Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ А. УПРАЖНЕНИЯ НА А




Лекция. Обучение аудированию (А)

  1. А как вид речевой деятельности
  2. Требования к базовому уровню владения А. Требования к текстам.
  3. Трудности А
  4. Этапы обучения А. Упражнения на А
  1. АУДИРОВАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аудирование – понимание воспринимаемой на слух речи.

А – перцептивная (восприятие, перцепция) мыслительная ( связана с анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием и т.д.) мнемическая (происходит выделение информативных признаков, формирование образа, узнавание в результате сравнения с эталоном в памяти) деятельность

А является основой общения, с него начинается устная коммуникация.

Без А не может быть нормативного Говорения.

Выделяют 2 вида А: А с полным пониманием и А основного содержания услышанного.

На НЭ важно полное понимание.

Основные черты А как РД:

1) по характеру речевого общения, А и Г относятся к видам РД, реализуемым через непосредственное общение (м.б. и технические средства), в противоположность Ч и П.

2) по роли в процессе общения А является реактивнымвидом РД (как и Ч), в отличие от инициальных видов РД – Г и П)

3)  по направленности на прием и выдачу речевой информации, А (и Ч) является рецептивным видом РД

4) по форме протекания процесса А - внутренняя форма, невыраженная внешне ( в отличие от Г и П). Предметом А является чужая идея, которая закодирована в аудиотексте и которую надо распознать

5) продуктом А является мыслевывод (умовмвід), результатом – понимание текста.

       А является комплексной Р мыслительной Д и базируется на природной способности, которая формируется в процессе индивидуального развития человека. Важнейшие факторы формирования способности А:

- перцептивные и речемоторные предпосылки,

- общие интеллектуальные предпосылки,

- фактические знания,

- З и У в РЯ,

- ИЯ З и У,

- мотивация.

 

ТРЕБОВАНИЯ К БАЗОВОМУ УРОВНЮ ВЛАДЕНИЯ А

На базовом уровне А рассматривается как компонент устно-речевого общения.

Как самостоятельный вид РД А означает восприятие на слух и понимание текстов с разной глубиной и полнотой проникновения в их содержание (А с полным пониманием и А основного содержания услышанного).

Элементарная коммуникативная компетенция в А, это:

  • Умение понимать речь (литературную и разговорную) носителя языка в ситуации повседневного общения, связанную с реализацией простейших потребностей человека (получение и передача информации)
  •  Умение определять тему и цель беседы, ее основное содержание, при возникновении трудностей, обратиться с просьбой повторить непонятное, объяснить незнакомые слова
  • Умение в условиях опосредованного восприятия сообщения (прогноз погоды по радио) понять основное содержание аудиотекста
  • Умение полно и точно понять высказывания учителя и одноклассников, короткие сообщения, которые касаются учебно-трудовой и социально-бытовой сфер общения.

Превышение этого уровня предусматривает формирование в учениках:

- Умение понимать основное содержание прослушанных текстов разного характера, которые содержат незначительное количество незнакомых слов.  

 

 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТАМ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ

Материальная основа А - это аудиотекст.Как всякий текст он имеет композицию, структуру и смысловую организацию.

В отличие от письменного текста, он:

- интонационно оформлен,

- имеет темп (прочтения),

- обладает однократность и необратимостью (исполнения).

В СОШ используется 2 вида текстов: тексты-описания и тексты-сообщения.

ТЕКСТЫ-ОПИСАНИЯ –представлена совокупность признаков объекта и фактов, объединенных темой. Логические связи между фактами не стойкие, возможны перестановки. В таком тексте трудно выделить главную мысль, понимание текста определяется суммой фактов. Такой текст составлен (в основном) из простых предложений с однородными членами. Вариативность синтаксических структур ограничена.  

ФАБУЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ-СООБЩЕНИЯ – имеют логику, описывают действия персонажей. В них легко выделить основное и второстепенное. Отдельные факты связаны логико-смысловыми связями. Понимание текста невозможно без понимания отдельных фактов, что предполагает осмысление информации, связанной с фактами. Предполагается вариативность синтаксических структур.

 Тексты обладают языковыми характеристиками:

1) на уровне фонетики: не точная интерпретация текста из-за фонетической редукции, ассимиляции, слития звуков,

2) на уровне лексики: восприятие коротких и длинных слов, омофоны

3) на уровне грамматики: порядок слов, вводные слова

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТАМ:

- информативность,

- интересная фабула,

- аутентичность,

- доступным по содержанию,

- доступными по темпу и объему,

- монотематичными.

ТИПЫ ТЕКСТОВ: 1) речь партнера в стандартной ситуации общения,

2) сообщение программ, прогноза погоды (по радио, ТВ)

3) фабульные тексты, размышления, описания.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АУДИРОВАНИЯ

В реальной коммуникации А занимает 40-50% времени.

В СОШ – 57% времени на уроке. А – основной источник знаний о языке и важный способ практики.

Пс. Механизм А - механизм восприятия речи и отдельно механизм антиципации (вероятностного прогнозирования смыслового содержания).

Структура А включает 3 составляющие: 1) побудительно-мотивационную (Цель А - осмысление полученного речевого сообщения), 2) аналитико-синтетическую (включает обработку полученного речевого сигнала), 3) исполнительскую.

Речевое сообщение (сигнал) имеет смысловой и акустический планы – в этом сложность его обработки.

Глубина понимания определяется уровнем: 1 уровень - понимание буквального и поверхностного значения текста на основе основных фактов, 2 уровень – понимание глубинного ситуативного значения текста.  

МЕХАНИЗМ: 1. восприятие речи (слушатель преобразует звуковые образы в артикуляционные). Точность внутренней имитации определяет будущее понимание. Правильность озвучивания определяется сформированностью навыков говорения во внешней речи. На начальном этапе поэтому так важно параллельно развивать Г и А и Чтение вслух – что позволяет установить прочные связи между артикуляцией и слуховым восприятием.

 2. Механизм сегментирования речевого потока позволяет выделить отдельные лексико-грамматические единицы и понять их смысл

3. Механизм оперативной памяти - определяет объем единиц восприятия.

4. Механизм антиципации или вероятностного прогнозирования – способность понять контекст.

5. Механизм долговременной памяти позволяет находить для речевого сигнала стереотипы, хранящиеся в нашей памяти.

6. Механизм осмысления – позволяет трансформировать словесную информацию в образную, концентрировать информацию.

   

ТРУДНОСТИ А

Трудности при О А:

І. Субъективные:1) индивидуальные особенности: умение слушать, быстро реагировать, умение переключаться с одной мыслительной операции на другую;

                        2) индивидуально-психологические: уровень развития речевого слуха, слуховой памяти, внимание

ІІ. Объективные:

1) связанные с языковой формой (фонетические, лексические и грамматические)

2) связанные с содержанием (- понимание предметного смысла (что, с кем, где, когда), - понимание логики текста (связь между фактами), - понимание общих идей, мотивов),

3) связанные с условиями предъявления текста (количество прослушиваний, темп речи 140-150 слов в мин., источник А, опоры и ориентиры),

4) связанные с восприятием вида речи (монолог, диалог)

Для преодоления трудностейобъективного плана необходимо:

- учитывать особенности А (ритмику, паузацию, мелодику и логику)

- опору на речевую ситуацию,

- выделяются смысловые ориентиры: отдельные слова (перед А), картинки, схемы.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ А. УПРАЖНЕНИЯ НА А

В методическом плане О А – специально организованная программа действий с текстом, который воспринимается на слух.

Так как А – внутренняя деятельность, которую трудно контролировать, то необходимо постепенно обучать определенным действиям, составляющим процесс А.

ВЫДЕЛЯЮТ такие этапы О А (на каждом из которых формируются механизмы А речевых единиц разных уровней):

На уровне фразы

- понимание сообщений данного уровня на знакомом материале (реакция –невербальная)

- понимание сообщений данного уровня на незнакомом материале (реакция - вербальная)

- распознавание начала и конца сообщения










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 145.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...