Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности




Прежде чем приступить к рассмотрению самой системы законодательства, регулирующей отношения в обществе по вопросам безопасности, необходимо вспомнить, что такое безопасность и какова ее структура.

Безопасность — состояние защищенности жизненно важных инте­ресов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее пра­ва и свободы; общество — его материальные и духовные ценности, государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность». Закон РФ «О безопасности», ст.1.

Только в условиях безопасности общество может нормально существовать и развиваться. Обеспечить безопасность способно государство, т.к. оно располагает необходимыми ресурсами. Но распоряжаться ресурсами государство должно разумно, исходя из определенного плана, концепции. Поэтому, прежде чем ресурсами распоряжаться, государство обязано свою концепцию изложить, опубликовать, чтобы население понимало, почему принято то или иное распорядительное решение. В нашей стране принята «Концепция национальной безопасности». На ее основе были приняты «Военная доктрина» и «Морская доктрина» России. На основании концептуальных документов прини­маются документы распорядительные — законы, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативно-правовые и иные акты.

Все нормативно-правовые акты имеют определенную правовую силу. Высшей правовой силой обладает Конституция (Основной за­кон) РФ. Она устанавливает границы (пределы) права, основные пра­вовые принципы, полномочия органов власти, форму и цели государства. Ей не должен противоречить ни один нормативно-правовой акт, издающийся в стране.

Конечно, Конституция не может предусмотреть все механизмы реализации прав и свобод граждан. Поэтому безопасность определяется другими нормативно-правовыми актами — законами РФ. В настоящее время действует несколько законов. Например, в законе РФ «О безопасности» рассматриваются следующие вопросы:  

• Понятие безопасности и ее объекты.

• Субъекты обеспечения безопасности.

• Угроза безопасности.                                         

• Обеспечение безопасности.

• Принципы обеспечения безопасности.

• Законодательные основы обеспечения безопасности.

• Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безо­пасности.

• Система безопасности Российской Федерации.

• Полномочия Совета безопасности Российской Федерации.

• Финансирование деятельности по обеспечению безопасности

• Контроль и надзор за деятельностью по обеспечению безопасности

Другие законы, относящиеся к системе законодательства, регули­рующего деятельность государства по обеспечению безопасности, ус­танавливают нормы права, действующие либо в конкретной ситу­ации, угрожающей безопасности граждан, общества и государства, либо по одному из направлений обеспечения безопасности. Так, на­пример, закон «Об обороне» составляет законодательную базу де­ятельности государства по обеспечению военной безопасности обще­ства и государства, закон «О пожарной безопасности» — по вопросам предупреждения пожаров, а закон «О защите населения им террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе­ра» — по вопросам защиты от природных и техногенных ЧС.

В законодательных актах решается важнейший вопрос — опреде­ление правомочий органов власти и управления в вопросах обеспече­ния безопасности. Любое правомочие состоит из прав, обязанностей и компетенции органа власти (управления). Компетенция определяется кругом вопросов, в пределах которого орган власти (управления) име­ет право пользоваться предоставленными ему правами и возлагать на себя обязанности. Правомочия Министерства обороны, Генерального штаба устанавливает закон «Об обороне», органов Гражданской оборо­ны — закон «О гражданской обороне» и так далее.

В обеспечении безопасности главная роль принадлежит государст­ву, и мы с вами убедились, что оно возлагает на себя обширные обязан­ности и закрепляет их в системе законодательных актов. В то же время государство — это один из способов самоорганизации общества, а обще­ство — это люди. Без них, без их активного участия невозможно решить ни одного вопроса, касающегося жизни и деятельности государства. Если государство решает проблему, за которой стоит само её существование, а также жизни, здоровье, благополучие людей, государство может принудить своих граждан к участию в решении этой проблемы, возложив на них определенные обязанности. В нашей стране государство возложило на граждан обязанность участвовать в обеспечении обороны своего отечества через обязанность служить в Вооруженных силах и иных формированиях, в которых предусмотрена военная служба. Это положение установлено Конституцией России, статья 59 и законом РФ «О воинской обязанности и военной службе». Обязанности по некоторым другим направлениям обеспечения безопасности, например по пожарной безопасности, возлагаются и на общественные и иные организации, которые имеют статус юридических лиц.

Таким образом, основными нормативно-правовыми актами по обеспечению безопасности в нашей стране являются:

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от30 мая 2001 года № 3-ФКЗ. Федеральный закон «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2646-1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года № 117-Ф31 Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ

Основные задачи законодательства по обеспечению безопасности:

1. Определение роли государства в решении проблемы безопасности

2. Создание и законодательное закрепление системы безопасности, состоящей из органов государственной власти и управления, законодательных актов и материальных ресурсов.

3. Определение правомочий органов и служб, входящих в систему безопасности.

4. Определение мер, предпринимаемых государством по предуп­реждению опасных и чрезвычайных ситуаций.

5. Установление обязанностей граждан и юридических лиц по обеспечению безопасности.

 

Закон и его предназначение

Название и год принятия закона Предназначение закона Устанавливает ли обязанности граждан?
Федеральный закон «О без­опасности» от 5 марта 1992 года №2646-1 уста­навливает обязанность всех органов государственной власти и управления обеспечивать безопасность граждан, общества и государства, вводит систему безопасности России. нет
Федеральный закон «О про­тиводействии террориз­му» от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ Вводит государст­венную систему противодействия терроризму, устанавливает правомочия входящих в нее органов. нет
Федеральный закон «О пожарной безопаснос­ти» от 21 декабря 1994 го­да N 69-ФЗ Вводит государственную систему по­жарной безопасности, устанавливает правомочия входящих в нее органов. нет
Федеральный закон «О во­инской обязанности и во­енной службе» от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ Понятия «воинская обязанность» и «военная служба» определяет порядок Подготовки к военной службе, поступления (призыва) на нее, прохождения военной служ­бы, увольнения с нее и других вопросов, с ней связанных. Устанавливает и конкретизирует воинскую обязанность граждан Российской Федерации.

 

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

— Когда и каким органом власти была создана Россий­ская система предупреждения и действий в чрезвычай­ных ситуациях?

—Каким законодательным актом определены ее цели и задачи?

—Какие основные задачи РСЧС вы знаете?

—Какова структура РСЧС по предназначению?

—Какова иерархическая структура РСЧС?

—Что является управляющим и организующим центром РСЧС?

—Какие формирования, кроме сил и средств РСЧС, могут быть привлечены к ликвидации последствий ЧС?

Домашнее задание.



Урок 8










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 441.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...