Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Распев русской народной песни «Пойду ль выйду ль я».




 

Пропеть в тональностях: Фа-мажор, Соль-бемоль мажор, Соль мажор, поднимаясь каждый раз в новую тональность на полтона.

Упражнение «КАП-КАП» ( развивает мелкую моторику, умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой).

Русская народная мелодия

Дождик, дождик.                  Дети стоят и постукивают

Кап-кап-кап. . .                     указательным пальчиком по ладошке.

Ты не капай долго так.

Дождик, дождик льется,

В руки не дается.

Кап, кап …

Упражнение «ВЕСЕЛАЯ ПЛЯСКА»

На мелодию русской народной песни «Ах, вы сени!»,

слова Ануфриевой

Пляска развивает чувство ритма, координацию движений.

1. Как у наших у ребят                      Дети топают ножками в

Ножки весело стучат.                     такт музыке (руки на поясе).

Наш народ удаленький,

Хоть и очень маленький.

2. Лишь устанут наши ножки,             Дети хлопают в ладоши.

Мы похлопаем в ладошки.

 Ах, ладошки хороши!

Будем хлопать от души!

3. А теперь вприсядочку                            Дети выполняют

Мы танцуем рядышком.       Полуприседания, руки на поясе.

Книзу, кверху, раз и два —

Вот как пляшет детвора!

4.  Кулачком сильнее бей,                 Дети стучат кулачками

Своих ручек не жалей!                            Друг о друга.

Ах, какие малыши

Веселятся от души!

5. А как пустимся бежать,                 Дети бегут легким бегом

Никому нас не догнать.                 друг за другом по залу.

Мы народ удаленький,

Хоть и очень маленький!

 

Первоначальные навыки пения а капелла маленьких несложных песенок должны быть сформированы в старшем группе (15-17 лет). Удобны для этой цели народные песни, такие, как «В сыром бору тропина», «Во кузнице», «Ой, то не вечер» и многие другие. Исполнение их а капелла способствует формированию у детей более устойчивого ладотонального слуха.

Строй (правильность и чистота мелодической интонации) — одно из самых важных хоровых певческих умений. Все приемы должны подчеркивать взаимосвязь нефальшивого пения и актив­ной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой самоконтроль. Вот некоторые приемы.

Для овладения навыком легкого, подвижного пения может использоваться показ, игровой прием («споем на дудочке: ду-ду-ду», «покажем, как звенит колокольчик: «динь-динь-динь» и так далее). Таким образом у детей (особенно старших) развивается умение произвольно менять характер звучания.

В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это следует очень осторожно.

Голос и слух ребенка формируются не только во время разучивания песен, но и путем специальных приемов-упражнений, развивающих звуковысотный слух, певческий голос, координацию голоса и слуха.

К первому типу упражнений можно отнести следующие:

- определить, когда закончилось звучание последнего звука мелодии (держать его на педали);

- услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных фраз;

различать высокие и низкие звуки;

- различать направление движения мелодии вверх-вниз;

- отмечать правильно и неправильно поющих.

Ко второму типу упражнений относятся различные распевания с определенными заданиями:

- петь звукоряд из пяти нот в нисходящем движении, транспонируя его:

петь малую терцию вниз (дети зовут: «Коля»), затем малую терцию и квинту вниз — мажорное трезвучие (отвечает один ребенок: «Я иду»):

петь народные попевки и отрывки из них.

Например, народная песня «Ой, ты, Порушка-Параня»

 

Ой, ты, Порушка-Параня,

Ты за что любишь Ивана?

Эх, я за то люблю Ивана

Что головушка кудрява.

Что головушка кудрява

А бородушка кучерява.

Кудри вьются до лица

Люблю Ваню да молодца.

К третьему типу упражнений относятся такие:

- уметь «настраиваться» по заданному звуку;

- произвольно по заданию педагога и с его помощью повышать или понижать звучание мелодии в нужной тональности;

- «подравнивать» высоту и характер звучания к голосам других детей, исполняющих мелодию по указанию педагога;

- точно начинать песню после музыкального вступления и каждую музыкальную фразу отдельно;

- умении импровизировать мелодию без слов.

Песни-упражнения используются не только для распевания, но и как упражнения, которые подготавливают ребят к преодолению различных певческих трудностей.

В попевке «На улице дождик» - прислушиваться к звучанию других голосов, мягко без толчков выпевать каждый слог, точно выдерживать долгие длительности.

Чтобы дети почувствовали естественное, смысловое расчленение мелодии на фразы, в ходе изучения песни используются различные варианты перекличек. Например, народной песне «По дону гуляет» первую и третью фразы пою я, а вторую и четвертую – обучающиеся. Вариантов таких перекличек можно создавать сколько угодно. Обучающиеся узнают таким образом, что фраза – это небольшая часть мелодии, которая поется на одном и соответствует, как правило, одной строке стихотворного текста. А так же исполняется на 2 голоса.

При прослушивании народной песни обучающиеся хлопками в ладоши отмечают длительность звуков, используя для удобства слоговые обозначения (дон – долгий звук, ди-ли – короткие).

Таким образом, усваивая упражнения, построенные на народной песне, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста. А это в свою очередь в дальнейшем облегчит усвоение детьми более сложных песен.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Занятия по вокалу – это очень трудоёмкий и трудный процесс. И только благодаря терпению и желанию можно достичь хороших результатов. Не стоит бояться трудностей, так как всё зависит только от нас. Пение не потерпит лентяев и не приемлит «звёздной болезни». Всё это отрицательно сказывается на голосе и манере поведения на сцене.

     НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПОДРАЖАТЬ, то есть не заставляйте свои связки работать в противоестественном для них режиме, манера пения это одно, а вот ПОДРАЖАНИЕ совсем другое.

    Вокал – это постоянная работа над собой.

 Девиз: «Учиться всю жизнь, добавляя новые краски в силу своего голоса!!!»

 

        

        

 

Дополнительный материал

 

1. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре / К. Виноградов. - М., 1967

2. Далецкий, О. В. Школа пения (из опыта педагога), учебное пособие / О. В. Далецкий. – М.: МГУКИ, 2007. – 156 с.

3. Исаева, И.О. Эстрадное пение. Экспресс – курс развития вокальных способностей, 2008. – 319.

4. Багадуров, В. Вокальное воспитание детей / В. Багадуров. - М., 1953

5. Козлянинова, И.П. Тайны нашего голоса / И.П. Козлянинова., Э.М. Чарели. – Екатеринбург:Изд-во «Диамант» 1992.

6. Линклэйкер, К. Освобождение голоса/ Пер. с англ. – М.: Изд-во ГИТИС,1993

7. Светана, С. В. Телевизионная речь / С. В. Светана. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1976.

8. Сенкевич, М.П. Культура радио и телевизионной речи / М.П Сенкевич.  – М.: Изд-во «Высшая школа», 1997.

 

Ссылки на сайты:

 

http://www.duet-music.ru/3.6.html

 

http://www.ark.ru/ins/pocherk/oa-articles/rockvocalist.html _ это о дыхании

 

http://www.shkola-ritma.narod.ru/linksRS.html _коллекция распевок

 

О пользе физических упражнений перед распеванием смотри здесь

 

http://www.strelnikova.ru/ _дыхательная гимнастика по Стрельниковой

 

Смотри на youtube видеоуроки А. Кофанова

 

http://www.shkola-ritma.narod.ru/

 

http://guitarize.com/index.php?option=com_content&task=view&id=21&Itemid=31

 

http://rockaluga.ru/2010/stati/pervyie-shagi-kaluzhskogo-vokalista/ _советы начинающим вокалистам.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

РАСПЕВКИ

Начальные вокальные упражнения

1. Проверить свою физическую и психическую готовность к занятиям. Поем слог: «ва», «ма» или «да». На удобной тесситуре взять один звук и держать его, пока есть дыхание (не «выжимать» дыхание до конца). По мере ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и ровностью звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. Это упражнение помогает почувствовать певческое дыхание, отрабатывать ровность звука, его красоту. Проверить в действии все процессы вокальной координации.

 

2. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Внимание! На ровности и качестве звука, на контроле за подачей дыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков – legato. Контролировать правильное положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной гортанью.

 

3. На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), не торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность. Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те случаи, когда на «а» гортань зажата. В этом случае надо начинать с удобной гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как внимание поющего направлено в другое русло, что отражается на качестве звука.

 

4. Напевание (мычание) звука «м», чтобы привыкнуть к правильному положению корня языка. Открыть рот, затем мягко сомкнуть губы и длительно тянуть звук «м». Должно быть дрожание и щекотание на поверхности губ. Если корень языка поднят, то этого ощущения нет.

 

5. Пение на одной ноте слогов: «ма, мэ, ми, мо, му». Неторопливый темп. Первый звук «м» произносится способом мычания (как в предыдущем упражнении), а затем последующий гласный звук в ту же область (в верхние зубы) с тем же объемом и округлостью. Следите за естественностью рта, свободой гортани, проточностью дыхания. Упражнение помогает ощутить опору, «выдвигает вперед» звук.

 

6. Среди упражнений Гарсиа и Ламперти для начинающих есть такое: на одной ноте петь слова «mamma mia».

 

7. Очень хороша для начинающих согласная «л». На одной ноте или на маленьких узких интервалах петь слоги: ла, лэ, ли, ло, ля, лу, ло.

 

8. Пение несложных хроматических упражнений на удобный слог (диапазон квинты, терции). Сначала произносить слог на каждой ноте, чтобы выработать точность и четкость, а потом только на первой ноте – слог, на последующих – гласную.

Распевки обобщающие

Разминка перед вокальными упражнениями. Постановка голоса.

 

- Аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

 

- аааааааааааааа веееееееее мариияяяяяяяяя

 

- бела ро о о о за, ро о о о за, ро о о о за.

 

- Ми,мэ,ма,мо,му ( все время на полтона выше)

 

Можно распевать голос и дикцию одновременно старым способом:

- Тру-тру-тру-тру-зи-зизи-зи-тру-тру-тру-тру-тру!

 

- М-м-м-м-м-м-м-м-м-м

 

- Мииияаамиияаами

 

- Я пою, хорошо пою!

 

- Ный ный ный ный ный (несколько раз) (в конце вибрация)

 

- Мама миа,мама миа, ма, ма, ма,ма,ма,ма,ма

 

- Ла-лэ-ли-ло-лу,да-дэ-ди-до-ду,на-нэ-ни-но-ну(на одной ноте, затем на пол-тона выше тоже самое и так до верхов),согласные можно менять на «Ра-….Са…Ма…,в течение всей распевки буквы должны меняться.

 

Как под горкой под горой

Прыгал заинька косой.

Картошка моя

Вся поджаристая.

Распевка детская на изучение нот.

До воробушка гнездо!

Ре деревья во дворе!

Ми котёнка покорми!

Фа в лесу кричит сова!

Соль играют детвора!

Ля заплакала вся земля!

Си паём мы для того чтобы вновь вернутся в До!

              (Это стишок для распевки очень хорошо помогает!)

 

- ми-ку-ми-ку-ми-ку-ми-ку-мииик. (идем вверх и вниз: с примы до квинты и обратно.)

    Важно соблюдать активную артикуляцию. На «ми» позиция рта горизонтальная, при этом концентрируя свое внимание на мимических мышцах. На «ку»- губы вытягиваем сильно вперед.

 

Фа – ре – фа – ре – фа – ре – фа – ре – фа

соль – фа – фа – ми – ми – ре – ре – до – до

 

до ре до ре до, до ре ми ре до, до ре ми фа ми ре до, ре ми фа ми ре до и так от каждой ноты, играя на фортепиано

 

на дикцию: р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р…

 

1. На, на, на (понижение звука, последнее «на» держим)

 

2. мА-мЭ-мИ-мА-мЭ-мИ-мА-мЭ-мИ…мА-мЭ-мИ-мО-мУ!! Повышать. Отлично!

 

3. На одном звуке мы поем» Петь действительно на одной ноте.

 

До до-ре-до, до-ре-до,до-ре-до-ре-до-ре до-ре-до-ре-дооо…

4. Прочесть несколько абзацов из новостной газеты – очень действенно разрабатывает дикцию и разминает губы.)

 

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Упражнение для тренировки дыхания.

1. Сделать глубокий вдох и на одном дыхание проговорить

- одинадцатый этаж

- десятый этаж

- девятый этаж и так далее до конца. До первого этажа.

    (желательно не на цепном дыхании).

2. Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка….и т.д

 

Упражнение на проверку дыхания.

 

Надуваем шарик, разводим в сторону руки и сдуваем…со свуком ссссссс…

 

Развитие тембральных свойств голоса

1. произнести беззвучно А-Э-О(10 раз)

 

до ре ми фа соля си

 

2. иу……..уи……(сигнализация)

 

 

3. Распевка называется «Метро».

Поем глиссандо вверх от ноты «до» первой октавы до предельно высокой ноты. Затем от той же ноты «до» вниз до предельно низкой ноты. Это упражнение на расширение диапозона.

- «До-о, де-е, ди» По пол тона повышая.

 -  «Бра –бре- бри- бро – бру». Повышая на пол тона каждый раз

 

4. Сильно напрякая пресс, забивать как гвоздь двойное «О-о Проделаваем то же самое меняя тональность на полтона. Голова чуть наклонена вниз.

 

- калина-лина-лина ,малина-лина-лина ,марина-рина-рина ,карина-рина-рина

 

- мы перебегали берега, перебегали берега

 

-  ma-me-mi-mo-mu

 

- Рррррррооооооооззззза.

 

-  РРРРРРРРРРРРРРРРР,ТТТТТТТТТТТТТ

 

5.  По гаммам распеваться

 

- До! До-ре-до! До-ре-ми-ре-до! До-ре-ми-фа-ми-ре-до! До-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до!

6.  Распевка на дикцию:

 

 - Лам-пам-пумбр, Лам-пам-пумбр, Лам-пам-пумбр, Лам-пам-пумба-пумба-пумбр, лам-пам-пумбр

- просто петь и ррррычать

 

- УУУУУУУАААААААА

 

 

 Для детского хора

 

- до-ре-ми-фа соль-соль ля-ля – сооооль фа-фа-фа-фа ми-ми ре-ре дооооо

   

В по греб лезет жучка с нею коооот если в небе тучка дождь пройдеееет.

 7. Вниз по мажорному трезвучью:

 

- СОЛЬ-МИ-ДО и  обратно со звуком И-И-И-И- я…я.

 

- Начинаем от до по нотам: до-соль, ре-соль, ми-соль, фа-соль, ми-соль, ре-соль, до!

 

- и так вверх по полутонам, потом вниз на те же звуки по нотам: соль-до, фа-до, ми-до, ре-до, до…

 

Ра-а-а-Ро-о-о-Ри (наверх до-ми-соль-до, вниз соль-ми-до)

Упражнение на дыхание:

 

мия(выдох)мия(выдох)мия(выдох)мия-а-а-а-а(спускаясь по полтона вниз 4 раза «а»)

 БРА,бра,бра… – до,ре,ми,фа,соль,фа,ми,ре,до

 

Для точности в интонации:

 

От «до» до «ми» по полутонам с закрытым ртом. Звук направляется «в маску», т.е. вперед – так, чтобы сомкнутые губы вибрировали

 

Распевка на легато, кантелену в голосе :»Зи-и ма-а да». Ноты:»ми-фа-ре-ми-до». И поднимаемся каждый раз на пол тона.

 

 Распевка на дикцию: «Мы перебегали берега». Петь поступенное движение от «до» до «соль» и вниз. Соответственно поднимаясь на пол тона выше и выше.

 

«Бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа…»

        

миа-миа-миа-миа-ма-а-а-а

    можно петь на понижение, можно на повышение, а зависимости от того, какие ноты надо распеть.

 

 В лесу ррубил дррова дрровосек

дон дон низко дон дон – высоко

 

    Дыхание – животом, стараемся экономно расходывать воздух, не выпускаем его напрасно через нос.

    Начинаете с самой удобной ноты и медленно поете, затем поднимаетесь на пол-тона и так пока будет удобно. Затем по полутонам до нижней, удобной вам ноты и обратно к начальной позиции.

 

    Последняя распевка – гамма. Сначала плавно, потом на стакатто. Особое внимание обратите на «ре» и «си» – они должны быть «овально-вертикальные». «Си» и «фа» имеют сильную тенденцию к занижению, контролируйте по инструменту.

 

Упражнения на развитие субтона

 

А-ВЕ-МА-РИ-И-Я. Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавьте к дыханию немного звука. Такой прием называют расщеплением или субтоном. Вот вы и получили ощущения, необходимые для выполнения упражнения . Следите, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и ощутите, как туда проникает воздух. Пешите, расходуйте воздух экономно,— не выдыхайте много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом. Следите за вибрацией грудного резонатора — она не должна пропадать на высоких нотах.

 

Упражнения на дыхание и дикцию от Машкевича

    Упражнения разработаны Сергеем Машкевичем, редактором новостей ТРК “ЭХО” (Рязань) для дикторов означенной телерадиокомпании.

 

1. Произносите поочередно следующие гласные звуки, стараясь максимально удлинять каждый звук на одном выдохе:

 

А – О – У – Э – Ы – И

 

    Сначала после каждого звука добирайте дыхание. Затем на одном дыхании произносите три звука: А-О-У, добирайте воздух и продолжайте Э-Ы-И, а потом добивайтесь того, чтобы все звуки произносить подряд на одном дыхании.

2. Затем следуют упражнения на звукосочетания:

 

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-П ТИ

ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ

КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ

Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ

НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ-НТИ

МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ

ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ

РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ

 

2. Скороговорки:

 

* У быка бела губа была тупа.

* Обычай бычий, ум телячий.

* Купи кипу пик.

* От топота копыт пыль по полю летит.

* Пол четверти четверика гороху без червоточинки.

* Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

* На дворе трава, на траве дрова Раз дрова, два дрова, три дрова.

* Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

* Под жгуче-желтым абажуром жук летает и жужжит.

* Король-орел, орел-король.

* Топоры остры до поры, до поры остры топоры.

* Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

* Прозаседавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

* Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

 

Распевки для малышей

аспевка проводится в несколько этапов. Голос разогревается постепенно, одни и те же упражнения повторяются, постепенно диапазон распевки увеличивается (как у штангиста, несколько подходов с увеличением веса)

 

3. Со звуком «А» (ла, ма, на, ра, па, ба, да, мра, нра)

 

до,ре\МИ\ми-фа-ми-ре\ДО

 

2. Со звуком «О» (но, мо, ло, до, по, го, со)

 

соль-фа-ми-фа\ми-ре, до\

 

Мы перебегали берега, перебегали берега

 

Итальянская колыбельная

(восьмыми от 1 до 5 ступени гаммы и обратно).

 

НИ-нна,НА-нна, спи, моя крошка,

Пусть заглянут звёзды в окошко.

МИ,до\МИ,до\ре,до,ре\МИ,до\

 

МИ,до\МИ,до\ре,до,ре\ДО,до\

 

Ой, звоны звонят, злого волка гонят, По болотам, по оврагам, где люди не ходят

ми,до-до,ре,до\ми-ми,до-до,ре,до\ми-ми,до-до,ре-ре,до-до\ми-ми,до-до,ре,до.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Артикуляция и дикция

Скороговорки

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду из водопровода.

У Фени фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

Пришел Прокоп – кипел укроп. Ушел Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...