Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закрепление изученного материала.




Вопросы для закрепления знаний.

— Какие формирования были историческими предшественниками войск гражданской обороны?

—Когда войска гражданской обороны вошли в состав МЧС?

—Какова организация войск гражданской обороны?

—Какие задачи выполняют войска гражданской обороны при организации и ведении в государстве мероприятий по гражданской обороне? В чем состоят задачи войск гражданской обороны при чрезвы­чайных ситуациях в мирное время?

—Какие задачи выполняют войска гражданской обороны при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций?

 

                                                          Уроки 9-11

       Современные средства поражения, их характеристика, поражающие факторы.

 

Учебные вопросы:

1.Ядерное оружие.

2. Химическое оружие.

3. Биологическое оружие.

 

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о современных средствах поражения, их характеристиках, поражающих факторах.

 

Основное содержание урока

Ядерное оружие — оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии. Ядерное оружие — одно из самых разрушительных средств ведения войны — входит в число основных видов оружия массового поражения. Оно включает в себя различные ядерные боеприпасы (боевые части ракет и торпед, авиационные и глубинные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, снабженные ядерными зарядными устройствами), средства управления ими и средства доставки их к цели (носители). Поражающее действие ядерного оружия основано на энергии, выделяющейся при ядерных взрывах.

   

Поражающие факторы ядерного взрыва — ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс.

   

Ударная волна — основной поражающий фактор ядерного взрыва, так как большинство разрушений и повреждений сооружений, зданий, а также поражений людей обусловлены ее воздействием.

   

Световое излучение — это поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Его источник — светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва и раскаленным воздухом. Проникающая радиация — это поток гамма-лучей и нейтронов. Источниками его служат ядерные реакции деления и синтеза, протекающие в боеприпасе в момент взрыва, а также радиоактивный распад осколков (продуктов) деления в облаке взрыва.

   

Время действия проникающей радиации на наземные объекты составляет 15—25 с.

   

Радиоактивное заражение. Основные его источники — продукты деления ядерного заряда и радиоактивные изотопы, образующиеся в результате воздействия нейтронов на материалы, из которых изготовлен ядерный боеприпас, и на некоторые элементы, входящие в состав грунта в районе взрыва. Наиболее опасно в первые часы после выпадения радиоактивных осадков.

   

Электромагнитный импульс — это кратковременное электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса в результате взаимодействия испускаемых при этом гамма-лучей и нейтронов с атомами окружающей среды. Следствием его воздействия может быть выход из строя отдельных элементов радиоэлектронной и электротехнической аппаратуры. Поражение людей возможно только в тех случаях, когда они в момент взрыва соприкасаются с проводными линиями.

   

Химическое оружие — это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ. К нему относят боевые отравляющие вещества и средства их применения.

   

Отравляющие вещества (ОВ) — это химические соединения, которые способны поражать людей и животных на больших площадях, проникать в различные сооружения, заражать местность и водоемы. Ими снаряжают ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические фугасы, а также выливные авиационные приборы (ВАП). Применяют ОВ в капельно-жидком состоянии, в виде пара и аэрозоля. Проникать в организм человека и поражать его они могут через органы дыхания, органы пищеварения, кожу и глаза.

   

По действию на организм человека отравляющие вещества подразделяют на нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые, раздражающие и психохимические.

   

Отравляющие вещества нервно-паралитического действия (Ви-Икс, зарин) поражают нервную систему при действии на организм через органы дыхания, при проникновении в парообразном и капельно-жидком состоянии через кожу, а также при попадании в желудочно-кишечный тракт вместе с пищей и водой.

   

Отравляющие вещества кожно-нарывного действия (иприт) обладают многосторонним поражающим действием. В капельно-жидком и парообразном состоянии они поражают кожу и глаза, при вдыхании паров — дыхательные пути и легкие, при попадании с пищей и водой — органы пищеварения.

   

Отравляющие вещества удушающего действия (фосген) воздействуют на организм через органы дыхания.

   

Отравляющие вещества общеядовитого действия (синильная кислота и хлорциан) поражают человека только при вдыхании им воздуха, зараженного их парами (через кожу они не действуют).

   

Отравляющие вещества раздражающего действия (Си-Эс, адамсит и др.) вызывают острое жжение и боль во рту, горле и в глазах, сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания.

   

Отравляющие вещества психохимического действия (Би-Зет) специфически действуют на центральную нервную систему и вызывают психологические (галлюцинации, страх, подавленность) или физические (слепота, глухота) расстройства.

   

По тактическому назначению отравляющие вещества подразделяют на группы в зависимости от характера поражающего действия: смертельные, временно выводящие живую силу из строя и раздражающие.

   

Отравляющие вещества смертельного действия предназначены для смертельного поражения противника или вывода его из строя на длительный срок. К таким ОВ относятся зарин, зоман, Ви-Икс, иприт, синильная кислота, хлорциан, фосген.

   

К отравляющим веществам, временно выводящим из строя, относятся психохимические вещества, которые действуют на нервную систему людей и вызывают у них временные психические расстройства (Би-Зет).

   

Раздражающие отравляющие вещества (полицейские) поражают чувствительные нервные окончания слизистых оболочек верхних дыхательных путей и действуют на глаза. К ним относятся хлорацетофенон, адамсит, Си-Эс, Си-Ар.

   

Бактериологическое оружие — это специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряженные биологическими средствами. Это оружие предназначено для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур. Поражающее действие его основано на использовании болезнетворных свойств микробов — возбудителей заболеваний людей, животных и сельскохозяйственных растений.

   

Болезнетворные микробы — это большая группа мельчайших живых существ, которые могут вызывать различные инфекционные заболевания. В зависимости от биологических особенностей болезнетворные микробы подразделяют на бактерии, вирусы, риккетсии и грибки.

   

К классу бактерий относятся возбудители чумы, холеры, сибирской язвы, сапа.

   

Вирусы вызывают заболевание натуральной оспой и желтой лихорадкой.

   

Риккетсии являются возбудителями сыпного тифа и пятнистой лихорадки Скалистых гор.

   

Тяжелые болезни (бластомикоз, гистоплазмоз и др.) вызываются грибками.

   

К насекомым — вредителям сельскохозяйственных культур относятся колорадский жук, саранча, гессенская муха. Колорадский жук — опасный вредитель картофеля, томатов, капусты, баклажанов, табака. Саранча уничтожает различные сельскохозяйственные растения. Гессенская муха поражает пшеницу, ячмень и рожь.

   

Обычное оружие составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, зенитные, авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы и ракеты в обычном снаряжении (осколочные, фугасные, кумулятивные, бетонобойные, объемного взрыва), а также зажигательные боеприпасы и огнесмеси.

   

Осколочные боеприпасы предназначены главным образом для поражения людей убойными элементами (шарики, иголки) и осколками.

   

Фугасные боеприпасы предназначены для поражения ударной волной и осколками больших

   

наземных объектов (промышленные и административные здания, железнодорожные узлы и т. д.).

   

Кумулятивные боеприпасы предназначены для поражения бронированных целей. Принцип их действия основан на прожигании преграды толщиной в несколько десятков сантиметров мощной струей газов высокой плотности с температурой 6000—7000 °С.

   

Бетонобойные боеприпасы предназначены для разрушения взлетно-посадочных полос аэродромов и других объектов, имеющих бетонное покрытие.

   

Боеприпасы объемного взрыва предназначены для поражения воздушной ударной волной и огнем людей, зданий, сооружений и техники.

   

Зажигательные боеприпасы. Их поражающее действие на людей, технику и другие объекты основано на непосредственном воздействии высоких температур. К этому виду оружия относятся зажигательные вещества и средства их боевого применения.

   

Зажигательные вещества подразделяют на три основные группы: составы на основе нефтепродуктов; металлизированные зажигательные смеси; термиты и термитные составы. Особую группу зажигательных веществ составляют обычный и пластифицированный фосфор, щелочные металлы, а также смеси, самовоспламеняющиеся на воздухе.

       

 

Заключение. Повторить основные положения урока и проверить, как понята тема.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение и характеристику ядерного оружия.

2. Назовите виды ядерных взрывов и коротко расскажите о каждом из них.

3. Что называется эпицентром ядерного взрыва?

4. Перечислите поражающие факторы ядерного взрыва и дайте их характеристику.

5. Охарактеризуйте зоны радиоактивного заражения.

6. Что такое химическое оружие?

7. Назовите признаки применения химического оружия.

8. Дайте определение ОВ и расскажите, как их классифицируют.

9. Назовите основные характеристики химического заражения.

10. Что понимают под бактериологическим (биологическим) оружием?

11. Назовите способы применения биологического оружия.

 

Домашнее задание. Учебник ОБЖ-10 кл. стр.90-106

 

 

                  

                                                                 Урок 12

       Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в

           чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Цель проведения: по окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление

                                об оповещении и информировании населения об опасностях,   

                                 возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

 

Используемая литература: Федеральный Закон «О защите населения и территорий от

                                                 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

                                                 характера».

                                                Федеральный Закон «О гражданской обороне».

                                                 Учебник ОБЖ 10 класс под редакцией: В.И. Латчук,

                                                  В.В.Марков, С.К.Миронов, С.И.Вангородский.

 

Учебные вопросы:

1. Основные способы оповещения населения.

2. Вспомогательные средства оповещения населения.

3. Порядок проведения оповещения населения.

 

                                                   

                                              Основное содержание урока:

                 Важное условие своевременного принятия необходимых мер по защите населения от ЧС в мирное и военное время – оповещение. Под ним понимают доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о ЧС через систему оповещения РСЧС. 

 

 Применяют ручной и автоматизированный способы оповещения:

   - ручной способ заключается в передаче специальной телеграммы с пункта управления ГОЧС по государственным каналам связи телеграфистами Министерства связи;

    - оповещение автоматизированным способом осуществляют по государственным каналам связи с использованием специальной аппаратуры и технических средств.

            Система оповещения РСЧС обеспечивает доведение сигналов и информации по каналам телефонной связи до региональных центров ГОЧС, а по радиовещательной сети – до органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации. На федеральном и местном уровнях функционируют территориальные системы оповещения.

              В качестве средств оповещения используют звуковые излучатели (электросирены), сети радио-, теле- и проводного вещания.

               Кроме упомянутых можно применять вспомогательные средства оповещения на ограниченных территориях: сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции. Их применение позволяет проводить оповещение в ночное время, когда основные средства – квартирные громкоговорители, радиоприемники и телевизоры – выключены. На шумных производствах и в лечебных учреждениях могут быть установлены световые табло (транспаранты) с текстами поступивших сигналов и команд. В качестве вспомогательных средств возможно использование гудков производственных предприятий и звуковых сигналов транспортных средств.

               Передачу сигналов оповещения проводят по всем средствам вещания и связи вне всякой очереди. Органы управления ГОЧС всех уровней обязаны дублировать полученные ими сигналы. Для обеспечения своевременности и надежности оповещение населения в чрезвычайных ситуациях производят в следующем порядке:

    - для привлечения внимания людей перед передачей речевой информации включают электросирены, производственные гудки и другие сигнальные средства. Это означает подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!», по которому необходимо включить радио, телевизионные приемники, громкоговорители;

     - по этому сигналу немедленно приводят в готовность радиотрансляционные узлы, радиовещательные и телевизионные станции, сети наружной звукофикации;

      - до населения доводят соответствующие сообщения и указания по средствам проводного, радио – и телевещания.

                Типовые тексты информации для населения в ЧС заранее разработаны органами управления ГОЧС и записаны на магнитные носители на русском и национальных языках.

 

          

Заключение: повторить основные положения и проверить как понята тема.

 

Вопросы для проверки полученных знаний:

 

1. Дайте определение понятия «оповещение».

2. Какими способами осуществляют оповещение?

3. Что относится к вспомогательным средствам оповещения? Приведите примеры.

4. В каком порядке проводят оповещение граждан?

 

Домашнее задание: Учебник ОБЖ 10 класс Глава 9 п.9.1 стр.112-115.

 

                           

 

                                                                        Урок 13.

 Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

Цели урока. Изучить: понятие, характеристики и устройство убежища. Ознакомиться с назначением и устройством противорадиационных и простейших укрытий.

Ход урока

Организационный момент.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...