Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИТОГОВОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО
1. Какими личностными качествами должен обладать специалист в вашей профессиональной области? 2. Определите тип вашего темперамента и особенности его влияния на вашу самоорганизацию. 3. Тип вашей самооценки и его влияние на ваше самообразование. 4. Приведите пример вашего волевого поведения в рамках вашей самоорганизации. 5. Как ваша самоорганизация повлияла на развитие ваших способностей? Определите ваши способности. 6. Какие способы самоорганизации вы используете в повседневной жизни и в учебной деятельности? 7. Какие виды самообразования вы применяете в своей жизни? 8. Какие мнемотехнические приемы вы используете в процессе самообразования? 9. Какие способы восстановления работоспособности вы применяете в своей жизни? 10. Занимаетесь ли вы самообразованием в процессе обучения в вузе? Каковы при этом ваши мотивы и потребности? 11. Какие методы самообразования вы используете? 12. Какие технологии тайм-менеджмента вы используете регулярно? 13. Выберите любую деятельность, которой вы занимались вчера, и определите ее психологическую структуру. 14. Какие психические явления задействованы у Вас в процессе самоорганизации и самообразования? Каким образом? 15.Какие компьютерные технологии вы используете в процессе самоорганизации и самообразования? ПАМЯТКА ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕЦЕНЗИИ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ ДРУГОГО СТУДЕНТА
1. Ознакомьтесь с выданной Вам контрольной работой. 2. При написании рецензии необходимо выделить достоинства и недостатки работы, подчеркнуть актуальность темы. 3. В процессе выполнения задания опирайтесь на следующие «клишированные» фразы и словосочетания: · В работе … рассматривается система …. · Во введении указывается, что … · Автор считает, что … · Принципы и формы …. исследуются в главе …. · Говоря о соотношении …., автор подчеркивает …. · Также обращается внимание на …. · В третьей главе исследуется …., рассматривается роль … · Таким образом, автор приходит к выводу о том, что … ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА 1. Основные категории психологии самоорганизации и самообразования: психология, самоорганизация, самообразование, саморазвитие. Психология: особенности, место в системе научного познания. Виды психических явлений. 2. Сознание и самосознание как условия активной самоорганизации личности. 3. Самообразование: виды, принципы, этапы. Содержание и структура непрерывного образования. 4. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Основные характеристики личности. 5. Развитие личности в онтогенезе: основные психологические особенности. Взаимосвязь с самоорганизацией. 6. Самооценка как центральное образование личности. Взаимосвязь самооценки, самоорганизации, самообразования. 7. Понятия успеха и успешности в самообразовании. 8. Темперамент: физиологические основы, психологическая характеристика. 9. Характер: понятие, проявление, черты. Формирование характера. Влияние на самоорганизацию. 10. Способности: понятие, классификация, уровни, развитие. Развитие способностей как результат эффективно организованного самообразования. 11. Потребности: понятие, виды, связь с мотивами. Удовлетворение потребностей в процессе самообразования. 12. Мотивация как ведущий фактор самоорганизации и самообразования. Виды мотивов. 13. Самоорганизация как способность к саморегуляции. Способы саморегуляции. 14. Регуляторная роль психических эмоциональных состояний в самоорганизации субъекта: настроение, стресс, аффект, страсть, фрустрация, тревога. 15. Воля как один из механизмов самоорганизации. Формирование волевых качеств. Функции воли. Структура волевого акта поведения. 16. Ощущение и восприятие: общие и отличительные черты. 17. Внимание: виды, свойства, развитие, значение в процессе самообразования. 18. Память: виды, процессы, закономерности, значение в процессе самообразования. Мнемотехнические приемы. 19. Мышление: понятие, виды, мыслительные операции. Креативность мышления как одно из основных качеств личности с высокой самоорганизацией. Интеллект как механизм самоорганизации. Виды и развитие интеллекта. 20. Влияние самообразования на развитие речи. Виды и характеристики речи. 21. Воображение: понятие, виды, приемы, взаимосвязь с самообразованием. 22. Понятие и специфика профессиональной деятельности. Разнообразие профессиональной деятельности на современном российском рынке труда. 23. Работоспособность как фактор самоорганизации и самообразования: понятие, условия. Способы восстановления работоспособности. 24. Деятельность как психологическая категория: основные виды, структура. Цель как условие успешной самоорганизации и самообразования. 25. Познавательная деятельность как базис самообразования. 26. Технологии управления своим временем (тайм-менеджмент). 27. Понятие, структура, функции коммуникации. Психологические барьеры коммуникации и способы их преодоления. Вербальный и невербальный язык общения. 28. Психология эффективного взаимодействия в условиях современного самообразования: взаимодействие с обучающими, менеджерами образования, сокурсниками в формате непосредственной и опосредованной коммуникации (дистанционного образования). 29. Роль современных компьютерных технологий в самоорганизации и самообразовании личности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Психология и педагогика: конспект лекций / сост. Жученко О.А. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014 . – 89 с. Дополнительная литература 1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. Аспект Пресс, 2001. - 375 с. 2. Аристова, И.Л. Психология. Мотивация, эмоции, воля / И.Л. Аристова. - Владивосток: ДВГУ, 2003 . - 104 с. 3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 1998 . - 334 с. 4. Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. - М.: Изд-во МГУ, 1980 . - 439 с. 5. Климов, Е.А. Основы психологии / Е.А. Климов. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. - 295 с. 6. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика / Т.Д. Марцинковская. - М.: Проспект, 2013. - 459 с. 7. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2007. 8. Нуркова, В.В. Общая психология / В.В. Нуркова. - М.: Юрайт, 2013 . -604 с. 9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 712 с. 10. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. - СПб.: Питер, 2008. - 591 с. Интернет-ресурсы · http://cyberleninka.ru Научная электронная библиотека «Киберленинка» · http://e.lanbook.com (выход с библиотеки ИжГСХА) · http://ebs.rgazu.ru (выход с библиотеки ИжГСХА) · http://psyfactor.org · http://vocabulary.ru Национальная психологическая энциклопедия · http://www.psychologos.ru · www.adlog.narod.ru (сайт О.А. Жученко) · www.azps.ru · www.koob.ru · www.psychology.net.ru · www.rucont.ru (выход с библиотеки ИжГСХА) · www.univertv.ru СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ АБСТРАКЦИЯ — мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения. АССЕРТИВНОСТЬ (англ. Assert «настаивать на своем») - поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах. АФФЕКТ — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. ВЕРБАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕНИЯ — относящийся к звуковой человеческой речи, к словам. Внимание – психический познавательный процесс, направленный на улучшение деятельности и имеющий свои характеристики. ВОЛЯ— психический процесс человека, проявляющийся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Воображение — психический познавательный процесс, в результате которого на основе имеющихся знаний, представлений, накопленного опыта создаются новые образы, идеи. Воспитание – процесс планомерного и целенаправленного воздействия на сознание, чувства и волю людей в целях формирования у них мировоззрения. Восприятие — психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов, явлений в целом. Завершается формированием образа. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека. ГЕНИАЛЬНОСТЬ — наивысшая степень одаренности, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств. ЗАДАТКИ — органические, наследственно закрепленные предпосылки к развитию способностей. ЗАПОМИНАНИЕ — один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм. ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. ИНСАЙТ (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал. ИНТЕЛЛЕКТ – глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть способность адаптироваться к окружающей среде. ИНТРОВЕРСИЯ — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (IQ) — числовой показатель умственного развития человека, получаемый в результате применения специальных тестов, предназначенных для количественной оценки уровня развития интеллекта человека. КРИЗИС — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Кризис возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую. ЛИЧНОСТЬ — сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенные общественные функции. МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ — память, связанная с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без переработки информации. Мгновенная память действует, как правило, только во время самого процесса восприятия. Меланхолик – тип темперамента, характеризующийся слабым, неуравновешенным типом нервной системы. МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ — работник, профессионально осуществляющий функции управления образованием на основе современных научных методов руководства. МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы. МОТИВ – побуждение к деятельности, направленное на удовлетворение потребностей. МОТИВАЦИЯ — сложное объединение движущих сил поведения: потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Мышление – процесс опосредствованного отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира. Наблюдение – общенаучный метод исследования, который в психологии и педагогике предполагает целенаправленную, систематическую визуальную фиксацию исследователем психолого-педагогических явлений. Навык – сознательное действие человека, доведенного до автоматизма. Направленность личности – психическое свойство личности, определяемое мировоззрением, системой потребностей, преобладающих мотивов и выражающееся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, стремлениях к активной деятельности для их достижения. Настроение – более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — не связанные с языком, речью. К ним относятся мимика, жесты, интонация, пространство, паузы и т.д. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – содержательная структура и организационная композиция образовательной системы (охват образованием всей жизни человека). Непрерывное образование — это все формы и типы образования, получаемые лицами после завершения традиционного образования. Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и умений, развития ума и чувств, формирования мировоззрения и познавательных процессов. ОБЩЕНИЕ – сложный процесс установления контактов между людьми, возникающий в процессе совместной деятельности. ОДАРЕННОСТЬ — совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку. ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия, операции или задачи. ОПЕРАЦИЯ — компонент деятельности, представляющий собой ряд актов, связанных друг с другом определенным образом, направленных на достижение результата. ОЩУЩЕНИЕ— психический познавательный процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений свойств окружающего мира. Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании жизненного опыта. ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения. ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на хранение информации в течение нескольких десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память. Познавательные психологические процессы– психологические процессы, обеспечивающие познание человеком окружающего мира. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Потребность – объективная нужда в чем-либо, что находится вне организма и необходимо для его функционирования. Психика – свойство высокоорганизованной материи, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика является предметом психологии. ПСИХОЛОГИЯ – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. РЕЧЬ — психический познавательный процесс обмена мыслями посредством языка. Самовоспитание – отражает целенаправленную сознательную деятельность человека по формированию и по преодолению отдельных отрицательных качеств, привычек. САМООБРАЗОВАНИЕ — самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте. САМООРГАНИЗАЦИЯ — способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием, волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. САМООЦЕНКА — это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. САМОРЕГУЛЯЦИЯ ОСОЗНАННАЯ – системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно регулирующей достижение принимаемых им целей. САМОСОЗНАНИЕ — совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка). САНГВИНИК — тип темперамента, характеризующийся сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Сознание – высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – качество личности, проявляющееся в нравственной зрелости, активной жизненной позиции. СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. СТРАСТЬ— сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. СТРЕСС — неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. СУБЪЕКТ — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 375. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |