Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ А. УПРАЖНЕНИЯ НА АСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция. Обучение аудированию (А)
Аудирование – понимание воспринимаемой на слух речи. А – перцептивная (восприятие, перцепция) мыслительная ( связана с анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием и т.д.) мнемическая (происходит выделение информативных признаков, формирование образа, узнавание в результате сравнения с эталоном в памяти) деятельность А является основой общения, с него начинается устная коммуникация. Без А не может быть нормативного Говорения. Выделяют 2 вида А: А с полным пониманием и А основного содержания услышанного. На НЭ важно полное понимание. Основные черты А как РД: 1) по характеру речевого общения, А и Г относятся к видам РД, реализуемым через непосредственное общение (м.б. и технические средства), в противоположность Ч и П. 2) по роли в процессе общения А является реактивнымвидом РД (как и Ч), в отличие от инициальных видов РД – Г и П) 3) по направленности на прием и выдачу речевой информации, А (и Ч) является рецептивным видом РД 4) по форме протекания процесса А - внутренняя форма, невыраженная внешне ( в отличие от Г и П). Предметом А является чужая идея, которая закодирована в аудиотексте и которую надо распознать 5) продуктом А является мыслевывод (умовмвід), результатом – понимание текста. А является комплексной Р мыслительной Д и базируется на природной способности, которая формируется в процессе индивидуального развития человека. Важнейшие факторы формирования способности А: - перцептивные и речемоторные предпосылки, - общие интеллектуальные предпосылки, - фактические знания, - З и У в РЯ, - ИЯ З и У, - мотивация.
ТРЕБОВАНИЯ К БАЗОВОМУ УРОВНЮ ВЛАДЕНИЯ А На базовом уровне А рассматривается как компонент устно-речевого общения. Как самостоятельный вид РД А означает восприятие на слух и понимание текстов с разной глубиной и полнотой проникновения в их содержание (А с полным пониманием и А основного содержания услышанного). Элементарная коммуникативная компетенция в А, это:
Превышение этого уровня предусматривает формирование в учениках: - Умение понимать основное содержание прослушанных текстов разного характера, которые содержат незначительное количество незнакомых слов.
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТАМ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ Материальная основа А - это аудиотекст.Как всякий текст он имеет композицию, структуру и смысловую организацию. В отличие от письменного текста, он: - интонационно оформлен, - имеет темп (прочтения), - обладает однократность и необратимостью (исполнения). В СОШ используется 2 вида текстов: тексты-описания и тексты-сообщения. ТЕКСТЫ-ОПИСАНИЯ –представлена совокупность признаков объекта и фактов, объединенных темой. Логические связи между фактами не стойкие, возможны перестановки. В таком тексте трудно выделить главную мысль, понимание текста определяется суммой фактов. Такой текст составлен (в основном) из простых предложений с однородными членами. Вариативность синтаксических структур ограничена. ФАБУЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ-СООБЩЕНИЯ – имеют логику, описывают действия персонажей. В них легко выделить основное и второстепенное. Отдельные факты связаны логико-смысловыми связями. Понимание текста невозможно без понимания отдельных фактов, что предполагает осмысление информации, связанной с фактами. Предполагается вариативность синтаксических структур. Тексты обладают языковыми характеристиками: 1) на уровне фонетики: не точная интерпретация текста из-за фонетической редукции, ассимиляции, слития звуков, 2) на уровне лексики: восприятие коротких и длинных слов, омофоны 3) на уровне грамматики: порядок слов, вводные слова ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТАМ: - информативность, - интересная фабула, - аутентичность, - доступным по содержанию, - доступными по темпу и объему, - монотематичными. ТИПЫ ТЕКСТОВ: 1) речь партнера в стандартной ситуации общения, 2) сообщение программ, прогноза погоды (по радио, ТВ) 3) фабульные тексты, размышления, описания. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АУДИРОВАНИЯ В реальной коммуникации А занимает 40-50% времени. В СОШ – 57% времени на уроке. А – основной источник знаний о языке и важный способ практики. Пс. Механизм А - механизм восприятия речи и отдельно механизм антиципации (вероятностного прогнозирования смыслового содержания). Структура А включает 3 составляющие: 1) побудительно-мотивационную (Цель А - осмысление полученного речевого сообщения), 2) аналитико-синтетическую (включает обработку полученного речевого сигнала), 3) исполнительскую. Речевое сообщение (сигнал) имеет смысловой и акустический планы – в этом сложность его обработки. Глубина понимания определяется уровнем: 1 уровень - понимание буквального и поверхностного значения текста на основе основных фактов, 2 уровень – понимание глубинного ситуативного значения текста. МЕХАНИЗМ: 1. восприятие речи (слушатель преобразует звуковые образы в артикуляционные). Точность внутренней имитации определяет будущее понимание. Правильность озвучивания определяется сформированностью навыков говорения во внешней речи. На начальном этапе поэтому так важно параллельно развивать Г и А и Чтение вслух – что позволяет установить прочные связи между артикуляцией и слуховым восприятием. 2. Механизм сегментирования речевого потока позволяет выделить отдельные лексико-грамматические единицы и понять их смысл 3. Механизм оперативной памяти - определяет объем единиц восприятия. 4. Механизм антиципации или вероятностного прогнозирования – способность понять контекст. 5. Механизм долговременной памяти позволяет находить для речевого сигнала стереотипы, хранящиеся в нашей памяти. 6. Механизм осмысления – позволяет трансформировать словесную информацию в образную, концентрировать информацию.
ТРУДНОСТИ А Трудности при О А: І. Субъективные:1) индивидуальные особенности: умение слушать, быстро реагировать, умение переключаться с одной мыслительной операции на другую; 2) индивидуально-психологические: уровень развития речевого слуха, слуховой памяти, внимание ІІ. Объективные: 1) связанные с языковой формой (фонетические, лексические и грамматические) 2) связанные с содержанием (- понимание предметного смысла (что, с кем, где, когда), - понимание логики текста (связь между фактами), - понимание общих идей, мотивов), 3) связанные с условиями предъявления текста (количество прослушиваний, темп речи 140-150 слов в мин., источник А, опоры и ориентиры), 4) связанные с восприятием вида речи (монолог, диалог) Для преодоления трудностейобъективного плана необходимо: - учитывать особенности А (ритмику, паузацию, мелодику и логику) - опору на речевую ситуацию, - выделяются смысловые ориентиры: отдельные слова (перед А), картинки, схемы. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ А. УПРАЖНЕНИЯ НА А В методическом плане О А – специально организованная программа действий с текстом, который воспринимается на слух. Так как А – внутренняя деятельность, которую трудно контролировать, то необходимо постепенно обучать определенным действиям, составляющим процесс А. ВЫДЕЛЯЮТ такие этапы О А (на каждом из которых формируются механизмы А речевых единиц разных уровней): На уровне фразы - понимание сообщений данного уровня на знакомом материале (реакция –невербальная) - понимание сообщений данного уровня на незнакомом материале (реакция - вербальная) - распознавание начала и конца сообщения |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 145. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |