Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Гидрографические характеристики реки и ее бассейна.Стр 1 из 13Следующая ⇒
УДК 556.2 (075.8)
ББК Д22я73
В400
Т. М. Вешкурцева, Е. П. Пинигина. Учение о гидросфере.
Гидрология:учебно-методическое пособие для студентов направлений«География», «Гидрометеорология», «Картография и геоинформатика», «Экология и природопользование». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 56 с. Учебно-методическое пособие включает контрольные вопросы по всем темам изучаемой дисциплины, примерный перечень вопросов к зачету и экзамену по дисциплинам «Учение о гидросфере», «Гидрология»; список основной и дополнительной учебно-методической литературы. Для самостоятельной работы студентам предлагаются задания, которые могут быть использованы как во время аудиторных занятий, так и в качестве домашних занятий.
Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института наук о Земле. Утверждено первым проректором Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: С.И.Ларин, завкафедрой геоэкологии ИНЗЕМ, доцент, к.г.н.
РЕЦЕНЗЕНТЫ: А.М.Мыларщиков, ген. Директор
ОАО «ПурЭкоКом»
И. Р. Идрисов,и.о.завкафедры
картографии и ГИС
ТюмГУ, доцент, к.г.н.
©ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2015©Т.М.Вешкурцева,Е.П.Пинигина, 2015 Содержание
Введение ………………………………………………………...……………..4
Практическая работа № 1. Знакомство с гидрологическими справочниками ………………………………..………………………….……6 Практическая работа № 2. Гидрографические характеристики
реки и ее бассейна …………………….………………………..………...….8
Практическая работа № 3. Гидрологические наблюдения на водомерном посту и их первичная обработка ……………………....…14 Практическая работа № 4. Повторяемость и продолжительность стояния уровня ……………………………………..…………………….….17
Практическая работа № 5. Характеристики речного стока ……….….20
Практическая работа № 6. Расчленение гидрографа по типам
питания и расчет объемов стока по типам питания и фазам
водного режима …….………………………………………………………..21
Практическая работа № 7. Вычисление расхода воды,
измеренного гидрометрической вертушкой ……………………….……25
Практическая работа № 8. Морфометрические характеристики озера ….30
Практическая работа № 9. Распределение температуры воды
по вертикали в озере ………………………………………………………..34
Примерный перечень вопросов для семинарских занятий и контрольных работ ………………………………………………………….37 Примерный перечень вопросов для экзамена …………………………41
Рекомендуемая литература …………………………………………….…45
Приложение. Книжка для записи водомерных наблюдений (КГ-1) …47 Введение
Наличие и движение природных вод обеспечивают возможность взаимодействия атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы в процессах глобального, регионального и локального круговорота веществ и энергии. Ресурсы пресных вод способствуют природопользованию и ограничивают использование водных ресурсов в хозяйственной деятельности. Наличие и распределение источников воды по поверхности планеты – важный фактор регулирования процессов расселения человечества, экономического развития стран и регионов, видового разнообразия и продуктивности биоты.
«Учение о гидросфере» и «Гидрология» являются базовыми дисциплинами в профессиональной подготовке бакалавров географов, геоэкологов, гидрологов, картографов, природопользователей.
Цель «Учения о гидросфере»: формирование представлений о составе, распределении и роли водных объектов, и основных гидрологических процессов, протекающих в географической оболочке Земли. Цель «Гидрологии»: знакомство с системой научных знаний и методов исследования в области гидрологии. Освоение данных дисциплин позволяет решить следующие задачи: а) дать представление о наиболее общих закономерностях процессов в гидросфере, взаимосвязи гидросферы с атмосферой,
литосферой и биосферой;
б) показать основные закономерности распределении водных
объектов на поверхности Земли;
в) формировать знания о наиболее общих закономерностях
гидрологических процессов;
г) знакомство с основными методами изучения водных объектов и
гидрологических процессов;
д) показать практическую значимость изучения водных объектов и
4 гидрологических процессов для использования водных ресурсов и их охраны. Освоение данной дисциплины необходимо для последующего прохождения базовой и профильной учебных практик. Дисциплины «Учение о гидросфере» и «Гидрология» могут быть усвоены студентами только в результате постоянной и систематической работы в течение всего семестра. Лекционная часть курсов раскрывает лишь главные закономерности, поэтому важную роль играют семинарские и практические занятия.
При выполнении практических заданий необходимо пользоваться учебниками и картографическим материалом, рекомендованными программой.
5 Практическая работа №1
Тема: Знакомство с гидрологическими справочниками.
Цель:научиться пользоваться справочной гидрологическойлитературой (серии «Гидрологический ежегодник», «Основные гидрологические характеристики», «Ресурсы поверхностных вод СССР»). Задания:
1. Пользуясь справочником «Гидрологический ежегодник» («Ежегодные данные о режиме и ресурсах поверхностных вод») заполнить таблицу 1.1 и сделать анализ освещенности водного объекта гидрологическими наблюдениями. 2. На основе работы с гидрологическими справочниками «Основные гидрологические характеристики» (ОГХ) и «Ресурсы поверхностных вод СССР» написать отчет о структуре, содержании и отличительных особенностях выше указанных справочников. Рекомендации по выполнению работы.
Задание 1. По алфавитному списку станций и постов «Гидрологического ежегодника» («Ежегодные данные о режиме и ресурсах поверхностных вод») выбрать реку, на которой имеется не менее 8 гидрологических постов.
С помощью таблицы «Список гидрологических станций и постов» данного справочника заполнить графы таблицы 1.1, в том числе и номера таблиц, в которых освещаются виды наблюдений на данных гидропостах данного водного объекта. На основе работы с содержанием справочника, выяснить какие гидрологические сведения размещены в таблицах. По итогам заполнения таблицы 1.1 выполнить анализ освещенности заданного водотока гидрологическими наблюдениями.
6
Задание 2. Ознакомившись со справочниками «Основные гидрологические характеристики» и «Ресурсы поверхностных вод СССР» составить отчет о структуре, содержании и особенностях размещения информации, уделив внимание отличительным чертам каждого из справочников.
Контрольные вопросы
1. Какие гидрологические справочники вы можете назвать?
2. Как найти заданную реку в справочнике?
3. Как определить, какие виды наблюдений проводятся на данном объекте? 4. В каком справочнике помещены годовые гидрологические характеристики за многолетний период? 5. Какие сведения помещены в «Ресурсах поверхностных вод»?
7 Практическая работа №2
Тема: Гидрографические характеристики реки и ее бассейна.
Цель:научиться определять основные морфометрическиепоказатели реки и ее бассейна. Задания:
1. Используя учебную топографическую карту (М 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000): а) самостоятельно провести водораздельную линию, определить
ее длину;
б) измерить площадь бассейна;
в) определить длину бассейна, среднюю и наибольшую ширину, коэффициент асимметрии, коэффициент развития водораздельной линии; коэффициенты озерности, лесистости, заболоченности бассейна;
г) определить длину главной реки и ее притоков,
д) вычислить густоту речной сети и коэффициент извилистости главной реки; е) определить падение и продольный уклон главной реки;
2. Построить гидрографическую схему реки.
Рекомендации повыполнению работы.
Водораздельная линия проводится по наиболее высоким отметкам
местности с учетом горизонталей и бергштрихов, она должна замыкаться в устье реки или у расчетного створа. Длина водораздельной линии (S, км) определяется в масштабе карты с помощью курвиметра или циркуля измерителя с раствором 2мм.
Площадь бассейна(F,км2) определяется после проведения водораздельной линии планиметром или палеткой. Измеряется раздельно площадь бассейна для правого (Fп) и левого (Fл) берегов главной реки, т.к. эти данные необходимы при вычислении коэффициента асимметрии. Затем измеряют площади, занятые в бассейне лесами (fл), болотами (fб), озерами (fо). Все вычисления
8 заносят в таблицу 2.1 или 2.2 в зависимости от выбранного способа измерения.
Цена деления планиметра –
Масштаб карты -
Таблица 2.2
Измерение площади бассейна реки (для палетки). Измеряемая площадь Количество клеток (n), Площадь, шт. м2; км2
Цена деления палетки –
Масштаб карты -
Длина бассейна(Lб,), при правильной его форме, определяется расстояниями по прямой от замыкающего створа реки, в направлении ее истока, до наиболее удаленной точки водораздельной линии. При изогнутых формах бассейна его длину измеряют циркулем по медиане. Наибольшая ширина бассейна(Вmax) определяется длиной наибольшего перпендикуляра к линии длины бассейна. Средняя ширина бассейна(Вср) вычисляется по формуле
где Fб - площадь бассейна, км2
Lб – длина бассейна, км
Коэффициент асимметрии(а), характеризующий неравномерность распределения площадей правой и левой частей бассейна (по отношению к главной реке) вычисляется по формуле
Fл - Fп
а = --------------------------- (2.2); (Fл + Fп) / 2
9 где Fл – площадь левобережной линии, км2 ; Fп – площадь правобережной частей бассейна, км2 .
Коэффициент развития водораздельной линии (m),
характеризующий конфигурацию речного бассейна, рассчитывается по формуле: m = 0,282 (2.3);
где S – длина водораздельной линии, км; Fб – площадь бассейна, км2 . Для оценки влияния озер, болот, лесов на режим рек определяют коэффициенты озерности(Ко),заболоченности(Кб),лесистости(Кл):
где fo, fб, fл – площади, занятые соответственно озерами, болотами и лесами в пределах данного речного бассейна; Fб – площадь бассейна, км2.
Длина главной реки(Lp)и длина притоков(lпр) в км определяется с помощью курвиметра или циркуля измерителя с постоянным раствором – 2 мм. Счет километров ведут по участкам от устья реки до первого притока, затем от первого притока до второго и т.д. такое деление необходимо для построения гидрографической схемы.
При измерении циркулем определяется не длина дуги, а хорда, следовательно, длина реки получается заниженной. Для получения истинной длины измеряется длина реки и умножается на поправочный коэффициент на извилистость (рис. 2.1).Результаты вычисленийдлины главной реки и притоков заносятся в таблицу 2.3.
10
Рисунок 2.1. Образцы извилистости рек.
Общая длина главной реки получается как нарастающая величина ее участков от истока к устью.
Таблица 2.3
Измерение длины реки _________ по участкам
Аналогичная таблица составляется для измерения длины притоков.
11 Коэффициент извилистости реки (Кизв.) определяется как отношение длины реки (Lp) к длине прямой, соединяющей устье и исток реки (Lпр.л.):
Кизв. = (2.7)
Густота речной сети (D, км/км2) представляет собой длину речной сети, приходящуюся на 1 км2 площади какой-либо территории. Для бассейнов рек D определяется как отношение суммы длин всех водотоков к площади бассейна реки.
Разность отметок ( Н, м) водной поверхности истока (Hист., м) и устья (Ну, м), выраженная в м, называется падением реки.
Н=Нист. - Ну (2.9)
Отношение величины паления ( Н, м) к длине реки (Lp) называется уклоном(J)реки. Уклон реки – величина безразмерная; может быть выражена в 0/00 .
схемы реки (рис. 1.1). Для построения схемы используются данные таблицы 2.3 Главная река изображается в виде отрезков прямой линии; притоки первого порядка – в виде отрезков прямой, расположенных под углом 45° к главной реке. Притоки второго, третьего и т.д. порядков изображаются аналогично притокам первого порядка. Схема строиться кратностью 1:1, 1:2, 1:5, 1:10 к масштабу карты. На схеме стрелкой показывается направление течения реки, подписываются названия притоков и их длины в км.
12
Рисунок 1.1. Гидрографическая схема р. Ислочь
Контрольные вопросы
1. Дайте определение бассейна реки и водосбора реки. В каких случаях бассейн больше водосбора. 2. Почему для Тюменской области характерно превышение площади бассейна реки над ее водосбором?
2. Назовите основные физико-географические факторы,
определяющие размеры бассейна, коэффициенты асимметрии, развития водораздельной линии, густоты речной сети.
3. С какой целью определяются коэффициенты лесистости,
озерности, заболоченности бассейна?
13 Практическая работа №3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 617. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |