Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация проектной деятельности




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По организации работы по индивидуальному проектированию

В ГБОУПО «СТЭТ»

 

Составитель: методист Хаецкая М.С.

 

 

Севастополь

2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка2

1. Общие положения2

2. Типы проектов2

3. Возможные продукты ИП2

2

5.  Требования к оформлению ИП2

2

Приложение 1Ошибка! Закладка не определена.

Приложение 22

Приложение 32

Приложение 42

Приложение 52

Приложение 62

Приложение 72

 

 


 

 



Пояснительная записка

Изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют изменения содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Современная система образования переходит на активное обучение, которое невозможно без использования инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческой личности, формирование навыков самостоятельной деятельности, формирование у обучающегося умения ставить и решать проблемы профессионального характера.

Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения педагогической деятельности.

Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении подразумевают в первую очередь новых методов обучения. Среднему профессиональному образованию в современных условиях необходимы такие методы обучения, которые:

· формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию студентов в обучении;

· развивали бы в первую очередь общие умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

· были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся.

Одной из форм активного обучения в образовательной деятельности является метод проектов, ориентированный на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на занятии, в техникуме, в реальной жизни).

Проектирование имеет массу общепризнанных достоинств, одно из которых — осязаемый результат познавательной деятельности обучающихся. При этом нельзя забывать, что достижение подлинно творческого результата невозможно без всерьез организованного процесса обучения.

 



Общие положения

 

Индивидуальное проектирование (далее ИП) представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

ИП выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, конструкторской, иной).

ИП выполняется обучающимся в течение первого года обучения в рамках учебного времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся и индивидуальные консультации по ИП.

Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося.

Целью индивидуального проекта является повышение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

Задачами реализации ИП являются:

- формирование навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- формирование навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

ИП должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного в определённые приказом директора сроки.

 


 


Типы проектов

По доминирующей деятельности выделяют 4 типа проектов:

ü информационный;

ü исследовательский;

ü практико-ориентированный;

ü творческий.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить объект сбора информации, возможные источники, которыми смогут воспользоваться обучающиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники обучающимся или они сами занимаются их поиском), формы представления результата.

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать ипредставлять информацию.

В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Возможные темы информационных проектов:

ü Гипотезы происхождения человека.

ü География Польши.

ü Наиболее известные туристические достопримечательности Франции.

Исследовательский проектпредполагает четкое определение предмета иметодов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой обучающихся или конкурсной внеаудиторной работой.

Возможные темы исследовательских проектов:

ü Социологическое исследование литературных предпочтений современной молодёжи.

ü Воздействие различных видов транспорта на окружающую среду

ü Влияние излучения сотового телефона на прорастание семян и развитие растений.

Практико-ориентированный проекттакжепредполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)

Такой проект требует хорошо продуманной структуры. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Возможные темы практико-ориентированных проектов:

ü Создание фото-коллекции редкие животные Крыма.

ü Создание интерактивного учебного пособия «Графический редактор Inscape»

ü Белоруссия.

Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);

Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.

Возможности использования информационных технологий позволят сделать презентации подобных проектов особенно яркими и интересными.

Используя различные типы проектов, преподаватель совместно с обучающимся решает разные педагогические задачи: учебные, развивающие, воспитательные.

Возможные темы творческих проектов:

ü Исследование проблемы «Компьютерная зависимость ребенка».

ü Права молодежи в РФ и способы их защиты.

ü Продукты, которые вас убивают

 

Возможные продукты ИП

Обучающимся важно в самом начале пояснить, какой возможный продукт может быть создан в итоге проекта (т.е. каков итог проектной деятельности).

Примерный перечень может быть следующим:

ü реферат, доклад, сообщение по теме проекта на научно-практическую конференцию, в ходе недели цикловой комиссии;

ü представление репортажа, компьютерной презентации (буклета,

o листовки), выполненной силами студентов техникума;

ü подготовка словарно-справочных материалов по конкретной теме учебной дисциплины, профессии или междисциплинарной проблеме;

ü разработка учебных материалов (для студентов техникума и т.п.) по какой-либо теме;

ü представление диагностических заданий для организации теоретического этапа конкурса профессионального мастерства обучающихся;

ü разработка и апробация методических рекомендаций для обучающихся по изучению (решению) какой-либо проблемы;

ü оформление альбома (стенда и пр.) с материалами по какому-либо курсу (истории, географии, литературе и пр.), краеведению своего региона или по истории базового предприятия, населённого пункта, учебного заведения и т.п.;

ü создание (издание, выпуск сигнального экземпляра) техникумовского журнала, газеты, подготовка сценария спортивного, культурного мероприятия, праздника и т.п.);

ü создание информационного сайта учреждения профессионального образования в Интернете по какой-либо проблеме;

ü изготовление какого-либо материального объекта (тренажера, действующей модели и т.п.), имеющего практическую (или эстетическую) ценность и т.п.;

ü разработка идеи и (или) бизнес-плана по созданию малого предприятия, организации, которая может осуществлять известную обучающимся деятельность (по изучаемой профессии, оказанию услуг населению и т.п.);

ü разработка программы (плана) действий в рамках конкретной деятельности (по исправлению или ликвидации каких-либо негативных явлений, профилактике вредных привычек и т.п.);

ü подготовка и проведение акции (по борьбе с курением; акции протеста против выбросов вредных веществ в атмосферу и т.п.) и необходимых материалов к ней;

ü обоснование конкретной законодательной инициативы, вносимой на обсуждение в местный орган власти.

Итак, мы видим, что обучающийся имеет право выбора из довольно обширного набора видов проектной деятельности.

Организация проектной деятельности

Проектная деятельность представляет собой последовательность определенных этапов работы.

Выделяют 6 стадий работы над проектом.

Стадия «Подготовка».

На данной стадии необходимо познакомить обучающихся с предназначением и структурой необходимой документации. И следует начать с паспорта проекта, который является вступлением к проектной папке. Как правило, паспорт состоит из следующих пунктов:

ü название проекта;

ü предметная область;

ü типология проекта;

ü автор проекта;

ü руководитель проекта;

ü цель проекта;

ü задачи проекта (2–4 задачи, акцент на развивающие задачи);

ü вопросы проекта (3–4 проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участнику в ходе его выполнения);

ü аннотация проекта (актуальность, личная значимость, краткое содержание;

ü возможные продукты проекта;

ü этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы обучающихся, содержание работы, выход этапа);

Содержанием работы на данном этапе будет определение темы и целей проекта.

Деятельность педагога заключается в том, что он вводит в курс проектного метода и помогает с постановкой цели, обучающийся же, в свою очередь, активно участвует в обсуждении с преподавателем и определяет цели проекта. На данном этапе обучающихся следует проинформировать по поводу того, как правильно обосновать актуальность работы, четко обозначается структура и план работы. Преподавателю так же необходимо тщательно продумать ресурсное обеспечение проекта.

Стадия «Планирование».

 На данном этапе осуществляется определение источников информации, способов сбора и анализа информации, форм отчета, а также выяснение критериев оценки результатов. Педагог предлагает идеи, а обучающийся определяет задачи и составляет план.

Стадия «Исследования».

 На данной стадии происходит сбор информации и решение промежуточных задач. Обучающийся осуществляет опросы, интервью или наблюдения, а преподаватель лишь не напрямую руководит деятельностью. Педагог также консультирует обучающегося, не давая готовых ответов, а лишь направляя его, по мере возникшей необходимости. Во время обсуждения на консультации, студент может вносить изменения и дополнения в паспорт проекта. Так же в паспорт могут вноситься проблемы и способы их решения. А вся собранная информация, полученная в результате исследования, фиксируется в проектную папку.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...