Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ




 

Содержание выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) должно учитывать требования ФГОС ВО к профессиональной подготовленности выпускника и включать в себя:

-титульный лист;

-оглавление;

-введение;

-основную часть;

-заключение;

-список использованной литературы;

-приложения (при их наличии).

1.Титульный листсодержит название учебного заведения, подготовки профиля специализации, тему ВКР, фамилию, имя и отчество студента-выпускника автора ВКР, научного руководителя и консультанта, данные протокола заседания кафедры, которым принято решение о допуске ВКР к защите, заверенные заведующим профилирующей кафедрой.

2. Оглавлениеоформляется в соответствии со структурой ВКР и детализируется до глав и параграфов. Каждый раздел нумеруется арабскими цифрами. Введение, заключение, список использованной литературы, приложения цифрами не обозначаются.

3. Введениеявляется важной составной частью каждой выпускной квалификационной работы. В нем отражается обоснование актуальности темы, определение объекта, предмета и задач исследования на основе анализа научной литературы (в том числе периодических научных изданий) и с учетом актуальных потребностей практики, включая следующие составляющие бакалаврской работы:

- актуальность темы;

- разработанность исследуемой проблемы;

- объект и предмет;

- цель;

- основные задачи;

- методология (способы) решения основных задач;

- структура работы.

 

Актуальность темы– это определение важности исследуемой проблемы, включающее в себя:

- аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики, а также одновременно и теории, и практики правоприменительной деятельности;

- раскрытие степени изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе;

- обоснование темы и раскрытие потребности в специальном исследовании и т.д.

 

Научная проблема характеризует, что именно хочет автор разрешить в процессе исследования. Она выражается в виде вопроса, например: в чем сущность, содержание и условия оптимального развития какого-либо правового явления; каковы пути, обеспечивающие наиболее полное решение определенной правоприменительной проблемы; каковы наиболее оптимальные условия эффективности деятельности должностного лица в решении частной юридической задачи?

Здесь же раскрывается состояние разработанности выбраннойтемы, т.е. дается краткий обзор литературы по теме. При этом следует учитывать, что чаще всего выпускная квалификационная работа бывает посвящена довольно узкой теме, поэтому обзор литературы должен делаться только по этой теме, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится. Литературный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если студент не может сделать такой вывод, проводя самостоятельно анализ всей имеющейся по теме литературы, то, естественно, возникает вопрос, для чего он выбрал именно эту тему и что нового в нее он может привнести?

В процессе анализа состояния исследованности темы автор ВКР приходит к формулированию основного противоречия в исследуемой области. Под ним понимаются серьезные несоответствия, несогласованности между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Выявление основного противоречия позволяет определить научную проблему бакалаврской работы.

Сформулировав научную проблему, следует определить объект и предмет бакалаврской работы. Они позволяют выделить границы предстоящего исследования.

Объект ВКР– это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объект представляет собой процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Он может находиться в области гражданского права, административного или конституционного права, финансового или уголовного права, в любой другой правовой либо иной сфере, связанной с профессиональной деятельностью юриста. Например, «…объектом работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в связи с толкованием Конституции и разрешением дел о соответствии Конституции России нормативно-правовых актов».

Предмет ВКР– это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Предмет определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Предмет работы либо совпадает с ее темой (чаще всего), либо они очень близки по звучанию. Например, «…предметом исследования является конституционно-судебное правотворчество».

Цель ВКР– это то, чего хочет достичь студент-выпускник своей исследовательской деятельностью. Цель характеризует основной замысел студента при ее разработке. Например, цель выпускной квалификационной работы –

проанализировать деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по толкованию Конституции России, разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, проверке конституционности законов в форме правосодержащих актов, т.е. деятельности, результатом которой во многих случаях является формулирование новых правовых норм.

Основные задачи.На основе цели определяются задачи, которые требуется решить в процессе ее достижения.

Задачи формулируются в виде перечисления(изучить..., описать..., уточнить и дополнить понимание..., выявить..., систематизировать..., разработать... и т.д.). Иногда задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.

Формулировки задач определяют содержание бакалаврской работы. Количество задач может диктоваться главами или параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех, в редких случаях достигает пяти. В первом случае каждая задача определяется названием главы, во втором - параграфом выпускной квалификационной работы. Какой вариант предпочтителен, определяется темой и советом научного руководителя. Например, в тексте бакалаврской работы это может звучать таким образом: «…обозначенная цель предполагает формулировку следующих задач исследования:

- рассмотреть особенности осуществления конституционного правосудия;

- проанализировать возможность конституционно-судебного правотворчества при различных направлениях деятельности Конституционного Суда Российской Федерации;

- сформулировать общие направления реформирования университета конституционного контроля в России;

- обобщить опыт деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по совершенствованию российского законодательства».

Способы решения основных задач.Они предполагают определение автором основных методов, которые использованы при проведении исследовательской работы, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики и пр. Другими словами, автор показывает ту практическую сферу, где преимущественно проводилось исследование, и тот инструментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, достижение цели ВКР. Здесь же дается характеристика источников получения информации. Например, «Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, требующий рассмотрения предмета познания в его развитии и связи с другими явлениями, а также системный, функциональный, логико-юридический, системно-правовой и другие частно-научные методы».

Структура работыдает перечисление основных ее элементов (введение, количество глав и подразделов, заключение, список литературы, приложения).

Такой вариант формирования данного подраздела позволит автору более полно раскрыть все, что удалось сделать в бакалаврской работе.

Объем введения – 2–3 станицы.

Основное содержание.

Выпускная квалификационная работа – это самостоятельная научная работа студента. К ее содержанию предъявляются определенные требования, которые студент-выпускник должен выполнить. В основной части выделяются, как правило, 2 или 3 главы, в каждой из которых может быть по 2–3 параграфа, примерно одинаковых по объему. Глава не может составлять объем менее 10 страниц.

Объем основной части ВКР может составляя от 40–50 страниц.

Каждый параграф имеет:

1) вводную часть – несколько предложений, вводящих в замысел параграфа;

2) последовательное раскрытие содержания, иных явлений, цитирование и заимствования;

3) вывод – обобщающая мысль изложенного материала и переход к следующему параграфу.

В первой главе излагается процесс зарождения и становления рассматриваемого правового университета в России, раскрывается понятие и сущность изучаемого явления или процесса, уточняются формулировки и др. Могут быть рассмотрены аналогичные правовые университеты зарубежных стран. Кроме того, освещаются различные точки зрения по дискуссионным вопросам, затронутым в работе, при этом автором формулируется собственная обоснованная точка зрения.

Особенно важно подойти к системному описанию нормативно-правовых источников, регулирующих рассматриваемую тему, уделить внимание законодательным

коллизиям и пробелам, по возможности предложить пути их разрешения.

Содержание второй и последующих глав носит практический характер.

Вторая глава посвящена анализу действующего законодательства и теоретических проблем правового регулирования предмета исследования, рассматриваются различия во взглядах ученых-правоведов, политиков, практических работников. Автор может выразить свое отношение к спорным теоретическим положениям, к нормам действующего законодательства и правоприменительной практики.

Третья глава должна быть преимущественно аналитической и посвящаться проблемам практического применения действующего законодательства по предмету исследования на примере конкретного органа государственной власти, органа местного самоуправления, правоохранительных, судебных органов, коммерческих и некоммерческих организаций. Содержание данной главы показывает способность автора ВКР к научному анализу, самостоятельным рассуждениям и выводам.

В конце каждой главы как логическое ее завершение автором формулируются теоретические выводы, содержащие наличие проблем, которые удалось выявить в ходе исследования, с конкретными предложениями по совершенствованию законодательства.

5. Заключениепредставляет собой результат научного творчества студента, краткий итог работы.

Учитывая, что содержание выпускной квалификационной работы строится в определенной логической связи, то и заключение целесообразно строить также логически. С этой целью следует по каждому параграфу сделать краткое резюме и сформулировать его в виде одного-трех абзацев. Каждый абзац имеет свое конкретное содержание, отражающее определенный результат исследовательской деятельности студента. В этих абзацах должно найти отражение решения основных задач выпускной квалификационной работы и раскрытие содержания положений, выносимых на защиту. Здесь же автор формулирует свои предложения для решения исследуемой проблемы и наиболее важные практические рекомендации (для прикладных тем), получившие обоснование в работе.

Результаты излагаются как в позитивном (что удалось выявить, раскрыть достаточно полно, в основном, частично), так и в негативном плане (чего не удалось достичь в силу недоступности определенных источников, либо материалов, либо других причин, связанных с трудностями исследования, отсутствием необходимой базы и пр.).

Каждый смысловой раздел заключения, как правило, нумеруется, что придает определенную стройность изложения.

Объем заключения не должен превышать 2–3 страницы.

Список использованной литературызавершает выпускную работу. Он отражает теоретическую и практическую базу ВКР, а именно ту литературу, которую изучил и использовал студент в процессе подготовки работы. Рекомендуется использовать не менее 30 различных нормативных и литературных источников.

Для составления списка использованных источников и литературы необходимо руководствоваться ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», а также уже приведенные ГОСТ 7.0.5–2008 и ГОСТ 7.82–2001.

6. Приложения.Приложения - это материалы прикладного или иллюстративного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы выпускной квалификационной работы. К ним относятся:

- различные положения, инструкции, копии документов;

- схемы, графики, диаграммы, таблицы;

- иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеется ссылка в тексте, и пр.

 

Все приложения нумеруются и должны иметь тематические заголовки. В тексте бакалаврской работы обязательна ссылка на каждое приложение.

Цитирование и заимствования.Автор ВКР для подтверждения собственных доводов или для критического анализа того или иного явления должен ссылаться на авторитетный источник. Таким образом, подготовленная ВКР демонстрирует научную культуру автора. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее его искажение может изменить смысл. Допустимы лишь следующие отклонения:

1) модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора;

2) пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что, во-первых, смысл цитаты не будет искажен пропуском и, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием;

3) изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому стилю фразы, куда они включены.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Избыточное цитирование создает впечатление компилятивности, а недостаточное цитирование снижает научную ценность работы.

Ссылки оформляются в виде подстрочных примечаний. Подстрочные ссылки могут иметь сквозную нумерацию или на каждой странице нумеруются, начиная с цифры. Знак ссылки должен стоять в конце предложения или в конце цитаты, к которым ссылка относится. Цитата заключается в кавычки и приводится без изменений. Если источник пересказывается близко к тексту, то кавычки не ставятся и ссылка сопровождается сокращением См.: например: См.: Чащин А.Н. Стратегия и тактика адвокатской деятельности: учебное пособие. М.: Дело и Сервис, 2014, с.272.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 153.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...