Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Повреждения, возникающие при падении с высоты.




Характер и тяжесть повреждений от падения с высоты зависит от многих причин и прежде всего от высоты падения, особенностей почвы и предметов, на которые произошло падение, и позы пострадавшего. Одновременно имеет значение область тела, которой оно ударилось в момент падения, наличие или отсутствие выступающих предметов, о которые тело пострадавшего могло удариться при падении и, конечно, состояние здоровья и индивидуальные особенности потерпевшего. Высота падения варьирует в широких пределах: от высоты роста человека (падение на плоскость) до нескольких десятков или сотен метров (падение с большей высоты).

 

При прямом паденииосновные повреждения на теле человека возникают от однократного удара о поверхность. При непрямом падениитело встречает при своем движении какие-либо выступающие предметы с ограниченной травмирующей поверхностью (балконы, карнизы, спутниковые антенны и др.).

При обрушении каких-либо строительных конструкций вместе с телом человека падают различные предметы (несвободное падение),которые могут причинять ему повреждения как во время движения, так и после падения тела на поверхность. Большое значение имеет характер поверхности, на которую упал пострадавший. Чем тверже место «приземления», тем обширнее повреждения. Последние приводили к смерти даже в случаях падения на лестнице, на асфальте с высоты собственного роста или с высоты до одного метра. Вне зависимости от условий, падения с высоты более 20-25 метров почти всегда оканчиваются смертельным исходом, причем падение на спину может сопровождаться значительно меньшими повреждениями, чем при падении на ноги. Это объясняется наибольшей устойчивостью организма к влиянию поперечных перегрузок.

При расследовании большое значение приобретает исследование места, с которого могло произойти падение, и, в частности, возможность самостоятельного падения или выпрыгивания из окна, с крыши и т.д.

Одним из общих признаков падения с высоты является преобла­дание внутренних повреждений, возникающих от сотрясения тела, над наружными, образующимися в момент удара о поверхность. Наружные повреждения имеют характер ссадин и кровоподтеков (очень редко встречаются ушибленные раны). Они нередко отображают рельеф поверхности, на которую произошло падение. При внутреннем исследовании, как правило, отмечаются множественные переломы костей скелета, а также надрывы и разрывы внутренних органов (корней легких, крупных сосудов у основания сердца, связок и капсулы печени ит.п.).

По характеру и локализации переломов костей скелета в ряде случаев можно воссоздать картину происшествия, в том числе установить, на какую часть тела произошло падение. Так, при падении на ноги возможны вколоченные переломы костей голени и бедер, а также круговые переломы костей основания черепа. В случаях падения на голову образуются переломы костей черепа и компрессионные переломы тел позвонков шейного отдела позвоночника. Поэтому при экспертизе необходимо вскрытие спинно-мозгового канала, мышц спины и конечностей, включая и стопы (при падении на ноги будут обнаружены кровоизлияния в мышцы подошв).

При падении на плоскости (с высоты собственного роста) часто возникают переломы костей черепа в затылочной или височной области, сопровождающиеся внутричерепными кровоизлияниями и сдавливани­ем мозга. Признаки сотрясения тела (надрывы корней легких, связок печени и т.д.) при этом, как правило, отсутствуют.

Как известно, особые трудности возникают при необходимости установить, получены ли повреждения от удара тупым предметом или при падении. Если повреждения не имеют каких-либо особенностей, характеризующих предмет, причинивший повреждение, то дифферен­циальная диагностика очень трудна. В таких случаях необходимо обращать внимание на локализацию повреждения, возможность или невозможность при такой локализации возникновения повреждения от удара о какой-либо тупой предмет. При падении могут возникать и типичные для этого механизма повреждения. Чаще всего во время ходьбы, когда человек поскользнулся, оступился, он падает навзничь на спину и ударяется затылком. При этом нередко бывают трещины затылочной кости и ушибы мозга. При падении на ягодицы возникают переломы копчика. При падении на бок или вперед, что встречается значительно реже, могут быть кровоподтеки на верхних конечностях, на лице. Падение вперед и на бок нередко происходит на вытянутую руку, при этом происходят переломы костей запястья, переломы нижнего эпифиза лучевой кости. Симметрично расположенные ссадины, кровоподтеки на передней поверхности коленных суставов, на ладонях наблюдаются при падении. Заключение о происхождении повреждений при объяснении их падением необходимо делать на основании сопоставления объективных данных с обстоятельствами происшествия. При необходимости следует прибегнуть к показу на месте происшествия или следственному эксперименту, проводимому следователем. Падение с высоты - это, как правило, результат несчастного случая. Реже оно используется для самоубийства. В судебно-следственной практике известны случаи убийств путем сбрасывания с высоты, в том числе лиц, находящихся в беспомощном состоянии (в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

 

Транспортная травма.

Повреждения от различных видов транспорта по своему характеру относятся к повреждениям от тупых предметов и имеют свои характерные особенности. Под транспортной травмой понимают повреждения, возникающие в результате действия на организм человека движущегося транспортного средства или при выпадении из него. В настоящее время принята следующая классификация транспортных травм:

I.  Автодорожная: автомобильная (грузовые и легковые автомобили);
тракторная (гусеничные и колесные трактора); мотоциклетная (мотоциклы
с коляской, мотоциклы без коляски).

II. Железнодорожная (электровоз, тепловоз, железнодорожный вагон,

трамвай).

III. Авиационная (самолет, вертолет).

IV. Воднотранспортная (речные и морские суда, катера, яхты).
Повреждения от других видов транспорта встречаются редко и имеют

меньшее значение.

 

Автомобильная травма.Наиболее распространенным видом транспортных травм являются автомобильные. В силу своих специфичес­ких особенностей (массивность транспортных средств, движение их с большой скоростью и т.д.) они нередко заканчиваются смертью пострадавших и поэтому довольно часто встречаются в судебно-медицинской практике. При исследовании автомобильных травм возникает множество различных вопросов, среди которых наиболее важным является вопрос о механизме возникновения повреждений.

По механизму возникновения автомобильные травмы подразделя­ют на следующие виды:

 

1) удар частями движущейся автомашины;

2) прижатие тела колесом к грунту;

3) полный переезд тела колесом;

4) падение из движущейся автомашины;

5) травма внутри кабины;

6) прижатие автомашиной к неподвижному предмету;

7) столкновение автомашины с другими видами транспорта;

8) комбинированные виды автотравмы;

9) прочие случаи.

Каждый из указанных видов автомобильной травмы в свою очередь слагается из нескольких следующих друг за другом фаз, сопро­вождающихся определенным характером повреждений и их локализа­цией. Например, при ударе пострадавшего частями движущейся автомашины различают четыре фазы: первая - столкновение автомашины с пострадавшим, когда отмечаются повреждения от удара и сотрясения тела; вторая - падение пострадавшего на автомобиль, повреждения при этом возникают при ударе о его корпус; третья -отбрасывание тела и падение его на землю, от чего повреждения располагаются на стороне, противоположной удару; четвертая -скольжение тела по земле с соответствующими повреждениями.

При других видах автотравм отмечается иное количество и сочетание фаз. Так, в случаях травмы внутри кабины различают две фазы: первая - столкновение тела с частями автомашины, когда повреждения локализуются, как правило, спереди; вторая -придавливание тела частями панели управления к стенке кабины. Аналогичные фазы отмечаются и в случаях прижатия тела частями автомашины к неподвижным предметам.

Повреждения, возникающие при автомобильных происшествиях весьма разнообразны. Их можно разделить на три группы:

1) повреждения, характерные для автотравмы,

2)повреждения от автотранспорта, но не характерные для автотравмы,

3)повреждения, сходные с другими видами травм, в частности, с
ранениями от острых орудий, из огнестрельного оружия и т.д.

 

Повреждения, характерные для автотравмы.К ним относятся отпечатки на поверхности тела протектора колеса автомашины. На протекторе шины эксплуатируемой автомашины нередко отмечаются индивидуальные особенности (дефекты, различный износ, заплаты, выступы), позволяющие по их отпечатку идентифицировать не только модель (марку), но и конкретный экземпляр автомобиля. Важное судебно-медицинское и криминалистическое значение имеют отпечатки на трупе или на одежде других частей автомашины, в частности болтов, гаек и иных деталей, по которым также можно установить автомобиль, причинивший повреждения.

Для автотравмы характерны также сдавливания отдельных частей тела с их уплотнением вследствие переломов костей, разрывов внутренних органов, размятие мышц (уплощение грудной клетки, сплющивание головы, размятие конечностей). Иногда сдавливание и' уплощение тела не сопровождаются нарушением целости кожных покровов, особенно в случаях, когда на пострадавшем была плотная, толстая одежда. О сдавливании тела могут свидетельствовать отпечатки одежды и ее складок на коже трупа.

При полном переезде колеса автомашины через грудную клетку отмечаются множественные двусторонние, преимущественно тройные переломы ребер, чаще соответственно подмышечным линиям. Одновременно наблюдаются переломы остистых отростков грудных позвонков и переломы лопаток, а также разрывы, отрывы, размятия и перемещения внутренних органов. Эти повреждения наиболее обширны со стороны движения колес. Иногда здесь происходит отслаивание мышц от костей с образованием карманов, заполненных кровью (особенно при переезде конечности).

Обширные множественные переломы таза с повреждением седалищных и лобковых костей и образованием двусторонних двойных вертикальных переломов свидетельствуют о сильном сдавливании тела и характерны для переезда колесами автомашины.

Напротив, при наезде и ударе автомашиной переломы костей таза встречаются редко и ограничиваются обычно изолированным повреждением отдельных костей, особенно при переезде конечности. При наезде и ударе автомашиной, движущейся с большой скоростью, у погибшего нередко обнаруживаются признаки сотрясения тела. К ним относятся кровоизлияния у корней легких (в легочной связке), под эпикардом на основании сердца, разрыв интимы крупных сосудов, кровоизлияния и разрывы связочного аппарата печени, кровоизлияния в ткань селезенки, брыжейки тонкого кишечника, в толщу печени, в область ворот и под капсулу почек. Наезд и удар иавтомашиной при скорости около 100 км/час может сопровождаться значительным сотрясением тела с разрывом или даже отрывом внутренних органов (сердца, легких, селезенки, печени).

К характерным для автотравмы повреждениям следует относить и следы волочения, имеющие вид множественных параллельных царапин на фоне осадненной кожи, а также поперечные безоскольчатые переломы голени или бедер («бампер-переломы»). Последние образуются от удара (буфером) автомашины, движущейся с большой скоростью. По локализации бампер-переломов и, в частности, по уровню их от подошв, можно судить о высоте расположения бампера автомашины, т.е. об определенных моделях (марках) автомашин.

Значительные затруднения возникают вследствие невозможности осмотра и исследования повреждений непосредственно после происшествия из-за состояния пострадавшего, обширности и тяжести повреждений. Оценка их производится по записям в истории болезни, которые обычно не удовлетворяют судебно-медицинского эксперта. В них не учитывается то, что необходимо для экспертизы. Трудно судить о повреждениях и по имеющимся рентгеновским снимкам. Нужно учитывать типичные для автотранспортной травмы повреждения: следы на коже, которые могут долго сохраняться, переломы костей в определенных местах (бампер-переломы). Необходимо точное описание повреждений, их локализации, измерение уровня расположения повреждений. Все должно быть нанесено на схемы. Показ обстоятельств происшествия может быть осуществлен с другим человеком такого же роста и телосложения. Одежду следует рассматривать на нем же или на манекене. Сопоставление повреждений одежды и на теле с частями автомашины может дать представление о механизме их происхождения. Все моменты такого сопоставления должны быть сфотографированы и фотографии приложены к заключению эксперта. Целесообразнее такое сопоставление проводить в порядке следственного эксперимента.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...