Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ 




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего образования

«Уфимский государственный авиационный технический университет»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По дисциплине

«Философия»

для студентов по четырехлетней программе обучения

 

Уфа 2017



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего образования

«Уфимский государственный авиационный технический университет»

 

 

Кафедра общественных наук

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По дисциплине

«Философия»

для студентов по четырехлетней программе обучения

 

Уфа 2017


УДК 1 (07)

ББК Ю (я 7)

 

Методические рекомендации по дисциплине «Философия» для студентов всех специальностей, обучающихся по четырехлетней программе обучения (бакалавры)/

Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; сост.: Файзуллин Ф.С., Хидиятов Н.Б., Моисеева Т.П., Зарипов А.Я., Абдрахимов Э.Ф., Абузарова Н.А., Егорова Ю.Р., Ли С.А., Мартынова Ю.А., Неганов Ф.М., Столь А.Б., Шафиков М.Т., Хазиев З.А. – Уфа: РИК УГАТУ, 2017. – 000.

 

Представлены планы семинарских занятий на основе рабочей программы по курсу философии в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования. Определены основные формы работы на семинарском занятии, указаны рекомендации студентам по подготовке к занятиям, рекомендуемая к ним литература, приведен перечень основных понятий по темам. В конце планов представлен библиографический список.

 

Предназначены для студентов I курса всех факультетов, направлений и специальностей, обучающихся по четырехлетней программе (бакалавры)

 

 

Рецензент: д.социол.н., проф. Кунгурцева Г.Ф.

 

 

© Оформление РИК УГАТУ, 2017

 


Содержание

 

Тематика лекционного курса 5
Планы семинарских занятий 6
Цели и задачи дисциплины 6
Рекомендации студенту по подготовке к семинарскому занятию   8
Требования к студенту 9
Основная учебная литература 10
Раздел I: Введение, исторические этапы развития философии 12
Тема 1: Предмет, структура и функции философии 12
Тема 2: Исторические этапы развития философии 13
Раздел II: Онтология и теория познания 18
Тема 3: Философское понимание мира: бытие, материя как исходные понятия   18
Тема 4: Сознание, как предмет философского исследования 18
Тема 5: Диалектика и ее альтернативы 21
Тема 6: Основные проблемы теории познания 22
Раздел III: Социальная философия 25
Тема 7: Общество: Основы социально-философского анализа 25
Тема 8: Социальная структура и политическая система общества   27
Тема 9: Духовное производство и общественное сознание 30
Тема 10: Проблема человека в философии. Личность и общество   32
Тема 11: Культура и цивилизация. Культура и ценности. 34

 


Тематика лекционных тем для бакалавров (20 часов)

 

  Наименование тем Кол-во часов
1.

Раздел I: Введение. Исторические этапы развития философии

Философия, круг её проблем и роль в обществе 2
2. Зарождение и развитие восточного и западного типов философии 1
3. Развитие философии в Средние века и Новое время 1
4. Западная философия второй половины XIX – начала XXI вв. 1
5. Отечественная философия XIX – начала XXI веков (СРС) 1
6.

 

Раздел II: Онтология и теория познания

Бытие и его основные формы. Материя, движение, пространство и время 1
7. Сознание, его сущность и генезис  1
8. Основные проблемы теории познания 1
9. Научное познание, его формы и методы 1
10.

Раздел III: Социальная философия

 

 

Общество: основы философского анализа 1
11. Материальная сфера жизни общества 1
12. Социальная структура общества 1
13. Политическая система общества 1
14. Духовное производство и общественное сознание 1
15. Виды духовной деятельности  1
16. Проблема человека в философии 1
17. Культура как объект философского исследования 1
18. Философия истории. Общественный прогресс 2

 

 

Планы семинарских занятий для бакалавров (26 часов)

 

Наименования разделов дисциплины Наименования практических занятий (семинаров) Кол-во часов

Раздел I: Введение, исторические этапы развития философии

Тема 1: Предмет, структура и функции философии 2
Тема 2: Исторические этапы развития философии 6

Раздел II: Онтология и теория познания 

Тема 3: Философское понимание мира: бытие, материя как исходные понятия 2
Тема 4: Сознание, как предмет философского исследования 2
Тема 5: Диалектика и ее альтернативы 2
Тема 6: Основные проблемы теории познания 2

Раздел III: Социальная философия

Тема 7: Общество: Основы социально-философского анализа. Материальная сфера общества 2
Тема 8: Социальная структура и политическая система общества 2
Тема 9: Духовное производство и общественное сознание 2
Тема 10: Проблема человека в философии. Личность и общество. 2
Тема 11: Культура и цивилизация. Философия истории 2

 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Философия - одна из учебных дисциплин, составляющих основу высшего образования. Знание философии необходимо для формирования мировоззрения, научных методов познания, преобразования мира и для решения социаль­ных задач.

С момента своего возникновения философия всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется, прежде всего, тем, что ядро философии, независимо от той или иной позиции философа, составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.

Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.

Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни. Этим объясняется непреходящая жизненность философии, необходимость овладения ею для обретения человеком надежной ориентации в непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях - и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом обостряющихся глобальных проблем.

Сегодня, как никогда, от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют философской культурой.

Предметом философии является проблема взаимоотношения бытия и мышления, материи и сознания, а также проблема отношения в системе «человек – объективная реальность»: что такое объективная реальность сама по себе, и что такое человек в объективной реальности.

Курс философии состоит из трех частей:

1. История философии.

2. Онтология и теория познания.

3. Социальная философия.

Основной целью изучения философии является выработка навыков диалектического мышления, материалистического понимания природных и социальных процессов.

Основная задача изученияфилософии заключается в формировании научного философского мировоззрения. Оно включает в себя изучение различных философских учений и теорий, методов логического и исторического анализа, владение категориальным и терминологическим аппаратом философской науки.

Целью данных планов семинарских занятий является оказание помощи студентам в изучении курса философии при подготовке к семинарскому занятию.

Авторы ставят следующие задачи:

- оказать помощь студенту в изучении теоретических и методологических основ курса философии и повышении уровня научного мировоззрения;

- способствовать формированию у студентов логического мышления, закреплению и развитию приемов и методов философского познания мира;

- обучить студентов навыкам диалога, умению вести научную дискуссию в рамках заданной темы, аналитическим методам работы с первоисточниками и научной литературой.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ 

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Семинарские занятия являются обязательным компонентом учебного процесса, как дополнение к лекционной форме обучения, и предназначается для более углубленной проработки тем, затронутых на лекции.

Как правило, темы семинарских занятий включают в себя вопросы курса, для обсуждения которых требуется специальная подготовка студента с использованием рекомендуемой учебной литературы, источников и лекций. Методической особенностью семинарских занятий по курсу философии является применение двух основных форм работы со студентами:

- аудиторной – в виде выступления или устного обсуждения изучаемых тем;

- самостоятельной - это изучение лекционного материала, учебной, монографической литературы и первоисточников, подготовка и написание рефератов и докладов.

 

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

- внимательно ознакомиться с планом семинарского занятия, списком рекомендуемой литературы;

- прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия;

- обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме;

- внимательно изучить и постараться усвоить основные понятия изучаемой темы, так как эффективное освоение курса невозможно без владения философской терминологией.

В ходе изучения темы семинарского занятия необходимо подготовить тезисы или конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения. Эти записи могут быть использованы на семинарских занятиях как подспорье при публичном выступлении.

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ

Подготовка к семинару является обязательной для каждого студента учебной группы и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам.

Учебная работа студентов на семинаре должна быть активной и соответствовать следующим требованиям при публичном выступлении:

- излагать подготовленное выступление без опоры на письменный текст, прибегая к нему лишь как к плану или для зачитывания сложных цитат из первоисточников;

- свободно владеть основными понятиями темы выступления и терминологией, пройденных ранее тем курса философии;

- быть готовым и уметь отвечать на вопросы, а также делать выводы из проработанного и изложенного в выступлении материала;

- соблюдать временной регламент устного выступления примерно 8-12 минут.

Оценивание уровня подготовки студентов в течение семестра и учебного года в целом осуществляется по балльно-рейтинговой системе, которая предусматривает постоянный мониторинг посещаемости и успеваемости, а также регулярно осуществляемый рубежный контроль освоения учебных модулей дисциплины. По завершении изучения курса студенты сдают экзамен, который может быть зачтен и автоматически на основе полученных по ходу изучения курса баллов. В случае, если баллов для требуемой (или желательной) оценки студенту недостаточно, тогда он сдает экзамен.

Завершение изучение курса философии предполагает, что студент должен владеть основными понятиями курса, знанием основных этапов развития философской науки, глубоким пониманием законов философии, уметь оперировать философской терминологией и использовать методологический и логико-понятийный аппарат философии для анализа закономерностей бытия и познания окружающей действительности.

Основная литература для подготовки к семинарским занятиям по всем разделам:

1. Философия. Основной курс [Электронный ресурс] : [Учебник для студентов вузов] / Ф.С.Файзуллин, М.Т.Шафиков, А.Я.Зарипов, Ф.М.Неганов; Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ). – Электронные текстовые данные (1 файл; 2,92 МБ). – Уфа; УГАТУ, 2015. – Доступ из сети Интернет по логину и паролю. Анонимный доступ из корпоративной сети УГАТУ. = Систем. требования: Adobe Reader. – ISBN 978-5-4221-0767-4/ - <URL:http://elibrary. Ufa-rb.ru/dl/lib_net_r/Fayzullin_Filosifiya_osnovnoy_kurs_2015.pdf>.

2. Философия. Основной курс/Файзуллин Ф.С., ШАфиков М.Т., Зарипов А.Я., Неганов Ф.М. – Уфа: Уфимский гос. авиац. техн. ун-т, 2015. – 350с.

3. Лязина Ю.А. Философия. Вводный курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Лязина Ю.А., Файзуллин Ф.С. – Уфа: УГАТУ, 2015. – 374с.

4. Алексеев П. В. Философия: [учебник по курсу "Философия" для студентов высших учебных заведений] / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. И доп. - Москва: Проспект, 2015 - 592 c.

5.Горелов А.А. Философия (для бакалавров) Электронный ресурс. – Москва: КноРус, 2016. – 320. - ISBN 978-5-406-01358-8. -URL:http://www.book.ru/book/921744.

6. Жовтун Д.Т. Современная социальная философия [Электронный ресурс]. – Москва: КноРус, 2017. – 176. - ISBN 978-5-4365-1371-3. -URL:http://www.book.ru/book/920614.

7. Колесников А.С., Марков Б.В. Философия (для бакалавров) [Электронный ресурс]. Москва: КноРус, 2017. – 403. – ISBN 978-5-406-04984-6. -URL:http://www.book.ru/book/921744.

8. Философия: учебник и практикум для академического бакалавриата/Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; под ред. В.Н.Лавриненко. – 7-е изд., перераб. И доп. – Москва: Юрайт, 2015. – 711с. – (Бакалавр. Академический курс). – ОГЛАВЛЕНИЕ кликните на URL-> ISBN 978-5-9916-4191-3. -URL:http://www.library.ugatu.ac.ru/pdf/teach/Filosofija_Lavrinenko _7izd_2015.pdf.

9. Бучило, Н. Ф. Философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков .— 5-е изд., перераб. и доп. — Электронный учебник — М. : КНОРУС, 2009.

10. Основы философии / Под ред. Ф.С. Файзуллина. – Уфа: РИО РУНЦ МО РБ, 2007, 300с.

11. Спиркин А. Г. Философия: [учебник для студентов высших учебных заведений] / А. Г. Спиркин - Москва: ЮРАЙТ, 2011 - 828 с.

12. Философия: [учебник для студентов высших учебных заведений] / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 - 622 с.

13. Философия: учебное пособие / под ред. В. П. Кохановского - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 - 576 с.

14. Электронная коллекция ФГБОУ УГАТУ: http://www.library.ugatu.ac.ru/ или http://www.library.ugatu.ac.ru/cgi-bin/zgate.exe?Init+ugatu-fulltxt.xml,simple-fulltxt.xsl+rus

 



Раздел I










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...