Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ




Тема 3. Философское понимание мира: бытие, материя как исходные понятия

1. Проблема бытия, её решение в различных философских учениях. Основные формы бытия.

2. Философское учение о материи. Материя как субстанция. Современное понимание материи. Структурные уровни и свойства материи.

3. Понятие движения и покоя. Основные формы движения, их специфика и взаимосвязь. Движение и развитие. Виды развития.

4. Философское понимание пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции. Общие и частные свойства пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживых, живых природных и социальных процессах.

Основные понятия:бытие, основные виды бытия (духовное, материальное, социальное, индивидуальное), сущность, существование, объективная и субъективная реальность, ничто, нечто, порядок, хаос, структура, материя, субстанция, движение и его основные формы. Пространство и время, пространственно-временной континуум, субстанциальная и релятивистская теория пространства-времени.

 

Тема 4. Сознание как предмет философского исследования

 

1. Различие философского и психологического подходов к проблеме сознания. Материалистическое и идеалистическое решения проблемы сознания.

2. Сущность сознания, его структура и функции. Основные факторы формирования и развития сознания. Проблема идеального в философии.

3. Сознание и бессознательное. Проблема бессознательного в концепциях З. Фрейда и К.-Г. Юнга.

4. Сознание и язык. Искусственные языки и искусственный интеллект.

 

Основные понятия:отражение, непосредственное взаимодействие, раздражимость, чувствительность, психическое отражение, нейродинамический эквивалент, знание, внимание, память, эмоции, воля, интенциональность, самосознание, подсознание, бессознательное, сублимация, мышление, язык, интеллект, социальная среда, архетип, знак, значение, идеальное, коллективное бессознательное.

Список дополнительной литературы:

Андронов Г.Ф. Микроструктура космического пространства / Г. Ф. Андронов, Г. П. Ежов, Б. Х. Салатов // Полет .— 2009 .— N 10 .— С. 50 -56 .

Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М.: Изд-во Прогресс-Традиция, 2009. – 272с.

Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. - 2000. - № 6. – С.110-136.

Гринштейн, Д. Квантовый вызов. Современные исследования оснований квантовой механики / Д. Гринштейн, А. Зайонц ; пер. с англ. 2-го изд. под ред. и с доп. В. В. Аристова, А. В. Никулова .— 2-е изд. доп. — Долгопрудный : Интеллект, 2008 .— 400 с.

Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания//Вопросы философии, 2011, №8. – С.85-97.

Доброхотов А.Н. Категория бытия в классической западной европейской философии. – М.: МГУ, 1992.- 456с.

Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М.: Изд-во Стратегия-центр, 2007. – 272 с.

Лифшиц М.А. Диалог с Эвальдом Ильенковым (Проблема идеального). – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 368с.

Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. М., Изд-во Азбука, 2011. – 288 с.

Проблема сознания в философии и науке. Под ред. Д.И. Дубровского. М., изд-во Канон плюс, 2009. – 472 с.

Пущаев Ю.В. История и теория Загорского эксперимента//Вопросы философии, 2013, №3. – С.132-142; 2013, №10. – С.124-134.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003 -380с.

Юлен М. Чувственные качества (qualia) – вызов материалистическим теориям сознания?//Вопросы философии, 2005, №3. – С.81-91.

 

Вопросы для самопроверки:

В чем заключается специфика философского понимания бытия?

С помощью каких категорий мы познаем бытие? Как они взаимосвязаны между собой?

В чем заключается единство и своеобразие разных форм и уровней бытия?

В чем заключается мировоззренческий смысл категории «материя»?

Какие научные открытия позволили переосмыслить подход к материи лишь как к субстанции?

Почему недопустимо смешивать философское понятиематерии с естественнонаучными представлениями о ее строении?

В чем состояла суть «кризиса в классической физике» в начале XX века? Как он повлиял на современное понимание материи?

Почему решение проблемы источника движения оказывает решающее влияние на философскую позицию мыслителя?

Как проявляется взаимосвязь бытия и движения?

Назовите основные свойства движения, пространства и времени.

В чем принципиальное различие субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени?

Как изменились представления о свойствах пространства-времени за последние 30 лет?

Какие концепции сознания вы знаете?

Какое место в нашей психике занимает бессознательное?

Что такое отражение и каковы его основные формы в живой и неживой природе, согласно материалистическому подходу?

Заменят ли когда-нибудь искусственные языки естественные?

Является ли сознание только отражением действительности?

В чем особенности идеалистического и материалистического подходов к сознанию?

Что означает идеальность сознания и его содержания? Существует ли идеальное в природе?

Какую роль играет мозг и центральная нервная система человека в деятельности сознания согласно современным научным исследованиям?

Каков спектр взаимосвязей сознания и языка?

Что такое самосознание и что является его содержанием?

Почему общество считается обязательным условием становления сознания?

Рефераты или доклады по теме:

Развитие категории «бытие» в философской мысли.

Понимание категорий «пространство» и «время» в истории философии.

Исторические этапы развития философского понимания материи.

Современная наука о системной организации мира.

Философия о единстве и многообразии мира.

Пространственно-временные отношения в свете современной науки.

Проблема бесконечности мира.

Взаимосвязь пространства, времени, движения и материи в теории относительности А. Эйнштейна.

Философское значение законов сохранения энергии.

Учение Вернадского о ноосфере и современность.

Проблема сознания в истории философии.

Современные научные концепции сознания.

Проблема возникновения сознания. Основные факторы формирования сознания.

Язык, знак, значение.

Роль сознания в процессе целеполагания.

Бессознательное как предмет философских исследований. Теории З.Фрейда и К.Г.Юнга.

Взаимосвязь мышления и языка.

Философский смысл проблемы искусственного интеллекта.

Тема 5. Диалектика, ее принципы законы и категории

1. Диалектика как теория и метод познания. Всеобщая связь и развитие - основные принципы диалектики. Общее понятие о законах и категориях диалектики.

2. Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных изменений в ка­чественные; закон отрицания отрицания. Система категорий, раскрывающих данные законы и механизм их действия.

3. Категории диалектики, их отличие от понятий науки. Категории диалектики: сущность и явление; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.

Основные понятия:движение, взаимосвязь, развитие, закон, категория, диалектика, метафизика, детерминизм, тождество, различие, противоположность, противоречие, качество, количество, мера, скачок, отрицание, отрицание отрицания, диалектическое отрицание, общее, единичное, особенное, сущность и явление, часть и целое, содержание и форма, элемент, структура, система, причина и следствие, повод, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Тема 6. Основные проблемы теории познания

1. Гносеология как раздел философии, основные гносеологические проблемы и понятия. Агностицизм и его оценка. Понятия «знание» и «понимание».

2. Основные формы познавательной деятельности: чувственный, рациональный, интуитивный.

3. Понятие истины. Вопрос об объективности истины в философии, диалектика относительного и абсолютного, абстрактного и конкретного в истине. Проблема критериев истины.

4. Концепции истины в философии. 

5. Понятие науки, её специфика и структура. Происхождение, сущность и функции науки. Отличительные признаки научного знания.

Основные понятия:познание, гносеология, метод, методология, методика, субъект, объект и предмет познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, рефлексия, практика, объективная, абсолютная и относительная истина; корреспондентская, прагматическая, когерентная и др. теории истины; знание.

Наука, эмпирический, теоретический уровень, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, моделирование, системный анализ, идеализация, идея, гипотеза, теория, концепция.

 

Список дополнительной литературы:

Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. - М.: Академкнига, 2003.- 504с.

Илларионов С.В. Теория познания и философия науки.  М.: Едиториал УРСС, 2007. 536 с. Часть I. Лекции по теории познания и философии науки. С. 6-103.

Ильин В.В. Теория познания: Введение. Общие проблемы. М.: Едиториал УРСС, 2010.

Кузнецов В.Т. и др. Философия: учение о бытие, познании и ценностях человеческого существования. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 519с.

Мессер А.В. Введение в теорию познания.  М.: Едиториал УРСС, 2007.

Познание в социальном контексте. - М.: ИФ РАН,1994.- 358с.

Семенов В.В. Ключи к диалектике // Философские исследования. - 2001.- №2.- С.186-200

Современные теории познания. - М.: Прогресс,1992.- 534с.

Щукарев А.Н. Проблемы теории познания: в их приложениях к вопросам естествознания и в разработке его методами. М.: Едиториал УРСС, 2007. Глава 2. Первичные элементы познания. С. 22-56.

Фейнман Р. Наука, не-наука и все-все-все. – М.: АСТ, 2017. – 191с.

 

Вопросы для самопроверки:

В чем состоит принципиальное отличие диалектики от метафизики?

Каковы важнейшие качественные характеристики закона?

Каковы основные принципы диалектики и их методологическое значение?

Какова роль философских категорий в научном познании?

В чем суть философского понятия противоречия?

Какова роль противоречия в процессе развития?

Какие стороны процесса развития раскрывают закон взаимного перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания?

Поддаются ли количественному измерению возможности?

В чем отличие категории «единичное» от категории «отдельное»?

Существует ли предмет или явление действительности, которое одновременно выступает в качестве единичного, общего и особенного?

Что понимается под активностью субъекта познания и чем она обусловливается?

Чем отличаются знание и познание?

Какова роль гносеологии в философской науке?

Верно ли утверждение, что истина - это процесс?

Каковы критерии истины?

В чем различие между заблуждением и ложью?

В чем специфика технической деятельности как формы практики?

Каково соотношение чувственного и рационального познания, эмпирического и теоретического уровней научного познания?

Что такое «научный факт»?

Каковы главные составляющие научной теории?

Как соотносятся между собой исторический и логический методы познания?

Какова взаимосвязь познания и практики?

Каково соотношение знания и веры?

В чем отличие научного познания от обыденного?

В чём специфика научного познания в сравнении с познанием философским, художественным и обыденным?

Какие существуют концепции получения истинного знания?

Каково соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания?

Чем определяется выбор метода познания?

 

Темы рефератов и докладов:

Научное познание и его значение в деятельности инженера.

Познание и деятельность.

Диалектика истины и заблуждения.

Основные принципы построения научной теории.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Проблема критерия истины в истории философии.

Развитие понятия науки в истории науки.

Возникновение науки: исторические, практические и логические предпосылки.

Соотношение научного и вненаучного видов знания в различные эпохи.

Практические и религиозные основания первоначальных научных представлений.

Научное знание как элемент мировоззрения в эпоху античности: сравнительный исторический анализ.

Наука как социальный институт в различные исторические эпохи.

Законы диалектики в научном познании.

Диалектическое противоречие – источник и движущая сила развития.

Особенности и характер социальных противоречий.

Развитие: единство преемственности и обновления.

Особенности проявления причинности в микромире.

Гегель как основоположник диалектической логики.

РАЗДЕЛ III:

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 7. Общество: основы социально- философского анализа. Материальная сфера общества.

1. Понятие общества. Предмет и специфика социальной философии, ее место в системе гуманитарного знания.

2. Общество как целостная и саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни, их специфика и взаимосвязь.

3. Деятельность как целенаправленное отношение человека к действительности и к самому себе. Структура и основные характеристики деятельности. Философский смысл труда.

4. Общественное производство и его составляющие: материальное и духовное производство.

5. Понятие способа материального производства и его структура:

- производительные силы, вещественный и личностный элементы производительных сил;

- структура производственных отношений;

- диалектика производительных сил и производственных отношений.

Основные понятия:природа, общество, система, социальная система, общественное бытие, общественное сознание, материалистический и идеалистический подходы к проблеме сущности общества, движущие силы общественного развития, деятельность, труд, общественное производство, материальное и духовное производство, способ производства, производительные силы, предмет труда, средства производства, производственные отношения.

Список дополнительной литературы:

Бранский В. П. Теоретические основания по социальной синергетике//Вопросы философии. – 2000. – №4. –С.112–129.

История методологии социального познания. – М.: ИФРАН, 2001. – 352с.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М.: Академический проспект, 2000.- 576с.

Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2001. – 576с.

Рузавин Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества//Вопросы философии. – 1995. – № 8.

Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. - СПб.: Алетейя, 2001.- 444с.

Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность//Вопросы философии. - 2003. - №8.- С.5-17.

Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор социума //Общественные науки и современность. – 2003. - №6 – С.15-28

История методологии социального познания. – М.: ИФРАН, 2001. – 352 с.

Комнов Н. И. Роль инноваций в развитии отношении и общества // Проблемы прогнозирования. – 2003. – №3. – С. 24–42.

Моисеева Т.П. Материализм и рыночные производственные отношения. – Уфа: УГАТУ, 1999.- 101с.

Социальная философия. Под ред. Гобозова И.А. – М.: Академический проспект, 2003. – 568с.

Философия: курс лекций. – М.: МГУ, 2001. – С.227–235.

Экономическая трансформация: цели, направления, динамика. – М.: Наука, 2000.- 428с.

Вопросы для самопроверки:

Что такое «природа» и как она взаимодействует с обществом?

Что такое « развитие общества» с точки зрения системного подхода?

Какие свойства социальных систем вам известны?

Почему человеческая деятельность является необходимым условием возникновения и существования общества?

Каково соотношение понятий «общественное бытие» и «общественное сознание» в диалектическом материализме и с вашей точки зрения?

Какие философские концепции сущности общества вам известны? Охарактеризуйте их.

Как соотносятся между собой понятия «деятельность» и «труд»?

В чем заключается философский смысл труда?

Из каких основных элементов складывается процесс общественного производства?

Почему материальное производство зачастую считается главным фактором развития общества?

Что такое способ производства?

Охарактеризуйте вещественный и личностный элементы производительных сил.

Какие производственные отношения вы знаете?

Тема 8. Социальная структура и политическая система

1. Понятие социальной структуры: основные критерии структуризации общества. Социальные общности и их виды.

2. Понятие класса и социальной страты: сравнительный анализ.

3. Исторические формы общности людей: род, племя, народность, нация. Нации и межнациональные отношения.

4. Политика как общественное явление. Взаимосвязь экономики и политики. Политическая система общества и ее основные элементы.

5. Государство, его происхождение, сущность, признаки и функции.

6. Политический режим: понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие гражданского общества и правового государства.

Основные понятия:социальная структура, социальная общность, класс, страта, социальные слои, социальная группа, социальная стратификация, социальная мобильность, этнос, род, племя, народность, нация, политика, политическая система, государство, исполнительная, законодательная, судебная власть, политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм, право, правовое государство, гражданское общество.

 

Список дополнительной литературы:

Андреев Л.С. Политика и общество: историко-философский аспект. — М.: Владос, 2001.- 139с.

Алексеев П.В., Панин Н.В. Социальная философия. Учебник. – М.: Проспект, 2010.

Арутюнян Ю.В. Особенности структуры общества постсоветской России//Социс. - 2002. - № 9. – С. 34-46.

Заславская Т.И. Социальная структура, гражданское общество. Личность и гражданское общество. — М.: Логос, 1999 – 260с.

Кокошин А.А. Национальные интересы, реальный суверенитет и национальная безопасность//Вопросы философии, 2015, №10. С.5-19.

Кохановский, В.П. Философия. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Кузнецов, В.Г., Философия. Учебник для вузов./ В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова И.Д. и др. – М.: Инфра-М, 2009, – 528 с.

Миронов, В.В. Философия. Учебник./ В.В. Миронов. – М.: Проспект, 2009. – 240 с.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. — М.: Наука, 1996- 325с.

Социальная структура и социальные отношения. – М.: Академический проспект, 2003. – 652с.

Тощенко Ж.Т. Прекариат – новый социальный класс//Социс, 2015, №6. – С.3-13.

Философия. Учебник/под ред. Т.Ю. Сидориной, Ю.В. Губина. – М.: Гардарики, 2008, – 832 с.

Штомпка Т. Понятие социальной структуры: попытка обобщения. // Социс. - 2001. - № 5.- С.18-26.

 

Вопросы для самопроверки:

Что такое социальная структура общества? Какие основные элементы она включает?

Что такое социальная общность?

Что такое классы?

Что является основным критерием разделения общества на классы?

Что такое страты? По каким признакам они формируются? Назовите типы стратификационных систем.

Каковы особенности социальной стратификации современного российского общества?

Что такое политика, право, закон?

Какие организации и учреждения составляют политическую организацию общества?

Какие вы знаете функции политики?

Назовите основные теории происхождения государства.

Каковы признаки государства, его функции?

Назовите формы правления и формы государственного устройства.

Что такое демократия?

Что такое гражданское общество?

 

 

Рефераты и доклады по теме:

Современное российское общество: системный анализ.

Почему распался СССР (с точки зрения свойств социальных систем)?

Диалектика производительных сил и производственных отношений в современной России.

Человек как субъект истории.

Социальная структура современного российского общества.

Проблема преодоления избыточного социального неравенства в трансформирующемся российском обществе.

Формирование среднего класса в Российском обществе: проблемы и пути их решения.

Особенности социальной структуры российского общества и тенденции ее развития.

Проблемы развития национальных отношений в современной России.

Политическая идеология и ее роль в общественной жизни.

Роль политики в общественной жизни.

Пути и методы построения гражданского общества в России.

Общественные организации молодежи.

Проблемы преобразования политической системы на современном этапе.

 

Тема 9. Духовное производство и общественное сознание

1. Понятие духовной жизни общества, его элементы и функции

2. Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания, их взаимосвязь.

3. Происхождение, сущность и функции морали. Классические и современные проблемы этики.

4. Происхождение, сущность и функции религии. Развитие атеизма и место религии в современном мире.

5. Сущность эстетического отношения к действительности. Искусство как вид духовной деятельности.

 

Основные понятия: духовная жизнь, духовное производство, духовная деятельность, духовные ценности, общественное сознание, обыденное сознание, теоретическое сознание, идеология, общественная психология, индивидуальное, групповое, массовое сознание, мораль, нравственность, добро, зло, долг, справедливость, искусство, эстетическое, религия, атеизм.

 

Список дополнительной литературы:

Адорно Т.В. Проблемы философии морали. – М.: Республика , 2000.- 239с.

Барулин, В.С. Социально-философская антропология. – М.: Академический проект, 2007. – 600 с.

Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2002- 324с.

Брентано A. О происхождении нравственного познания. – СПб.: Алтейя, 2000. – 187с.

Бычков В.В. Художественность как сущностный принцип искусства//Вопросы философии, 2015, №3. – С.3-13.

Грушин Б.А. Массовое сознание. – М.: Политиздат, 1987. – 368 с.

Ильенков Э.В. Личность и творчество / под ред. Лекторского В.А. – М.: Языки русской литературы, 1999. – 272с.

Кардинал Йозеф Ратцингер (Бенедикт XVI). Значение религиозных и нравственных ценностей в плюралистическом обществе//Вопросы философии, 2016, №4. – С.5-14.

Френкин Л.А. Уровни правового сознания//Вопросы философии. - 2001.- № 9.- С.45-51.

Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей/под ред. А. Ф. Зотова, В. В Миронова, А. В. Разина. – М.: Академический проект, 2009. – 685 с.

Хрестоматия по философии / сост. П. В. Алексеев. – М.: Проспект, 2009. – 576 с.

 

Вопросы для самопроверки:

Что понимается под термином «духовное производство»?

Чем отличаются духовное производство и материальное производство?

Дайте определение «общественного сознания».

Как проявляется активная роль общественного сознания по отношению к общественному бытию?

Из каких структурных элементов состоит общественное сознание?

Назовите основные уровни функционирования общественного сознания и дайте их характеристику.

Раскройте сущность взаимосвязи индивидуального и общественного сознания?

Раскройте понятия «идеология» и «общественная психология».

Что такое общественное мнение?

Чем можно объяснить возникновение различных форм общественного сознания?

Что такое мораль и каковы ее функции в современном обществе?

Какова роль экологического сознания в сохранении природы?

Что такое «одномерный человек»?

Какова роль политического сознания в современных политических процессах?

Каковы причины существования религиозности в мире?

Рефераты и доклады по теме:

Духовная жизнь общества как философская проблема.

Роль духовных ценностей в жизни общества.

Духовные ценности и мировоззрение индивида.

Общественное сознание как отражение общественного бытия.

Индивидуальное сознание и его специфика в современных условиях.

Диалектика индивидуального и общественного сознания.

Общественная психология и поведение индивида.

Общественное мнение и его роль в обществе.

Прекрасное как категория эстетики.

Современные проблемы экономики в свете глобальных процессов.

Мораль в поведении индивида.

Искусство и его специфика в современных условиях.

Роль религии в воспитании человека: прошлое и настоящее.

Наука и религия.

 

Тема 10. Проблема человека в философии.

Личность и общество.

1. Проблема человека в философии. Соотношение природного, социального и духовного в человеке.

2. Индивид, индивидуальность, личность. Взаимосвязь и взаимовлияние личности и социальной среды. Свобода и ответственность личности.

3. Проблема смысла человеческого существования: различные подходы и их оценка.

4. Антропологический кризис как составляющая общего кризиса культуры. Перспективы развития человека и человечества.

 

Основные понятия: антропология, человек, природное, социальное, духовное, духовность, личность, индивид, индивидуальность, социальная среда, свобода, ответственность, самореализация, историческая необходимость, необходимость, свобода выбора, смысл жизни, ценности, антропологический кризис, антропологическая перспектива, самоопределение.

Список дополнительной литературы:

Алексеева И.Ю., Аршинов В.И., Чеклецов В.В. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человечества//Вопросы философии, 2013, №3. – С.12-21.

Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие. –М.: ООО «ТК Велби», 2003.- 256с.

Арендт Х. Что есть свобода?//Вопросы философии, 2014, №4. – С.32-49.

Баруллин В.С. Социальная философия. Учебник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 560с.

Бердяев Н.А. О назначении человека. О рабстве и свободе человека. – М.: АСТ Москва: Хранитель, 2006, - 637с.

Губин В.А., Некрасова Е.Н. Философская антропология. – М., СПб.: Университетская книга, 2000. – 240с.

Лекторский В.А. Человек как предмет исследования//Человек. – 2002. - № 3.- С.34-41

Проблема человека в западной философии: Переводы. – М.: Прогресс, 1988, -552с.

Фромм Э. Душа человека. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.- 664с.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Кн. 1,2. – М.: Республика, 1995.- 523с.

 

Вопросы для самопроверки:

Что такое человек?

Кто первым из философов поставил человека в центр философских размышлений?

Как соотносятся между собой понятия «человек, личность, индивидуальность»?

Каковы ценности современного человека?

В чем сущность антропологического кризиса?

В чем заключается антропологическая перспектива?

Обоснуйте необходимость философского подхода в исследовании проблемы человека.

Почему принципиально недостаточен естественнонаучный подход в объяснении природы человека?

Каков образ человека в первобытном мифологическом сознании, в античном космоцентризме, в средневековом геоцентризме и антропоцентризме Нового времени?

Правомерно ли говорить о господствующем представлении о человеке в ту или иную историческую эпоху?

В чем смысл человеческой жизни?

Какие сегодня философские и научные подходы и наработки существуют в отношении идеи бессмертия человека?

Как совместить свободу и ответственность личности?

 

Рефераты и доклады по теме:

Человек как предмет философского познания.

Образ человека в истории философской мысли.

Человек и духовные ценности.

Проблема смысла жизни человека.

Проблема свободы человека.

Человек как творец и творение культуры.

Антропологический кризис: сущность и причины.

Взаимосвязь и противоречия социального и индивидуального в личности.

Понимание человека: западная и восточная культура.

Соотношение рационального и иррационального в человеке.

Природа человеческой индивидуальности.

Назначение человека в русской философии.

Человек в информационно-техническом мире.

Будущее человека перед лицом глобальных проблем современности.

Свобода общества и свобода личности.

Роль социальной среды в формировании личности.

Диалектика свободы и необходимости в процессе взаимодействия личности и общества.

 

Тема 11. Культура и цивилизация. Философия истории

1. Культура как предмет философского рассмотрения. Онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты культуры.

2. Проблема самобытности и диалога культур: Восток, Россия, Запад.

3. Формационный подход к периодизации всемирной истории. Понятие общественно-экономической формации, ее структура. Диалектическое взаимодействие базиса и надстройки.

4. Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Теории локальных культур и цивилизаций О. Шпенглера и Тойнби.

5. Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма (Д. Белл, О. Тоффлер).

 

Основные понятия: культура, традиция, новаторство, массовая культура, элитарная культура, диалог культур, этническая, национальная культура, творчество, многообразие культур, ценности, самобытность, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, волны цивилизации, естественноисторический процесс, формационный и цивилизационный подходы к типологизации исторического процесса, культура, цивилизация, технологический (технократический) детерминизм.

 

Список дополнительной литературы:

Абалкин Л.М. Данилевский А.Я. О России, Европе и славянском единстве//Социс. – 2003. – №5. – С. 3–7.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество/Пер. с англ. яз. Иноземцев В.Л..- М.: Academia, 1999. – 956c.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. – М.: Республика, 2006.

Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия. – М., 2001. – 354 с.

Ерасов Б. С. Цивилизация. Универсалии и самобытность. – М., 2002. – 458 с.

Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество. – М.: Логос, 2004. – 304 с.

Матрица Апокалипсиса. Последний закат Европы (Бодрийяр Ж., Сиоран Э.). – М.: Алгоритм, 2015. – 272с.

Миголатьев А. А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания, 2003, №4. – С. 64.

Оконская Н. Б. Импринтинг как системный механизм эволюции общества // Философские науки, 2001, №1. – С.114–124.

Плотников Ю.В. Формационная и цивилизационная триады//Свободная мысль. – 1998, № 3. – С.103–112.

Гарсия Д. О понятиях "культура" и "цивилизация"//Вопросы философии, 2002, N12 .— С.228-234 .

Знания о прошлом в современной культуре (материалы круглого стола)//Вопросы философии, 2011, №8. – С.3-45.

Кадыров А. М. Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. — Уфа: УГАТУ, 2004 .— 290 с.

Кадыров А. М. Российская цивилизация и культура: учебное пособие для студентов всех направлений и специальностей, изучающих историю и культурологию.— Уфа: УГАТУ, 2008 .— 183 с.

Куда идет российская культура? (материалы круглого стола)//Вопросы философии, 2010, №9. – С.3-59.

Культурология: за и против (материалы круглого стола)//Вопросы философии, 2008, №11. – С.3-31.

Миголатьев А. А. Философия цивилизации//Социально-гуманитарные знания, 2003, N 6 .— С. 71-94 .

Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума. – М.: Языки рус. культуры, 2000.-223 с.

 Мчедлов М.П. Российская цивилизация. – М.: Академический проспект, 2003. – 656 с.

Согрин В.В. Уроки российской истории и современные реформы//Вопросы философии, 2002, №11. – С.3-23.

Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.В. Миронова // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/_20.php, (Глава 4, с. 760-787.

Вопросы для самопроверки:

В чем особенности философского подхода к определениюкультуры?

Каковы наиболее известные концепции культуры?

Какова связь между человеческой деятельностью и культурой?

 Какую роль играет культура в развитии общества, формировании и совершенствовании человека?

Какие существуют формы духовной культуры?

Как взаимосвязано развитие личности с уровнем духовной культуры общества?

Кто определяет границы культуры?

Применимо ли к культуре понятие "прогресс"?

Какова взаимосвязь общечеловеческого и национального в мировой культуре?

Существует ли принципиальное различие между национальными культурами?

Какие существуют подходы к изучению цивилизаций?

Как соотносятся между собой понятия "формация", "цивилизация" и "культура"?

Какова специфика цивилизаций Востока и Запада?

К какому типу цивилизаций можно причислить Россию?

Как соотносятся между собой понятия "духовность", "образованность" и "культурность"; "интеллигенция" и “интеллигентность”?

Есть ли связь между понятиями «культурный» и «цивилизованный»?

Что такое ценность? Назовите основные типы и виды ценностей.

Что понимается под общечеловеческими ценностями?

Каковы основные элементы общественно-экономической формации?

Как соотносятся между собой революционный и эволюционный пути в процессе развития и смены общественно-экономических формаций?

Каковы наиболее существенные черты цивилизационного подхода?

Каково соотношение цивилизационного и формационного подходов в процессе общественного развития?

Можно ли назвать современное общество информационным и почему?

Является ли современное российское общество «открытым»?

 

Рефераты и доклады по теме:

Культура как мера развития человека.

Культура и история.

Национальное и интернациональное в культуре.

Ноосфера и цивилизация.

Культура и личность, духовность и творчество.

Культура как социальная память.

Понятие культуры и ее исторические типы.

Культура как система. Символический характер культуры.

Культура как ценностно-нормативный ориентир в развитии человека.

Культура и цивилизация. Проблемы человека в современной культуре.

Диалог культур: Запад – Восток – Россия.

Взаимодействие цивилизаций и стратегия будущего.

Место России в мировом цивилизационном процессе.

Возможные сценарии развития цивилизаций.

Ценностные ориентации современной молодежи.

Достоинства и недостатки теории трех стадий эволюции общества в трудах О.Конта.

Материалистическое понимание истории в теории К. Маркса.

Концепция Д. Белла - альтернатива марксизму?

Три типа социокультурных систем в свете настоящего и будущего человечества по материалам работ П. Сорокина.

Теория одномерного общества в трудах Г.Маркузе. Признаки одномерного общества.

Что такое «модернизация» общества? Основные подходы к определению.

Личность в «обществе потребления» Ж.Бодрийяра.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...