Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модуль 3. Самоорганизация и самообразование в профессиональной деятельности и коммуникации




ПСИХОЛОГИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ

Методические указания

для студентов заочной формы обучения

 

 

Составители:

О.А. Жученко

О.В Кубашева

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

2016

УДК 378.015.3(078)

ББК 88.4я73

П 86

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, протокол № ____ от «____» ___________ 2016 г.

 

Рецензент:

 

Составители:

О.А. Жученко – ст. преподаватель кафедры философии

О.В. Кубашева — ст. преподаватель кафедры философии

 

П 86 Психология самоорганизации и самообразования: методические указания для студентов заочной формы обучения / сост. О.А. Жученко, О.В. Кубашева. – Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016. – 39 с.

 

Методические указания составлены на основе ФГОС ВО, учебного плана, рабочей программы по дисциплине «Психология самоорганизации и самообразования».

Указания содержат методические рекомендации для студентов, тематику лекционных и семинарских занятий, вопросы для самоконтроля, темы контрольных работ, практические задания, список литературы, вопросы для зачета, приложения.

Методические указания рекомендованы для студентов заочной формы обучения всех направлений подготовки.

 

УДК 378.015.3(078)

ББК 88.4я73

 

© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016

© Жученко О.А., сост., 2016

© Кубашева О.В., сост., 2016

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.............................................................................................................. 6

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ...................................................................... 7

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И ИХ ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН........................................... 8

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ............................................................. 9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ............................................................................................................................ 10

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ..................................................................... 12

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ................................................... 14

ИТОГОВОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО........................................ 21

ПАМЯТКА ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕЦЕНЗИИ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ ДРУГОГО СТУДЕНТА........................................................................................................ 22

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА................................................................................. 23

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА................................................................ 26

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ............................................................ 28

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................. 37

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях усиленного роста новейших информационных технологий, техники, затрагивающих все области наук, важным качеством любого профессионала является способность к самоорганизации и самообразованию. В этой связи дисциплина «Психология самоорганизации и самообразования» занимает значимое место в подготовке бакалавров и специалистов.

Самоорганизация – это согласование, упорядочивание, создание индивидуально-оптимальной личностной и психической системы; показатель личностной зрелости (Деркач А.А.[1]). Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самосозидание себя как личности, личностный рост и развитие. Самообразование, наряду с самоорганизацией, является необходимой составляющей саморазвития. Это самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте (Мещеряков Б.Г.[2]).

Изучение психологии самоорганизации и самообразования способствует приобретению умения самоанализа, самостоятельного обучения и адекватной оценки своих возможностей, использовать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности в качестве сотрудника, подчиненного или руководителя.

Актуальность изучения «Психологии самоорганизации и самообразования» состоит в необходимости развития личностных качеств, направленных на успешное разрешение значимых образовательных и профессиональных задач.

Цельизучения данной дисциплины – развитие у студентов способности к самоорганизации и самообразованию, что позволяет быть готовым к осознанной профессиональной подготовке в соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями.

Достижение поставленной цели осуществляется через решение задач:

· сформировать компетенции самоорганизации и самообразования;

· овладеть понятийным аппаратом, описывающим когнитивную, эмоциональную, мотивационно-волевую сферы личности, самообразование, саморазвитие, самоорганизацию;

· научить учитывать индивидуально-типологические особенности людей в профессиональной деятельности, в межличностном взаимодействии, жизненных выборах;

· повысить мотивацию студентов к изучению психологии самоорганизации и самообразования, уровень интеллектуального развития за счет интерактивных методов обучения;

· научить основным методам самоорганизации и самообразования;

· развить познавательные процессы как условие активной самоорганизации будущих специалистов;

· научить управлять своим временем.

Основная цель преподавания достигается через лекционный курс и семинарские занятия, которые в целом призваны прививать потребность в изучении психологии самоорганизации и самообразования, научают видеть связь с другими гуманитарными дисциплинами, а также вырабатывают навыки самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Психологическая культура студентов, сформированная в рамках изучения данной дисциплины, войдет органичной составной частью в структуру их профессиональной компетентности.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для того чтобы успешно подготовиться к семинарскому занятию и зачету, рекомендуется:

1. Обратиться к электронному порталу ИжГСХА, на котором можно найти уточняющие домашние задания преподавателя, методические указания, написать сообщение преподавателю.

2. Перед лекцией прочитать соответствующую часть методических указаний, продумать вопросы на темы, которые Вас особенно заинтересовали.

3. После лекции посмотреть список рекомендуемой литературы и, взяв имеющиеся в библиотеке книги, подготовить ответы на вопросы из методических указаний. Рекомендуется также обращаться ко всем доступным электронным ресурсам.

4. Выяснить в словаре данных указаний или в других справочных изданиях значения непонятных терминов.

5. При подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться данными методическими указаниями, лекционным материалом, учебниками и учебными пособиями, периодической литературой и Интернет-ресурсами.

6. Необходимо принимать активное участие в семинарских занятиях для того, чтобы обеспечить усвоение учебного материала и освоить навыки эффективной познавательной деятельности в условиях коллективного обучения.

7. Стремиться использовать полученные знания на практике, применять их в отношении себя и окружающих.

8. Помнить, что практические упражнения дают достоверные результаты, если они выполняются с желанием и искренне.

9. Подготовиться к сдаче зачета по вопросам, отмеченным в указаниях, используя научную литературу.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1. Понятие о психологии самоорганизации и самообразования

1.1. Введение в психологию самоорганизации и самообразования.

 

Модуль 2. Значение психических явлений в процессе самоорганизации и самообразования

2.1. Развитие субъекта как условие самоорганизации и самообразования.

2.2. Роль психических свойств личности в формировании самоорганизации и самообразования.

2.3. Мотивационно-волевая и эмоциональная сферы личности как факторы самоорганизации и самообразования.

2.4. Взаимовлияние познавательных процессов и процессов самоорганизации и самообразования личности.

 

Модуль 3. Самоорганизация и самообразование в профессиональной деятельности и коммуникации

3.1. Самоорганизация в профессиональной деятельности.

3.2. Психология коммуникации личности и ее роль в процессе самообразования.

 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И ИХ ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН

 

Тема № 1. Введение в психологию самоорганизации и самообразования 

1. Основные категории психологии самоорганизации и самообразования. Самообразование: виды, принципы, этапы.

2. Значение психических явлений личности в формировании самоорганизации и самообразования.

Основные понятия: психология, психика, самоорганизация, самообразование, сознание, самосознание, бессознательное, поведение, образование, непрерывное образование, саморазвитие, самореализация, высшая нервная деятельность, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, экстраверт, интроверт, задатки, одаренность, талант, гениальность, общие способности, специальные способности, характер, эмоции, чувства, настроение, стресс, аффект, фрустрация, тревога, тревожность, волевое действие, волевое качество, саморегуляция, потребность, мотив, мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, внешняя мотивация, внутренняя мотивация.

 

Тема № 2. Самоорганизация и самообразование в профессиональной деятельности

1. Понятие и специфика профессиональной деятельности.

2. Работоспособность как фактор самоорганизации и самообразования.

3. Технологии управления своим временем (тайм-менеджмент).

Основные понятия: деятельность, тайм-менеджмент, профессия, процессное чтение, результатное чтение, планирование, принятие решений, работоспособность, цель, утомление, ориентация на эффективность.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 677.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...