![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности
Прежде чем приступить к рассмотрению самой системы законодательства, регулирующей отношения в обществе по вопросам безопасности, необходимо вспомнить, что такое безопасность и какова ее структура. Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности, государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность». Закон РФ «О безопасности», ст.1. Только в условиях безопасности общество может нормально существовать и развиваться. Обеспечить безопасность способно государство, т.к. оно располагает необходимыми ресурсами. Но распоряжаться ресурсами государство должно разумно, исходя из определенного плана, концепции. Поэтому, прежде чем ресурсами распоряжаться, государство обязано свою концепцию изложить, опубликовать, чтобы население понимало, почему принято то или иное распорядительное решение. В нашей стране принята «Концепция национальной безопасности». На ее основе были приняты «Военная доктрина» и «Морская доктрина» России. На основании концептуальных документов принимаются документы распорядительные — законы, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативно-правовые и иные акты. Все нормативно-правовые акты имеют определенную правовую силу. Высшей правовой силой обладает Конституция (Основной закон) РФ. Она устанавливает границы (пределы) права, основные правовые принципы, полномочия органов власти, форму и цели государства. Ей не должен противоречить ни один нормативно-правовой акт, издающийся в стране. Конечно, Конституция не может предусмотреть все механизмы реализации прав и свобод граждан. Поэтому безопасность определяется другими нормативно-правовыми актами — законами РФ. В настоящее время действует несколько законов. Например, в законе РФ «О безопасности» рассматриваются следующие вопросы: • Понятие безопасности и ее объекты. • Субъекты обеспечения безопасности. • Угроза безопасности. • Обеспечение безопасности. • Принципы обеспечения безопасности. • Законодательные основы обеспечения безопасности. • Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности. • Система безопасности Российской Федерации. • Полномочия Совета безопасности Российской Федерации. • Финансирование деятельности по обеспечению безопасности • Контроль и надзор за деятельностью по обеспечению безопасности Другие законы, относящиеся к системе законодательства, регулирующего деятельность государства по обеспечению безопасности, устанавливают нормы права, действующие либо в конкретной ситуации, угрожающей безопасности граждан, общества и государства, либо по одному из направлений обеспечения безопасности. Так, например, закон «Об обороне» составляет законодательную базу деятельности государства по обеспечению военной безопасности общества и государства, закон «О пожарной безопасности» — по вопросам предупреждения пожаров, а закон «О защите населения им территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» — по вопросам защиты от природных и техногенных ЧС. В законодательных актах решается важнейший вопрос — определение правомочий органов власти и управления в вопросах обеспечения безопасности. Любое правомочие состоит из прав, обязанностей и компетенции органа власти (управления). Компетенция определяется кругом вопросов, в пределах которого орган власти (управления) имеет право пользоваться предоставленными ему правами и возлагать на себя обязанности. Правомочия Министерства обороны, Генерального штаба устанавливает закон «Об обороне», органов Гражданской обороны — закон «О гражданской обороне» и так далее. В обеспечении безопасности главная роль принадлежит государству, и мы с вами убедились, что оно возлагает на себя обширные обязанности и закрепляет их в системе законодательных актов. В то же время государство — это один из способов самоорганизации общества, а общество — это люди. Без них, без их активного участия невозможно решить ни одного вопроса, касающегося жизни и деятельности государства. Если государство решает проблему, за которой стоит само её существование, а также жизни, здоровье, благополучие людей, государство может принудить своих граждан к участию в решении этой проблемы, возложив на них определенные обязанности. В нашей стране государство возложило на граждан обязанность участвовать в обеспечении обороны своего отечества через обязанность служить в Вооруженных силах и иных формированиях, в которых предусмотрена военная служба. Это положение установлено Конституцией России, статья 59 и законом РФ «О воинской обязанности и военной службе». Обязанности по некоторым другим направлениям обеспечения безопасности, например по пожарной безопасности, возлагаются и на общественные и иные организации, которые имеют статус юридических лиц. Таким образом, основными нормативно-правовыми актами по обеспечению безопасности в нашей стране являются: КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от30 мая 2001 года № 3-ФКЗ. Федеральный закон «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2646-1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года № 117-Ф31 Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ Основные задачи законодательства по обеспечению безопасности: 1. Определение роли государства в решении проблемы безопасности 2. Создание и законодательное закрепление системы безопасности, состоящей из органов государственной власти и управления, законодательных актов и материальных ресурсов. 3. Определение правомочий органов и служб, входящих в систему безопасности. 4. Определение мер, предпринимаемых государством по предупреждению опасных и чрезвычайных ситуаций. 5. Установление обязанностей граждан и юридических лиц по обеспечению безопасности.
Закон и его предназначение
Подведение итогов урока. Вопросы для закрепления знаний. — Когда и каким органом власти была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях? —Каким законодательным актом определены ее цели и задачи? —Какие основные задачи РСЧС вы знаете? —Какова структура РСЧС по предназначению? —Какова иерархическая структура РСЧС? —Что является управляющим и организующим центром РСЧС? —Какие формирования, кроме сил и средств РСЧС, могут быть привлечены к ликвидации последствий ЧС? Домашнее задание. Урок 8 |
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 531. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |