Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Гидрографические характеристики реки и ее бассейна.




УДК 556.2 (075.8)

 

ББК Д22я73

 

В400

 

Т. М. Вешкурцева, Е. П. Пинигина. Учение о гидросфере.

 

Гидрология:учебно-методическое пособие для студентов направлений«География», «Гидрометеорология», «Картография и геоинформатика», «Экология и природопользование». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 56 с.

Учебно-методическое пособие включает контрольные вопросы по всем темам изучаемой дисциплины, примерный перечень вопросов к зачету и экзамену по дисциплинам «Учение о гидросфере», «Гидрология»; список основной и дополнительной учебно-методической литературы. Для самостоятельной работы студентам предлагаются задания, которые могут быть использованы как во время аудиторных занятий, так и в качестве домашних занятий.

 

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института наук о Земле. Утверждено первым проректором Тюменского государственного университета.

 

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: С.И.Ларин, завкафедрой геоэкологии ИНЗЕМ, доцент, к.г.н.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ: А.М.Мыларщиков, ген. Директор

 

ОАО «ПурЭкоКом»

 

И. Р. Идрисов,и.о.завкафедры

 

картографии и ГИС

 

ТюмГУ, доцент, к.г.н.

 

©ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2015©Т.М.Вешкурцева,Е.П.Пинигина, 2015


Содержание

 

Введение ………………………………………………………...……………..4

 

Практическая работа № 1. Знакомство с гидрологическими справочниками ………………………………..………………………….……6

Практическая работа № 2. Гидрографические характеристики

 

реки и ее бассейна …………………….………………………..………...….8

 

Практическая работа № 3. Гидрологические наблюдения на водомерном посту и их первичная обработка ……………………....…14

Практическая работа № 4. Повторяемость и продолжительность стояния уровня ……………………………………..…………………….….17

 

Практическая работа № 5. Характеристики речного стока ……….….20

 

Практическая работа № 6. Расчленение гидрографа по типам

 

питания и расчет объемов стока по типам питания и фазам

 

водного режима …….………………………………………………………..21

 

Практическая работа № 7. Вычисление расхода воды,

 

измеренного гидрометрической вертушкой ……………………….……25

 

Практическая работа № 8. Морфометрические характеристики озера ….30

 

Практическая работа № 9. Распределение температуры воды

 

по вертикали в озере ………………………………………………………..34

 

Примерный перечень вопросов для семинарских занятий и контрольных работ ………………………………………………………….37

Примерный перечень вопросов для экзамена …………………………41

 

Рекомендуемая литература …………………………………………….…45

 

Приложение. Книжка для записи водомерных наблюдений (КГ-1) …47



Введение

 

Наличие и движение природных вод обеспечивают возможность взаимодействия атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы в процессах глобального, регионального и локального круговорота веществ и энергии. Ресурсы пресных вод способствуют природопользованию и ограничивают использование водных ресурсов в хозяйственной деятельности. Наличие и распределение источников воды по поверхности планеты – важный фактор регулирования процессов расселения человечества, экономического развития стран и регионов, видового разнообразия и продуктивности биоты.

 

«Учение о гидросфере» и «Гидрология» являются базовыми дисциплинами в профессиональной подготовке бакалавров географов, геоэкологов, гидрологов, картографов, природопользователей.

 

Цель «Учения о гидросфере»: формирование представлений о составе, распределении и роли водных объектов, и основных гидрологических процессов, протекающих в географической оболочке Земли.

Цель «Гидрологии»: знакомство с системой научных знаний и методов исследования в области гидрологии.

Освоение данных дисциплин позволяет решить следующие задачи: а) дать представление о наиболее общих закономерностях процессов в гидросфере, взаимосвязи гидросферы с атмосферой,

 

литосферой и биосферой;

 

б) показать основные закономерности распределении водных

 

объектов на поверхности Земли;

 

в) формировать знания о наиболее общих закономерностях

 

гидрологических процессов;

 

г) знакомство с основными методами изучения водных объектов и

 

гидрологических процессов;

 

д) показать практическую значимость изучения водных объектов и

 

 

4


гидрологических процессов для использования водных ресурсов и их охраны.

Освоение данной дисциплины необходимо для последующего прохождения базовой и профильной учебных практик.

Дисциплины «Учение о гидросфере» и «Гидрология» могут быть усвоены студентами только в результате постоянной и систематической работы в течение всего семестра. Лекционная часть курсов раскрывает лишь главные закономерности, поэтому важную роль играют семинарские и практические занятия.

 

При выполнении практических заданий необходимо пользоваться учебниками и картографическим материалом, рекомендованными программой.

 

 

5




Практическая работа №1

 

Тема: Знакомство с гидрологическими справочниками.

 

Цель:научиться пользоваться справочной гидрологическойлитературой (серии «Гидрологический ежегодник», «Основные гидрологические характеристики», «Ресурсы поверхностных вод СССР»).

Задания:

 

1. Пользуясь справочником «Гидрологический ежегодник» («Ежегодные данные о режиме и ресурсах поверхностных вод») заполнить таблицу 1.1 и сделать анализ освещенности водного объекта гидрологическими наблюдениями.

2. На основе работы с гидрологическими справочниками «Основные гидрологические характеристики» (ОГХ) и «Ресурсы поверхностных вод СССР» написать отчет о структуре, содержании и отличительных особенностях выше указанных справочников.

Рекомендации по выполнению работы.

 

Задание 1. По алфавитному списку станций и постов «Гидрологического ежегодника» («Ежегодные данные о режиме и ресурсах поверхностных вод») выбрать реку, на которой имеется не менее 8 гидрологических постов.

 

С помощью таблицы «Список гидрологических станций и постов» данного справочника заполнить графы таблицы 1.1, в том числе и номера таблиц, в которых освещаются виды наблюдений на данных гидропостах данного водного объекта.

На основе работы с содержанием справочника, выяснить какие гидрологические сведения размещены в таблицах.

По итогам заполнения таблицы 1.1 выполнить анализ освещенности заданного водотока гидрологическими наблюдениями.

 

6


             

Таблица 1.1

 
                   
   

Метоположениегидрологическихпостов

Расстояние от устья, км

2 Период действия поста      

Названиеводотока

Кудавпадает,скакогоберега

Площадьводосбора,км

   

Номератаблиц,имеющихсясведений

 

 
Датаоткрытия Датазакрытия  
                   
                   
                   

 

 

Задание 2. Ознакомившись со справочниками «Основные гидрологические характеристики» и «Ресурсы поверхностных вод

СССР» составить отчет о структуре, содержании и особенностях размещения информации, уделив внимание отличительным чертам каждого из справочников.

 


Контрольные вопросы

 

1. Какие гидрологические справочники вы можете назвать?

 

2. Как найти заданную реку в справочнике?

 

3. Как определить, какие виды наблюдений проводятся на данном объекте?

4. В каком справочнике помещены годовые гидрологические характеристики за многолетний период?

5. Какие сведения помещены в «Ресурсах поверхностных вод»?

 

 

7



Практическая работа №2

 

Тема: Гидрографические характеристики реки и ее бассейна.

 

Цель:научиться определять основные морфометрическиепоказатели реки и ее бассейна.

Задания:

 

1. Используя учебную топографическую карту (М 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000):

а) самостоятельно провести водораздельную линию, определить

 

ее длину;

 

б) измерить площадь бассейна;

 

в) определить длину бассейна, среднюю и наибольшую ширину, коэффициент асимметрии, коэффициент развития водораздельной линии; коэффициенты озерности, лесистости, заболоченности бассейна;

 

г) определить длину главной реки и ее притоков,

 

д) вычислить густоту речной сети и коэффициент извилистости главной реки;

е) определить падение и продольный уклон главной реки;

 

2. Построить гидрографическую схему реки.

 

Рекомендации повыполнению работы.

 

Водораздельная линия проводится по наиболее высоким отметкам

 

местности с учетом горизонталей и бергштрихов, она должна замыкаться в устье реки или у расчетного створа. Длина водораздельной линии (S, км) определяется в масштабе карты с помощью курвиметра или циркуля измерителя с раствором 2мм.

 

Площадь бассейна(F,км2) определяется после проведения водораздельной линии планиметром или палеткой. Измеряется раздельно площадь бассейна для правого (Fп) и левого (Fл) берегов главной реки, т.к. эти данные необходимы при вычислении коэффициента асимметрии. Затем измеряют площади, занятые в бассейне лесами (fл), болотами (fб), озерами (fо). Все вычисления

 

8


заносят в таблицу 2.1 или 2.2 в зависимости от выбранного способа измерения.

          Таблица 2.1  
 

Измерение площади бассейна реки (для планиметра).

 
             

Измеряемая

Площадь в делениях планиметра

Площадь,

 
 

разность

средняя

 
площадь   отсчет м2; км2  
      отсчетов разность    
             

Цена деления планиметра –

 

Масштаб карты -

 

Таблица 2.2

 

Измерение площади бассейна реки (для палетки).

Измеряемая площадь                                            Количество клеток (n),                                                                   Площадь,


шт.                                                     м2; км2

 


Цена деления палетки –

 


Масштаб карты -

 

Длина бассейна(Lб,), при правильной его форме, определяется расстояниями по прямой от замыкающего створа реки, в направлении ее истока, до наиболее удаленной точки водораздельной линии. При изогнутых формах бассейна его длину измеряют циркулем по медиане.

Наибольшая ширина бассейна(Вmax) определяется длиной наибольшего перпендикуляра к линии длины бассейна.

Средняя ширина бассейна(Вср) вычисляется по формуле

 

Вср = Fб / Lб (2.1);

где Fб - площадь бассейна, км2

 

Lб – длина бассейна, км

 

Коэффициент асимметрии(а), характеризующий неравномерность распределения площадей правой и левой частей бассейна (по отношению к главной реке) вычисляется по формуле

 

Fл - Fп

 

а = ---------------------------                                        (2.2);

(Fл + Fп) / 2

 

9


где Fл – площадь левобережной линии, км2 ; Fп – площадь правобережной частей бассейна, км2 .

 

Коэффициент      развития        водораздельной       линии        (m),

 

характеризующий конфигурацию речного бассейна, рассчитывается по формуле:

m = 0,282          (2.3);

 

где S – длина водораздельной линии, км; Fб – площадь бассейна, км2 . Для оценки влияния озер, болот, лесов на режим рек определяют

коэффициенты озерности(Ко),заболоченности(Кб),лесистости(Кл):

 

 

Ко = (2.4);
Кб = (2.5);
Кл = (2.6);

где fo, fб, fл – площади, занятые соответственно озерами, болотами и лесами в пределах данного речного бассейна; Fб – площадь бассейна, км2.

 

Длина главной реки(Lp)и длина притоков(lпр) в км определяется с помощью курвиметра или циркуля измерителя с постоянным раствором

– 2 мм. Счет километров ведут по участкам от устья реки до первого притока, затем от первого притока до второго и т.д. такое деление необходимо для построения гидрографической схемы.

 

При измерении циркулем определяется не длина дуги, а хорда, следовательно, длина реки получается заниженной. Для получения истинной длины измеряется длина реки и умножается на поправочный коэффициент на извилистость (рис. 2.1).Результаты вычисленийдлины главной реки и притоков заносятся в таблицу 2.3.

 

10


 

Рисунок 2.1. Образцы извилистости рек.

 

Общая длина главной реки получается как нарастающая величина ее участков от истока к устью.


 

 

Название участка


 

Таблица 2.3

 

Измерение длины реки _________ по участкам

 

 


ход ход среднее Длинаизмеренная,км Поправочныйкоэффициент Истиннаядлина,км Длина,нарастающаяотистокакустью,км
 

Числоотложенийрастворациркуля

       
             
1 2          
             

 


 

Аналогичная таблица составляется для измерения длины притоков.

 

11


Коэффициент извилистости реки (Кизв.) определяется как отношение длины реки (Lp) к длине прямой, соединяющей устье и исток реки (Lпр.л.):

 

Кизв. =          (2.7)

 

Густота речной сети (D, км/км2) представляет собой длину речной сети, приходящуюся на 1 км2 площади какой-либо территории. Для бассейнов рек D определяется как отношение суммы длин всех водотоков к площади бассейна реки.

 

D = (Lp + lпр) / Fб (2.8)

Разность отметок ( Н, м) водной поверхности истока (Hист., м) и устья (Ну, м), выраженная в м, называется падением реки.

 

Н=Нист. - Ну                                  (2.9)

 

Отношение величины паления ( Н, м) к длине реки (Lp) называется уклоном(J)реки. Уклон реки – величина безразмерная; может быть выражена в 0/00 .

 

J = Н / Lp

(2.10)

Речную систему можно представить в

виде гидрографической

     

 

схемы реки (рис. 1.1). Для построения схемы используются данные таблицы 2.3 Главная река изображается в виде отрезков прямой линии; притоки первого порядка – в виде отрезков прямой, расположенных под углом 45° к главной реке. Притоки второго, третьего и т.д. порядков изображаются аналогично притокам первого порядка. Схема строиться кратностью 1:1, 1:2, 1:5, 1:10 к масштабу карты. На схеме стрелкой показывается направление течения реки, подписываются названия притоков и их длины в км.

 

 

12


 

Рисунок 1.1. Гидрографическая схема р. Ислочь

 













Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение бассейна реки и водосбора реки. В каких случаях бассейн больше водосбора.

2. Почему для Тюменской области характерно превышение площади бассейна реки над ее водосбором?

 

2. Назовите основные физико-географические факторы,

 

определяющие размеры бассейна, коэффициенты асимметрии, развития водораздельной линии, густоты речной сети.

 

3. С какой целью определяются коэффициенты лесистости,

 

озерности, заболоченности бассейна?

 

13



Практическая работа №3

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 617.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...