Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема Западной Сахары во внутренней и внешней политике Марокко




Приоритетным направлением во внешней политике Королевства в период правления Мухаммада VI остался острый западно-сахарский вопрос, и целью на этом направлении является присоединение этих земель к Марокко.

Сама же западно-сахарская проблема заключается в том, что Марокко наотрез отказывается признавать право народа Западной Сахары на независимость, считая, что Марокко имеет все основания претендовать на эти территории. При этом Королевство не собирается ограничивать Западную Сахару в автономии, а напротив, предлагает региону расширенную автономию. Но и здесь есть свои подводные камни. Естественно то, что Рабат не спешит воплотить в жизнь возможность предоставления широкой автономии Западной Сахаре. И этому есть логичное объяснение. Ведь если эту возможность реализовать, другие народы, отличающиеся от идентичности марокканцев, тоже потребуют для себя подобного вида существования внутри Королевства.

Но Марокко не просто так претендует на эти территории, а имеет свои конкретные цели. Одной из главных целей является стремление Марокко иметь контроль над богатыми залежами полезных ископаемых и углеводородов[31].

Что же касается международного права, то, согласно его принципам, народ Западной Сахары имеет полное право претендовать на самоопределение, создание собственного государства и независимость. Но из-за пассивности мирового сообщества, непримиримости сторон конфликта, неэффективной деятельности ООН это право до сих пор не реализовано. 

В 2003 году Дж. Бейкером, госсекретарем США, был выдвинут план по урегулированию западно-сахарского конфликта, который предусматривал проведение референдума, но только после того, как истечёт пятилетний период, в течение которого Западная Сахара должна будет находиться под марокканским суверенитетом в качестве автономии. В ведение Марокко предполагалось передать вопросы правосудия, полиции, таможни, внешней и внутренней политики, валюты и государственного флага.

Однако поддержку этому плану выразили только европейские страны, видевшие в нём возможность сохранения стабильности в регионе, а сами конфликтующие стороны выразили своё несогласие с ним. Фронт ПОЛИСАРИО полагал, что переходный период может затянуться на длительный срок, в результате чего мировое сообщество забудет о проблеме Западной Сахары, а в Марокко полагали, что принятие этого плана будет означать признание права сахарцев на самоопределение.

На сегодняшний день независимость Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) признана в восьмидесяти странах, среди которых только одно европейское государство – Албания.

Единственным решением проблемы являются мирные переговоры. Но проблема в том, что обе конфликтующие стороны видят выход из сложившейся ситуации по-разному. Сахарцы хотят только лишь независимого государства, а Марокко выступает за предоставление сахарцам максимально широкой автономии.

К середине 2006 г. Марокко объявило о принятии нового плана по урегулированию западно-сахарской проблемы, предполагавшего сохранение всех политических, экономических, социальных и культурных прав сахарцев с предоставлением широчайшей автономии. Однако проект так и не был обнародован. Президент Сахарской Арабской Демократической Республики М. Абдульазиз отверг этот проект, назвав его «нежизнеспособным и неприемлемым»[32].

В марте 2006 года король Марокко Мухаммад VI обнародовал национальную инициативу по человеческому развитию на 2006 – 2010 гг. – план, предусматривавший осуществление различных социально-экономических проектов по обеспечению населения Западной Сахары питьевой водой, жильем и дорожной инфраструктурой. Также было объявлено о возрождении Королевского консультативного совета по делам Западной Сахары, который был создан королем Хасаном II в 1981 г., но фактически не функционировал.

Важно отметить, что Рабат, декларируя возможность предоставления широчайшей автономии Западной Сахаре в составе Марокко, вовсе не стремится начать воплощение этой декларации в жизнь. Ведь если дать обширные свободы Западной Сахаре с её собственным языком, культурной идентичностью и историей, которые отличаются от идентичности марокканцев, другие национальные группы (в первую очередь, берберы севера) тоже потребуют для себя подобных прав.

В настоящее время Арабский Запад страдает от конфликта, участниками которого являются Марокко и Алжир. Ситуация между этими государствами напоминает отношения, существовавшие во времена холодной войны. Причиной этому является то, что Алжир стал первым государством, признавшим САДР. Это вызвало возмущение в Марокко и Мавритании, которые поспешили разорвать с Алжиром дипломатические отношения. Алжир, в свою очередь, преследовал цель воспрепятствовать тесному сближению Марокко с Западом и укрепить свое влияние. По сей день противостояние Алжира с Марокко по поводу судьбы Западной Сахары остается одной из главных причин неурегулированности конфликта. Алжир оказывает помощь фронту ПОЛИСАРИО, предоставляя свои земли для создания партизанских баз Фронта и лагерей беженцев.

Король Марокко Мухаммад VI в одном из своих интервью завил: «Есть большая разница между тем, что говорит Алжир, и тем, что он делает. Нельзя, с одной стороны, утверждать, как член ООН свою приверженность такой принципиальной позиции, как самоопределение, а с другой, - вести злобную компанию против Марокко, будучи стороной, вовлеченной в конфликт. Первое – это нормально, второе я понять не могу»[33].

До сих пор в Марокко полагают, что война в Западной Сахаре – это результат противостояния с Алжиром, а не с ПОЛИСАРИО. Так отчасти считают и в ООН. Бывший Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своих докладах призывал Алжир приступить к скорейшим переговорам с Марокко для продвижения политического решения западно-сахарского конфликта.

    Однако на сегодняшний день этот конфликт принял новое обличие в виде борьбы с терроризмом. Алжиру удалось сформировать региональную коалицию, которая включает в себя Мавританию, Мали, Нигер, Чад, Буркина-Фасо с целью борьбы с «Аль-Каидой в исламском Магрибе». Страны-члены одобрили ведущую роль Алжира в формировании этого союза, членами которого не стали Ливия, Марокко и Тунис.

Спустя два месяца Марокко провело двусторонние военные учения совместно с США, что некоторые наблюдатели посчитали ответом Марокко на действия Алжира. По словам марокканской стороны, эти учения, получившие название «Африканский лев», были направлены на развитие координации и сотрудничества между вооруженными силами обеих стран и совместное освоение военной техники. В свою очередь, Алжир выразил своё беспокойство проведением этих учений, в которых он узрел брошенный Рабатом вызов. Однако США не ограничились совместными учениями лишь с Марокко и в октябре 2009 г. провели трехдневные совместные учения с ВМС Алжира. Среди целей учения были заявлены обеспечение безопасности на море, борьба с нелегальной миграцией, незаконной ловлей рыбы, искоренение пиратства и контрабанды наркотиков.

Становится очевидным, что подобного рода совместные учения на самом деле преследуют цель втянуть страны региона в международные блоки и союзы и дать тем самым возможность для еще большего внешнего вмешательства в дела входящих в них государств, пользуясь отсутствием координации между соседними странами.

Тем временем Марокко, помимо действий на международной арене по разрешению западно-сахарского конфликта, также работает над урегулированием этого вопроса и внутри страны, создавая соответствующие профильные институты власти. Так, в 2006 г. был учрежден Королевский консультативный совет по делам Сахары, занимающийся вопросами как общего, так и специального характера, касающимися защиты целостности территории, национального единства, экономического, социального и гуманитарного развития провинций юга. Данный орган осуществляет меры по сохранению культурных традиций, языковых особенностей и творческого наследия (хассани) этих провинций. Этот совет уполномочен прилагать усилия, нацеленные на соблюдение прав человека в южных провинциях и обеспечивать координацию с компетентными органами власти – в работе международных структур, на которых могут рассматриваться вопросы территориальной целостности или развития южных провинций Королевства.

Была сформирована и Национальная комиссия по международному гуманитарному праву, в обязанности которой вменялось заниматься правовой базой разрешения конфликтных ситуаций в южных провинциях региона, а также проводить работу по привлечению внимания общественности к западно-сахарской проблеме.

    ООН продолжает считать Западную Сахару территорией, которая должна быть деколонизирована, и не признает право Марокко на эти земли. ООН настаивает на проведении референдума по вопросу о самоопределении, но с каждым разом оценивает ситуацию все более пессимистично. Кроме того, по оценкам большинства аналитиков, за 15 лет посредничества в урегулировании западно-сахарского конфликта ООН показала неспособность найти приемлемое решение вопроса и отстоять свою позицию. Напротив, организация все время смягчала в своих резолюциях требования к Марокко, что, в свою очередь, дискредитировало принципы международного права, которые ООН должна отстаивать своими силами.

    В целом, стоит отметить, что позиция и роль ООН в конфликте вокруг Западной Сахары в очередной раз подтверждают необходимость реформирования организации, которая не справляется со своими обязанностями международного арбитра и гаранта мира и безопасности на планете.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...