Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Спонсорство как внебюджетный источник материального обеспечения физической культуры и спорта
Функционирование и дальнейшее развитие физической культуры и спорта в условиях рыночной экономики предполагает постоянный поиск дополнительных источников финансирования и материального обеспечения, одним из которых является спонсорство. Спонсорствов сфере физической культуры и спорта — это взаимодействие спонсора и спонсируемого с возможным участием различных посредников, в процессе которого физкулътурно-спортивные организации и устроители мероприятий, спортсмены и специалисты получают разнообразную материальную поддержку (финансовые средства, товары, услуги и т.п.) в ответ на их участие в реализации маркетинговых функций (выпуск, продвижение, сбыт продукции и т.п.) изготовителей средств производства и потребления, а также фирм сферы обслуживания. Взаимодействие спонсора и спонсируемого является результатом осознания социальной ответственности, как правило, законодательно стимулируемым и нормативно закрепляемым, и имеет такие характеристики, как целенаправленность, взаимовыгодность, долгосрочность и инновационность. Субъекты спонсорства Одним из важнейших оснований классификации субъектов спонсорства является близость их продукции к отрасли «физиче-
110 111 екая культура и спорт». По этому основанию можно выделить пять групп спонсоров: 1) фирмы, производящие продукцию спортивного назначения, в первую очередь спортивные товары (зарубежные — АсШаз, №ке, КееЬок и др., российские — АО «Спортпром», Воронежское ПО «Спорт», «Спортинтерпром» и др.); 2) фирмы, производящие близкую (продукты питания, средства личной гигиены и т.п.) спорту продукцию (зарубежные — Соса-Со1а, Рер$1, Магз, ОШеИе и др., российские — АО «Российский фермер», «Некрафвская минеральная вода» и др.); 3) фирмы, производящие продукцию, имеющую косвенное (авиакомпании, банки, страховые компании и т.п.) отношение к спорту (зарубежные — Ртпап, БеИа, Сапоп, Риц-РНт и др.; российские — Сберегательный банк Российской Федерации, банк «Национальный кредит», «Интурбанк», Балтийский банк и др.); 4) фирмы, производящие далекую от спорта продукцию (зарубежные — 51етеп5, 2ер1ег, МоЪП, Спке1 и др.; российские — Газпром, НПО «Энергия», «Уралмаш», АО «Рыбинские моторы», Ярославский шинный завод, Тульский комбайновый завод, «Сиб-тяжмаш», Уренгойгазпром и др.); 5) фирмы, производящие несовместимую со спортом продукцию (зарубежные — 5 питой", Ма§па, Ь&М и др.; российские — Ярославская табачная фабрика «Балканская звезда», «Исток» и др.). Объекты спонсорства Традиционно в качестве основных объектов спонсорства в отрасли «физическая культура и спорт» выступают: 1) организационные единицы отрасли — национальные олимпийские комитеты, федерации по видам спорта, спортивные клубы, команды, отдельные спортсмены и т.п.; 2) спортивные соревнования различного ранга; 3) различные уровни развития спорта — спорт высших достижений, резервный спорт, массовый спорт и т.д. Большинство специалистов сходятся во мнении, что комплексным объектом спонсорства в отрасли «физическая культура и спорт» является конкретный вид спорта. В настоящее время в большинстве стран мира сложилась структура наиболее предпочитаемых для спонсоров видов спорта. Приоритетом в этом списке пользуются футбол, теннис, автомобильный, велосипедный спорт, баскетбол, легкая атлетика, лыжный, парусный, конный спорт и др. Россия не представляет в этом отношении исключения. Вместе с тем для нашей страны характерны и некоторые особенности в выборе видов спорта для спонсорства. Так, в России спонсорскую поддержку получают такие виды спорта (например, армреслинг, шахматы и др.), которые по разным причинам не могут рассчитывать на нее в зарубежных странах. Различные субъекты по-разному подходят к выбору конкретного вида спорта как объекта спонсорства. Представители ВМ\Л/, например, свой выбор обосновывают тем, что для спонсора содержание вида спорта определяется не столько моторными двигательными процессами и сводами правил, сколько идеями, эмоциями, различного рода «дополнительными оттенками», позволяющими влиять на поведение занимающихся и зрителей, устанавливать коммуникативные связи и отношения. В связи с этим для спонсорства фирма избрала гольф, теннис, парусный спорт, скачки и горнолыжный спорт. Этот выбор был основан на следующих основных соображениях: 1) в данных видах спорта ярко выражен определенный стиль жизни; 2) данные виды спорта достаточно четко соответствуют определенным целевым группам потребителей; 3) компонентами имиджа тенниса, скачек, гольфа и горнолыжного спорта являются международная атмосфера, исключительность, престижность, современность, а также «потребление» их обеспеченными людьми и «сильными» личностями; 4) компонентами имиджа парусного спорта и гольфа являются эстетичность, элегантность, наслаждение, серьезность и др. Посредники спонсорства Важнейшими обстоятельствами необходимости использования посредничества в спонсорской деятельности являются следующие: во-первых, спорт в условиях рыночной экономики должен быть не просто пассивным объектом спонсорства, но активно «предлагать» себя, не торгуя, однако, своими идеалами, свободой и независимостью; во-вторых, у сторон возможных спонсорских отношений зачастую отсутствуют необходимые ноу-хау, опыт реализации взаимных услуг, представления об экономической эффективности совместной деятельности и т. д. К числу посредников спонсорской деятельности относят профессиональные посреднические агентства, научно-исследовательские учреждения, розничную специализированную торговлю и средства массовой информации. Механизм спонсорства Спонсорская деятельность осуществляется с использованием специфического механизма, элементами которого являются планирование, организация, проведение и контроль спонсорских мероприятий. Планирование спонсорства подразумевает определение: общих (повышение/стабилизация известности фирмы или продукта; мотивация внутрифирменного сотрудничества; создание сравнительных конкурентных преимуществ и др.) и специфичес-
112 113 ких (увеличение сбыта на различных сегментах рынка; экспертиза качества спортивных товаров в условиях соревновательной борьбы и др.) целей спонсора; спонсорской стратегии: выбор конкретного субъекта и объекта спонсорства; содержание спонсорской посылки (товарный знак, лозунг и т.п.); спектра «встречных услуг», оказываемых спонсору (размещение товарного знака на спортивных сооружениях, спортивной форме и т.п.; присвоение официальных титулов; предоставление права на проведение .спортивного мероприятия и т.д.); объема и конкретных форм (финансовые средства, товары, услуги и т.п.) спонсорской поддержки и др. Неотъемлемой составной частью планирования является разработка сметы спонсорства. Организация спонсорства включает: назначение координатора (подразделения, сотрудника), в основные обязанности которого входит планирование спонсорской деятельности; изучение позиции (места размещения) спонсорской посылки на спортивном сооружении, оборудовании, форме и т.д. с учетом специфики вида спорта и трансляции спортивных соревнований по телевидению; регистрацию поступающих предложений о спонсорстве, их классификацию, анализ и т.д.; и др. Контроль спонсорства принято подразделять на: контроль процесса (спонсорский аудит), который предназначен для текущей проверки реализации общей стратегии и конкретных мероприятий с целью выявления и внесения корректив в ошибочные решения и действия; контроль результата спонсорства, призванный дать ответы на вопросы о том, в какой степени реализованы цели спонсорства и в какой мере отдельные мероприятия способствовали достижению этих целей. Налоговые и иные льготы С целью привлечения дополнительных средств в отрасль «физическая культура и спорт», стимулирования расширения объема предоставляемых ею услуг, укрепления материально-технической базы и т.п. законодательством устанавливаются определенные налоговые и иные льготы. Отнесение данного источника к внебюджетному финансированию физической культуры и спорта достаточно условно, так как сохраненная таким образом для налогоплательщика сумма денег является вычетом из возможных поступлений в государственный бюджет. Вместе с тем льготы в налогообложении не являются прямыми государственными расходами. К основным налоговым льготам физкультурно-спортивных организаций в настоящее время относятся следующие. V Учреждения физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и физкультурно-спортив-ные сооружения (за исключением деятельности физкультурно-спортивных сооружений и учреждений не по профилю) независимо от источника финансирования полностью освобождаются от уплаты земельного налога. V Средства, поступающие в некоммерческие физкультурно-спортивные организации (федерации по видам спорта, спортивные клубы и т.п.) в виде вступительных и членских взносов, целевых отчислений, добровольных пожертвований и т.д. и предназначенные для осуществления основной уставной деятельности, не рассматриваются как прибыль, в связи с чем не облагаются налогом на прибыль. V Сумма налогооблагаемой прибыли любой, а не только физ-культурно-спортивной организации независимо от ее организационно-правовой формы может быть уменьшена на величину затрат, связанных с содержанием физкультурно-спортивных организаций. V Налогооблагаемая прибыль предприятий, оказывающих спонсорскую помощь физкультурно-спортивным организациям, уменьшается на сумму поддержки, но не более 3 % от налогооблагаемой базы. V Не подлежат уплате налога на добавленную стоимость (НДС) следующие операции: реализация физкультурно-спортивными организациями входных билетов на проводимые спортивно-зрелищные мероприятия, а также оказание услуг аренды спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий; услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях (включая спортивные) и др. V Российское законодательство устанавливает льготы в налогообложении не только для физкультурно-спортивных и иных организаций, но и для физических лиц. Так, в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.) и частью II Налогового кодекса Российской Федерации (2000 г.) в совокупный облагаемый доход при налогообложении с физических лиц не включаются: стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований, а также (на основании постановлений Правительства Российской Федерации)
114 115 на чемпионатах и кубках Российской Федерации — от организаторов этих спортивных соревнований. Различные по характеру налоговые льготы устанавливаются для физкультурно-спортивных организаций и в других странах мира. Так, Федеральный Совет Швейцарии принял решение об освобождении Международного олимпийского комитета и Олимпийского музея от уплаты налога на добавленную стоимость при совершении любых финансовых операций между МОК и международными спортивными федерациями, связанных с доходами от использования прав, включаягправа на телетрансляции с Олимпийских игр. По своему экономическому содержанию к налоговым примыкают и иные льготы, установленные в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации различными нормативно-правовыми актами. Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.), например, предусмотрено: бесплатное питание для учащихся спортивных школ, проходящих подготовку в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, а также для учащихся училищ олимпийского резерва (ст. 9); обеспечение бесплатной спортивной формой и обувью обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта и преподавателей спортивных дисциплин (ст. 29); льготное содержание (тарифы на газ, электрическую и тепловую энергию, водоснабжение и т.п., установленные для населения; тарифы за пользование услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи, установленные для бюджетных организаций) спортивных баз, на которых ведется подготовка сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта (ст. 33) и др. Глава 11 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |