Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Гражданское правоотношение




Кафедра гражданского права

 

УТВЕРЖДАЮ

                                                                             директор ЮИ ТГУ, профессор

________________В.А. Уткин

«______» ___________ 2016 г.

 

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)

 

Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

 

Томск 2016


Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения подготовлены в соответствии с ФГОС ВПО 030900 Юриспруденция (40.03.01 Юриспруденция в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» в ред. от 01.10.2015).

 

Составители: доцент кафедры гражданского права, к.ю.н Н.Д. Титов, профессор кафедры гражданского права, д.ю.н. Н.Г. Соломина.

 

Рецензент: профессор кафедры гражданского права, д.ю.н. С.К. Соломин

 

Методические указания обсуждены и рекомендованы к использованию в учебном процессе кафедрой гражданского права. Протокол № 2 от «15» сентября 2016 г.

 

Методические указания одобрены на заседании учебно-методической комиссии ЮИ ТГУ «21» сентября 2016 г., протокол № 1

 

 

Председатель учебно-методической комиссии                                              С.Л. Лонь

ЮИ ТГУ                                                                                                              к.ю.н., доцент                                                                                              

 




ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения курса «Гражданское право (общая часть) является усвоение студентами сущности гражданского права, специфики приемов гражданско-правового регулирования общественных отношений и природы самих отношений, регламентируемых гражданским правом; формирование у студентов способности четкой квалификации спорных ситуаций, определения их отраслевой, а также институциональной (в рамках гражданского права) принадлежности; достижение студентами высокого уровня знаний действующего гражданского законодательства и практики его применения; воспитание творческого подхода к разрешению юридических споров, склонности к детальной, логически безупречной аргументации выводов. Изучение курса позволяет студентам в последующем более успешно овладевать другими дисциплинами гражданско-правового цикла.

Изучение гражданского права традиционно включает в себя две взаимодополняющие друг друга формы проведения аудиторных занятий: лекции и семинарские занятия. При этом особенность заочной формы обучения состоит в том, что количество лекционных и семинарских занятий крайне невелико. В связи с этим большое значение приобретает самостоятельная подготовка студента-заочника. Самостоятельная работа студентов осуществляется на протяжении всего изучения дисциплины в соответствии с утвержденной в учебном плане трудоемкостью. Внеаудиторная самостоятельная работа студента включает в себя: подготовку к аудиторным занятиям; работу с библиотечным фондом, электронными справочными системами; изучение научной литературы и нормативных актов при подготовке к семинарским занятиям; самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем дисциплины.

На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, в форме диалога (интерактивные). Излагаемый материал может показаться студентам сложным, поэтому необходимо добросовестно и упорно работать на лекциях. Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.

Одной из форм учебных занятий являются установочные лекции, которые читаются на учебно-экзаменационных сессиях, перед началом изучения предмета. Они имеют целью ориентировать студента-заочника в каком направлении следует работать над учебным материалом, дать ему основные методические советы, как самостоятельно изучать рекомендованную литературу, которую необходимо изучить, облегчить усвоение важнейших методологических и теоретических положений данной дисциплины.

Задачи обучения гражданскому праву заключа­ются не только в том, чтобы студент усвоил гражданско-правовые по­нятия, категории и принципы, познал законодательные институты и конструкции, но в том, чтобы освоил приемы системного оперирова­ния юридическим инструментарием и приобрел навыки профессио­нального мастерства практикующего юриста. Это достигается в ходе работы студента на семинарах, которые проводятся с целью решения задач и анализа мате­риалов судебной практики.

Семинарское занятие проводится в соответствии с планом. В плане указываются тема, время, место, цели и задачи семинара, тема доклада и реферативного сообщения, обсуждаемые вопросы, задачи, для решения на семинаре, список обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к семинару. Подготовка студентов к семинару включает: заблаговременное ознакомление с планом семинара; изучение рекомендованной литературы и конспекта лекций; подготовку полных и глубоких ответов по каждому вопросу, выносимому для обсуждения; подготовку доклада, реферата по указанию преподавателя; освоение своей роли как участника обсуждения вопросов семинара. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.

При подготовке к зачету (экзамену) по дисциплине «Гражданское право (общая часть) студент должен повторно изучить конспекты лекций и рекомендованную литературу, просмотреть решения основных задач, решенных самостоятельно и на семинарах и включенных в контрольную работу, и по возможности составить письменные ответы на все вопросы, вынесенные на зачет (экзамен).

ПРОГРАММА КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)»

Тема 1. Понятие гражданского права

Предмет гражданско-правового регулирования. Имущественные отношения. Личные неимущественные отношения. Корпоративные отношения. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Понятие и значение принципов гражданского права.

Тема 2. Источники гражданского права

Понятие источников гражданского права. Гражданское законодательство как источник гражданского права. Структура гражданского законодательства. Роль Гражданского кодекса РФ в системе гражданского законодательства. Иные нормативные правовые акты в системе источников гражданского права (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты). Действие норм гражданского права во времени, пространстве и по кругу лиц. Применение гражданского законодательства по аналогии. Нормы международного права и международные договоры РФ. Обычаи как источники гражданского права.

Тема 3. Гражданское правоотношение

Понятие, виды и структура гражданского правоотношения. Субъекты гражданского правоотношения. Объект гражданского правоотношения. Содержание гражданского правоотношения. Понятие субъективного права и субъективной обязанности, их взаимосвязь. Классификация гражданских правоотношений и ее значение. Основания возникновения гражданских правоотношений. Понятие и виды юридических фактов в гражданском праве. Понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав. Понятие злоупотребления правом. Понятие и содержание субъективного права на защиту. Формы защиты субъективных гражданских прав. Способы защиты гражданских прав.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...