китай, Россия и некоторые другие, не имеют определенной, понятной и четко сформулированной позиции в отношении данного регионального конфликта. Вопросом о разрешении данного территориального спора занимается только миссия Организации Объединенных Наций. Этот локально-региональный конфликт является не единственным и в будущем может иметь серьезные последствия для стабильности региона стран Магриба.

Ввиду того, что каждое отдельное государство оказалось не готовым к новым вызовам и угрозам современного мира, на сегодняшний день, большинство из них полагаются на Организацию Объединенных Наций в вопросах, связанных с разрешением конфликтов и споров. Известно, что основные международные организации, включая ООН, были созданы именно для того, чтобы справляться с появляющимися внутригосударственными и региональными конфликтами, которые исторически представляют собой главную угрозу для мира и безопасности. Такие конфликты являются самыми сложными, поскольку имеют этнические и конфессиональные причины.

Региональные конфликты сегодня требуют немедленного разрешения. В большинстве случаев от международного сообщества требуется принятие совместного решения и выработка особой политики в отношении мер по прекращению территориальных и других споров. Существуют различные меры по разрешению того или иного конфликта, но сегодня необходимо осознавать, что любое военное вмешательство в разрешение того или иного внутригосударственного или регионального конфликта в конечном итоге может привести к конфликту глобальному, а также к увеличению числа угроз международной безопасности.

Для раскрытия проблемы статуса Западной Сахары в 21 веке есть основания для рассмотрения конфликта вокруг территории Западной Сахары. События и факты, связанные с конфликтом, позволяют определить статус Западной Сахары в 21 веке.

В 1960 году Организация Объединенных Наций выпустила декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Резолюция Генеральной Ассамблеи 1514 (XV) от 14 декабря 1960 года провозглашала необходимость положить конец колониализму. В результате процесса деколонизации образовалось большое количество новых государств. В связи с увеличением числа государств международные отношения приняли еще более комплексный характер. Их появление ознаменовало собой также и возникновение новых региональныхконфликтов, некоторые из которых остаются неразрешенными и в 21 веке.

С 1950-х годов начинается эпоха, в которой страны приступили к деколонизации территорий по всему миру. Одним из конфликтов, появившихся как раз в начало эпохи деколонизации, является конфликт вокруг территории Западной Сахары. В рамках настоящего исследования необходимо рассмотреть территориальный спор между Марокко, Мавританией и Западной Сахарой, потому что данный конфликт является главным камнем преткновения на пути определения статуса Западной Сахары в международных отношениях. Для того, чтобы рассмотреть данную проблему необходимо обратиться к исследованиями в области региональных конфликтов в теории международных отношений.

        ООН не признает суверенитета над территорией Западной Сахары ни Марокко, ни САДР. Конкретный политический и легальный статус территории Западной Сахары находится под обсуждением с 1975 года, и остается важной региональной и международной проблемой. Важно отметить, что ООН дала территории Западной Сахары определенный статус много лет назад. ООН включает Западную Сахару в список несамоуправляющихся государств в качестве недеколонизированной территории.

        Периодические военные столкновения между фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко продолжались до 1991 года. В 1988 году стороны конфликта пришли к соглашению. Позже в том же году ООН и Организация Африканского Единства убедили стороны прекратить огонь и представили план по примирению двух сторон. План предусматривал разрешение западно-сахарской проблемы по средством предоставления коренному населению права на самоопределению через референдум.

Данный план урегулирования представлял собой соглашение между Королевском Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО. По условиям этого плана стороны должны были организовать референдум для решения судьбы народа Западной Сахары. По предположениям создателей плана, на референдуме коренные жители Западной Сахары должны были решить свое политическое будущее. По завершении референдума народ должен был решить два вопроса: обретать ли полную независимость или объединяться с Королевском Марокко.

Данное соглашение привело к тому, что в 1991 году было заключено перемирие при посредничестве ООН. Однако, несмотря на соглашение о прекращении огня, мелкие вооруженные столкновения происходят и по сей день. В том же году была создана миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС) для реализации права на самоопределение народа Западной Сахары. Референдум должен был проводиться в январе 1992 года, но этого не произошло. Несмотря на оказываемое давление международного сообщества, план по примирению не был применен полностью. План не удалось реализовать, поскольку стороны не смогли договориться о том, кто из жителей Западной Сахары имеет право голосовать.

Основным противником данного плана выступило Королевство Марокко. К 1996 годуГенеральный Секретарь ООН признал, что процесс идентификации избирателей был фактически остановлен. 17 марта 1997 года Генеральный Секретарь ООН назначил Джеймса Бейкера 3 своим личным посланником в Западную Сахару. Процесс по определению участников референдума, в соответствии с условиями плана урегулирования, был возобновлен.

Тем не менее, вскоре данный процесс столкнулся с новой проблемой. 15 июля 1999 года был опубликован предварительный список избирателей, затем 15 января 2000 года был опубликован второй предварительный список избирателей. Из 250 тысяч заявителей 86,5 тысяч человек получили право голоса на референдуме в соответствии с рекомендацией комиссии по идентификации. Большинство заявителей, которым было отказано в участии в референдуме, были переданы на рассмотрение Марокко. После публикации предварительных списков, Марокко подало 131 тысячу обращений от имени заявителей, которые ранее были предоставлены на рассмотрение Королевству Марокко.

После того как Марокко отказалось от претворения в жизнь плана по урегулированию конфликта посредством референдума, Бейкерпредложил несколько новых планов для разрешения конфликта. Каждый из этих планов предполагал проведение референдумов для реализации права на самоопределение народа Западной Сахары. Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций впервые начал предлагать политическое решение проблемы.

В начале 2000-х годов были предприняты новые попытки мирового сообщества по урегулированию конфликта. В мае 2001 года Бейкер предоставил на рассмотрение рамочное соглашение. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций опубликовала доклад[34], в рамках которого предлагался новый план по урегулированию многолетнего конфликта между Западной Сахарой и Королевством Марокко путем заключения рамочного соглашения.

Данное соглашение предписывало несколько условий. Во-первых, Марокко предоставлялся административный контроль над территорией Западной Сахары. Во-вторых, Мароккопредоставлялось право делегировать определенные управленческие полномочия коренным жителям Западной Сахары сроком на пять лет. По условиям рамочного соглашения, по истечении пяти лет должен был быть проведен референдум.

Рамочное соглашение имело два основных отличия от предыдущего плана урегулирования. План предполагал несколько новых условий. Первым новым предложением стало расширение числа избирателей, которые бы имели право принимать участие в референдуме. Расширение списка избирателей позволило бы всем людям, проживающим на территории в течение одного года до проведения референдума, голосовать. План предусматривал участие в голосовании западносахарцев без разделения их на коренных жителей и переселенцев. Таким образом, это якобы позволило бы голосовать и сотням тысяч людей, которые сумели переселиться на территорию Западной Сахары со времен начала марокканской оккупации.

 Во-вторых, к прежним условиям, которые включали в себя независимость Западной Сахары, либо ее интеграции с Марокко, добавилось положение, предполагавшее присвоение частичной автономии Западной Сахары в рамках суверенного государства Марокко[35].

В июне 2001 года Генеральный Секретарь полностью одобрил новый план и предложил официально отказаться от плана урегулирования в пользу рамочного соглашения. Однако, затем многие отмечали, что новый план мало чем отличается от предыдущего, поскольку проблема, связанная его применением остается. Новый план также как и предшествующий ему, предполагает решение, в результате которого останется один проигравший и одни выигравший. Более того, важным моментом в принятии нового плана стал тот факт, что в любом случае для реализации плана потребуется взаимное согласие двух сторон. Однако, учитывая все нововведения в план по урегулированию конфликта, рамочное соглашение былополностью отвергнуто Фронтом ПОЛИСАРИО.

В виду того, что Фронтом ПОЛИСАРИО было отвергнуто предложение о применении вышеупомянутого плана, Генеральный Секретарь Кофи Аннан в своем докладе от 2002 года выдвинул четыре варианта предложений на рассмотрение Советом Безопасности.

Первый вариант предусматривал возобновление попыток осуществления плана урегулирования, но, уже не требуя согласия обеих сторон до принятия мер. Это предложение было связано с предположением о том, что сторонам не удастся договориться и принять условия, предлагаемые Организацией Объединенных Наций.

 Во-вторых, было Дж. Бейкер предложил пересмотреть рамочное соглашение от 2001 учетом всех высказанных предложений сторонами конфликта. Новое соглашений было бы предоставлено на рассмотрение в Совет Безопасности. Утвержденный Советом Безопасности документ был бы передан на рассмотрение Королевству Марокко и Западной Сахаре на условиях невозможности ведения переговоров в отношении изменений условий данного договора.

В качестве третьего варианта разрешения проблемы было предложено обсуждение сторонами вопроса о возможном разделе территории. Однако, если договоренность не будет достигнута, то Личный посланник Дж. Бейкер предоставит собственный вариант по вопросу о разделе территории Совету Безопасности. После чего одобренный документ будет предоставлен на рассмотрение двум конфликтующим сторонам без возможности изменения условий в рамках переговорного процесса.

И, четвертым вариантом решения было предложение о прекращении деятельности МООНРЗС. ООН могла бы заявить о том, что она прекращает свою деятельность по урегулированию конфликта. Данный акт позволил бы побудить стороны пойти на действия, на которые добровольно каждая из сторон пойти не может[36].

В начале 2003 года Дж.Бейкер выдвинул новое предложение по разрешению проблемы Западной Сахары. Особенностью данного плана было предположение о том, что в условиях нового плана каждая сторона сможет получить справедливый шанс выиграть референдум по самоопределению.Новое предложение было схоже с рамочным соглашением, однако, предполагало несколько существенных изменений. Определенные изменения в условиях решения территориального спора затрагивали важные детали, связанные с правом на самоопределение народа.

Во-первых, в плане детально рассматривался вопрос о том, кто имеет право принимать участие в референдуме. Таким образом, произошел кардинальный пересмотр электората. Для того, чтобы принять участие в референдуме, избиратель должен был быть в предварительном списке, составленном МООНРЗС, или в списке на репатриацию, составленном УВКБ ООН(Агентстве ООН по делам беженцев) по состоянию на 31 октября 2000 года. А также избиратель должен был безвыездно проживать на территории Западной Сахары в течение определенного периода времени до 30 декабря 1999 года, т.е. до составления предварительных списков избирателей.

 Во-вторых, план предусматривал возможность предоставления Западной Сахаре полной независимости, наряду с пунктом, предложенным ранее о частичной автономии Западной Сахары в составе Королевства Марокко в рамках пятилетнего периода, после которого будет проведен референдум.

И, в конечном итоге, план подробно раскрывает вопрос об органе управления, который будет осуществлять контроль над территорией Западной Сахары в переходный период[37].

В мае 2003 года Генеральный Секретарь ООН публично объявил о своей поддержке Мирного плана. В июле Совет Безопасности ООН единогласно проголосовал за решение проблемы Западной Сахары с помощью предложенного плана. Генеральный Секретарь ООН описал данный план, как оптимальное политическое решение на основании согласия между двумя сторонами. В июле 2003 года он также призвал обе стороны к сотрудничеству с Организацией Объединенных Наций в вопросах, связанных с принятием и осуществлением данного плана .

Мирный план был полностью отклонен Королевством Марокко и принят Фронтом ПОЛИСАРИО, но с учетом некоторых важных замечаний. Марокко подтвердило свое согласие на проведение референдума для осуществления права народа Западной Сахары на самоопределение, с целью определения статуса Западной Сахары. Однако, выступило против условия, в котором указывается возможность предоставления независимости Западной Сахаре, даже если в голосовании примут участие все заявители, отклоненные комиссией по идентификации Своим главным условием Королевство Марокковыдвинуло предложение и предоставлении Западной Сахаре широкой автономии в рамках Королевства Марокко. 

В апреле 2004 года Дж. Бейкер ушел с должности Личного посланника Генерального Секретаря в Западной Сахаре. Позже, через 2 года, в апреле 2006 года Генеральный Секретарь ООН предоставил рекомендацию, в которой предложил оставить попытки по созданию планов урегулирования в пользу прямых переговоров между сторонами для поиска политического решения вопроса[38].

В апреле 2007 года обе стороны выступили с докладами в Совете Безопасности ООН. Данный акт побудил Совет Безопасности ООН выпустить резолюцию 1754, которая «призывает стороны без каких – либо предварительных условий добросовестно начать переговоры с учетом событий, происшедших за последние месяцы, в целях достижения справедливого, долговременного и взаимоприемлемого политического решения, которое будет предусматривать самоопределение народа Западной Сахары» .

Обе стороны принимали участие в формальных и неформальных переговорах с 2007 года. Совет Безопасности выпустил серию резолюций, в которых СБ призывает расширить круг полномочий МООНРЗ и количество переговоров под эгидой ООН «без каких-либо предварительных условий»[39].

Тем не менее, эти переговоры находятся в тупике, поскольку каждая сторона не собирается отказываться от своих условий. Королевством Марокко продолжает настаивать на широкой автономии Западной Сахары в составе Марокко. А Фронт ПОЛИСАРИО не соглашается принять план, при котором населению Западной Сахара не предоставляется условия обретения полной независимости.

К 1991 году самопровозглашенное государство САДР было признано более чем 50 государствами и рядом международных организаций. На сегодняшний день САДР является членом Африканского Союза (Организацией Африканского Единства – ОАЕ). Также САДР признали более 80 государств, однако, большая часть этих государств являются африканскими государствами. Из европейских государств только Албания признает САДР.

   

        

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...