Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭТАПЫ О ДИР и СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция. ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ (Г)
Суть и характеристика ДиР. Типы диалогов. Особенности ДиР Этапы Обучения ДиР. Система упражнений
Суть и характеристика МР. Особенности МР Этапы О МР. Система упражнений Характеристика Г как вида речевой деятельности Говорение- продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержание Г– выражение мысли в устной форме. В основе Г– лежат произносительные, грамматические и лексические навыки. Обучение Г (О Г)– одно из основных направлений преподавания ИЯ (т.к. цель О ИЯ– коммуникат. компетенция, без О Г не возможен процесс коммуникации ) Гслужит средствомобщения (в устной форме) совместно с паралингвистикой (мимика, жесты) и праксемикой (движение, позы). Г как вид РД имеет 2 формы: монологическая и диалогическая речь. Диал.речь реализуется паралельно с аудированием. Как и любая деятельность,Акт Гвключает: 1) Определенную цель и мотив, в основе которых потребность 2) Предмет (мысли говорящего); 3) Продукт высказывания (диалог или монолог); 4) Результат (вербальная или невербальная реакция на высказывание) Процесс возникновения устного речевого высказывания был предметом изучения таких ученых: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и.т.д. Было установлено, что для возникновения устного речевого высказывания необходимо:
ХАРАКТЕРИСТИКИ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ: · Целенаправленность (соотнесение мотива и цели, высказывания и результата), · Продуктивность (содержание – факты, мысли; форма – меньше заученного выше продуктивность), · Самостоятельность (независимость от родного языка, опор), · Динамичность (перенос в новую ситацию), · Интегрированность (включает автоматизированные и не автомат. компоненты умения - мотивы, интересы, знания, жизненный опыт и т.д.) ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ Г Было установлено, что формирование механизма Г и его использование имеют место, когда происходит обмен сообщениями (Н.И. Жинкин). Общие механизмы двустороннего речевого общения: 1. Механизмы приема и выдачи сообщения, 2. Механизмы осмысления (анализ и синтез), 3. Механизм памяти (оперативная, долговременная), 4. Механизм опережающего синтеза (антиципация), 5. Механизм репродукции (По Е.П. Шубину в диалоге репродукция готовых блоков составляет 25%), 6. Механизм выбора (слов и грам.структур), 7. Механизм комбинирования известных слов и структур, 8. Механизм конструирования (на основе правил, моделей), 9. Механизм прогнозирования (антиципации) имеет 2 плана: структурный план – на уровне фразы, смысловой – чем завершится ситуация, 10. Механизм дискурсивности управляет процессом общения
ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ (ДиР) ДиР –процесс речевого взаимодействия 2 или более участников речи, где каждый выступает в качестве слушателя и говорящего. Единица О ДиР – микродиалог (несколько реплик, связанных по содержанию и форме). Коммуникативные функции ДиР: 1) Запрос информации - сообщение информации, 2) Предложение (просьба, приказ, совет) – принятие или непринятие предложения, 3) Обмен суждениями, мыслями, выражениями 4)Взаимоубеждения, обоснование своей точки зрения. Психологические характеристики ДиР: 1) Мотивированность (всегда есть), 2) Обращенность (происходит в контакте), 3) Ситуативность, 4) Эмоциональная окрашенность, 5) Спонтанность, 6) Двусторонний характер.
Компоненты коммуникативной ситуации: - коммуниканты и их отношения, - объект (предмет общения), - отношение субъекта (ов) к предмету разговора, - условия речевого акта. Структура диалога: состоит из отдельных взаимосвязанных высказываний. Высказывания одного собеседника - реплика. Диалогическое единство –совокупность реплик, характеризующихся структурной, интонационной и семантической завершенностью. 1-я реплика ДЕ – всегда инициативна (побуждает, руководит), 2-я – полностью реактивная, или (3) реактивно-инициативная. Ученики должны научиться: · Начинать разговор, используя инициативную реплику, · Правильно и быстро реагировать на инициативную реплику собеседника, · Поддерживать беседу – использовать реактивно-инициативную реплику. ВИДЫ ДИАЛОГОВ:
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ДИАЛОГОВ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ВИДЫ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНСТВ
Показатели сформированности умения вести диалог включают: 1) Умения начать диалог 2) Быстро реагировать 3) Поддерживать разговор 4) Стимулировть собеседника к высказыванию 5) Использовать ДЕ разных видов 6) Создавать диалоги разных функциональных типов 7) В случае необходимости прерывать беседу Языковые особенности ДИР: - готовые речевые единицы (клише, шаблоны), - неполные реплики (эллиптичность), - слова-«заполнители молчания» (look, well), - сокращенные формы слов (hasn’t, they’re). ТРУДНОСТИ ДИР 1) Диалог объединяет 2 вида речевой деятельности: аудирование и говорение. Трудность в том, что необходимо слушать и правильно понимать партнера и одновременно готовить ответ. 2) Диалог «замирает» из-за трудностей создания инициативных реплик 3) Непредсказуемость Подходы к формированию навыков и умений ДР: i. «сверху вниз»- прослушивание диалога и его вариаций, создание собственных диалогов ii. «снизу вверх» (от усвоения элементов диалога к самостоятельному созданию диалогов для определенной коммуникативной ситуации): ЭТАПЫ О ДИР и СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ |
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |