Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каллиграфические навыки – навыки написания букв и буквосочетаний отдельно и в ПР.




Лекция ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

  1. Письмо и письменная речь ПР. Требования к базовому уровню владения П. Психолингвистические механизмы П
  2. Обучение технике П: каллиграфия, орфография.
  3. Этапы О ПР
  4. П как способ О и контроля

Письмо и письменная речь ПР

П – это величайшее приобретение человечества, каждого народа и конкретного человека. П. используется в разных областях жизнедеятельности человека: науке, культуре, СМИ, политике)

П – это общественное явление, позволяющее сохранять культурное наследие, «память поколений».

П.является фактором, способствующим развитию человечества. Это не природное, а общественное явление.

Основа П – графическая форма языка.  

П как вид РД – это речевой поток, зафиксированный графически, что позволяет вернуться к нему и прочесть еще раз. Написание – процесс фиксации речи, письменный текст – её результат. 

 

Выделяют Письмо (П) и Письменную речь (ПР), обучение П включает овладение графикой и орфографией, обучение ПР – овладение речевыми умениями.

ПР – это кодирование информации на основе графической системы.

 

В программах обучения ИЯ в СОШ Письмо чаще рассматривали как способ, а не цель обучения.            П – это цель и способ О ИЯ!

Роль П на разных ступенях обучения изменяется:

На Нач. Этапе – цель: овладение техникой П, формирование навыков, связанных со звуко-буквенными связями. П используется для обучения Чт, Устной Речи.

На Ср. этапе – цель: овладение орфографией и ПР, как способом отражения УР.

На Ст.Этапе - цель: развитие навыков ПР (и УР), усвоение орфографии новых языковых единиц. ПР становится важным способом самостоятельной работы над ИЯ.  

 

Требования к базовому уровню владения Письмом(изложены в государственном образовательном стандарте по ИЯ):

Овладение П предусматривает достижение элементарной коммуникативной компетенции, обеспечивающей умения осуществлять письменную коммуникацию в типовых ситуациях ежедневного общения:

1) заполнить анкету, опросник,

2) написать поздравительную открытку, 3) письмо другу, 4) записку, короткое сообщение.

Для достижения такого уровня ПР учащимся необходимо систематично выполнять конкретные коммуникативные задания:

Для анкеты: писать печатными буквами, писать адрес, дату рождения

Для открытки: писать адрес друга, дату, приветствие, выразить мысли, завершить.

Для письма: писать адрес, дату, приветствие, выразить мысли, сообщить и спросить информацию, завершить.

Для записки: точно написать необходимую информацию, оформить короткое сообщение, записку, точно выразить мысль.

Для плана прочитанного текста: записать основную мысль текста, основные факты, сформулировать свое отношение к прочитанному, оформить пункты плана.

При выполнении заданий возможны орфографические, грамматические и лексические ошибки, которые не мешают достижению коммуникативной цели.

ПРИМЕРЫ: 2 кл: -умеют написать свое имя и имена друзей, поздравление с праздником (днем рождения)

3 кл.: -умеют написать свой адрес,  оформить письмо, открытку

4 кл, 5 кл.: -умеют написать личное письмо с опорой на образец (8 предложений)

- -умеют написать короткую записку или сообщение с целью удовлетворения своих бытовых потребностей

Психолингвистические механизмы П

П. – сложный вид речевой деятельности, использующий все речевые анализаторы.

Как способ формирования и формулировки мыслей, письмо образуется с помощью речевых знаков, закрепленными разными нервными связями коры головного мозга в виде зрительных и рукомоторных образов, которые взаимодействуют со слуховыми и речедыхательными. При овладении грамотой, в дополнение к звуковым, появляются графические образы слов. Графические образы имеют рукомоторные параллели, контролирующиеся двигательным механизмом руки, которая пишет. Орфографический образ слов закрепляется в речевом механизме руки.

Уметь писатьозначает графически правильно изображать буквы алфавита,трансформировать в буквы звуки и звукосочетания, ассоциировать при этом звуковой, графический, кинестетический образы слова, словосочетания, ставить знаки пунктуации; оперировать языковыми структурами; уметь формировать свои мысли в письменной форме.

Процесс письменной речи начинается с внутренней речи. В ней готовится программа высказывания, проводится отбор лексических единиц, грамматическое оформление предложений, их логическое объединение в абзацы. Весь процесс состоит из внутреннего проговаривания и фиксации на бумаге проговоренного материала. По количеству операций письменное сообщение сложнее, чем устное. Но в спонтанном устном высказывании порождение речи и его звукового оформления является синхроническим и поэтому требует полной автоматизации в оперировании лексическим и грамматическим материалом.

Специфика письма как речевой деятельности, позволяет лучше продумать содержание и форму будущего высказывания, более четко совершать предыдущий синтез и ретроспективный анализ написанного.

 В результате регулярной тренировки в письменном высказывании ученики постепенно усваивают знания, процесс выбора слов, структур происходит быстрее; навыки письма становятся более стойкими. Умение письменного высказывания своих и чужих мыслей важно не только само по себе, но и как способ повышения уровня овладения устной речью.

Письмо является осознанным актом. На начальном этапе обучения письма, все элементы, формы, способы, которыми пользуется тот кто, пишет, для передачи нужного содержания является предметом его усвоения.

Объединение слухо-речевых образов внутренней речи и зрительно-двигательных образов в процессе письма обеспечивает комплексное усвоение знаний.Созданные таким способом стойкие ассоциации способствуют более эффективному восприятию, запоминанию и воссозданию материала. Участие всех анализаторов, взаимодействие анализа и синтеза, осознание и непроизвольность процессом письма обеспечивает глубину запоминания. Усвоенные путем письменных упражнений графические образы слов и структурных моделей предложений легче распознаются при зрительном восприятии. В письменной речи четче оказывается речевая природа связанного высказывания, состоящего из нескольких логично и структурно связанных между собой предложений. Совершенствуя устную речь, письмо способствует формированию навыков самоконтроля.

 

Структура П как вида РД

П на ИЯ – сложное речевое умение, дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние и сохранения во времени.(Словарь лингвистических терминов) 

СТРУКТУРА:

 

1. Мотивпоявляется, когда возникает потребность передать информацию письменно.

2. В А-С части мысль формируется и реализуется.Отбираются нужные слова, строится предложение, организуется связь между предложениями.

3. В исполнительской частипроисходит фиксация продукта письменной речи при помощью графических средств языка – П текста.

 

Связь письма с Ч и Г

П и Г – продуктивные виды РД (основа Г)  

П и Ч – в основе одна графическая система языка, устанавливаются графемно-фонемные соответствия: в П: от звуков к буквам, в Ч: от букв к звукам.

То есть при П происходит кодирование мысли с помощью графических символов.

 

2. Обучение технике П. Обучение: каллиграфии, орфографии

Цель: обучение технике П состоит в формировании у детей графических, каллиграфических и орфографических навыков

Рекомендуется обучение технике П начинать одновременно с овладением техникой Чтения, т.к. в основе – одна графическая система (разная направленность: от звуков к букве и vv. )

Каллиграфические навыки – навыки написания букв и буквосочетаний отдельно и в ПР.

Главное при обучении каллиграфии – четкость и нормативность написания букв.

Графика АЯ ( совокупность средств данной письменности) – латинская.

Существует в печатном и рукописном вариантах, которые содержат много несоответствий

Предлагается полупечатный шрифт (Print Script), совпадающий с печатным (за исключением a -, g)

Буквы (как и при Ч) делятся: 1) совпадающие по написанию с буквами родного языка, 2) частично совпадающие, 3) не совпадающие. – ПРИМЕРЫ

ТРУДНОСТИ:

1) в создании четких образов букв, частые ошибки:

- замена близких графем: b – d, d – g

- направление сходных элементов: t, f, l 

Упражнения: - на написание отдельных букв, буквосочетаний – некоммуникативные, необходимы задания игрового характера(квадрат с номерами букв в алфавите, каждой большой букве-маленькую) ПРИДУМАТЬ

 2. Орфографические навыки - навыки написания слов в соответствии с правилами использования письменных знаков в каждом конкретном слове

Правописание (система правил)

 В отличии от графики – орфография существует только одинвариант написания слова (остальные – ошибочные)

При обучении Орф помогает опора на принципы:

1) фонетический(«как слышим, так и пишем») sit, pig, pen, stand

2) морфологический (написание по правилам, не зависимо от фонетического звучания:

- написание е – take, lake

- замена y на i, e при добавлении -es, ed

- сохранение у при прибавлении – ing

- удвоение согласной для сохранения краткости гласной sit-sitting и т.д.

3) исторический (традиционный) принцип написания(исчезнувшие нормы, исторически сложившиеся – нельзя объяснить)daughter

70 % школьной лексики пишется по историческому принципу (4 и 5 группа)

Исходя из особенностей чтения и правописания, выделяют 5 групп слов:

1 группа–односложные слова с закрытым типом слога  bed, sit, this, shut

2 группа– слова с открытым типом слога nose, like

3 группа– слова, содержащие гласную + r: form, arm, first

4 группа– слова с типичными буквосочетаниями гласных:   ee, ea, oo, ou, oi, oy, ay, ei, ey, согласных: wh, wr. Сложность в неоднозначности звуко-буквенных соответствий: clean – head – break

5 группа– трудные слова answer, two, daughter

ТРУДНОСТИ:

1) в усвоении графемно-фонемных соответствий: буква «а» может передавать 7 фонем, звук f передается буквами и буквосочетаниями: f, ph, ff, gh - надо целенаправленно обучать графемно-фонемным соответствиям: sh, ch, ck, th, ng, wh, ea, oo, ou, ai, ow, al, ay, a, or, ir, er, ough, igh, ing, ce, tion

2) графемно-фонемных несоответствия в словах

Упражнения: 

1 подгруппа:

1) простое и усложненное списывание буквосочетаний (слов с ними), передающих звук _, (запишите слова с буквами: h, x, b:  help, box, hour, hiss, mix, climb, text, bomb), 

2) слова омофоны too –two, hour-our, see-sea (two to two to two two - 1.58-2.02)

3) сгруппируйте слова с буквой, допишите, заполните пропуски,кроссворды










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...