Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭТАПЫ О ДИР и СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ




Лекция. ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ (Г)

  1. Характеристика Г как вида речевой деятельности. Психофизиологический механизм Г
  2. Обучение диалогической речи (ДиР)

 Суть и характеристика ДиР. Типы диалогов. Особенности ДиР

Этапы Обучения ДиР. Система упражнений

  1. Обучение монологической речи (МР)

Суть и характеристика МР. Особенности МР

Этапы О МР. Система упражнений

Характеристика Г как вида речевой деятельности

Говорение- продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение.

Содержание Г– выражение мысли в устной форме.

В основе Г– лежат произносительные, грамматические и лексические навыки.

Обучение Г (О Г)– одно из основных направлений преподавания ИЯ (т.к. цель О ИЯ– коммуникат. компетенция, без О Г не возможен процесс коммуникации )

Гслужит средствомобщения (в устной форме) совместно с паралингвистикой (мимика, жесты) и праксемикой (движение, позы).

Г как вид РД имеет 2 формы: монологическая и диалогическая речь. Диал.речь реализуется паралельно с аудированием.

Как и любая деятельность,Акт Гвключает:

1) Определенную цель и мотив, в основе которых потребность

2) Предмет (мысли говорящего);

3) Продукт высказывания (диалог или монолог);

4)  Результат (вербальная или невербальная реакция на высказывание)

Процесс возникновения устного речевого высказывания был предметом изучения таких ученых: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и.т.д. Было установлено, что для возникновения устного речевого высказывания необходимо:

  1. Коммуникативное намерение (определяет роли участников общения, цель, содержание)
  2. Внутрення речь (кратка по форме)
  3. Внешняя речь (озвученная внутренняя речь)
  4. Необходимо наличие навыков Г (произносительных: артикуляционных и интонационных, грамматических, лексических) – операционный уровень
  5. Умения Г

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ:

· Целенаправленность (соотнесение мотива и цели, высказывания и результата),

· Продуктивность (содержание – факты, мысли; форма – меньше заученного выше продуктивность),

· Самостоятельность (независимость от родного языка, опор),

· Динамичность (перенос в новую ситацию),

· Интегрированность (включает автоматизированные и не автомат. компоненты умения - мотивы, интересы, знания, жизненный опыт и т.д.)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ Г

Было установлено, что формирование механизма Г и его использование имеют место, когда происходит обмен сообщениями (Н.И. Жинкин).

Общие механизмы двустороннего речевого общения:

1. Механизмы приема и выдачи сообщения,

2. Механизмы осмысления (анализ и синтез),

3. Механизм памяти (оперативная, долговременная),

4.  Механизм опережающего синтеза (антиципация),

5. Механизм репродукции (По Е.П. Шубину в диалоге репродукция готовых блоков составляет 25%),

6. Механизм выбора (слов и грам.структур),

7. Механизм комбинирования известных слов и структур,

8. Механизм конструирования (на основе правил, моделей),

9. Механизм прогнозирования (антиципации) имеет 2 плана: структурный план – на уровне фразы, смысловой – чем завершится ситуация,

10. Механизм дискурсивности управляет процессом общения  

 

ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ (ДиР)

ДиР –процесс речевого взаимодействия 2 или более участников речи, где каждый выступает в качестве слушателя и говорящего.

Единица О ДиР – микродиалог (несколько реплик, связанных по содержанию и форме).

Коммуникативные функции ДиР:

1) Запрос информации - сообщение информации,

2) Предложение (просьба, приказ, совет) – принятие или непринятие предложения,

3) Обмен суждениями, мыслями, выражениями

4)Взаимоубеждения, обоснование своей точки зрения.

Психологические характеристики ДиР:

1) Мотивированность (всегда есть),

2) Обращенность (происходит в контакте),

3) Ситуативность,

4) Эмоциональная окрашенность,

5)  Спонтанность,

6) Двусторонний характер.

 

Компоненты коммуникативной ситуации:

- коммуниканты и их отношения,

- объект (предмет общения),

- отношение субъекта (ов) к предмету разговора,

- условия речевого акта.

Структура диалога: состоит из отдельных взаимосвязанных высказываний. Высказывания одного собеседника - реплика.

Диалогическое единство –совокупность реплик, характеризующихся структурной, интонационной и семантической завершенностью.

1-я реплика ДЕ – всегда инициативна (побуждает, руководит),

2-я – полностью реактивная, или (3) реактивно-инициативная.

Ученики должны научиться:

· Начинать разговор, используя инициативную реплику,

· Правильно и быстро реагировать на инициативную реплику собеседника,

· Поддерживать беседу – использовать реактивно-инициативную реплику.

ВИДЫ ДИАЛОГОВ:

Группы ДЕ Виды ДЕ
1   Сообщение-сообщение, сообщение-вопрос, сообщение- предложение (приказ)
II Предложение – согласие, предложение-ответ, предложение-вопрос
III Вопрос – ответ на вопрос, вопрос – контрвопрос
IV Приветствие- приветствие, приветствие-прощание, пожелание удачи - реакция

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ДИАЛОГОВ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ВИДЫ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНСТВ

 

Функциональные типы диалогов Виды ДЕ
диалог-расспрос Вопрос - ответ, сообщение - вопрос, сообщение -ответ+сообщение, сообщение - сообщение, сообщение – сообщение в ответ + дополнит. сообщение
диалог-договоренность   Вопрос-ответ+сообщение, сообщение – сообщение в ответ + дополнит. сообщение, сообщение – сообщение в ответ + вопрос, предложение (приказ) – согласие, отказ, вопрос-ответ, сообщение - вопрос
Диалог-обмен впечатлениями Сообщение-сообщение, вопрос-ответ+сообщение, сообщение - вопрос, сообщение – сообщение в ответ + допол.сообщения
Диалог-дисскусия Вопрос-ответ, сообщение-сообщение, сообщение-ответ, сообщение – сообщение в ответ + дополнит. сообщение

Показатели сформированности умения вести диалог включают:

1) Умения начать диалог

2) Быстро реагировать

3) Поддерживать разговор

4) Стимулировть собеседника к высказыванию

5) Использовать ДЕ разных видов

6) Создавать диалоги разных функциональных типов

7) В случае необходимости прерывать беседу

Языковые особенности ДИР:

- готовые речевые единицы (клише, шаблоны),

- неполные реплики (эллиптичность),

- слова-«заполнители молчания» (look, well),

- сокращенные формы слов (hasn’t, they’re).

            ТРУДНОСТИ ДИР

1) Диалог объединяет 2 вида речевой деятельности: аудирование и говорение. Трудность в том, что необходимо слушать и правильно понимать партнера и одновременно готовить ответ.

2) Диалог «замирает» из-за трудностей создания инициативных реплик

3) Непредсказуемость

Подходы к формированию навыков и умений ДР:

i.  «сверху вниз»- прослушивание диалога и его вариаций, создание собственных диалогов

ii. «снизу вверх» (от усвоения элементов диалога к самостоятельному созданию диалогов для определенной коммуникативной ситуации): 

ЭТАПЫ О ДИР и СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 143.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...